Традиционный предмет философии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Традиционный предмет философии

2017-06-11 504
Традиционный предмет философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технические детали

Лектор по философии:

Эвелина Владимировна Барбашина

Курс: Философская антропология.

Вопрос расписания. *решим вопрос в конце пары*

1. Повторим основы философии;

2. Устройство курса;

2.1 Формы работы:

2.1.1. Индивидуальная;

Материал: два блока:

История философии

(Понимание человека в Древней Греции, в Средневековье, в Возрождение, в Новое время)

Современность

(Некоторые подходы, где есть проблематика человека: Фрейдизм и неофрейдизм, экистенциально ориентированная философия, герменевтика, проблемность (Человек-Власть, Человек - Наука))

Кроме этих блоков будут темы вспомогательного характера: Тезис, <- Аргументы, Правила -> Определения, Вопросы и ответы. Методологический блок мы это назовём.

Будет ящик, куда будут сбрасывться материалы: [email protected] пароль: философия2012 (в английской раскладке)

В конце сдаем экзамен. Сдаем в формате гос экзамена.

Начнем. Предмет философии.

Традиционный предмет философии

Онтология - учение о бытие

· первая часть: принципы мироустройства - креационизм

· вторая часть: учение о категориях.
Категория - предельное понятие по объему.
(причина-следствие, субстанция, бог, движение)

Гносеология - учение о познании
отличие от эпистемологии (эпистемология - наука)

Этика - учение о благе (добре и зле), теоретическое осмысление морали. одна из основных категорий - справедливость.
Для западной культуры: справедливость = закон;


Эстетика - учение о прекрасном.
Изучается проблема гения, стиля и таланта + прекрасное.

Логика - наука о правильных формах рассуждения. Её не интересует содержание, а интересует форма/способ рассуждения.

ИФ - история философии

Антропология - учение о человеке.

Последний сегмент развивался до 17-го века; в этом сегменте развивались многие течения, связанные с христианством.

Это был традиционный предмет философии, существовавший со времен Древней Греции.

Современный предмет философии

Но есть СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (формируется после Канта в 18м веке)

· Философия истории - прогресс, регресс, цикличность истории. Вопрос о движущих силах истории

· Философия религии - разбирается в религиозном мировосприятии, религии, мифы, секты, психология...

· Философия языка - сюда же (герменевтика)

· Философия сознания (когнитивная)

· Философия научно-технической революции.

· Философия Науки - изучение методов, используемых в науке

· Философия Виртуальной реальности -

· Последний сегмент - неизвестно, что будет в нем, что будет изучаться и исследоваться.

Вопрос об использовании и понимании к науке. В хороших учебниках философия не считается наукой.

В таблице выписать - даты жизни представителей эпохи.

На следующей лекции: Тезис, методология, правила тезиса. Часть материала будет на ящике. Что будем делать на первых семинарах.

Задание на семинар:

1) По таблице

2) Работаем с ветхим заветом; задача: сравнительный анализ представлений о человеке в Ветхом завете (Притча об Аврааме) и мифах древней греции; подготовиться к обсуждению.
Анализ проводить по следующей схеме:

  Ветхий Завет Древняя Греция
Черты человека    
Черты бога/богов    
Отношения между богом и человеком    

 

3) Обсуждаем Тезис (спорный, четко сформулированный) «Следует ввести смертную казнь за особо тяжкие преступления в современной России».
Подготовиться по одному из трёх пунктов. Выступление (макс. 3 минуты) три темы:

a. История проблемы (везде до 20го века);

b. Проблема смертной казни за рубежом (20й век Европа, Штаты, на Востоке);

c. Проблема смертной казни в России.

Решаем вопрос расписания:

До лекции №8 некоторые материалы будут записываться на листочках

25 февраля лекция №2

Тема: правила ведения дискуссии.

ТЕЗИС И АРГУМЕНТЫ

правила, которые мы будем разбирать. Необходимо проработать отрывок на ящике.

