Поговорим об истории (1 час) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поговорим об истории (1 час)

2017-06-12 279
Поговорим об истории (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно увеличивается на 15%, а из числа пострадавших более 80% становятся инвалидами (по А.М. Якупову, Магнитогорск).

Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДЦ) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Однако это требование Закона в настоящее время в Санкт-Петербурге не выполняется. Мероприятия, направленные на снижение ДЦТТ административными методами, являются несостоятельными. Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 -35% детей.

Решение проблемы снижения роста ДЦТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДЦ, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:

  • значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды; •^ нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;
  • воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального образования.

В этих условиях актуальность создания учебного модуля курса ОБЖ «Дорожная безопасность» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДЦТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий.

Для Санкт-Петербурга проблема дорожной безопасности является особенно актуальной. В связи с отсутствием в действующем Базовом учебном плане курса ОБЖ в 1 -4 классах возникает реальная угроза роста ДЦТТ. Если до второй половины XX века Ленинград был образцовым городом по культуре "дорожного движения, то в настоящее

время Санкт-Петербург из 125 крупнейших городов России имеет наихудший показатель детского дорожно-транспортного травматизма.

Место модуля в образовательном процессе. Учебный модуль «Дорожная безопасность» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений.

Модули - это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания.

Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы: принцип модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности.

Модульная система организации образовательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности задач, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, Типовая структура учебного модуля включает:

1. Блок входа, выполняющий функции диагностики. Он позволяет определить степень
нормативной готовности работать с предлагаемой информацией.

2. Блок первоначально целостного представления содержания. Обеспечивает
прогностически панорамное видение проблематики с выделением крупных
структурных узлов. Технологическая функция - погружение в проблему, рамочное
представление объема и структуры содержания, подлежащего усвоению.

3. Теоретический блок. Содержит последовательную развертку содержания в
соответствии с логикой предыдущего блока в контексте определенной проблематики.
Задает линейное движение внутри очерченных рамок, наглядно представленное в
логической последовательности.

4. Блок генерализации (сжатого обобщения). Концентрированное представление
пройденного материала в удобной для запоминания форме (графической, символьной,
мнемотехнической и др.) Закрепление материала практическими занятиями.

5. Блок контроля. Обеспечивает обратную связь и гарантию готовности к работе со
следующим модулем.

Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учитель формулирует дидактическую цель, включающую в себя:

  • образовательный аспект, предусматривающий четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и учебных), ликвидацию конкретных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • воспитательный аспект, включающий в себя формирование основных мировоззренческих идей, культуры безопасности и качеств личности (нравственных, эстетических, экологических);
  • развивающий аспект предполагает овладение основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизацию и т.д.); реализацию реальных возможностей для развития речи у учащихся;
  • овладение всеми видами памяти; развитие познавательных интересов; развитие самостоятельности.

Учебные задания по форме могут быть разнообразными: задания, заучивание, контрольные работы, лабораторные работы, практические упражнения, участие в работе малых групп, доклады, рефераты. В последнее время для контроля знаний активно пользуются тестовыми заданиями.

С целью стимулирования планомерной работы учащихся, устранения субъективизма преподавателя, в модульном обучении используется накопительная оценка, предусматривающая вариативность результатов образования и способствующая проявлению индивидуально-личностных особенностей учащихся.

Накопительная система позволяет использовать рейтинговый балл для разных видов деятельности школьника.

Результаты освоения модульной программы (накопительная оценка) могут фиксироваться в маршрутной книжке и в собственном журнале учета достижений учащегося (портфолио).

В конце освоения модульной программы каждый ученик получает реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. По результатам сравнения реального и максимального рейтингового баллов выставляется окончательная оценка. Учебный модуль «Дорожная безопасность» основывается на специфических принципах:

- модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития.

- принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и
развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на
всех этапах: начального, основного и среднего образования;

- принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во
всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях с 1-го по 9-й
класс.

- принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи
обязательного экзамена по ПДЦ для водителей категории «А» или «В» и, по желанию,
сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего
удостоверения водителя (в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О
безопасности дорожного движения»).

Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД),
необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя

велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

- овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» -ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на
дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных
опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других
участников дорожного движения.

Важнейшим аспектом создания организационно-педагогических условий изучения вопросов дорожной безопасности является мотивация у учащихся к обучению ПДД. Для этого предусматривается оценивание результатов обучения каждого учащегося в виде портфолио. В портфолио заносятся результаты зачетов на всех этапах обучения, достижения во внеурочных дополнительных мероприятиях, а также замечания сотрудников ГИБДД о правонарушениях, допущенных учащимся.

Для объективности оценивания достижений учащихся зачеты на этапах обучения рекомендуем принимать совместно с инспектором ГИБДД, курирующим образовательное учреждение. Предполагается принятие зачетов у учащихся производить на уроках ОБЖ или во внеурочное время.

