Преподаватель: ултуган данашовна — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Преподаватель: ултуган данашовна

2017-06-11 326
Преподаватель: ултуган данашовна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА: ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

ВЫПОЛНИЛИ: САТУ БЕКЕТ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: УЛТУГАН ДАНАШОВНА

 

ГОД

ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНА

Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистовврач особенно часто оказывается облада­телем наиболее сокровенных, интимныхсведений, по­лучаемых от обслуживаемых им больных. Такая ин­формация осокровенных мыслях и переживаниях боль­ного оказывается наиболее исчерпывающейи точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, ког­да больнойубежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемыхсведений в глубо­кой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны.Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древниевремена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата,матери, друга, но врача—никогда».

С древнейших времен известно существование поло­жений оврачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятвеГип­пократа: «Чтобы при лечении — а также без лечения — я ни увидели ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, яумолчу о том, считая подобные вещи тайной», а также в задолгопредшествовавших ей клятвах жрецов.

Следует особое внимание из этого обратить на то, что не всесведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач долженкритически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.

Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его род­ственникможет сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близкихи соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматриваетвсего больного в его первозданном ви­де и видит все принадлежащие емуфизические достоинства и недостат­ки. И о них тоже никто не должен знать. Наданное обстоятельство обра­щали внимание врачи уже далеких от нас времен.

Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг«Цигин саакимон» говорилось по это­му поводу: «В трехслучаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случайкасается жизни человека. Второй связан с его иму­щественными благами, третийсвязан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не долженскрываться от него, молодые де­вушки должны показываться ему, разрешать щупатьпульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела отврача, не ута­ивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевнойтайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим ипреданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допус­кать егов дом… Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкойрукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному егорука, все пойдет на пользу» (Цигин саакимон (Врачебная книга).Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, таки о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первыеуказания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такиезаконода­тельные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512),Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французскийСоde Репаl (1810) и др.

Во всех законодательных актах феодальных или бур­жуазныхгосударств учение о врачебной тайне включа­ло два главных положения: преждевсего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведе­ния,которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях законобязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могутхранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных,инфекционных болез­нях; о замышляемых общественно опасных, преступных действияхи др.).

В целом в документах разных стран и времен пони­мание врачебнойтайны было весьма пестрым: от абсо­лютного запрещения врачу нарушать ее во всехслуча­ях до полного отрицания врачебной тайны как юриди­чески закрепленногоакта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этическихобязательств.

Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались«Факультетским обещанием», в котором значилось: «Обещаю… свято хра­нить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во злооказывае­мого мне доверия.» Эта этическая сторона в деятельностиспециалиста имеет большое значение, так как существует немало различных заболе­ваний,о которых больной может поведать только врачу. И если довери­тельныйоткровенный разговор больного с врачом станет известным ши­рокому кругузнакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну стра­дающего, навсегдапотеряет у него не только авторитет, но и всякое до­верие. Таким образом, всоблюдении врачебной тайны заинтересованы обе стороны. Поэтому принцип еесоблюдения сложился в далекие вре­мена, когда врачи не входили ни в какуюкорпорацию, не работали в ка­ких-либо медицинских учреждениях, а были своегорода «ремесленника­ми», основное занятие которых было врачевание. Втаких условиях потеря авторитета врача была связана и с экономической стороной,так как врач мог лишиться многих гонораров. Поэтому принцип соблюденияврачебной тайны носит общечеловеческий характер, независимо от социального уст­ройстваобщества. Он стал как бы неписаным правилом, распространен­ным повсюду.

И тем не менее в нашей стране в «Основах законодательстваСоюза ССР и союзных республик о здравоохранении», утвержденных Верховнымсоветом СССР в 1969 году, была предусмотрена специальная статья (М 16),посвященная этому вопросу. В ней говорится: «Врачи и другие меди­цинскиеработники не вправе разглашать ставшие им известным в силу исполненияпрофессиональных обязанностей сведения о болезни, интим­ной и семейных сторонахжизни больного. Руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщатьсведения о болезни граждан органам здравоохранения в случаях, когда этоготребуют интересы охраны здоро­вья населения, а следственным и судебным органам- по их требованию».

То, что врач не должен разглашать тайнубольного, является его свя­тым долгом перед своей профессией и перед своимипациентами. Но ес­ли врач нарушит это правило, то в соответствии с тем, 'что«Основами за­конодательства» это запрещается, он должен отвечатьперед народным судом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса по этимво­просам.

