Об обносе груза и базовых лагерях — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Об обносе груза и базовых лагерях

2017-06-11 232
Об обносе груза и базовых лагерях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  • На Башкаусе без груза желательно прохождение следующих порогов:
    • I ступени "Ключевого";
    • связки "Капкан" - "Мясорубка" - "Каменный остров". При этом базовый лагерь лучше устанавливать над "Камикадзе";
    • пор."Семейный";
    • пор."Тесный";
    • пор."Селевой" (вместе с судами;-)).
  • На Карагеме только I-ое ущелье необходимо проходить без груза. При этом базовые лагеря можно ставить на правых притоках - р.Кан-Оюк, р.Камрю и на правом берегу - напротив устья крупного левого притока - р.Кара-Айры. При прохождении препятствий II-ого и III-его ущелий, мы, такой необходимости (в среднюю воду) не ощутили. Если воды будет меньше, то, вполне возможно, при прохождении II-го ущелья, лучше вещи обнести.
  • На Аргуте необходимо обнести вещи при прохождении порога-водопада Сапожникова и, может быть, "Трубы Сапожникова". Соответственно базовый лагерь можно установить за шиверой "Седой".




О радиальных выходах

  • С устья Башкауса на водопады правого притока р.Чулышман - р.Чульча [11].
  • С Карагема на озера, находящиеся на его правых притоках - рр.Абыл-Оюк и Камрю.
  • С Аргута:
    • на Карагемский прорыв (обязательно, для тех, кто его еще не видел) с устья Карагема;
    • вверх к леднику Менсу и высочайшей вершине Алтая - г.Белуха (4506м.) по левому притоку - р.Иедыгем.

О страховке

  • Организация страховки производилась по классической схеме - при прохождении первым судном препятствия в его конце ставились страхующие с "морковками", а затем, при необходимости, осуществлялась и страховка "с воды".
  • Страховка производилась только на порогах категорий сложности 5С, 6А, 6В и 6С.




Об экипажах

  • Состав экипажей катамаранов, особенно К2, был подобран оптимально. Это было важным моментом похода, т.к. от прохождения каждым судном любого препятствия зависело как психологическое состояние соответствующего экипажа, так и всей группы в целом.
  • На Башкаусе составы экипажей были следующими:
    • К4-1: Верхотуров М. - капитан; Денисов В.; Карпенко А.; Яхин А.
    • К4-2: Перескоков Ю. - капитан;Сахаутдинов Ф.; Федоров Е.; Хайрутдинов Н.
    • К2: Лямин А. - капитан;Старшов В.

На Карагеме и Аргуте:

    • К4-1: Верхотуров М. - капитан;Денисов В.; Карпенко А.; Перескоков Ю.
    • К4-2: Лямин А. - капитан;Старшов В.; Федоров Е.; Хайрутдинов Н.

О вариантах выхода из нижнего ущелья

  • Набитая скотопрогонная тропа идёт по левому берегу от Кара-Кудюра до Тускола, но не по берегу, а верхами. Выход на эту тропу в 4-х километрах вверх по течению Тускола от места его впадения в Башкаус. В устье Джундука эта тропа проходит в 300 метрах от Башкауса. По правому берегу тоже верхами идёт тропа в 1-1,5 км от Башкауса. Тропа идёт до ручья Московский, что находится в 500-х метрах ниже устья Тускола и впадает справа. По нему можно подняться наверх.
  • По правому берегу может оказаться более выгодным вариант выхода в селение Паспарта, которое связано дорогой с Балыктуюлем и далее с Усть-Улаганом. Этим вариантом можно пользоваться от устья р. Паспарта до устья Оныша. Пос. Паспарта находится вверх по течению р. Паспарта в 10-ти км от Башкауса.
  • Из устья Оныша можно сойти с маршрута двумя вариантами. Через 5,5-6 км подъёма по хорошей тропе вдоль Оныша следует свернуть направо в долину левого притока Кузуре. Переправа через Оныш в 200-х метрах выше устья Кузуре. Через 10 км подъёма по правому берегу Кузуре тропа приходит к развилке. Направо, через ручей, путь ведёт к перевалу Ашу (1,5км), после спуск до р.Паспарта (4,5км) и подъём вдоль неё до посёлка Паспарта (2,5км). Если идти налево от развилки, то через 5 км будет перевал Кузуре, который чуть выше, чем пер.Ашу, но значительно положе. После перевала до посёлка спуск идёт по левому берегу ручья (6 км). При желании продолжить сплав по Чулышману можно подняться вверх по Онышу на 24-25 км., затем в северном направлении подняться на перевал (3,5-4км) и спускаться на северо-восток до Чулышмана (17-18км). При сплаве по Чулышману ниже от этого места сложных препятствий нет.
  • 0т устья Оныша до устья Чебдара уйти с маршрута сложно, и самое трудное - это выбраться из каньона. Выйти можно:


- по ручью, впадающему у пор. 154;
- по кулуару в районе пор. 156;
- по кулуару напротив пор. "Каменный остров";
- по кулуару у пор. "Стиральная доска";
- по р.Кызылтаг (колхозный зимник в 2,5 км от Башкауса);

Во всех этих случаях надо идти на восток до скотопрогонной тропы, которая проходит в 4-х - 5-ти километрах параллельно Башкаусу. Вопрос в том, куда идти по этой тропе. Родители В.Сырова, пропавшего без вести в районе пор. "Капкан", в гроте Камикадзе оставили описание пути через Кызылтаг и Конылтыт в посёлок Ко. Надо пройти по тропе влево в долину Кызылтага 4-5 км, затем подняться на восток по Кызылтагу (9км), перевалить в долину Конылтыта, через 4 км свернуть на северо-запад по верхней тропе (в 2-х км от перевала есть ещё нижняя тропа, но она хуже). Верхняя тропа идёт по правому склону долины Конылтыта в 1,5-2-х километрах от реки, через 10 км пересекает р.Арачак (приток Башкауса), а ещё через 7 км поворачивает на восток и через 8-9 км приходит к Чулышману в 3-х км ниже пос. Ко. При выходе вверх по Конылтыту, Арачаку и двум ручьям около Селевого озера этот вариант действительно выгоден: от 15 до 24-х км пути не очень обременительны. Однако при выходе выше Кызылтага, дойдя до скотопрогонной тропы, ближе идти в пос.Паспарта (30 км от Кызылтага). От этой же точки до посёлка по тропе 42 км. По долине р.Устюшко - 28-30 км, но там нет хорошей тропы.

О продуктах и питании

  • В связи с тем, что после прохождения Башкауса, мы возвращались на Чую и Аргут через п.Акташ, который мы проезжали и по пути на Башкаус, то мы оставили в нем часть продуктов. А затем, когда заезжали на Карагем, мы их забрали. В распределении же по частям (на Башкаус мы взяли продуктов исходя из двух дежурств на одну пару дежурных, т.е. на 10 дней) была совершена небольшая ошибка - было взято ровно столько продуктов, сколько было необходимо на прохождение Башкауса, т.е. тоже на 10дней. В связи же с задержкой на Башкаусе из-за подъема воды, мы задержались на три дня, и, соответственно нормы расхода продукты мы вынуждены были сократить. А так как, в результате, продукты были сэкономлены, то на вторую половину маршрута их осталось больше, чем нужно. Надо было взять продуктов исходя из расчета трех дежурств на одну пару дежурных, тем более, что пешек на Башкаусе (по плану) не предвиделось.
  • Для расчета необходимого количества продуктов мы использовали раскладку, проверенную в походах 97-го и 98-го годов [11].