ТЕЗИС — основная мысль, которая должна обосновываться.

Тезис должен быть спорным; тезис примерно похож на повествовательное предложение, вопрос тезисом не является.

Требования к тезису:

1) Тезис должен быть сформулирован «ясно/четко», максимально кратко и должен быть понятен всем участникам дискуссии
Пример из Владимира Соловьева: «Следует отдать землю народу» (в тезисе обсуждающие видят
только то, что хотят увидеть. В этом плане этот тезис провокационный)

2) Максимальная краткость: чем короче тезис, тем тяжелее ошибиться, и тезис более понятен.

3) Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего обсуждения. Смена тезиса должна обговариваться.

«Ясно/четко»: требование запрета на ошибки обыденного языка

Ошибки обыденного языка:

1. Субъективно-многозначные слова - (значения обусловлены личностным развитием) - справедливость, красота,... качественные прилагательные

2. Объективно-многозначные слова - связаны формально с объективными показателями пространства, времени, расстояния...

3. Жаргонные слова (жаргон формируется в лоне основного языка и поэтому он многозначен)

3.1. упрощение

3.2. сокращение времени передачи информации

3.3. эмоциональное усиление

3.4. зашифровка информации

4. Противоречивые выражения:
«Может ли всемогущий Бог создать камень, который он не сможет поднять?»
Ответа на этот вопрос нет. Прием: выделять ключевые слова... спилитирование

Требование к неизменности тезиса

Две основные ошибки:

a. полная смена тезиса (когда у оппонента закончились аргументы... идет вброс. нацелено на эмоциональную деконструкцию);

b. частичная подмена тезиса (вырывание из контекста, синонимизирование)

пролонгирование ответа...

АРГУМЕНТЫ

АРГУМЕНТЫ - суждения, которые обосновывают тезис, подтверждают его.

2 группы правил:

· Содержательная группа

· "Аргументы к человеку"

 

1. Содержательная группа (позитивные):

1.1. Истинные, проверенные и общепринятые суждения (используем то, что уже известно и не нуждается в доказательстве): справочные официальные издания (не Википедия!), учебная информация (это проверено, соответствует миропониманию), данные социологических опросов.

1.2. Аргументов не должно быть ни много, ни мало, их должно быть достаточно ТРИ (разные по весу: сильный, средний, слабый), рассматриваем неагрессивную дискуссию. (последовательность - средний, сильный, слабый (последний нужен для того, чтобы противник мог сохранить лицо)).

1.3. Запрет тавтологического круга («Иванов - справедливый человек, потому что он справедлив»);

1.4. Аргументы не должны противоречить друг другу или не соответствовать;

2. "Аргументы к человеку" (негативные):
Признаки:

· не имеют отношения к содержанию спора;

· направлены на деморализацию соперника нерациональным способом.

 

2.1. Аргумент к авторитету (Авторитет может быть: народная мудрость, авторитета в данной области - устное цитирование на примере "глухого телефона"(нужно указывать письменный источник), Библия. (Нужно выстраивать собственную аргументацию)

2.2. Аргументы к интеллекту: (1 - неосознанный, 2 - сознательное употребление информации, не известной собеседнику)

2.3. Аргументы к публике (аргумент к большинству): "Всем известно..."

2.4. Аргумент к силе (явный, не явный (шантаж..., близость к власти))

2.5. Аргумент к личности (комплексы, внешность, образование, семья,)

3 марта лекция №3

на лекции начинаем философскую антропологию.

Нужно пройти эпохи: Грецию, Средневековье и Ренессанс.

План алгоритма:

1. Социально-исторические условия;

2. Общая характеристика сознания эпохи (специфика Др. Греции, Ср, Возрожд.);

3. Иллюстрирование.

Сегодня начинаем с особенностей соц.-истор. условий в Древней Греции.

Мы рассматриваем не все условия, а лишь те, которые связаны с человеком.