Поэтому обиженный пациент может не только отвергнуть такого вра­ча,но и возбудить против него судебное дело. Однако в нашей стране в Гражданскомкодексе нет такой статьи, чтобы осудить врача на какой-то срок, но на егонеправильное поведение могут обратить внимание судеб­ные органы, и тем самымтакой врач будет как бы морально наказан. В связи с официально существующимзапрещением в нашей стране разгла­шать врачебные тайны, подобные судебные делапочти не возникают. Редко встречаются они и в других странах, так как боясьпотерять свой авторитет, врачи вынуждены не разглашать полученные сведения отбольного. И вольно или невольно, но врачебная тайна, как часть этики врача,стала жизненной реальностью в его повседневной деятельности.

Таким образом, соблюдение или несоблюдение врачебной тайныбольше относится к профессиональному долгу врача. Врач должен как быприслушиваться к голосу своей совести. Это связано с тем, что не всякую тайну,высказанную пациентом, врач обязан в обязательном порядке хра­нить. Напротив,бывает много таких случаев, когда врач в обязательном порядке должен поставитьв известность ту или иную организацию, что предусмотрено в выше приведеннойвыдержке из «Основ...». Подобных примеров можно привестибесчисленное множество. Допустим, молодой человек хочет вступить в брак, но онстрадает венерической болезнью. Само собой разумеется, что прежде чем вступитьв брак, ему необходимо пройти эффективный курс лечения, чтобы не заразить жену.И в таком случае врач должен разгласить эту тайну, правда не по принципу«по секрету всему свету», а только кожно-венерологическомудиспансеру, где больной должен будет пройти необходимый курс лечения. Или,скажем, женщина просит разрешения работать воспитательницей в детском до­школьномучреждении, а она сама страдает открытой формой туберкулеза, что может статьбольшой угрозой для детей. И в этом случае врач не может стать ее сторонником,а должен будет принять все меры, чтобы дети не подверглись подобного родаугрозе.

Аналогичных случаев во врачебной практике бывает немало. Однакои в приведенных случаях, несмотря на всю очевидность их разрешения, могутвозникать конфликты между врачом и больным. Поэтому во всех подобных случаях,врач не только должен уведомлять соответствующие организации и специалистов, нои проводить соответствующую разъясни­тельную работу среди обратившихся к нему,что он должен поступить именно так, чтобы не создать угрозу заболевания ни вчем не повинных людей.

Итак, под врачебной тайной понимают следующее:

1) сведения о больном,полученные медицинским работником от боль­ного или в процессе лечения и неподлежащие разглаше­нию в обществе;

2) сведения о больном, которыемедицин­ский работник не должен сообщать больному (неблаго­приятный исходболезни, диагноз, наносящий психологи­ческий ущерб больному, и т. д.).

В практике медицинского работника нередко бывают случаи, когдаврачебная тайна связана с обманом, который С. П. Боткин назвал «святой ложью».Например, не следу­ет говорить обреченному больному о тяжести его болезни.Слова надежды на выздоровление, высказанные таким людям, приносят имоблегчение. Нельзя разглашать све­дения не только о характере и возможномисходе заболевания, но и сведения об интимной жизни больных, так как это можетпричинить им дополнительные стра­дания и подорвать доверие к медицинскимработникам.

Большое значение в общении врача и медицинской сестры с больнымиграют вера в выздоровление, уверен­ность, что его правильно лечат исвоевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. Неудо­влетворениепросьб, опоздание на вызов больного, небреж­ное выполнение назначенных врачомпроцедур, адми­нистративно-холодный тон медицинской сестры вызывают у больноготревогу за свое состояние и желание пожало­ваться или просить консилиума.

Медицинская сестра не должна рассказывать о том, что случилось всоседнем отделении, распространять вести о тяжелобольных, так как это можетобострить болезненную ипохондричность, усилить страх и беспокой­ство больных засвое здоровье. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданиюнормальных отношений и контакта между медицинской сестрой и больными.

При установлении контакта необходимо понять пере­живаниябольного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовностьмедицинской сестры к состра­данию. Сочувственный отклик на жалобы больного,стрем­ление по возможности облегчить его болезненные пере­живания поройоказывают не меньшее лечебное действие.

На таких позициях стоят врачи-гуманисты. Известный отечественныйврач-писатель В.В.Вересаев в своей знаменитой книге «Записки врача»писал: «Если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающимбольного, то врач не только не может, но и должен нарушить тайну. Од­нако вкаждом таком случае врач должен суметь дать и перед больным и собственноюсовестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основа­нии он нарушил ввереннуюему больным тайну» (Вересаев В. Собрание сочинений.- М., 1961.).

