Проблема человека в современной системе наук. Перспективы существования человека. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблема человека в современной системе наук. Перспективы существования человека.



План изложения:

● Обострение глобальных проблем как проявления кризиса рыночной цивилизации

● Человеческая сущность с позиций научной философии; обречен ли человек?

● Возможно ли решение ГПС в формате ныне существующих производственных отношений и социальных институтов?

1. Чек всегда был проблемой для науки, это микрокосм – подобие бесконечного мира, определить его специфику очень сложно, так как чек всегда меняется. Но в современных условиях чек своей деятельностью проблематизирует собственное существование, в частности обострение глобальных проблем.

Глобальная проблема современности (ГПС) – проблемы, которые охватывают все человечество во времени и пространстве и не может быть решены усилиями отдельных стран и регионов. ГП можно лишить тогда, когда солидарно для их решения участвуют 90% населения Земли.

Примеры: экономическая проблема, проблема социально-экономического неравенства, исчерпание природных ресурсов, демографическая проблема (перенаселение, депопуляция), проблема предотвращения 3-ей мировой войны. Проявление экологического кризиса: уничтожение и загрязнение экосистем, прямое уничтожение видов. Это приводит к 6-му массовому вымиранию, экологи связывают его с антропогенной разумной деятельностью.

С научной философии причина появления проблем – кризисное состояние общества, капитализация рынка, частная собственность. Все глобальные проблемы имеют общечеловеческий аспект, а капитализм предлагает способы из принципа частной собственности. Но как решать проблемы океана, вывод производства в другие страны – не решает проблемы, океаны общие, для атмосферы не важно где заводы. Рынок ориентирован в прибыли, в краткосрочной перспективе, а человечество нуждается в долгосрочном планируемом научно-обоснованном пути развития.

2.Человеческая сущность с позиции научной философии определяется его сущностными силами: чек – это единство труда, мышления, общения. У чека интегральная социальная сущность, включает в себя все уровни материи (ф,х,б,с).

Труд – главная функция чека. Все проблемы современности общества связаны с тем, что труд развивается в рамках прежних производственных отношений (рыночная экономика, частная собственность). Происходит фундаментальная дестабилизация общества, общество в тупике, старые механизмы не работают.

Согласно теории ЕЗМП человек появляется с необходимостью. Мировой процесс имеет необходимую последовательность ступеней, ведущую к человеку. микрокосм....бла бла



С позиций научной философии возникновение человека как высшей формы материи вызвано тремя группами факторов:

● всеобщие природа (сущность) бесконечного мира. Возможность и необходимость появления человека заложена в самой природе материи.

● особенные эволюция биологической формы материи, закономерно порождающая высшую форму жизни. Тенденция живого к самосохранению является фундаментальной основой прогрессивного развития живой материи.

Способ существования человека – производство самого себя, своего собственного бытия, своей сущности.

Смысл человеческого существования заложен в самом человеческом существовании. Возникая в силу самой природы материи, человек воплощает в себе бесконечное качественное многообразие мира. Человек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу. Социальный прогресс не является дарованным человеку природой, он производится человеком. В настоящее время активно разрабатывается проблема технологии выхода человека в дальний космос. Один из тревожащих вопросов – успеет ли человечество так распорядиться своими земными ресурсами, чтобы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса.

Выход научная философия видит такой – научный труд ищет новые варианты собственности, так как частная собственность плохо совместима с продуктом научного труда (информация не удерживается в частной собственности, пираты).

41. Глобальная экологическая проблема. Основные концепции соотношения человека и природы. Теория коэволюции и «новой биоэтики» (Янг, Леопольд).

План изложения:1. Определение глобальных проблем и их примеры

2. Проявления экологического кризиса: уничтожение и загрязнение экосистем, антропогенное вымирание видов как «шестое массовое вымирание»; опасность потери устойчивости системой «человек-природа» в новой бифуркации



3. Сравнительный анализ крайних вариантов понимания соотношения человека и природы как базиса для решения э.п.: «человек как биологический вид» и «человек как производящее социальное существо».

4. Концепция ноосферы В.И. Вернадского; Римский клуб, глобальная модель World-3 и концепция устойчивого (поддерживаемого) развития, ее интерпретации; Д. Медоуз – обновленная концепция «устойчивости к катастрофам и стрессам»

5. Концепция коэволюции человека и природы и ее интерпретации

6. Биоэтика и ее проблематика; О. Леопольд об экологическом аспекте биоэтики

7. Возможно ли решение гпс в формате ныне существующих производственных отношений и социальных институтов?

