Работа в малых группах: ручка в центре стола, снежный ком — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Работа в малых группах: ручка в центре стола, снежный ком

2017-06-12 1064
Работа в малых группах: ручка в центре стола, снежный ком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа в малых группах (МГ) — это одна из самых популярных методик интерактивного обучения, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

 

Пример работы в малых группах

Работа в малых группах на занятиях по фармацевтической химии проводится практически на каждой лабораторной работе. Пример задания на занятии для студентов III курса «Фармакопейный анализ препаратов галогенидов щелочных металлов»: определите с помощью имеющихся реактивов лекарственное вещество в каждом из 4 предложенных растворов. Студенты делятся на малые группы по 3-4 человека и выполняют задание. Группа, которая определила правильно и раньше других получает поощрение. Таким образом, студенты заинтересованы в совместной продуктивной работе  

 

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее методические приемы. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

 

Пример работы в малых группах

Работа в малых группах. «Как вы думаете?» При выполнении этого задания учащимся нужно подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса студентам зачастую представляют ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания - ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение. Задания из темы «Физиология возбудимых тканей»: Как вы думаете, почему существуют возбудимые и невозбудимые ткани? Как вы думаете, в чем физиологическая значимость явления аккомодации? ЗЗадание из темы «Физиология слухового анализатора» Как вы думаете, почему проводящая часть слухового анализатора прерывается в коленчатых телах и буграх четверохолмия. Работа в малых группах. Исследование и отчет. При выполнении этого задания учащимся нужно подумать о том, какие физиологические закономерности привели к возникновению данного результата. Цель такого типа задания - активизировать процессы памяти и логического мышления. Задание 1. «Брейн-Ринг» Студенты разделяются на 3 группы, которые слушают вопросы по обсуждаемой теме. На обсуждение в группе дается 1 минута. Выигрывает группа, которая первой даст 5 правильных ответов. Задание 2. «Угадайка» Студенты разделяются на 3 группы. Из каждой выбирается студент, который про себя читает физиологические термины и дает их определение (не используя сам термин) остальным членам группы. Выигрывает та группа, которая первой даст 5 правильных ответов. Задание 3. «Цепочка» Студенты по очереди задают вопросы друг другу по обсуждаемой теме. За правильный ответ начисляется очко ответившему. Если ответ неверный, к обсуждению подключается остальная группа и давший правильный ответ студент получает очко. Если никто не знает ответа, вопрос объясняет спрашивавший и очко получает он. Выигрывают набравший наибольшее количество очков студент.

Метод «снежный ком»

 

Снежный ком - это образное название метода проведения учебного занятия, которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор, пока в обсуждении не примет участия вся группа.

Метод преследует цель дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев. Для отработки этого метода понадобится какое-то время прежде, чем исчезнут первоначальные признаки неуверенности и хаоса и вся группа начнет работать вместе.

Часто свои сомнения проще высказать двум коллегам или небольшой группе, чем большой группе. Работа с маленькими группами снижает опасность доминирующей роли такого члена группы, который хотел бы монополизировать всеобщее внимание и подавить собой менее уверенного в своих силах члена группы.

Преимуществом использования метода снежного кома на учебном занятии является возможность меньшими усилиями сгладить различия в способностях членов группы.

Метод «ручка в центре стола» Цель метода привлечь к участию всех участников группы, способствует концентрации внимания и активизирует студентов. Группе предлагается совместное решение одного задания (вопросы этиологии, клиники, лечения...)

На один лист каждый студент записывает 1 вариант ответа и передвигает лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.

Проектная технология

 

Проектная технология (ПТ). Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Пример проектной технологии

Практико-ориентированные задания повышают эффективность образова­тельного процесса за счёт повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обу­чающихся. Так, студентам медицинского вуза при изучении нормальной физио­логии могут быть предложены следующие темы проектов: «Особенности высшей нервной деятельности студентов учебной группы №.,.», «Физиологи­ческие константы в клинике», «Витамины и здоровье человека», «Гормоны и красота» и др. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всесто­роннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете или научном журнале, инструкция, web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, ре­фератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлечённым в активный познавательный творческий процесс. При этом происходит как за­крепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются над предметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексив­ные, умения и навыки работы в команде.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику. Проекты учащихся могут быть индивидуальными и групповыми, касаться различных аспектов будущей профессиональной деятельности, результаты докладываются на научно-практических конференциях.

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены теоретически. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к «настоящему» учебному курсу.

Ориентированная на интересы ученика модель обучения. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а научение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки мышления с реальным содержанием окружающего мира.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез и их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Любой проект завершается публичной презентацией.

Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре "один на один", так и при публичных выступлениях. Слайд-презентации позволяют эффектно и наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет презентация и его ключевые содержательные пункты.

 

Пример проектной технологии в гуманитарной дисциплине

 

Изучение темы «Социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью». Итогом проектной деятельности студентов в рамках осваиваемой темы должен являться практико-ориентированный результат, предусматривающий профессиональное (квазипрофессиональное) действие, совершенное с позиции специалиста социальной работы. Цикл реализации проектной работы включает в себя следующие действия, выполняемые студентами индивидуально или в малых группах: - анализ информации в рамках рассматриваемой темы. Рассматриваются различные источники информации – данные социально-психологических исследований, материалы интервью с членами семьи, интернет-публикации, взятые с форумов, на которых происходит общение матерей, воспитывающих ребенка-инвалида; - определение ключевых социально-психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида в зависимости от периода проживания стресса, предпочитаемых копинг-стратегий, степени выраженности семейной изоляции; - разработка авторских проектов, содержание которых направлено на организацию помощи семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью. Выбор тематики и содержания проекта происходит при обсуждении авторского замысла студента с преподавателем. Профессиональное действие может быть представлено в форме рекомендаций для родителей по различным аспектам решения повседневных трудностей, рекомендаций для специалистов, работающих с семьей такой категории, программы комплексной работы с семьей, программы создания группы взаимопомощи и др. Текстовая форма проекта состоит из следующих компонентов: обоснование конкретной решаемой проблемы, определение цели, содержание проекта (модель реализации), результат (рекомендации или программа).  

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.