Понятие и сущность сенсорных процессов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие и сущность сенсорных процессов

2017-06-11 475
Понятие и сущность сенсорных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и сущность сенсорных процессов

 

Восприятие окружающего мира — это то, с чего начинается познание для малыша, и от качества восприятия будет зависеть его дальнейшее развитие. Именно поэтому выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [3, стр.3].

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобного. Сенсорную организацию личности иногда определяют как характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие [8, стр.67].

Ощущение является самым элементарным, базовым психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Уже на этом этапе рассмотрения проблемы сенсорного развития мы можем заключить, что восприятие, как материал для психических процессов, определит развитие памяти, мышления, речи дошкольника, а, в дальнейшем, и школьника.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Каждое ощущение может быть охарактеризовано с точки зрения его свойств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее.

Восприятие — это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений — это не отражение того или иного свойства, а сложнейший, целостный и активный процесс в деятельности анализаторов. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека — это необходимые предпосылки и условия его жизни, его практической деятельности и, что самое существенное, его успешности в ней. Особенно данное замечание касается дошкольников, ведь то, что «схвачено», воспринято в первые годы жизни, определит формирование его интеллект в дельнейшем.

 


Содержание сенсорного воспитания

 

Содержание сенсорного воспитания на первом году жизни включает в себя совершенствование восприятия. От рождения до 2,5 – 3 месяцев необходимо вызвать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой. Учить ребёнка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разглядывавшего его взрослого (к 20 дням). Вызвать у ребёнка первую улыбку (1 месяц). Ласково разговаривать с ребёнком, держа его в вертикальном положении, вызвать длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого (2 месяца). Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (3 месяца), прислушиваться к его голосу, негромкому пению. Разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребёнка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и так далее).

От 2,5 – 3 до 5 – 6 месяцев необходимо закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей при виде близкого человека, яркой игрушки. Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука. Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лёжа на спине, животе; на руках у взрослого) [14, стр. 24 ].

Учить проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам). Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, весёлая, строгая).

Следит за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребёнка формировались новые умения: наталкивание на низко висячую игрушку, попытка захватить, ощупать её (3 месяца).

Развивать зрительно-моторную координацию рук, когда ребёнок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает её, манипулирует ею (4 месяца).

От 5 – 6 до 9 – 10 месяцев обогащаем восприятие ребёнка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы, из разного материала. Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.

Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе)

От 9 – 10 до 12 месяцев продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов; учить различать холодную и тёплую воду. Учить понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, а на кубик можно поставить ещё один кубик (14, стр. 25).

Начиная со второй группы раннего возраста, дети начинают осваивать действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его [14, стр. 32 – 33].

На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.

В этот период необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов [14, стр. 59].

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

 

 

Выводы по Главе 1.

1. Восприятие окружающего мира — это то, с чего начинается познание для малыша, и от качества восприятия будет зависеть его дальнейшее развитие.

2. Ощущение и восприятие человека — это необходимые предпосылки и условия его жизни, его практической деятельности и, что самое существенное, его успешности в ней. Особенно данное замечание касается дошкольников, ведь то, что «схвачено», воспринято в первые годы жизни, определит формирование его интеллект в дельнейшем.

3. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия.

4. Современные исследования показывают, что развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

5. Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

6. Первые три обобщенных эталона — цвет, форма, размер. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

7. Сенсорные процессы возникают у детей с младенческого возраста, поэтому практически с самого рождения детей надо начинать знакомить с основными формами, свойствами и признаками предметов и явлений, и главное, обучать их действиям обследования данных предметов или явлений.

8. В современном мире получили широкую известность теоретические и практические наработки таких исследователей, как Мария Монтессори, М. Ибука, Судзуки.

9. Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Содержание сенсорного воспитания возраста включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

10. Содержание сенсорного воспитания меняется в зависимости от возраста ребенка, но это не единственный фактор, который оказывает влияние на характер занятий по формированию сенсорных процессов. В занятия учитываются погодные условия, времена года, используются все особенности окружающей среды для максимально эффективного обогащения сенсорного опыта дошкольников.

 

 

ГЛАВА 2.

Исследование уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста в группах различного направления

 

Субтест № 1 (исключение)

А) Какое слово лишнее?

