Тема 22. Основные виды аргументов в речи работников нефтегазовой сферы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 22. Основные виды аргументов в речи работников нефтегазовой сферы

2017-06-11 607
Тема 22. Основные виды аргументов в речи работников нефтегазовой сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: изучить основные виды аргументации.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части: знание понятия аргументация, аспектов и видов аргументации. Уметь правильно применять в зависимости от ситуации тот или иной вид аргументации.

Актуальность темы заключается в том, что для доказательства своей точки зрения каждому человеку, в том числе и работнику нефтегазовой сферы, необходимо применять те или иные доводы, которые называются аргументами и являются объектом изучения теории аргументации. Без доказательств речь не будет убедительной, даже если она будет соответствовать все другим требованиям, предъявляемым к ней культурой речи. Для это и необходимо изучение этой темы в курсе «Русский язык и культура речи».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В процессе выступления, презентации, беседы любому человеку, в том числе и работнику нефтегазовой сферы, необходимо отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонента или даже переубеждать. Для этого применяются различного рода аргументы, изучением которых занимается теория аргументации («новая риторика»).

«Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия»[34].

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный (Рисунок 22.1.).

В результате правильной аргументации человек должен убедить собеседника. Это возникнет, если последний воспримет, поймет и примет тезис аргументатора.

Выделяют следующие виды аргументов (Рисунок 22.2.).

В процессе аргументации работнику нефтегазовой отрасли важно четко отличать факт и мнение. Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле (например, из-за несоблюдения

2 аспекта аргументации
процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.
процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора.

Рисунок 22.1. Аспекты аргументации

 

Виды аргументов
Логические · теоретические или эмпирические обобщения и выводы; · ранее доказанные законы науки; · аксиомы и постулаты; · определения основных понятий конкретной области знаний; · утверждения о фактах.  
Психологические · довод к чувству собственного достоинства; · довод от сочувствия; · довод от обещания; · довод от осуждения; · довод от недоверия; · довод от сомнения и т.п.  

Рисунок 22.2. Виды аргументов

правил (указать какие именно правила) эксплуатации бурильной колонны произошла поломка буровой установки).

Мнение – суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо (например, я думаю, что в поломке буровой колонны виноват мастер). Факты не зависят от нашей оценки. Они просто есть. А мнения подвергаются влиянию со стороны социальных установок, субъективного взгляда, психологического состояния и др. Отсюда факты являются более надежными аргументами. Одним из самых надежных аргументов в процессе убеждения являются статистические данные, которые необходимо строго дозировать речи.

Применяя психологические аргументы, нельзя обращаться к чувствам и эмоциям, которые способны создать конфликт, например: злость, зависть, алчность, агрессивность, тщеславие и др. Также нельзя обращаться к психологическим аргументам для манипуляции чувствами человека. К таким приемам относят:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

· аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.) и др.[35]

Необходимо всегда помнить, что самое главное – это качество любого аргумента, а не количество. Можно привести один сильный аргумент, то есть такой довод, который не требует никаких уточнений, и оппонент без лишних вопросов согласиться с вами. А можно привести множество слабых аргументов, против которых оппонент легко найдет возражение и опровергнет их.

Чтобы добиться успеха, работнику нефтегазовой отрасли нужно всегда помнить, что, применяя в своей речи для убедительности аргументы, надо к каждому собеседнику подходить индивидуально, учитывая его персональные особенности. Один и тот же аргумент, приведенный, например, инженеру, будет понятен, а простому помощнику бурильщика – нет.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

3. Какая наука занимается изучением аргументов?

4. Что такое аргумент? Для чего он необходим в речи?

5. Какие выделяют аспекты аргументации?

6. Опишите виды аргументов.

7. Чем отличается факт от мнения?

8. К каким психологическим приемам нельзя прибегать в процессе аргументации?

Задание 2. Перечислите жизненные ситуации, когда людям приходится прибегать к аргументации.

Задание 3. Сравните аргументацию и приказ. Данные занесите в таблицу.

Аспекты анализа Аргументация Приказ
Цель    
Сфера применения    
Кем является говорящий    
Кем является слушающий    
Тон речи    
Использование языковых средств    

Задание 4. Прочитайте отрывки из защитительных речей Ф.Н. Плевако. Вычлените аргументы. К каким видам: логическим или психологическим – они относятся?

1)...На мимолетных, плохо вяжущихся между собой впечатлениях урядников и полиции построили тяжелое обвинение. Не верьте ему, господа судьи! Но подстрекатели были. Я нашел их и с головой выдаю вашему правосудию: они – подстрекатели, они – зачинщики, они – причина всех причин... Бедность, безысходная бедность, <...> бесправие, беззастенчивая эксплуатация, всех и все доведшая до разорения, – вот они, подстрекатели!