Древняя Греция

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ

1) ПОЛЯРНОСТЬ (деление Бог/Дьявол, Хорошо/Плохо, Душа/Тело, Лето Весна/ Осень Зима). Никаких полутонов.

2) НОРМИРОВАННОСТЬ

Ограниченность сознания, достигающаяся

· Исповедями. Грехом считается даже помысел. Среди самых страшных грехов уныние и зависть, — потому что это грехи человека, недовольного местом, на которое его назначил бог.

· Ритуальностью — проходили по церковным ритуалам. Жизнь человека была во всем и всегда ограничена (как и духовность, так и соц. практики.)

3) ОТСУТСТВИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ДОГМАТИЗМ И АВТОРИТАРИЗМ

Сознание догматично в теологическом смысле. Догматы являлись основанием для любых рассуждений. Принятый догмат не обсуждается. (догмат, о необходимости посещения лона святой церкви). Высшим авторитетом является Библия - книга Бога.

4) АВТОРИТАРИЗМ

5) ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий; неустойчивый)

Для подавляющего большинства населения характерны повышенные эмоциональные реакции (из-за частых жизненных потрясений и легковерности).

6) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ОБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ

Время было событийным; привязка к событиям. Два временных круга: малый круг времени - время по суткам, разделялось молитвами; большой круг времени - года, выстраивались по религиозным праздникам.

Отсутствие объективности связано с 6)

7) ИЕРАРХИЧНОСТЬ

присутствовала в сознании. она бралась из четко выстроенной иерархии миропонимания.

8) «МАГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА»

Люди средневековья считали, что поступки, слова, мысли и символы напрямую взаимосвязаны.

В следующей серии. Пишем таблицу сравнения. Будем сбивать воедино. На семинарах задания. Сквозная тема "Справедливость"

10 марта лекция №4

На этой лекции мы составляли и заполняли таблицу

  Древняя Греция Средневековье Возрождение
Идеал человека Гармония: физическая, нравственная и интеллектуальная Человек в земной жизни готовится к «небесному плану существования» Личность, творец
Идеал человеческой красоты Определяется по математическим канонам Главное – красота души Природная красота, земная красота
Массовые зрелища Театр, цирк Всё запрещено. «Театр – грех», литургия (в театре примеряются чужие личины, не данные человеку Богом) Театр, цирк, карнавалы
Литературные жанры Трагедия, Комедия Комментарии к Библии, исповеди, жития, откровения Рыцарский роман, дамский роман, автобиография, любовная поэзия
Изображения человека Преимущественно в скульптуре Иконы, акцент на глаза Портреты
Храмы Основной критерий – то, как храм вписывается в окружающую природу/ландшафт (в соответствии с идеей Космоса) Обязательно должна вести долгая дорога (чтобы человек настроился), готическая архитектура, ни один дом не может быть выше храма Ратуши начали делать выше храмов, церковь стала восприниматься как место праздника

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Считается, что именно в эпоху Ренессанса произошло расхождение между европейским и российским менталитетом.

ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ

1) Открытость.

2) Человечность, гуманизм, даже некоторый гедонизм.

3) Время начинает восприниматься как ресурс: «время — деньги», (фактически, современное западное восприятие) в противоположность восточной культуре, где «главное — не торопиться».

4) Индивидуализация, формируется понятие личности. Ценится индивидуальный, а не коллективный успех.

5) Любовь экзотики, стремление к необычному, ценится разнообразие.

6) Истребляется иерархия средневековья. Всё равноценно.

7) Сознание становится творческим, «человек творит наравне с Богом». Развитие науки, искусства, политики.

8) Расширение магического мировосприятия — астрология, алхимия, универсальная фармакопея (поиск панацеи), ведьмизм (экономическая заинтересованность в доносах).

17 марта лекция №5

Заменял дядя Женя!

Новая идея: идея всеобщего здоровья и физического воспитания.