1. Тюльпан, лилия, горох, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.

4. Курица, петух, воробей, гусь, индюк.

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.

6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

8. Одеяло, подушка, простыня, матрац, диван.

9. Чайник, кастрюля, сахар, чашка, ложка.

10. Сапоги, плащ, туфли, тапки, кеды.

Субтест № 2 (обобщение)

Б) Каким общим понятием их можно объединить?

Лето, зима … поры года

1. Окунь, карась…

2. Огурец, помидор…

3. Шкаф, диван…

4. Май, август…

5. Слон, собака…


 

Субтест № 3 (аналогия)

В) Подобрать слово

ПерчаткаСапог __________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

1. Огурец ___________ Ромашка _____________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

2. Огород ________________ Сад _______________

лук забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

3. Часы ____________ Термометр _____________

время стекло, температура, кровать, врач, боль

 

4. Машина _____________ Лодка _________________

мотор река, маяк, парус, волны, берег

 

5. __ Стол __ _________________ Пол _______________

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

 

Субтесты оцениваются в соответствии со следующей шкалой, на основании которой делается заключение об уровне развития словесно-логического мышления испытуемого.

1 субтест – 10 вопросов = 10 баллов

2 субтест – 5 вопросов = 5 баллов

3 субтест – 5 вопросов = 5 баллов

Оценка результатов:

20-15 баллов – высокий уровень

14-9 баллов – средний уровень

8-0 баллов – низкий уровень

Субтест на опосредованное запоминание опирается на методику Леонтьева и предполагает, что ребенку предъявляется 10 слов, 20 картинок

Инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово».

Дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча

Обработка результатов:

10-9 слов – 3 балла (высокий уровень)

8-6 слов – 2 балла (средний уровень)

5-3 слова – 0 баллов (низкий уровень)

 

Результаты исследования

 

Полученные данные по контрольной и экспериментальной группам приведены в Приложении 2. Поскольку мы использовали несколько субъектов для определения уровня развития сенсорных и других психических процессов, переведем все полученные данные в стены (стандартные показатели) и суммируем. При этом высокие показатели примем за единицу, средние — за половину и низкие — за ноль. Это позволит нам сделать общие выводы. Стандартизованные показатели приведены в Приложении 3.

Проанализируем полученные данные об уровне сенсорного развития (см. Рис. 1).

Рис. 1. — Показатели уровня сенсорного развития

в экспериментальной и контрольной группах

 

Как видно из графика, показатели сенсорного развития в группе, занимающейся по методу Марии Монтессори, значительно выше, чем в контрольной группе. Сравнение средних показателей по группам также подтверждает данный вывод: средний показатель в Монтессори-группе равняется 0,85, что по нашей шкале означает «выше среднего», а в контрольной группе — 0,5 — то есть «средний». Однако данные выводы вполне очевидны: ведь в Монтессори-группе значительное внимание уделяется развитию именно сенсорных процессов. Нас интересует следующая часть исследования — влияние сенсорного развития на интеллект.

Диаграмма, построенная по сырым полученным данным, малоинформативна (см. Рис. 2). Мы видим незначительное повышение уровня словесно-логического мышления в группе Монтессори, однако так ди показательны полученные данные?

Рис. 2. — Уровень развития словесно-логического мышления

Для подтверждения или опровержения гипотезы разобьем всех дошкольников по группам в зависимости от уровня развития сенсорных процессов и проанализируем данные по мышлению.

На графике, построенном в одной системе координат (причем значения х определяют уровень развития сенсорных процессов, а у — уровень развития словесно-логического мышления) (см. Рис. 3), мы видим, что определенная взаимосвязь между уровнем развития сенсорных процессов и мышлением определенно наблюдается. Однако различия в показателях словесно-логического мышления не столь велики, чтобы делать однозначные выводы.

Рис. 3. Связь сенсорного развития и мышления

Для группы Монтессори средний показатель развития словесно-логического мышления составил 0,766, в группе с традиционной программой — 0,529. Несмотря на то, что различия невелики, все-таки они определенно наблюдаются. Стоит отметить, что наилучшие показатели по словесно-логическому мышлению наблюдаются у тех дошкольников, которые показывают высокий уровень сенсомоторного развития.