В условиях РСФСР проблема тайны не была однозначной. В 20-е годыНаркомздрав во главе с Н.А.Семашко стоял на позиции отрицания этого же порядка.Тогда считалось, что такой порядок характерен лишь для капиталистическогообщества. У нас же при бесплатной и общедо­ступной помощи в этом нет никакойнеобходимости. Не всеми поддержи­валась такая тактика. Известный русскийписатель В.В.Вересаев в 1928 году писал, что «позиция Наркомздрававедет на практике, в рядовой массе врачей… к ужасающему легкомыслию и квозмутительному прене­брежению к самым законным правам больного» (ВересаевВ. Собрание сочинений.- 1985.- Т.1). Позже и Н.А.Семашко признал, что это былаошибка Наркомздрава.

Не все этические нормы во всех странахвоспринимаются однознач­но. Если в нашей стране от больного скрываютсясведения, что он болен раком, то в США, наоборот, считают возможным ставить егооб этом в из­вестность.

Современное понятие о врачебной тайне зафиксировано в Между­народномкодексе медицинской этики, существующем с 1949 года. В нем сказано: «Врачдолжен сохранять в абсолютной тайне все, что он знает о своем пациенте в силудоверия, оказываемого ему». Здесь весьма катего­рично сказано, чтоврач должен сохранять в тайне все. В данном случае следует понимать так, чтовсе лишь из того, что составляет истинную тай­ну.

Важно при этом помнить, что сохранение врачебной тайны являетсяодним из важных условий сохранения доверия больного к врачу.

В 1967 году Министерство здравоохранения СССР в своем циркуляр­номписьме «О мере по сохранению медицинскими работниками врачеб­нойтайны», потребовало не только неукоснительного выполнения устано­вленногопорядка, но и обратило особое внимание, чтобы врачи не выда­вали ее по причинесвоей болтливости. Ответственность отечественных врачей за разглашениеврачебной тайны регламентируется ст. 17 «Основ законодательства Союза ССРи союзных республик о здравоохранении». В РСФСР это отражено в Законе оздравоохранении в ст.21.

 

Литература.

1. С.Я.Чикин «Современные проблемы биомедицинской этики». М.,1995.

2. Н.Д.Лакосина, Г.К.Ушаков. «Учебное пособие по медицинской психологии».М., 1976.

3. В.Ф.Матвеев. «Основы медицинской психологии, этики идеонтологии». М., 1989.

 

 

Врачебная этика

 

Зачастую врачам приходится принимать решения, которые связаны с жизнью, здоровьем, правами пациентов, поэтому принципы нравственности занимают особое место в медицине.

За многовековую историю медицины многие этические нормы сформировались в правила поведения врача. Свод этих правил называется медицинской деонтологией. Деонтология происходит от греческого слова «деон» - должный. Впервые его употребил английский философ Бентам.

Медицинская деонтология включает в себя учение о врачебной тайне, врачебном долге, врачебной этике и т.д. Она призвана устранить вредные последствия неполноценной медицинской помощи. Многие правила деонтологии стали чем-то наподобие правил хорошего тона, которые любой уважающий себя врач почти не задумываясь соблюдает. Эти правила сформировали медицинский этикет.

Правила деонтологии не остаются неизменными. Они меняются под воздействием новых этических принципов. Например, деонтология советской эпохи призывала утаивать от неизлечимо больного диагноз. Согласно современным правилам, врач должен тактично объяснить пациенту истинное положение дел.

Главными принципами медицинской деонтологии являются:

- действия врача должны направляться на благо пациента;

- необходимо избегать действий, которые могут причинить страдания больному или его родственникам;

- действия врача не должны наносить ущерб другим людям;

- решения врача должны основываться на знаниях современной науки;

- врач не должен смотреть на пациента как на источник обогащения;

- врач должен хранить сведения о здоровье пациента в тайне.

Целью реферата является раскрыть проблематику медицинской этики.

Задачами реферата является раскрытие таких понятий как медицинская этика, деонтология, врачебная тайна и т.д.; обозначить проблемы медицинской этики в современной мире.

Биоэтика.

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Вряд стоит отрицать, что рубеж конца ХIХ начала ХХ века был не менее богат открытиями и достижениями, чем конец века ХХ. Тем не менее именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Термин биоэтика был введён в 1969 году американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

В Encyclopedia of Bioethics (т. 1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п. — достижений биологических и медицинских наук».

Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

· защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

· справедливости в здравоохранении;

· взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

· аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

· проведения экспериментов на человеке и животных;

· выработки критериев диагностики смерти;

· трансплантологии;

· современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

· манипуляций со стволовыми клетками;

· клонирования (терапевтического и репродуктивного);

· оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

· самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Эвтаназия

Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

Аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён.