Потом моральное воспитание физически развитым людям. Экономические идеи Локка.

Дальнейшие персонажи: Ньютон и Лейбниц. Лейбниц и отношение к Императорской России. Лейбниц и Пётр Первый. Главная идея Лейбница - "Человек в своём микрокосме - главный Бог". Человек должен стремиться к идеалу Богу. ОБщество должно делать всё, чтобы был прогресс науки. Лейбниц предложил, чтобы налоги, собираемые с ученых, тратились исключительно на развитие науки.

Ньютон. Исторические справки. Работа Ньютона на монетном дворе, нашел себя в практической деятельности.

В чем отличие английского и континентального мышления? Англо-саксы - ученые аналитического склада (анализ важнее синтеза), континентальная – имеет в основном метафизическую направленность. Онтология в Европе была очень заумной.

Евгений Глебов - заменяет у нас Эвелину Владимировну. Канал "Орбитальный бомбардировщик"

24 марта лекция №6

Снова вел Глебов, при этом эту лекцию я не писал. Она была посвящена Канту и Гегелю

31 марта лекция №7

1) Особенности современной философии к проблеме человека и так далее

2) Фрейдизм и Неофрейдизм

Особенности современной философии:

2 больших блока: а) континентальная философия (Фрейдизм/ неофрейдизм, философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, феноменология); б) англо-саксонская - позитивизм, прагматизм.

ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, В. Франкл, Карл Хортни, в россии литературно близок (но не полностью) Достоевский.

Большую роль для: кинематографа, литература (Фаулз), живопись (Дали, ранний Пикассо)

Переворот: "Разум"" заменен понятием "Бессознательное".

Взгляды на роль Фрейда:

· гений;

· гениальный компилятор;

До Фрейда После Фрейда
Психиатрия несёт карательную функцию Психиатрия несёт социальную функцию
Медикаментозное и инвазивное лечение: лоботомия, гидротерапия, электротерапия. Переход к неинвазивному лечению, запрет прошлых практик.
Использование гипноза Гипоз признаётся (в общем) негуманным (т. к. подавляет волю) и неуниверсальным. Взамен Фрейд предлагает релаксацию (при этом сознание сохраняется)
жесткие ассоциации (слово - раздражитель - Ответное слово) как способ раскрыть человека метод мягких ассоциаций (тема - рассуждение)

 

По Фрейду, "Мы все родом из детства" (ребенок формируется до трех лет)

Тема: "Структура личности"

Сверх Я Цензор - то, что придумало человечество, чтобы человек не реализовывал свою животную природу. Нормы и система, которые задаются семьей, учебным заведением, социальные институты

Я "принцип реальности" - результат взаимодействия Бессознательного и Цензора. Подвижная структура. Возникает проблема, когда одно задавливает другое.

ОНО Id Бессознательное - "животное начало" - всё можно свести к двум инстинктам "танатос"(смерти), "эрос"(продолжение рода)

Бессознательное имеет определяющую роль.

Как проявляется Бессознательное? Имеется несколько каналов прорыва. Задача психоаналитика - выяснить через что прорывается бессознательное.

1) Оговорки; (они не случайны)

2) Ослышки;

3) Письменные ошибки;

4) Постоянное забывание одного и того же (постоянно забывает имя человека => ему/ей этот человек глубоко противен);

5) Сновидения - т.к. Цензор ослабевает; толкуется не сюжет, а образы. ключевые образы толкуются.

Тема: "Детство и травмирующие события детства"

В детстве любой ребенок в обязательном порядке имеет "травмирующие события"

Вытеснение тр.событ. - забывание

Взрослая жизнь - событие-ассоциация (вытаскивает из прошлого травмирующего сознания на основе ассоциации)

Тогда включается механизм разрушения, его жизнь координально изменяется

Фрейд акцентировал биологическое детство как основополагающее. Альтернативный взгляд предложил один из его учеников, Адлер.