Вся информация портфолио заносится в зачетную книжку и может служить основанием для обучения автоделу в межшкольных учебных комбинатах и получения прав управления автомобилем и механическими транспортными средствами категории А или В.

Для выполнения поставленной цели необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров; разработать учебно-методическую базу реализации программы.

При определении необходимого количества часов для осуществления программы учитывались:

  • Минимальный объем содержания программы;

· Педагогическая целесообразность обучения Правилам и безопасному поведению детей на дорогах в зависимости от количества учебных часов, отводимых на обучение;

· Реальная возможность изыскать минимально необходимое количество часов без ущерба для других разделов курса ОБЖ.


Учебно-тематический план (1 класс)

 

Наименование темы Часы
  Поговорим об истории  
  Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы  
  Нерегулируемые перекрестки  
  Регулируемые перекрестки. Светофор.  
  Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае  
  Дорожные знаки  
  Где можно и где нельзя играть  
  Зачет  
  ИТОГО  

 

Содержание

Дорожные знаки (1 час)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

7. Где можно и где нельзя играть (1 час)

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

Учебно-тематический план (2 класс)

 

Наименование темы Часы
  Дорога, ее элементы и правила поведения на ней  
  Пешеходные переходы  
  Нерегулируемые перекрестки  
  Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы  
  Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае  
  Дорожные знаки  
  Где можно и где нельзя играть  
  Зачет  
  ИТОГО  

Содержание

Дорожные знаки (1 час)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети»,

«Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Содержание

Содержание

Пешеходные переходы (2 час)

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.

4. Нерегулируемые перекрестки (1 часа)

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.

6. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)

Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок).

7. Поездка за город (1 час)

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Содержание

Содержание

1. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности (3 часа)

Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Мероприятия по организации дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка..

Содержание

Движение пешеходов (1 час)

Где и как могут двигаться пешеходы. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Движение в жилых зонах пешеходов и транспорта. Предупреждающие сигналы водителей. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. Спецсигналы и опознавательные знаки транспортных средств. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.

Содержание

Содержание

Требования к уровню образованности

Начальная школа Учащиеся должны знать:

1. Требования ПДД для пешеходов.

2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.

3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и
заснеженной дороге.

4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п.

5. Правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в
транспорт и выходе из него, правила перехода дороги.

6. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и
скейтбордах.

Учащиеся должны уметь:

1. Определять места перехода через проезжую часть.

2. Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через
дорогу.

3. Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость и расстояние
до него.

4. Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

5. Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо
предмет на проезжую часть и т.п.

6. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

7. Определять безопасный путь в школу, кружок, магазин и т.п. и пользоваться им.

8. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.

Основная школа

Учащиеся должны знать:

1. Причины дорожного травматизма.

2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик,
дорожные знаки и разметка) и распознавать их конкретное значение.

3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых
перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей
пешеходами и велосипедистами.

4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.

5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.

6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного
происшествия.

Учащиеся должны уметь:

1. Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.

2. Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при
пересечении железнодорожных путей.

3. Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.

4. Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.

5. Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.

6. Применять практические умения, полученные в начальной школе.

 

Средняя школа

Учащиеся должны знать:

1. Кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и

возможности.

2. Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать
свое место в нем и понимать свою личную ответственность, как участника движения.

3. Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей.

4. Порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем.

Учащиеся должны уметь:

1. Оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении.

2. Применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях.

3. Действовать при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.

4. Применять практические умения, полученные в начальной и основной школах.

 

Список литературы

Основная литература

1. Сосунова Е.М., Форштат МЛ. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ».-1997.

2. Сосунова Е.М., Форштат МЛ. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 5 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.

3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 6 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.

4. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения.
I часть. - СПб., «Лики России», 2004.

5. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного
движения. I часть,- СПб., «Лики России», 2004.

6. Правила дорожного движения РФ.
Дополнительная литература

1. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.

2. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-
методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.

3. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности».-СПб.: Просвещение, 2002.

4. Титов СВ., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

5. Шорыгина ТА. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб,

2003.

6. Форштат МЛ., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге.
Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения- СПб,
2001.

7. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный
уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». -
СПб, 2000.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно увеличивается на 15%, а из числа пострадавших более 80% становятся инвалидами (по А.М. Якупову, Магнитогорск).

Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДЦ) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Однако это требование Закона в настоящее время в Санкт-Петербурге не выполняется. Мероприятия, направленные на снижение ДЦТТ административными методами, являются несостоятельными. Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 -35% детей.

Решение проблемы снижения роста ДЦТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДЦ, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:

  • значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды; •^ нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;
  • воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального образования.

В этих условиях актуальность создания учебного модуля курса ОБЖ «Дорожная безопасность» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДЦТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий.

Для Санкт-Петербурга проблема дорожной безопасности является особенно актуальной. В связи с отсутствием в действующем Базовом учебном плане курса ОБЖ в 1 -4 классах возникает реальная угроза роста ДЦТТ. Если до второй половины XX века Ленинград был образцовым городом по культуре "дорожного движения, то в настоящее

время Санкт-Петербург из 125 крупнейших городов России имеет наихудший показатель детского дорожно-транспортного травматизма.