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.

Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

Заключение

На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела – анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила, который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом.

Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути.

Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины – особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки.

Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной – с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом.

Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хорошо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности – большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Список литературы:

1. А.Я. Иваношкин «Профессиональная этика в медицине». М. 1990г.

2. «Деонтология в медицине». Под ред. Петровского Б.В. М., 1988г.

3. Об основах медицинской деонтологии / Под общ. ред. Таджиева К.Т., Приписнова В.И. Душанбе, 1981. 256 с.

4. Деонтология в медицине: В 2 т. Т.1. Общая деонтология // Белорусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А. / Под ред. Петровского Б.В. М.: Медицина, 1988. 352 с.

5. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 176 с.

 

 

ТЕМА: ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

ВЫПОЛНИЛИ: САТУ БЕКЕТ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: УЛТУГАН ДАНАШОВНА

 

ГОД

ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНА

Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистовврач особенно часто оказывается облада­телем наиболее сокровенных, интимныхсведений, по­лучаемых от обслуживаемых им больных. Такая ин­формация осокровенных мыслях и переживаниях боль­ного оказывается наиболее исчерпывающейи точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, ког­да больнойубежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемыхсведений в глубо­кой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны.Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древниевремена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата,матери, друга, но врача—никогда».

С древнейших времен известно существование поло­жений оврачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятвеГип­пократа: «Чтобы при лечении — а также без лечения — я ни увидели ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, яумолчу о том, считая подобные вещи тайной», а также в задолгопредшествовавших ей клятвах жрецов.

Следует особое внимание из этого обратить на то, что не всесведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач долженкритически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.

Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его род­ственникможет сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близкихи соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматриваетвсего больного в его первозданном ви­де и видит все принадлежащие емуфизические достоинства и недостат­ки. И о них тоже никто не должен знать. Наданное обстоятельство обра­щали внимание врачи уже далеких от нас времен.

Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг«Цигин саакимон» говорилось по это­му поводу: «В трехслучаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случайкасается жизни человека. Второй связан с его иму­щественными благами, третийсвязан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не долженскрываться от него, молодые де­вушки должны показываться ему, разрешать щупатьпульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела отврача, не ута­ивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевнойтайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим ипреданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допус­кать егов дом… Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкойрукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному егорука, все пойдет на пользу» (Цигин саакимон (Врачебная книга).Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, таки о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первыеуказания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такиезаконода­тельные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512),Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французскийСоde Репаl (1810) и др.

Во всех законодательных актах феодальных или бур­жуазныхгосударств учение о врачебной тайне включа­ло два главных положения: преждевсего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведе­ния,которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях законобязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могутхранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных,инфекционных болез­нях; о замышляемых общественно опасных, преступных действияхи др.).

В целом в документах разных стран и времен пони­мание врачебнойтайны было весьма пестрым: от абсо­лютного запрещения врачу нарушать ее во всехслуча­ях до полного отрицания врачебной тайны как юриди­чески закрепленногоакта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этическихобязательств.

Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались«Факультетским обещанием», в котором значилось: «Обещаю… свято хра­нить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во злооказывае­мого мне доверия.» Эта этическая сторона в деятельностиспециалиста имеет большое значение, так как существует немало различных заболе­ваний,о которых больной может поведать только врачу. И если довери­тельныйоткровенный разговор больного с врачом станет известным ши­рокому кругузнакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну стра­дающего, навсегдапотеряет у него не только авторитет, но и всякое до­верие. Таким образом, всоблюдении врачебной тайны заинтересованы обе стороны. Поэтому принцип еесоблюдения сложился в далекие вре­мена, когда врачи не входили ни в какуюкорпорацию, не работали в ка­ких-либо медицинских учреждениях, а были своегорода «ремесленника­ми», основное занятие которых было врачевание. Втаких условиях потеря авторитета врача была связана и с экономической стороной,так как врач мог лишиться многих гонораров. Поэтому принцип соблюденияврачебной тайны носит общечеловеческий характер, независимо от социального уст­ройстваобщества. Он стал как бы неписаным правилом, распространен­ным повсюду.

И тем не менее в нашей стране в «Основах законодательстваСоюза ССР и союзных республик о здравоохранении», утвержденных Верховнымсоветом СССР в 1969 году, была предусмотрена специальная статья (М 16),посвященная этому вопросу. В ней говорится: «Врачи и другие меди­цинскиеработники не вправе разглашать ставшие им известным в силу исполненияпрофессиональных обязанностей сведения о болезни, интим­ной и семейных сторонахжизни больного. Руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщатьсведения о болезни граждан органам здравоохранения в случаях, когда этоготребуют интересы охраны здоро­вья населения, а следственным и судебным органам- по их требованию».