АДЛЕР

Адлер утверждал, что определяющую роль играет социально-семейном окружении.

Каждый приобретает комплексы, так как мир взрослых несоразмерен ребенку:

· несоразмерность физическая (физически мир взрослых не приспособлен для детей)

· несоразмерность смысловая (ребенок не понимает требований взрослых) "нельзя"

Неизбежно формирование комплексов. Комплексы ребенка зависят от места в семейной иерархии: старший, средний или младший

У старших формируется комплекс ограниченности. Личностное начало в старшем подавлено

У среднего формируется комплекс ненужности. (Чаще всего из семьи уезжают средние дети)

У младшего формируется комплекс компромисса, комплекс безответственности и авантюризма

Комплексы компенсируются тремя способами: каждая две характеристики (со стороны общества и со стороны личности)

· нормальная (выгодна обществу и выгодна личности): замещение чего-то одного чем-то другим;

· сверхкомпенсация — фокусировка на «быть лучшим» (выгоден обществу, не выгоден личности): социально-личностные навыки пропадают из-за сосредоточения

· чем хуже, тем лучше — противоположная реакция на выговоры (не выгоден ни обществу, ни личности):

Сборка с разных фрейдистов и неофрейдистов:

Способы борьбы с комплексами (минимизации комплексов):

1) Дорогой психоаналитик;

2) Физические нагрузки;

3) Хобби (Никогда не связано с работой);

4) Творчество;

5) Асоциальный поступок;

6) Пропевание (проговаривание);

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА

1) Образный язык (притчи, изложение, структура притчевого текста)

a. Имеется основная тема или основной тезис, но в отличие от классических работ, Ницше не движется к выводу через рассуждения.

b. Вокруг темы выстраиваются обширные рассуждения с многочисленными примерами

2) Не использует традиционную философскую терминологию и форму.

3) Очень сильно фальсифицирован (зачистки текста и превратности перевода, «доработка» текстов его сестрой) практически корректный перевод (один из последних)

a. Ницше был образован «до неприличия», университетское образование, филолог по образованию

b. Первая тема: различение двух культов: дионисийский культ и аполлоновский культ

До Сократа Древняя Греция жила по типу, который соразмерен человеку, сообразно человеку (дионисийский культ). После Сократа возведен культ разума, расчета, рациональности. Цель дионисийца – удовольствие, праздник, аполлона – результат, труд

  Дионисийство Культ Аполлона
ЦЕЛЬ Праздник, удовольствие Результат, полученный трудом
ОБРАЗ ЖИЗНИ Движение Оседлое проживание
ИСКУССТВА Пластические виды искусства (музыка, танец,) Застывшие виды искусства: (живопись, скульптура, архитектура)

 

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ

1) Рациональность погубила человеческое в человеке

2) Ницше представлял человека как сосуд, в который государство закладывает нужные ценности (полый человек).

a. Вина, нечистая совесть (ребенку внушается потенциальная виноватость) (в христианстве к этому добавляется идея первородного греха)

b. Мораль (культивируется послушание, готовность к принятию судьбы, милосердие, трудолюбие, скромность, соответствие христианским нормам). Идея Ницше в том, что человеком с такими качествами очень легко управлять. Ницше – противник «усредненности». Актуализация ценностного мышления

Язык выполняет функцию мировосприятия. Примеры (разведчик – шпион, освободители – захватчики).

Герменевтика

Герменевтика (греч.) — «искусство толкования».

Три основных вида герменевтики:

  1. Методология интерпретации текста в какой-либо узко заданной области. (Особо часто используется в политологии и рекламе для составления обращения к публике. Примечательно, как специалисты формируют речь президента таким образом, чтобы каждый слой населения услышал именно то, что ему хочется.) (Также используется в теологии)
  2. Общая методология интерпретации любого текста. В более широком смысле текст сейчас понимается как любое информационное послание (в том числе и невербальная коммуникация).
  3. Узкофилософское направление, в котором информационное сообщение является основным модусом коммуникации человека.

