Характеристика базы исследования и выборки — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Характеристика базы исследования и выборки

2017-06-11 786
Характеристика базы исследования и выборки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование проводилось на базе Светлогорского дошкольного учреждения образования № 8 «Чабарок». В этом детском саду есть группы, занимающиеся по общебелорусской программе «Пралеска», которая ориентирована на развитие словесно-логического мышления, расширение словарного запаса, подготовку к школе. В ней уделяется внимание и сенсорному развитию дошкольника, однако это направление не является ведущим.

В то же время в данном учреждении есть группы, занимающиеся по методу Марии Монтессори. В группах организована специальная среда, используются специализированные игрушки. Повышенное внимание воспитателей направлено на развитие сенсорных процессов у дошкольников.

Таким образом, используя в качестве базы исследования дошкольное учреждение № 8, мы получили возможность сравнивать результаты экспериментальной группы (группы, занимающейся по методу Марии Монтессори) и контрольной группы (группы с традиционной программой).

Для участия в исследовании были по характеристикам воспитателей отобраны дети, которые не отличаются ни выраженными талантами, ни заметным отставанием в развитии — такой подход позволил нам усреднить показатели и в дальнейшем гненерализировать полученные результаты на «среднего дошкольника».

Во время проведения исследования все участники были бодры, активны, не жаловались на самочувствие, с интересом отнеслись к выполнению заданий.

 

 

Характеристика методов исследования

 

Поскольку гипотеза требует сравнения умственного дошкольников в зависимости от уровня их сенсорного развития, нами были избраны следующие методики (методики предложены светлогорским Районным методическим кабинетом в качестве стандартных методик для определения уровня готовности к школьному обучению):

Для изучения уровня сенсорного развития:

- «Определи наощупь»;

- «Складывание мозаики».

Для изучения уровня умственного развития:

- Субтесты на исключение, обобщение, аналогию (словесно-логическое мышление);

- Субтест на опосредованное запоминание.

Рассмотрим каждую методику в отдельности.

«Определи наощупь». Эта методика предполагает, что дошкольник с закрытыми глазами может идентифицировать и классифицировать простые (треугольник, квадрат) и сложные (игрушки: машинку, котенка и т.д.) предметы. При развитом умении распознавать и те и другие объекты уровень сенсорного развития оценивается как высокий, при умении распознавать только общие классы объектов (например, не котенок, а «какой-то зверек») и при затруднениях в идентификации близких фигур (например, прямоугольник и квадрат) уровень сенсорного развития оценивается как средний. При неспособности распознать и классифицировать объекты уровень сенсорного развития оценивается как низкий.

Методика «Складывание мозаики» предполагает использование различного стимульного материала: простой мозаики с выраженными различиями «ключа и замка», среднего уровня мозаики с выраженными различиями в цветах, сложной мозаики. В зависимости от того, с выполнением какой мозаики ребенок справится, оценивается уровень сенсорного развития дошкольника.

Методика определения уровня развития словесно-логического мышления включает три субтеста:

Субтест № 1 (исключение)

А) Какое слово лишнее?

1. Тюльпан, лилия, горох, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.

4. Курица, петух, воробей, гусь, индюк.

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.

6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

8. Одеяло, подушка, простыня, матрац, диван.

9. Чайник, кастрюля, сахар, чашка, ложка.

10. Сапоги, плащ, туфли, тапки, кеды.

Субтест № 2 (обобщение)

Б) Каким общим понятием их можно объединить?

Лето, зима … поры года

1. Окунь, карась…

2. Огурец, помидор…

3. Шкаф, диван…

4. Май, август…

5. Слон, собака…


 

Субтест № 3 (аналогия)

В) Подобрать слово

ПерчаткаСапог __________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

1. Огурец ___________ Ромашка _____________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

2. Огород ________________ Сад _______________

лук забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

3. Часы ____________ Термометр _____________

время стекло, температура, кровать, врач, боль

 

4. Машина _____________ Лодка _________________

мотор река, маяк, парус, волны, берег

 

5. __ Стол __ _________________ Пол _______________

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

 

Субтесты оцениваются в соответствии со следующей шкалой, на основании которой делается заключение об уровне развития словесно-логического мышления испытуемого.

1 субтест – 10 вопросов = 10 баллов

2 субтест – 5 вопросов = 5 баллов

3 субтест – 5 вопросов = 5 баллов

Оценка результатов:

20-15 баллов – высокий уровень

14-9 баллов – средний уровень

8-0 баллов – низкий уровень

Субтест на опосредованное запоминание опирается на методику Леонтьева и предполагает, что ребенку предъявляется 10 слов, 20 картинок

Инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово».

Дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча

Обработка результатов:

10-9 слов – 3 балла (высокий уровень)

8-6 слов – 2 балла (средний уровень)

5-3 слова – 0 баллов (низкий уровень)

 

Результаты исследования

 

Полученные данные по контрольной и экспериментальной группам приведены в Приложении 2. Поскольку мы использовали несколько субъектов для определения уровня развития сенсорных и других психических процессов, переведем все полученные данные в стены (стандартные показатели) и суммируем. При этом высокие показатели примем за единицу, средние — за половину и низкие — за ноль. Это позволит нам сделать общие выводы. Стандартизованные показатели приведены в Приложении 3.