То, что врач не должен разглашать тайнубольного, является его свя­тым долгом перед своей профессией и перед своимипациентами. Но ес­ли врач нарушит это правило, то в соответствии с тем, 'что«Основами за­конодательства» это запрещается, он должен отвечатьперед народным судом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса по этимво­просам.

Поэтому обиженный пациент может не только отвергнуть такого вра­ча,но и возбудить против него судебное дело. Однако в нашей стране в Гражданскомкодексе нет такой статьи, чтобы осудить врача на какой-то срок, но на егонеправильное поведение могут обратить внимание судеб­ные органы, и тем самымтакой врач будет как бы морально наказан. В связи с официально существующимзапрещением в нашей стране разгла­шать врачебные тайны, подобные судебные делапочти не возникают. Редко встречаются они и в других странах, так как боясьпотерять свой авторитет, врачи вынуждены не разглашать полученные сведения отбольного. И вольно или невольно, но врачебная тайна, как часть этики врача,стала жизненной реальностью в его повседневной деятельности.

Таким образом, соблюдение или несоблюдение врачебной тайныбольше относится к профессиональному долгу врача. Врач должен как быприслушиваться к голосу своей совести. Это связано с тем, что не всякую тайну,высказанную пациентом, врач обязан в обязательном порядке хра­нить. Напротив,бывает много таких случаев, когда врач в обязательном порядке должен поставитьв известность ту или иную организацию, что предусмотрено в выше приведеннойвыдержке из «Основ...». Подобных примеров можно привестибесчисленное множество. Допустим, молодой человек хочет вступить в брак, но онстрадает венерической болезнью. Само собой разумеется, что прежде чем вступитьв брак, ему необходимо пройти эффективный курс лечения, чтобы не заразить жену.И в таком случае врач должен разгласить эту тайну, правда не по принципу«по секрету всему свету», а только кожно-венерологическомудиспансеру, где больной должен будет пройти необходимый курс лечения. Или,скажем, женщина просит разрешения работать воспитательницей в детском до­школьномучреждении, а она сама страдает открытой формой туберкулеза, что может статьбольшой угрозой для детей. И в этом случае врач не может стать ее сторонником,а должен будет принять все меры, чтобы дети не подверглись подобного родаугрозе.

Аналогичных случаев во врачебной практике бывает немало. Однакои в приведенных случаях, несмотря на всю очевидность их разрешения, могутвозникать конфликты между врачом и больным. Поэтому во всех подобных случаях,врач не только должен уведомлять соответствующие организации и специалистов, нои проводить соответствующую разъясни­тельную работу среди обратившихся к нему,что он должен поступить именно так, чтобы не создать угрозу заболевания ни вчем не повинных людей.

Итак, под врачебной тайной понимают следующее:

1) сведения о больном,полученные медицинским работником от боль­ного или в процессе лечения и неподлежащие разглаше­нию в обществе;

2) сведения о больном, которыемедицин­ский работник не должен сообщать больному (неблаго­приятный исходболезни, диагноз, наносящий психологи­ческий ущерб больному, и т. д.).

В практике медицинского работника нередко бывают случаи, когдаврачебная тайна связана с обманом, который С. П. Боткин назвал «святой ложью».Например, не следу­ет говорить обреченному больному о тяжести его болезни.Слова надежды на выздоровление, высказанные таким людям, приносят имоблегчение. Нельзя разглашать све­дения не только о характере и возможномисходе заболевания, но и сведения об интимной жизни больных, так как это можетпричинить им дополнительные стра­дания и подорвать доверие к медицинскимработникам.

Большое значение в общении врача и медицинской сестры с больнымиграют вера в выздоровление, уверен­ность, что его правильно лечат исвоевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. Неудо­влетворениепросьб, опоздание на вызов больного, небреж­ное выполнение назначенных врачомпроцедур, адми­нистративно-холодный тон медицинской сестры вызывают у больноготревогу за свое состояние и желание пожало­ваться или просить консилиума.

Медицинская сестра не должна рассказывать о том, что случилось всоседнем отделении, распространять вести о тяжелобольных, так как это можетобострить болезненную ипохондричность, усилить страх и беспокой­ство больных засвое здоровье. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданиюнормальных отношений и контакта между медицинской сестрой и больными.

При установлении контакта необходимо понять пере­живаниябольного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовностьмедицинской сестры к состра­данию. Сочувственный отклик на жалоб<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.