 

Таблица «Основные этапы развития герменевтики»

Этапы развития герменевтики Что исследуется Цель Почему (причины) Методы Вид герменевтики Доп. инфомация
древнегреческая, гомеровская Иллиада и Одиссея (И и О) Перевод И и О на «современный» греческий язык И и О — основной элемент греческой образованности. Их нужно было знать и понимать. Парафраз с сохранением смысла   Сейчас парафраз используется в художественных произведениях.
древнегреческая, софистическая Любой разговор Победа в дискуссиях · демократия · прямая судебная система · культ образованности логика, красноречие, силлогистика, дедукция    
Победа любой ценой («чёрная риторика») +некорректные приёмы спора
средневнековая (теологическая) (с III в.) Библия (Б), исповеди Перевод Б на родные языки · тотальная безграмотность · необходимость знать основы Б · греческий и латынь почти никто не знал · аналогия · сокращение культурной дистанции · аллегории, метафоры · поиск скрытого смысла   Библия очень сложна для перевода. Так, слово «логос» очень многозначно. Плюс к тому, необходимо «переводить» некоторые понятия (к примеру, африканцы не могут представить, что такое агнец).
юридическая (с XIII в.) Юридические документы, которые не соответствуют друг другу или противоречат Принятие решения · Отсутствие формального права в средние века · большое количество претендентов на один объект собственности Химический анализ формально-логические методы сравнительный анализ документальный, лексический, пунктуационный, стилистический анализы дополнительные артефакты (свидетельства, географические карты)   Юридическая герменевтика вырабатывает методы и критерии принятия решений.
историческая Исторические документы Максимально объективная интерпретация истории Несоответствие, противоречивость исторических свидетельств Те же; добавляются · фактор иррационального/бессознательного · анализ фигуры автора: факторы личностного становления: образование, деятельность, место проживания, семейное воспитание, религия, гендер, отношения с пенитенциарной системой и силовыми структурами   Также к методам добавляются объективные факторы: экономические, политические, социально-идеологические. В современности учитывается не только автор, но и читатель.
Исторические свидетельства (не только текст)  

 

28 апреля лекция № 11

Понятийный анализ

В СССР отличалось понимание терминов от общемировой.

Национальность – в общемировом понимании, гражданская принадлежность

Этничность (ethnicity) - совокупность объективных и субъективных признаков (маркеров) на основе которых человек относится к социальной группе.

Признаки: язык, родственники,?физиологические признаки, культура (духовная(литература, музыка), бытовая(кухня, элементы одежды)), история своей этнической группы (главное её принимать несмотря на достоверность), собственная территория.

Некоторые признаки могут отсутствовать. Практически не знать кухни. Но существует еще субъективный фактор этнического самоопределения. Также еще есть понятие гражданской этничности. Когда наступает кризис и рушатся остальные виды идентичности, то остается именно этническая идентичность (так как человеку нужно за что-то цепляться)

В последние 10 лет начали пытаться отказаться от термина расы из-за всеобщего смешения

Теории этничности:

Вопрос о происхождении и обосновании ставится в начале 19го века.

Первая теория, которая существует и в современности – теория примордиализма. Два варианта: биологический и культурный

Согласно ней, этничность – базовая, врожденная характеристика человека.

Биологический: каждый, получил этничность по факту своего рождения от родителей.

(Голос крови, «Мы с тобой одной крови»)

А дальше два варианта: если человек жил в этнической группе, то этничнсоть усиливается, а если он взрослеет в иноэтнической группе, то она присутствует в зажатом состоянии (как бессознательное по Фрейду). Этничность не классифицируется, но по её проявлениям говорится, что она присутствует.

Социал-дарвинизм. Родился из естественного отбора.

Культурный: тоже этничность присутствует всегда, но в смысловой и в четко не фиксируемых инстанциях сознания, души. Связан с понятием «душа народа».

