Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

2017-06-12 310
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На данном этапе реализуются следующие задачи:

1.Уточняется артикуляция: положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

2.Показывается “профиль” звука на рисунке

3.Уточняется акустические признаки звуков: “спит” или “не спит” голосок (глухие или звонкие, поется или не поется звук (гласные или согласные);

4.Находится образное сравнение звука(звук р-рычание тигра, звук ш- шелестящая трава, звук л – весенняя капель);

5.Звуки обозначаются цветовыми символами;

6.Определяется их место в звукобуквенном анализе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

Использование сказкотерапии можно проследить на занятии “Три поросенка”

(звуки н,н).

Вначале определяется, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, то есть уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается синальное обозначение звуков и решается, в каком замке Звуко-буквенного города они будут жить. При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения: “Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам бы хотелось его нарисовать?”

Произношение и написание изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют “вопилки и дразнилки” здесь прослеживается применение смехотерапии: дети с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

Для примера приведу фрагмент занятия “Путешествие звуков с, ш”:

“Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними, будем правильно произносить и учиться различать эти звуки. Подошли звуки с, ш к Красному замку. Какие звуки живут в нем? (гласные). Давайте их познакомим. Звук “с” подружился со звуком “а”, какой слог получится? “СА”.

Аналогичное задание дается на составление других слогов. А сейчас послушайте, как слоги разговаривают между собой.

СА-ша-са-ша (здороваются)

Со-шо-со-шо (удивляются)

Сы-ши-сы-ши (мирятся) ”

Произношение и написание звуков в словах.

На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

· развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

· уточнение и расширение лексического запаса;

· овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многообразности слов;

· развитие слухового внимания и зрительной памяти.

· овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

При решении этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала.

Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия, второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия выставляются предметы, игрушки, картинки.

Развитию слухового восприятия способствуют словесные игры “Звук потерялся”, “Звук заблудился”, а так же задания по восстановлению слов с представленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановлению перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?” “Кто улетел?”

Языковой анализ и синтез- это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разных частях занятия - там, где это вызывает наибольший интерес у детей.

Физкультминутка.

Тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный заряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Тому же служат упражнения и имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему я предлагаю детям разные формы проведения физминуток: это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение придуманных чистоговорок, которые тоже сопровождаются действием. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Так в занятии “У нас в гостях гномы Гога и Гена” слово “грач” является начальным в стихотворении, которое читается хором с синхронной имитацией движений по смыслу. Физкультминутку я провожу и в форме психофизической гимнастики. Дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и другие.)

Физминутку, связанную с темой занятия, я провожу под музыку.

Так, например, в занятии “Лесная школа” звучит песня “Чему учат в школе”, в занятии “Поездка в цирк” физминутка сопровождается песней “Цирк, цирк, цирк”; в занятии “Домашние животные дети сами исполняют песню “Кошечка”.

Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над предложениями, над заданиями по словосочетаниям.

Так, в занятиях “Полет в космос” (звуки с, с), “Путешествие в Голубую страну” (звук л) дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (абрикосовые сады, сосновый лес, березовая роща, голубое платье и так далее.)

В занятии “Путешествие на воздушном шаре” (звуки с, ш, з, ж) предусмотрено задание на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка).

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятий я использую следующие упражнения:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказываний;
  • работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения.

Приемы работы над предложением я применяю разнообразные, но в любом случае учитываю, что задания должны соответствовать основному правилу - от простого к сложному.

На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых детей прошу составить предложения из набора слов, а так же задания, в которых “в нескладушки-неладушки” и “небывальщины”. Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.

Параллельно с усвоением лексико- синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.