Синтаксические нормы русского языка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Синтаксические нормы русского языка



Задание 1. Объясните смысловое различие словосочетаний, создав на их основе предложения.

1. Просить деньги — просить денег. 2. Искать место — искать места. 3. Ждать автобус — ждать автобуса. 4. Знать историю — знать об истории. 6. Заявить протест — заявить о протесте. 7. Удовлетворять запросы — удов­летворять запросам.

 

Задание 2. Найдите предложения, в которых нарушены правила согла­сования (координации) подлежащего и сказуемого. Исправь­те ошибки.

1. «Не в свои сани не садись» идут в Москве в Малом театре. 2. «Война и мир» написана Л. Н. Толстым. 3. «Руслан и Людмила» создан Пушкиным. 4. «Ромео и Джульетта» написана Шекспиром.

 

Задание 3. Выделите случаи нарушения норм управления. Исправьте ошибки. Отметьте те случаи, когда допустимы разные вари­анты управления.

А. 1.Из множества архитектурных шедевров лишь один был взят на конт­роль Организацией объединенных наций как чистейший обра­зец русского барокко. 2. Он измучил меня со своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями. 3. Хотелось бы поделиться о том, как про­цветает клиника. 5. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровле­ния. 6. Как считают эксперты журнала, увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обуслов­лено с человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива. 7. Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три?

Б. 1. Желаю победы на этой номинации. 3. Со­гласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 4. Я не верю в эликсир от бессмертия. 5. Са­мой важной предпосылкой к дальнейшему сотрудничеству явля­ется та политика, которую сейчас ведет наш президент. 6. Наше заседание является ярким свидетельством о том, что мы достигли определенных результатов. 7. Праздник представляет из себя кар­навал. 8. На работе вам дадут такую характеристику на вашего мужа. 9. Дыхательные упражнения по поводу легких нужно делать регулярно. 10. 1 марта в Анапе стартовал Чемпионат России в гор­ной гонке.

Задание 4. Найдите ошибки в следующих высказываниях. Определите, на чем они основаны.

1. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать вместе с муниципальными советами. (Радио) 2. Зреет бунт в ря­дах части народных избранников новозеландского парламен­та. Они требуют, чтобы их больше не снимали с камеры, рас­положенной пятью метрами выше трибуны выступлений. (ТВ) 3. У нас производится мягкая и корпусная мебель. Работа под заказ по индивидуальному проекту. (Реклама) 4. Согласно ука­за президента России об учреждении именной сти­пендии, 10 лучших российских сту­дентов-юристов будут получать 17000 рублей. (Из газет) 5. Сред­ства массовой информации интересовались о здоровье прези­дента. (ТВ) 6. Если хотя бы тридцать минут в день каждый бу­дет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не оста­нется невежд. (Радио)



Задание 5. Определите, что в предложениях является подлежащим, а что — прямым дополнением, исправьте ошибки.

1. Идти было тяжело: руки оттягивали чемоданы. 2. Бронема­шины пехоты тянули миномёты, горные пушки — бронетранспор­тёры. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Села и деревни обслуживают десятки агроно­мов. 5. Троллейбус обогнал гоночный автомобиль.

Задание 6. Найдите ошибки, связанные с использованием деепричастий. Предложите исправленные варианты.

1. Обсуждая подготовку к выборам, еще раз было подчеркну­то, что мнение электората напрямую зависит от программы де­путата. 2. Заглянув в словарь и прочитав значение этого слова, мне стало интересно, одинаковы ли значения этого слова в дру­гих словарях. 3. Пушкин на портрете Кип­ренского изображен, скрестив руки. 5. К счастью, многие про­блемы успешно решаются специалистами стоматологического центра, применяя специфические мероприятия по лечению и профилактике стоматологических заболеваний у людей, интен­сивно работающих с компьютерными системами. 6. Приготовив это блюдо на скорую руку, ваша цель удивить гостей будет обя­зательно достигнута. 7. Отсмотрев актеров, иностранцам понра­вился Олег Видов.

Словообразовательные нормы

Задание 1. Найдите слова, в которых нарушены правила словообразо­вания. Запишите слово, соответствующее нормам русского языка; выделите ту морфему (часть слова), которая отличает нормативное слово от ошибочного.



1. Чацкий, бессомненно, самый умный человек. 2. Судьба не мстит Чичикову, а докарывает его. 3. К своей возлюбленной Молчалин относился с подлизыванием. 4. Осуществить спуск можно с помощью лебедки с просторечивым названием «гусь». 5. Мы при­ятельствуем с редакцией этого журнала. 6. Тема изгнанничества является центральной в творчестве Лермонтова.

 

 

Задание 2. Прочитайте анекдот. Выпишите слова, функционирующие как термины. Объясните, как их значение раскрывается в кон­тексте анекдота. Какие словообразовательные отношения способствуют созданию комического эффекта?

Объявление в газете:

Главпочтамту требуются специалисты по лизингу и маркетин­гу для наклеивания марок на конверты.

Задание 3.Образуйте с приставками в-, за-, на-, от-, под-, при-, пере-, от-
возможные глаголы от глаголов болеть, читать, писать, рисо­вать, думать, бросить, жить.

Определите, как меняется зна­чение каждого слова. Как изменится значение образованных глаголов при присоединении постфикса -ся?

 

Задание 4.Сгруппируйте слова по значению суффикса.

А. Хлебница, нахлебница, волшебница, гробница, наставница, крапивница, чайница, заочница, сахарница, собесед­ница, темница.

Б. Преподаватель, завоеватель, нагреватель, опрыскиватель, преследователь, преобразователь, основатель, проигрыватель, пре­датель, издатель, отражатель.

В. Вешалка, сиделка, косилка, читалка, курилка, зубрилка.

Г. Городок, хохолок, обрывок, рожок, осадок.

 

Задание 5. Проверьте по словарям значение перечисленных ниже аб­бревиатур. Образуйте (если возможно) производные от аб­бревиатур слова.

ГОСТ, ОРТ, СМИ, ВПК, ЕГЭ, ГКЧП, НИИ, ФСБ, ГИБДД, ЕЭС, ЗАГС, КПРФ, МИД, МРОТ, НДС, НЛО, РАН, РИА, РФ, СНГ, спецназ, СПИД, ТВ.

Задание 6.От географических названий образуйте слова, обозначающие
жителей следующих городов.

Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Симферополь, Белореченск, Одесса.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.