Гердер (начальник географического детерминизма) (Гумилев тоже был географическим детерминистом).

Стали добавлять различные факторы: географический, экономический, социальные события.

Дух народа – нечто иррациональное.

 

Следующая теория появляется в 20-е годы 20-го века. Теория конструктивизма

Этничность очень четко собирается, как из кубиков, к 25-30 годам. К этому возрасту она четко складывается или не складывается.

Этничность – подвижное нечто, изменяется в процессе жизни. Она может усиливаться, может уменьшаться.

 

Теория, появившаяся в 50е годы 20-го века инструментализм

Этничности не существует. Да, её можно сконструировать, но это возможно, когда это нужно элитам для достижения собственных целей. Тогда предпринимается ряд шагов, которые активизируют механизмы этничности. Инструменты – пропаганда, манипуляция сознания и так далее.

Пример: Тобольск – позиционирование сибирских татар. Памятник Ермаку.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ

Власть:

1) Восточное. Иерархия старший-младший, слово старшего - закон, мораль.

2) Западное. Существует иерархия, но она более сглажена, нет явного иерархического поведения.

Время:

1) Восточное: время бесконечно, спокойное отношение к задержкам, опозданиям, нарушение регламентов.

2) Западное: Время – это ресурс, за который можно сделать деньги. Временные сроки очень жесткие. Нет реестра уважительных причин. Это связано с Возрождением и его культивацией личностных достижений.

Пространство:

1) Закрыто. Негативное отношение к краундингу (мой дом – моя крепость), запад

2) Открытое Позитивное отношение к краудингу

Смысловое пространство:

1) Закрытое: темы, которых лучше не задавать (личное, финансы, здоровье, политика). Вопрос «Как дела?» подразумевает краткий ответ.

2) Открытое: открытый разговор на любые темы

Феминность/Маскулинность:

1) Феминность: психологический комфорт, налаженные коммуникации, стабильность.

2) Маскулинность: социальный успех, индивидуальные достижения, агрессивность.

Коллективизм/Индивидуализм:

1) Коллективизм: коллектив всегда прав

2) Индивидуализм: культивируются интересы личности, индивидуальные достижения

Маркер информационного контекста:

1) Открытый (прямой): верят официальным источникам, а те, в свою очередь это ценят.

2) Закрытый (опосредованный): не принято говорить прямо о чем-либо, недоверие к официальным источникам.

Домашнее задание: доразобрать теорию; какую-то этничность проанализировать за сторонников двух теорий.


 

12 мая лекция № 12

Тема:«Экзистенциализм»

Языковые особенности

1. Отказ от традиционной философской терминологии; (Сартр - Тошнота)

2. Отказ от традиционной философской формы изложения в пользу эссе, романов, памфлетов, зарисовок, набросков и так далее.


 

Содержание:

Сформируем тематический круг

Существование (изменяемо, вторично) значимее сущности (неизменно, первично, объясняет существование). Пример лука и капусты. Лук – существование в понимании экзистенциализма, так как нет сердцевины. Через это они вышли на повседневность, где человек определяется своим поведением.

Индивидуальность выбора означает, что за каждый свой выбор человек несёт ответственность.

Термин «пограничная ситуация» введён Ясперсом. Пограничная ситуация показывает, каков человек есть на самом деле.

В 60е годы 20го века экзистенциализм сменился хиппизмом.

Экзистенциализм – цель: нравственность, личность. Состав: интеллектуалы и философы. Форма – интеллектуальные разговоры. Отношение властей – негативное.

Хиппизм – цель: радость, удовлетворение, праздник. Состав: золотая молодежь и позже низшие слои. Форма – образ жизни. Отношений властей – лояльное, но иногда двойственное в случаях попытки захвата кварталов.

Мишель Фуко.

Экзистенционалстские темы поднимаются в теме Власть, а точнее в репрессивных формах власти. Основная идея Фуко: современный мир напоминает паноптикум (каждый находящийся в паноптикуме в каждый момент может быть проконтролирован идея тюремного заключения).

