Законы и закономерности обучения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Законы и закономерности обучения

2017-06-11 320
Законы и закономерности обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представить как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в этом случае, когда:

1. четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

2. исследованы вид, форма и характер этой связи;

3. установлены пределы действия (проявления) этой связи.

В дидактике последних лет сфомулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, т.к., во-первых, некоторые их выделенных положений, по нашему мнению, нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.

Какие же законы и закономерности педагогической науки служат основанием тому, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Мы ограничимся тем, что обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)

 

Законы обучения:

1. Закон социально обусловленности целей, содержания и методов обучения.

2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и совместной организации учебной деятельности.

 

Закономерности обучения:

Особенность понятия «закономерность» в дидактиве состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например:

• цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности.

Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, т.е. не в каждом отдельном случае, а в статическом ряду, в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, что зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем некоторые из них:

• обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер

• есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения

• связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения

• прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденным и в новый материал

• развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результат обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Повторим, что задача дидактики- устанавливать закономерности обучения и, давая знания об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют, проявляются и другие закономерности – психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые качаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиции теории обучения и в ее терминологии.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.