1. Чек всегда был проблемой для науки – это микрокосм – подобие бесконечного мира, определить его специфику очень сложно, так кА он постоянно меняется. Но в современных условиях чек своей деятельностью проблематизирует собственное существование, в частности обострение глобальных проблем, которые охватывают все человечество во времени и пространстве, и для решения проблем необходимы усилия всех стран без исключения. Глобальная проблема современности(ГПС) – проблемы, которые охватывают все человечество во времени и пространстве и не может быть решены усилиями отдельных стран и регионов.

Примеры: третья мировая война (иллюзия после распада СССР, новое оружие), экологическая, экономическая проблема, исчерпание невозобновимых ресурсов, демографическая проблема (перенаселение, депопуляция).

2. Экологическая проблема – самая острая проблема, угрожает человечеству в ближайшие 100 лет, может убить. Констатируется состояние экологического кризиса, которое может перейти в состояние катастрофы, имеет в основном антропогенный характер, связь с неразумной деятельностью чека. Проявление экологического кризиса: уничтожение и загрязнение экосистем, прямое уничтожение видов. Это приводит к 6-му массовому вымиранию видов (динозавры, вулканическая активность)

Антропогенная деятельность приводит к вымиранию в 10 тыс раз больше, чем природное вымирание. Биосфера не успевает реагировать. Существует опасность устойчивости системы «человек-природа», опасность новой бифуркации, исход которой непредсказуем, возможно биосфера выедет без чека (бифуркация – качественная перестройка при смене установившейся системы. Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой и возникает неопределённость: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдёт на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности).

3. Н.Н. Моисеев рассматривает развитие системы Человек-Природа - и приходит к выводу: Человечество должно всеми силами поддерживать постоянными основные параметры биосферы иначе возможна бифуркация и выход системы Человек-Природа за пределы возможности существования Человека как вида (за пределы данного эволюционного канала, по Моисееву, выходить нельзя, выход чреват Человечеству гибелью).

Что же делать? Надо адекватно и научно понимать соотношение чека с природой, его сущность. Есть два крайних соотношения человека и природы.

Первая концепция: Человек – это биологический вид, не более того. Его главная задача - приспосабливаться к природе, а не преобразовывать ее. ("Назад, в природу!" – Руссо, радикальные организации - Гринпис). Надо заморозить материальное производство или его свернуть, надо вернуться в доиндустриальное общество 16 века,

Сложности концепции:

· нет конкретных методов (не убивать же)

· чек утратить социальное качество, так как он по сущности преобразующее существо, а в природе в готовом виде нет условий социальной жизни, их надо производить. В противном случае чек встанет на четвереньки. «Вольтер дискутируя с Руссо: «В природу можно вернуться, но нужно сесть на четвереньки»

Вторая концепция: Человек – производящее социальное существо (производит условия жизни). С позиции научной философии это более правильный подход. Вопрос в том, как организовано производство. Способствует ли оно решению глобальных проблем или нет. – Производство можно по-разному организовывать. Предполагается сделать производство научно организованным, направить его в интересах устойчивого развития.

4. По концепции Вернадского ноосфера – это область, охваченная разумной деятельностью чека, это результат развития. В ней чек играет главную роль геологического фактора развития. Если научно организовать человеческую деятельность, то любые глобальные проблемы будут решены. (Вернадский умер 1944 до атомной войны).

Римский клуб. Международная неправительственная организация. Изучала глобальные проблемы и пути их решения. Конец 60- нач 70-х годов – была разработана математическая модель World-3, содержит несколько моделей, сотни параметров, которые описывают и позволяют прогнозировать развитие человечества. Они пришли к выводу – повышение производительности труда, повышение уровня потребления приведут к экологической катастрофе в первой половине 21 века. У биосферы есть объективно-существующие ограничения, т.е. Человечество не может бесконечно наращивать производство и потребление. Противодействие - концепция устойчивого, или поддерживаемого развития. Это путь социального, экономического и политического прогресса, который позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не разрушая возможности следующих поколений удовлетворять их нужды. Не оставлять разоренную планету.

Или концепция нулевого роста – объемы производства и населения заморожены.

В 1992 г. эта концепция стала стратегической основой ООН в решении глобальных проблем. 174 страны подписали принципы устойчивого развития. Вопрос в том, как это реализовывать. Принципы не внедрены в практику, так как устойчивое развитие – мощное перераспределение ресурсов и бесплатая передача технологий от сильных стран слабым. Это уже не капитализм, поэтому есть противодействие.

Почему?

В начале 2000-х годов Д. Медоуз анализировал математическим образом – экол.катастрофа вот вот произойдет. Он пришел к выводу, что если в 70-х г устойчивое развитие было реальной возможностью, то теперь его придется зарабатывать. Потому, что ряд пределов роста уже пройден человечеством. Концепция устойчивого развития не реализовалась. Медоуз предлагает обновить концепцию, теперь это концепция «Устойчивости к катастрофам и стрессам». Человечество очень живучее, но оно будет мучиться в ситуации нестабильности, чтобы заработать позицию устойчивого развития.