4 Основных института реализации репрессивных практик:

1. Тюрьма;

2. Школа;

3. Больницы;

4. Производства

Всё современное общество направлено против индивидуализации человека. Средним человеком проще управлять с точки зрения власти. Второе – власть информации.


 

  Визуальный контакт Санкции Поощрения
Тюрьма Паноптикум, глазки Временное ограничение качества жизни, карцеры… УДО
Школа Учитель: Оценки, балирование, жалобы Стипендии, оценки, грамоты, похвальные листы
Больницы Посты медсестер Исключение Стимуляция ускоренного выздоровления
Производство Паноптикум Увольнение, снижение бонусов, зарплат… Премии, стенгазеты…

 

 

19 мая Лекция № 19

Доклады:

Глеб Летягин «Буддизм»

ДХАРМА – примерно равно Порядок. Перевод неточен, можно перевести как закон, норма или истина.

Буддизм возник на острове Шри-Ланка.

Дхарама индивидуальна, поэтому нельзя записать просто какой-то свод правил. Все данные взяты из записей не Будды, а его учеников.

В буддизме сейчас очень много течений, около 12, но основных всего два – малая и большая колесница. Малая –считает, что просветление только для некоторых, которые посвятили себя буддизму, Большая – всё человечество может быть освобождено. Характерная особенность буддизма – мимикрия (колоссальна разница между китайским и японским буддизмом).

Путь 4 истины -

Восьмеричный путь – доктрина буддизма, объясняющая как жить

Цель – прекратить поток существования и достичь Нирваны (отсутствие страданий).

«Я». Не стало ясно признавали ли они его или нет. В каждом имеется частичка мирового порядка.

Буддистские теоретики пришли к парадоксу психического мышления.

Перевертыш с пониманием страдания. Причина наших страданий – желания, неоправданные желания или мечты. Буддизм делает шаг – чтобы не было страданий необходимо прекратить желать.

Технические детали

Лектор по философии:

Эвелина Владимировна Барбашина

Курс: Философская антропология.

Вопрос расписания. *решим вопрос в конце пары*

1. Повторим основы философии;

2. Устройство курса;

2.1 Формы работы:

2.1.1. Индивидуальная;

Материал: два блока:

История философии

(Понимание человека в Древней Греции, в Средневековье, в Возрождение, в Новое время)

Современность

(Некоторые подходы, где есть проблематика человека: Фрейдизм и неофрейдизм, экистенциально ориентированная философия, герменевтика, проблемность (Человек-Власть, Человек - Наука))

Кроме этих блоков будут темы вспомогательного характера: Тезис, <- Аргументы, Правила -> Определения, Вопросы и ответы. Методологический блок мы это назовём.

Будет ящик, куда будут сбрасывться материалы: [email protected] пароль: философия2012 (в английской раскладке)

В конце сдаем экзамен. Сдаем в формате гос экзамена.

Начнем. Предмет философии.

Традиционный предмет философии

Онтология - учение о бытие

· первая часть: принципы мироустройства - креационизм

· вторая часть: учение о категориях.
Категория - предельное понятие по объему.
(причина-следствие, субстанция, бог, движение)

Гносеология - учение о познании
отличие от эпистемологии (эпистемология - наука)

Этика - учение о благе (добре и зле), теоретическое осмысление морали. одна из основных категорий - справедливость.
Для западной культуры: справедливость = закон;


Эстетика - учение о прекрасном.
Изучается проблема гения, стиля и таланта + прекрасное.

Логика - наука о правильных формах рассуждения. Её не интересует содержание, а интересует форма/способ рассуждения.

ИФ - история философии

Антропология - учение о человеке.

Последний сегмент развивался до 17-го века; в этом сегменте развивались многие течения, связанные с христианством.

Это был традиционный предмет философии, существовавший со времен Древней Греции.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.