2) Вечный визг махового колеса, адский шум машин <...>, около которых ютятся как мало значащие винтики рабочие люди... Машина блестит чистотой и изяществом своих частей, и только они, заменимые в случае порчи, винтики, чужды любви и внимания. Это ли условие подъема личности? Выйдем из фабрики...Кое-где виднеется церковь, одна-две школы, а ближе и дальше – десятки кабаков и притонов разгула. Это ли здоровое условие нравственного роста? Есть кое-где шкаф с книгами, а фабрика окружена десятками подвалов с хмельным, все заботы утоляющим вином. Это ли классический путь к душевному оздоровлению рабочего <… >? Пожалеем его.

Как во втором отрывке автор создаёт эффект присутствия слушателей в описываемом месте?

Задание5. Представьте ситуацию. В процессе бурения возникли осложнения, связанные с сужением ствола, по причине уменьшения диаметра долота. Докажите при помощи логических и психологических аргументов, что причиной осложнения не являлось качество бурового раствора.

Задание 6. Выполните практикум по нормам русского языка.

1. Расставьте ударение в словах.

Избалованный, издревле, иксы, имперский, инстинкт, исключит, исстари, исчерпав, исчерпать, согнутый, создала, создана, созыв сорит, средства (им. п., мн.ч.), средствами, статуя, столяр, (она) стройна, (оно) стройно, (вы)стройны.

2. Расставьте знаки препинания, объясняя их постановку.

1. Подпоясав кафтан и надвинув шапку Пьер стараясь не шуметь и не встретить капитана прошел по коридору и вышел на улицу.

2. Елена стояла у стола упершись коленом в сиденье стула и держа на весу тарелку ела борщ заглядывая в разостланную на столе газету.

3. Николай вздыхал кусая усы и стараясь отвлечь внимание матери на другой предмет раскладывал карты.

4. Тальберг заглянув в бумажник беспокойно проверил пачку документов пересчитал украинские бумажки и немецкие марки и улыбаясь напряженно улыбаясь и оборачиваясь пошел.

5. Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул ее.

6. Раз идя по шумному проспекту и чувствуя себя жизнерадостным он испытывал счастье.

7. Я слез в канаву и согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего мохнатого шмеля принялся срывать цветок.

8. Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление и мальчик с интересом наблюдая как тело рыбы меняет цвет и осторожно поглаживая ее предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

Список использованной литературы:

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М., 2008.

2. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку. – М., 2004.

3. Маслов В.Г. Культура русской речи. – М., 2010.

4. Прияткина А. Ф. Русский язык и культура речи. – Владивосток, 2005.

5. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров /Под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2013.

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В. И. Максимова. – М., 2001.


Тема 23. Устная публичная речь. Подготовка речи. Оратор и аудитория

 

Цель: освоить принципы работы над устным публичным выступлением.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части: знание о понятии «публичная речь», об этапах, принципах и методах подготовки к устному публичному выступлению; формирование навыков публичного выступления, формирование умения правильно строить свою речь, словесно оформлять публичное выступление, выступать эффективно и ярко.

Актуальность темы заключается в том, что в задачу совершенствования речевой культуры входит формирование навыков публичной речи. Умение владеть речью, говорить и убеждать словом является важным для людей многих профессий, особенно для руководителей. Поэтому изучение данной темы студентами-нефилологами необходимо.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Публичная речь это официальное выступление перед аудиторией, находящейся непосредственно перед выступающим.

Обычно публичное выступление готовится заранее. О месте, времени, теме, имени докладчика сообщается заблаговременно в объявлениях или специальных приглашениях.

Обязательной характеристикой публичной речи является наличие обратной связи с аудиторией. Аудитория эмоционально реагирует на выступление, в зависимости от его жанра может задавать докладчику вопросы
или комментировать его речь.

Виды публичных речей различают по их основной цели. Речь, в которой сообщается какая-либо информация, называется информационной. Это, например, доклад на конференции, лекция, слово на защите дипломной, диссертационной работы.

Другая цель речи – соблюсти этикет. Это протокольно-этикетная речь, например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра и др.

К относятся и развлекательные речи (например, тост во время
банкета, речь на банкете), цель которых – развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространенной является убеждающая речь, цель которой – склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать ее к каким-либо действиям. К данному виду речей относятся парламентские, митинговые выступления, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

В зависимости от жанра, цели публичной речи она может продолжаться от трех минут (анекдот на банкете) до полутора часов (лекция).

Основная цель публичной речи – влияние на аудиторию. Донести до нее нужную информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, повлиять на умонастроения аудитории или управлять поступками людей. Все это требует определенного мастерства.