Проанализируем полученные данные об уровне сенсорного развития (см. Рис. 1).

Рис. 1. — Показатели уровня сенсорного развития

в экспериментальной и контрольной группах

 

Как видно из графика, показатели сенсорного развития в группе, занимающейся по методу Марии Монтессори, значительно выше, чем в контрольной группе. Сравнение средних показателей по группам также подтверждает данный вывод: средний показатель в Монтессори-группе равняется 0,85, что по нашей шкале означает «выше среднего», а в контрольной группе — 0,5 — то есть «средний». Однако данные выводы вполне очевидны: ведь в Монтессори-группе значительное внимание уделяется развитию именно сенсорных процессов. Нас интересует следующая часть исследования — влияние сенсорного развития на интеллект.

Диаграмма, построенная по сырым полученным данным, малоинформативна (см. Рис. 2). Мы видим незначительное повышение уровня словесно-логического мышления в группе Монтессори, однако так ди показательны полученные данные?

Рис. 2. — Уровень развития словесно-логического мышления

Для подтверждения или опровержения гипотезы разобьем всех дошкольников по группам в зависимости от уровня развития сенсорных процессов и проанализируем данные по мышлению.

На графике, построенном в одной системе координат (причем значения х определяют уровень развития сенсорных процессов, а у — уровень развития словесно-логического мышления) (см. Рис. 3), мы видим, что определенная взаимосвязь между уровнем развития сенсорных процессов и мышлением определенно наблюдается. Однако различия в показателях словесно-логического мышления не столь велики, чтобы делать однозначные выводы.

Рис. 3. Связь сенсорного развития и мышления

Для группы Монтессори средний показатель развития словесно-логического мышления составил 0,766, в группе с традиционной программой — 0,529. Несмотря на то, что различия невелики, все-таки они определенно наблюдаются. Стоит отметить, что наилучшие показатели по словесно-логическому мышлению наблюдаются у тех дошкольников, которые показывают высокий уровень сенсомоторного развития.

Рассмотрим теперь показали образной памяти (см. Рис. 4).

Рис. 4. — Показатели развития памяти контрольной и экспериментальной групп

 

На графике отчетливо видно, насколько различаются показатели контрольной и экспериментальной групп: в группе Монтессори средний показатель составил 0,9 (то есть 90 % дошкольников демонстрируют высокие показатели по уровню развития памяти), в группе же традиционного обучения и воспитания этот показатель составил 0,5.

Следовательно, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза получила в результате эмпирического исследования частичное подтверждение: повышенное внимание к сенсорному развитию дошкольника действительно способствует развитию его памяти и мышления, причем в значительной степени — памяти, и в некоторой степени — словесно-логического мышления. Таким образом, ориентация на развитие сенсорных процессов в Монтессор-группах имеет под собой объективные обоснования. Внедрение расширенной программы сенсорной подготовки может быть рекомендовано для улучшения психических процессов дошкольников, таких, как память, внимание, мышление.

 

 

Выводы по Главе 2.

1. Исследование показало, что уровень сенсорного развития в группе, занимающейся по программе Монтессори, значительно выше, чем в группе, занимающейся по традиционной общебелорусской программе «Пралеска».

2. Исследование не позволило выявить значительного повышения словесно-логического мышления у дошкольников, которые показали высокий уровень сенсорного развития, однако сравнение общих данных по группам позволило сделать заключение о том. Что уровень словесно-логического мышления в группе Монессори все-таки несколько выше, чем в контрольной группе.

3. Исследование показало, что показатели памяти группе, занимающейся по методу Марии Монтессори, значительно выше, чем у средний дошкольников.

4. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что сенсорное развитие оказывает определенное влияние на развитие психических процессов и в дальнейшем определяет успешность развития дошкольника.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребёнок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Восприятие определяет способность ребенка к закреплению, распознаванию, анализу образов, что приводит нас к мысли о важности сенсорного развития в период становления чувств — в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание — воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, — должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

Наше исследование показало, что уровень развития сенсорных процессов определяет память, внимание ребенка, в некоторой степени оказывает влияние и на его мышление. Следовательно, необходимо уделять значительное внимание развитию сенсорного восприятия дошкольника, и чем раньше начнется это развитие, тем показательней будет результат. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать начиная с самого рождения.

В то же время хочется отметить, что нельзя переносить опыт сенсорного развития, апробированный за рубежом, в наши условия без предварительной апробации а адаптации. Так, метод Монтессори предполагает, что дети по окончании дошкольного периода, будут обучаться в соответствующим образом организованной познавательной среде и на уровне школьного обучения, что в наших условиях неприменимо.

Список использованных источников

 

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

4. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

8. Глуханнюк, Н.С., Семёнова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. – М., 2002.

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

10. Ибука, М. После трёх уже поздно: пер. с англ. – М., 1991.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М.,2000.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

13. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М. К. Тутушкиной. – М., 1996.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

15. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.

16. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

17. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н. В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

18. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич- Щербо. – М.: Педагогика, 1988.

19. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

20. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1984.

 

 

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.