Место модуля в образовательном процессе. Учебный модуль «Дорожная безопасность» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений.

Модули - это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания.

Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы: принцип модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности.

Модульная система организации образовательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности задач, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, Типовая структура учебного модуля включает:

1. Блок входа, выполняющий функции диагностики. Он позволяет определить степень
нормативной готовности работать с предлагаемой информацией.

2. Блок первоначально целостного представления содержания. Обеспечивает
прогностически панорамное видение проблематики с выделением крупных
структурных узлов. Технологическая функция - погружение в проблему, рамочное
представление объема и структуры содержания, подлежащего усвоению.

3. Теоретический блок. Содержит последовательную развертку содержания в
соответствии с логикой предыдущего блока в контексте определенной проблематики.
Задает линейное движение внутри очерченных рамок, наглядно представленное в
логической последовательности.

4. Блок генерализации (сжатого обобщения). Концентрированное представление
пройденного материала в удобной для запоминания форме (графической, символьной,
мнемотехнической и др.) Закрепление материала практическими занятиями.

5. Блок контроля. Обеспечивает обратную связь и гарантию готовности к работе со
следующим модулем.

Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учитель формулирует дидактическую цель, включающую в себя:

  • образовательный аспект, предусматривающий четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и учебных), ликвидацию конкретных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • воспитательный аспект, включающий в себя формирование основных мировоззренческих идей, культуры безопасности и качеств личности (нравственных, эстетических, экологических);
  • развивающий аспект предполагает овладение основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизацию и т.д.); реализацию реальных возможностей для развития речи у учащихся;
  • овладение всеми видами памяти; развитие познавательных интересов; развитие самостоятельности.

Учебные задания по форме могут быть разнообразными: задания, заучивание, контрольные работы, лабораторные работы, практические упражнения, участие в работе малых групп, доклады, рефераты. В последнее время для контроля знаний активно пользуются тестовыми заданиями.

С целью стимулирования планомерной работы учащихся, устранения субъективизма преподавателя, в модульном обучении используется накопительная оценка, предусматривающая вариативность результатов образования и способствующая проявлению индивидуально-личностных особенностей учащихся.

Накопительная система позволяет использовать рейтинговый балл для разных видов деятельности школьника.

Результаты освоения модульной программы (накопительная оценка) могут фиксироваться в маршрутной книжке и в собственном журнале учета достижений учащегося (портфолио).

В конце освоения модульной программы каждый ученик получает реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. По результатам сравнения реального и максимального рейтингового баллов выставляется окончательная оценка. Учебный модуль «Дорожная безопасность» основывается на специфических принципах:

- модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития.

- принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и
развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на
всех этапах: начального, основного и среднего образования;

- принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во
всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях с 1-го по 9-й
класс.

- принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи
обязательного экзамена по ПДЦ для водителей категории «А» или «В» и, по желанию,
сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего
удостоверения водителя (в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О
безопасности дорожного движения»).

Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД),
необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя

велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

- овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» -ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на
дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных
опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других
участников дорожного движения.

Важнейшим аспектом создания организационно-педагогических условий изучения вопросов дорожной безопасности является мотивация у учащихся к обучению ПДД. Для этого предусматривается оценивание результатов обучения каждого учащегося в виде портфолио. В портфолио заносятся результаты зачетов на всех этапах обучения, достижения во внеурочных дополнительных мероприятиях, а также замечания сотрудников ГИБДД о правонарушениях, допущенных учащимся.

Для объективности оценивания достижений учащихся зачеты на этапах обучения рекомендуем принимать совместно с инспектором ГИБДД, курирующим образовательное учреждение. Предполагается принятие зачетов у учащихся производить на уроках ОБЖ или во внеурочное время.

Вся информация портфолио заносится в зачетную книжку и может служить основанием для обучения автоделу в межшкольных учебных комбинатах и получения прав управления автомобилем и механическими транспортными средствами категории А или В.

Для выполнения поставленной цели необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров; разработать учебно-методическую базу реализации программы.

При определении необходимого количества часов для осуществления программы учитывались:

  • Минимальный объем содержания программы;

· Педагогическая целесообразность обучения Правилам и безопасному поведению детей на дорогах в зависимости от количества учебных часов, отводимых на обучение;

· Реальная возможность изыскать минимально необходимое количество часов без ущерба для других разделов курса ОБЖ.


Учебно-тематический план (1 класс)

 

Наименование темы Часы
  Поговорим об истории  
  Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы  
  Нерегулируемые перекрестки  
  Регулируемые перекрестки. Светофор.  
  Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае  
  Дорожные знаки  
  Где можно и где нельзя играть  
  Зачет  
  ИТОГО  

 

Содержание

Поговорим об истории (1 час)

Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай, троллейбус. Для че


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.