Этапы подготовки публичного выступления. С расширением сферы деятельности, участием в жизни разных социальных групп, вступлением на работу ситуаций, где надо уметь говорить публично, будет все больше и больше. От того, насколько человек владеет речью, может зависеть карьера. Поэтому пробовать себя в роли оратора необходимо со студенчества.

Подготовка к публичному выступлению в четком определении вопросов: «По какому поводу будет говорить выступающий?», «Какова аудитория?», «Какова цель выступления оратора?». Ситуация общения (защита дипломной работы, выступление на митинге и т.п.) определит содержание и форму выступления.

Единой схемы подготовки речей нет, но существуют общие правила, на которые следует ориентироваться при подготовке к ним.

1) Определить объем информации, которую необходимо донести. Выступление ограничено временем, поэтому отобранные для выступления материалы нужно тщательно выверены и логически выстроены. Для этого важно составить план выступления. Лучше не писать текст речи полностью, так как он может сковывать при его произнесении. Обычно речь прописывается полностью для официальных и ответственных ситуаций. Начинающему докладчику текст выступления лучше сначала написать.

Действенность любой речи зависит говорить, а не читать заранее написанный текст. Именно поэтому написанный текст лучше произносить по памяти. Если вы читаете, то нужно делать это с выражением. Если нет написанного текста, то нужно хотя бы написать план выступления.

2) Необходимо познакомится с образцами жанра речи (защитное, агитационное слово и т.д.), в котором будет построена устная речь. Прежде чем выступать на публику, послушайте, как это делают другие. При составлении речи важно учитывать ситуацию, в которой она будет произнесена (где вы будете находиться, когда вам дадут слово и т.д.). Зная это, легче ориентироваться в ситуации и быть спокойнее. Имеет значение также внешний вид выступающего. Необходимо заранее узнать, как принято одеваться для конкретного мероприятия.

3) Оратору необходимо учитывать ожидания аудитории и воздействовать на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом, полом, профессией, уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальным составом, ценностями.

Еще в античности разработан классический риторический канон, включающий пять этапов:

1) Инвенция, или изобретение (найти что сказать).

2) Диспозиция, или расположение изобретения.

3) Элокуция, или словесное оформление мысли.

4) Меморио, или запоминание речи.

5) Произнесение (исполнение) речи.[36]

Инвенция предполагает осмысление речи, т.е. фиксируется все богатство, наличие идей. Диспозиция – процесс построения идей в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Выделяется следующая структура речи: 1) введение; 2) предложение; 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Элокуция –осуществляется отбор образных языковых средств, тропов и фигур речи. Оратору необходимо уметь пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Композиция публичной речи. Любое публичное выступление состоит из вступления, основной части и заключения. Сначала нужно привлечь внимание и завоевать доверие аудитории, в основной части – удержать ее внимание, в заключении – добиться понимания основной мысли и осознания цели речи.

Во вступлении устанавливается эмоциональный контакт оратора с аудиторией, обозначаются тема и проблема сообщения, обозначается основная мысль (тезис). Через обращение задается тон общения с аудиторией – официальный/неофициальный, формальный/неформальный, горизонтальный/вертикальный.

Стандартные формальные способы привлечения внимания:

· обращение к актуальному событию (времени, месту). («Сегодня большое событие – 65 лет со дня Великой отечественной войны);

· возбуждение интереса, любопытства, («Знаете ли вы, какой праздник сегодня отмечает Россия»?);

· обращение к конфликтной ситуации («Наверное, каждый из вас мечтает о мире без войны? Почему так не просто найти общий язык…?»);

· цитата известной личности.

Стереотипные неформальные приемы привлечения внимания:

· рассказ о своем личном опыте;

· цитирование знакомого;

· демонстрация предмета;

· шутка.

В основной части публичной речи приводятся аргументы и доказательства, выбор которых зависит от характеристики аудитории. Аргументы бывают сильными (ссылка на закон, авторитет, аксиомы и т.д.) и слабыми. Доказывая свой главный тезис, оратор может приводить аргументы только в защиту своей точки зрения, либо рассматривать разные мнения по вопросу.

На основном этапе выступления важно удерживать внимание аудитории. Нужно основную часть разбить на тематические блоки. Между этими частями задавать аудитории вопросы, просить высказаться о чем-либо, пошутить, обратиться к примерам, таблицам (нужно сменить характер деятельности, поскольку внимание человека теряется на 15 и 45 минуте, т.е. оно держится 15 минут). Самую важную информации располагать в начале или в конце выступления, чтобы аудитория лучше усвоила ее. Нельзя смешивать в одной речи разные темы, а по выбранной теме рекомендуется приводить не больше
трех основных мыслей.