Рассмотрим теперь показали образной памяти (см. Рис. 4).

Рис. 4. — Показатели развития памяти контрольной и экспериментальной групп

 

На графике отчетливо видно, насколько различаются показатели контрольной и экспериментальной групп: в группе Монтессори средний показатель составил 0,9 (то есть 90 % дошкольников демонстрируют высокие показатели по уровню развития памяти), в группе же традиционного обучения и воспитания этот показатель составил 0,5.

Следовательно, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза получила в результате эмпирического исследования частичное подтверждение: повышенное внимание к сенсорному развитию дошкольника действительно способствует развитию его памяти и мышления, причем в значительной степени — памяти, и в некоторой степени — словесно-логического мышления. Таким образом, ориентация на развитие сенсорных процессов в Монтессор-группах имеет под собой объективные обоснования. Внедрение расширенной программы сенсорной подготовки может быть рекомендовано для улучшения психических процессов дошкольников, таких, как память, внимание, мышление.

 

 

Выводы по Главе 2.

1. Исследование показало, что уровень сенсорного развития в группе, занимающейся по программе Монтессори, значительно выше, чем в группе, занимающейся по традиционной общебелорусской программе «Пралеска».

2. Исследование не позволило выявить значительного повышения словесно-логического мышления у дошкольников, которые показали высокий уровень сенсорного развития, однако сравнение общих данных по группам позволило сделать заключение о том. Что уровень словесно-логического мышления в группе Монессори все-таки несколько выше, чем в контрольной группе.

3. Исследование показало, что показатели памяти группе, занимающейся по методу Марии Монтессори, значительно выше, чем у средний дошкольников.

4. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что сенсорное развитие оказывает определенное влияние на развитие психических процессов и в дальнейшем определяет успешность развития дошкольника.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребёнок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Восприятие определяет способность ребенка к закреплению, распознаванию, анализу образов, что приводит нас к мысли о важности сенсорного развития в период становления чувств — в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание — воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, — должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

Наше исследование показало, что уровень развития сенсорных процессов определяет память, внимание ребенка, в некоторой степени оказывает влияние и на его мышление. Следовательно, необходимо уделять значительное внимание развитию сенсорного восприятия дошкольника, и чем раньше начнется это развитие, тем показательней будет результат. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать начиная с самого рождения.

В то же время хочется отметить, что нельзя переносить опыт сенсорного развития, апробированный за рубежом, в наши условия без предварительной апробации а адаптации. Так, метод Монтессори предполагает, что дети по окончании дошкольного периода, будут обучаться в соответствующим образом организованной познавательной среде и на уровне школьного обучения, что в наших условиях неприменимо.

Список использованных источников

 

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

4. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

8. Глуханнюк, Н.С., Семёнова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. – М., 2002.

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

10. Ибука, М. После трёх уже поздно: пер. с англ. – М., 1991.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М.,2000.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

13. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М. К. Тутушкиной. – М., 1996.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

15. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.

16. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

17. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н. В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

18. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич- Щербо. – М.: Педагогика, 1988.

19. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

20. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1984.

 

 

Приложение

 

Понятие и сущность сенсорных процессов

 

Восприятие окружающего мира — это то, с чего начинается познание для малыша, и от качества восприятия будет зависеть его дальнейшее развитие. Именно поэтому выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [3, стр.3].

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобного. Сенсорную организацию личности иногда определяют как характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие [8, стр.67].

Ощущение является самым элементарным, базовым психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Уже на этом этапе рассмотрения проблемы сенсорного развития мы можем заключить, что восприятие, как материал для психических процессов, определит развитие памяти, мышления, речи дошкольника, а, в дальнейшем, и школьника.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Каждое ощущение может быть охарактеризовано с точки зрения его свойств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее.

Восприятие — это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений — это не отражение того или иного свойства, а сложнейший, целостный и активный процесс в деятельности анализаторов. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека — это необходимые предпосылки и условия его жизни, его практической деятельности и, что самое существенное, его успешности в ней. Особенно данное замечание касается дошкольников, ведь то, что «схвачено», воспринято в первые годы жизни, определит формирование его интеллект в дельнейшем.

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.