О транспорте

  • Для совершения заброски к началу маршрута, внутримаршрутных переездов и выезда с маршрута мы планировали использовать машины (ГАЗ-66) братьев Ю. и О. Демьяновых из Новосибирска [11].
  • В связи же с опозданием на место встречи около моста через Башкакус, находящегося недалеко от его устья, с Юрой Демьяновы (вместо 07.08 мы были там 10.08), который, нас не дождавшись, уехал, мы были вынуждены искать машину, т.к. транспорт в этом месте ходит очень редко. Искать его лучше в Балыкче, чем в Ко, хотя до каждого из них примерно одинаковое расстояние - около 15км. В результате в Балыкче мы договорились с Тымыевым Карлом Петровичем, который нас 8-ых и отвез в п.Акташ на своем УАЗ-452.
  • Двое наших ребят выбирались через Телецкое озеро. Сейчас там стало гораздо лучше с транспортом, т.к. ходит достаточное количество коммерческих судов, тем более, что в устье Чулышмана находится турбаза, в которую из Артыбаша ходит катер.
  • В Акташе машину найти гораздо проще. Только необходимо, чтобы водитель (или еще кто-то) хорошо знал дорогу, и чтобы машина по проходимости была не хуже, чем ГАЗ-66. Искать транспорт для заезда к пер.Карагем где-нибудь в другом месте, например, в Чаган-Узуне, мы бы не советовали. Мы уехали на ГАЗ-66 Макарова Леонида. По адресу ул.Кузнецова, 66 проживает Кузнецов Михаил, у него тоже есть ГАЗ-66.
  • Уезжали мы с Ини, но ситуация по сравнению с 97 годом, когда мы уехали на попутке, шедшей из Акташа в Бийск, несколько изменилась. На автобусы, а их два: один из Усть-Улагана, другой из Акташа, оба идут до обеда, мы опоздали. Попутного же транспорта практически не было. В результате мы потеряли день и уехали только на следующий на трех легковых машинах, найденных здесь же.
  • Лучше было плыть дальше - до Чемала, может мы чуть бы проиграли во времени (а может и нет), но в деньгах бы точно выиграли, тем более, что общение с местным "подрастающим" поколением Ини приятных ощущений не оставляет.




Техническое обеспечение

  • На маршрутах, аналогичных пройденному, необходимо иметь:
    • радиостанцию (лучше 144МГц) на каждом судне;
    • фотоаппарат (как минимум один на каждом судне);
    • видеокамеру (при отсутствии пеших переходов - лучше две).
  • Очень рекомендуем иметь на маршруте GPS. При подготовке к походу планирование будет более точным и полным, если использовать соответствующее программное обеспечение (например, OziExplorer). Запланированные контрольные точки вводятся в GPS, после чего, находясь на маршруте, всегда можно узнать расстояние, оставшееся до той или иной "точки", а при ее достижении, ввести ее реальные координаты. По приезду же домой реальные координаты вводятся обратно в компьютер и, соответственно, можно произвести анализ проведенного путешествия более полно.




О наших достижениях

  • Впервые, насколько нам известно, совершено прохождение двух "шестерок" Алтая в связке р.Башкаус и рр.Карагем, Аргут.
  • Нижнее ущелье р.Башкаус пройдено в условиях большой воды за 7 дней. Из-за паводкового уровня обнесена связка порогов "Капкан" - "Мясорубка" - "Каменный остров". Из-за: - отсутствия возможности организовать нормальную страховку обнесена выходная ступень пор.170 "Кызылтагский"; - повышенной сложности обнесен пор."Селевой"; - цейтнота времени и риска сломать рамы катамаранов обнесен пор. "Семейный".
  • Река Карагем пройдена без обносов фактически за 2 дня.
  • В условиях большой воды р.Аргут пройдена за 2 дня, причем, если сравнивать с прохождением этого участка группой С.Черника в августе 98 года (воды, судя по фотографиям ПВ Сапожникова у нас было даже чуть больше), мы не обносили вещи (и соответственно не разведывали порог) при прохождении "Трубы Сапожникова", а затем повторили сплав - "ралли" от ПВ Сапожникова до устья р.Чуя за один день. В результате водная часть полноценного "шестерочного" маршрута рр.Карагем - Аргут пройдена за 4(четыре) дня.

Литература

1. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. -М: Физкультура и спорт, 1976, 160с.

2. Отчет по р.Башкаус, август 1995 г, рук. Самохин В.М.

3. Отчет по р.Башкаус, август - сентябрь 1994 г., рук. Лазарев А.Н.

4. Отчет по рр. Чуя, Башкаус, июль - август 1989г., рук. Гаврилов В.В., №5195 (МГЦКТ)

5. Отчет по рр. Чуя, Катунь, май - июнь 1984г., рук. Карьянов П.В., №4686 (МГЦКТ)

6. Отчет по рр.Богояш, Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха, Аргут, Чуя (Мажойский каскад), июль - август 1998г., рук. Черник С.И.