5. Концепция коэволюции - параллельное развитие разных видов, человека и природы. Если чек, как биологическое существо, то главную роль будет играть природа. Но это неадекватная концепция. Человек сложнее природы, он – социально-производящее существо. На нем лежит ответственность за решение глобальных проблем. Но отказ Человека от производства – отказ от самого себя, от своей сущности. Это невозможно, но чек должен меняться индивидуально и общественно.

6. Биоэтика – междисциплинарное новое направление наук. Включает:

- биомедицинскую проблематику (клонирование человека, эвтаназию, суррогатное материнство),

- экологические проблемы.

О. Леопольд (америк эколог, основоположник этичного и нравственного отношения к природе) говорит о необходимости новой этики, нового этичного отношения человека к природе. Он предлагает сделать ставку на экологическое просвещение и образование, но позволит ли это решить экологическую проблему. Надо устранять причины, которые нас к этому подталкивают.

7. Возможно ли решение ГПС в формате ныне существующих производственных отношений и социальных институтов? НЕТ!!!!!!!!

Проблемы общие, форма собственности – частная. Пока противоречие между формами собственности не будет преодолено, невозможно решить глобальные экологические проблемы.

42. Философские основания науки. Методология научного познания. Сущность и требования общенаучного объективного метода.

План изложения:

● Онтологические, гносеологические (эпистемологические) основания науки и философские принципы

● Прогностическая функция философии и роль философских оснований в эпохи научных революций

● Научный метод и методология: определения

● Требования объективности и диалектического подхода как основа научного метода

1. Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. Философия и методология науки — особый̆ слой исследовательской деятельности на стыке между философией̆ и конкретной̆ наукой̆.

Онтологическая подсистема общефилософских оснований науки представляется сеткой̆ категорий, с помощью которых возможно понять и познать объекты исследования: вещь, свойство, отношение, процесс, состояние, причинность, необходимость, случайность, пространство, время и т.д.

Эпистемологическая подсистема оснований включает в себя категориальные схемы и выраженную познавательными процедурами и их результатом: понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.д.

Следствие их взаимодействия – философские принципы.Например, принцип связи материи и движения, всеобщей связи материальных тел.

Особое значение для выбора дальнейшего пути развития познания имеют философские основания науки в эпохи научных революций. Философия помогает частным наукам осваивать принципиально новые объекты (не освоенными в производстве и в обыденном опыте).

М. Фарадей– исходил из философского принципа единства материи и силы при формировании теории электромагнитной индукции

А. Эйнштейн– исходил из философского принципа материального единства мира при создании теории относительности

2. Функции философских оснований науки

Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция – другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Философия в числе прочих выполняет и прогностическую функцию. Она предлагает «возможные миры», новые категориальные модели мира. Суть предсказания – в познании объективных законов, тенденций природы и общества и в прогнозировании возможных (абстрактных и реальных возможностей) будущих состояний системы (всегда вероятностного)

Специфика предсказаний в научной философии: наиболее фундаментальные тенденции развития природы, общества, научного мышления (Маркс – всеобщий/научный труд, Ленин – неисчерпаемость электрона и материи вообще)

Примеры предсказаний в частных науках и философии: предсказания свойств химических элементов Менделеевым, предсказание всеобщего (научного) труда Марксом и т.д.

Виды объяснения: Номологическое (какому закону подчиняется явление?); Структурное (как устроено?); Функциональное (как действует?); Причинное (по какой причине возникло?); Генетическое (как возникло, произошло?)

3. Научный̆ метод — в широком смысле – это правило научной деятельности; система действий, направленных на решение определенной научной задачи т. е. способ получения объективно-истинных знаний - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Теоретический и эмпирический научный̆ метод.

Методология науки — учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. В прикладном смысле, методология науки — это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которую опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.

Сущность общенаучного объективного метода

 объективность (направленность на объективное знание)

 диалектика (рассматривать объект в развитии и в связи с другими)

4. Требование объективности, исключающее превратное толкование результатов. Под объективностью понимается принадлежность объекту, независимость от субъекта. Согласно этому принципу, в научном методе не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных ученых. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

Требование диалектического подхода заключается в необходимости рассмотрения изучаемых явлений в их связи с другими и развитии (философские принципы всеобщей связи и развития, эквивалентами которых в современной частной науке являются принцип системности и принцип самоорганизации). Иными словами, диалектический подход предполагает использование абстрактной диалектической логики для изучения конкретных явлений.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.