В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. Концовка
может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение и т.д. Заключение лучше всего запоминается. Поэтому его нельзя заканчивать извинением, дополнениями после уже сделанных выводов, это разрушает впечатление законченности речи.

Словесное оформление публичного выступления.

Речь выступающего воспринимается на слух, поэтому рекомендуется
следовать правилам словесного оформления публичного выступления:[37]

1. информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение. Предложения должны быть короткими;

2. не использовать цепочки отглагольных существительных;

3. заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;

4. заменять предложно-падежные словосочетания придаточными предложениями; используя цифры, «очеловечивать» их, например: глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слуха», а не «толщина глазных нервов-микрон, а слуховых – микрон».

К контактоустанавливающим средствам относятся:[38]

1. этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности и т.д. (Уважаемые друзья! Благодарю за внимание..., Разрешите мне на этом завершить);

2. апелляция к предварительным знаниям слушателей (Ну, вы прекрасно знаете..., Вы помните, что...);

3. призывы к прочувствованию, сомышлению (Вслушайтесь..., Представьте себе..., Почувствуйте...);

4. прямые вопросы аудитории (Вы согласны со мной!).

Существуют также специальные метакоммуникативные, т.е. комментирующие собственную речь средства, которые облегчают восприятие речи и выполняют следующие функции: членение выступления на части (Я начну с..., Моей целью сегодня является...), переход к новой теме (перехожу ко третьей проблеме), введение цитаты, иллюстрации (Я приведу конкретный пример...), характеристика речи (Я кратко остановлюсь на...).

Выразительность публичной речи придают, конечно же, риторические приемы, повторы начала фразы (анафора), повторы конца фразы (эпифора),
одинаковых синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм), противопоставление (антитеза), синонимический повтор, восходящая и нисходящая градация.

Таким образом, владение культурой публичного выступления – качество современного специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение публичной речи.

2. Какие виды публичной речи Вы знаете? Какие функции они выполняют?

3. На что нужно обратить внимание при подготовке устной публичной речи?

4. Расскажите о способах способы привлечения внимания аудитории в начале выступления?

5. Как удержать внимание аудитории?

6. Какие словесные приемы выразительности выступления вы знаете?

7. Используя информацию лекций и предоставленную выше, расскажите о принципах доказательств тезисов в публичном выступлении. Какие виды аргументов вам известны?

Задание 2. Составьте публичное выступление на собрании, митинге (на любую актуальную тему), используя анафору:

В наше время, когда...

В наше время, когда...

В наше время, когда...

В наше время, когда... мы не можем...

Задание 3. Вам предстоит выступить на собрании студентов
первого курса и призвать всех прийти на конференцию против экстремизма. Какие аргументы к пафосу вы можете использовать?

Задание 4. Выберите одного из ваших друзей. Представьте
себе, что вам необходимо охарактеризовать его (ее) в следующих
ситуациях:

вы выступаете на студенческом активе и предлагаете этого человека в качестве его руководителя;

вы выступаете на свадьбе этого человека и представляете
его (ее) гостям со стороны невесты (жениха) в качестве друга
(подруги).

Подготовьте речи. Чем они будут отличаться друг от друга?

Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.

1. Расставьте ударение в словах.

Диспансер, догмат, договор, досуг, звонит, созвонимся, столяр, исчерпать, нефтепровод, каталог, квартал, металлургия, обеспечение, облегчить, углубить, откупорить; (работа, печать) начата, свекла, сосредоточение, уведомить, углубить, феномен, ходатайство, христианин, украинский, назвала, сливовый, принудить, творог, включишь, клала, недуг, вероисповедание, осведомить завидно, торты, дозировать, давнишний.

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.

1) бухгалтер, директор, инженер, инспектор, лектор, слесарь, борт, вексель, выбор, договор, паспорт, свитер, тополь, цех, якорь;

2) доктор, егерь, инструктор, офицер, пекарь, токарь, герб, китель, крендель, месяц, порт, прожектор, сектор, трактор, штемпель;

3) профессор, ректор, сторож, шофер, шулер, ястреб, веер, кузов, лагерь, невод, слог, тенор, флигель, хутор, штабель.

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М., 2008.

7. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / С.Г. Казарина, А.В. Милюк, М.П. Усачева. – М., 2004.

2. Маслов В.Г. Культура русской речи / В.Г. Маслов. – М., 2010.

3. Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи / А.Ф. Прияткина. – Владивосток, 2005.

4. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2013.

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.

6. Шупенина В. И. Культура речи: учебное пособие / В.И. Шупенина. – Омск, 2005.


 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.