7. Отчет по рр. Карагем, Юнгур, Аргут, авг. 1997г., рук. Тихомиров С.Г.http://www.pnpi.spb.ru/~ant/water.html

8. Отчет по р.Башкаус, август - сентябрь 1989г., рук. Иванов А.В., №5198 (МГЦКТ)

9. Отчет по р.Башкаус, август 1989г., рук. Филиппов А.А., №5251 (МГЦКТ)

10. Отчет по рр.Кара-Алаха, Ак-Алаха, Аргут, август 1997г., рук. Верхотуров М.А.http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/argut/pohodn.htm

11. Отчет по рр.Богояш, Чулышман, август 1998г., рук. Верхотуров М.А.


http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/chulshmn/chlsmn98.htm

12. Река Чуя. Горный Алтай. Свердловское аэрогеодезическое предприятие ПО "Уралаэрогеодезия" ГУГК СССР, 1990г.

13. Карты, изготовленные по заказу АО "АКВА". РФ. Республика Алтай. 1992г., 9л.

14. Картографический материал. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/geomap/common.htm

15. "Турист", 1981, № 3, С.32.

16. Журнал с порога "Ключевой" (р.Башкаус)

17. Журнал с порога "Камикадзе" (р.Башкаус)

Приложения

Приложение 1. Записи из тетради на пор."Ключевой"

Фото 86. Описание прохождения пор. “Ключевой” сборной группой Украины в августе 1995 г.

Приложение 2. I ст. пор."Ключевой" и ощущения, которые бывают после ее прохождения

Фото 87. 18.08.98 Вода выше средней. Прохождение ступени "карабубелем" группы Капранова Н.Р.

Фото 88. 03.08.98. Уровень воды ниже среднего. Прохождение ступени катамараном группы Черника С.И.

Фото 89. Середина августа 1998г. Малый уровень воды.
Фото из Internet -отчёта группы Чумакова А., г.Москва

Ощущения после прохождения I ст. порога "Ключевой"


("Турист", 1981, № 3, с.32).

" К аждый туристский отряд, собираясь отправиться в плавание по сложному спортивному маршруту, практически решает проблему своего права на риск.

Достаточны ли его опыт, психологическая подготовка и тренированность, наконец, техническая оснащенность, чтобы отважиться на трудный сплав. Наша группа киевских плотовиков, давно уже осваивающая реки средней и высшей категорий сложности, уверена — определяющую роль в успехе похода, помимо подготовленности всей команды, имеет надежное снаряжение, страховка. Мы удачно сплавлялись по Катуни, Оке Саянской, Каа-Хему, Белой на Кубани, Ингури и др., Китою, где прошли Моткины Щёки, и Уде, где преодолели водопадный каньон выше Алыгджера, Айварской Койсу. Но вот давнего происшествия на Башкаусе я никогда не забуду. Это случилось в пороге Ключевой.

...Плот падает почти вертикально с пятиметровой высоты (Фото 90). Доля секунды — и после глубокого погружения удар. Плот складывается пополам, как книжка (Фото 91), и вода с бешеной скоростью закидывает его на скалу правого берега. Меня протаскивает глубоко под этой скалой.Вынырнув, набираю воздуха вместе с пеной и сразу ныряю во вторую ступень порога. Тело закручивает во всех направлениях. Удар, резкая боль, сорвало каску. Скала справа, впереди, сверху — я в каменной ловушке. Зубами открываю кран спасжилета и хватаю несколько глотков воздуха. Становится легче... Пытаюсь выбраться, но поток возвращает назад. Стены кулуара отполированы водой. Делаю попытку за попыткой уйти вниз, но вода сильнее меня. Руки не чувствуют ни боли, ни напряжения. Давление закрученного потока усилилось. Из последних сил удается подтянуться к краю водяного колпака и закинуть ноги. Струя мгновенно подхватывает меня и несет, продирая, вдоль правой скалы. Становится светлее...

Случай в так называемой “бочке” покажется знакомым. Давно уже и байдарочники и плотовики ломают головы, каким образом, оказавшись в аварийной ситуации, преодолеть “бочку”. Ведь большой объем воздуха в спасжилете не дает возможности человеку, которого к тому же ударяет о камни, выйти из нее. С другой стороны, при прохождении мощных сливов водопадного типа тело с недостаточным объемом воздуха может при погружении захватить мощная подводная струя и затянуть глубоко под скалу, как это случилось со мной. Многие водники испытали на себе, сколь сложно и трудно выбираться из таких кулуаров под водой.

А сколько еще может вот так, из-за небрежной страховки, оказаться на краю гибели!

***


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.