Безопасность жизнедеятельности человека — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Безопасность жизнедеятельности человека

2017-06-11 238
Безопасность жизнедеятельности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени Максима Танка»

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Проректор по учебной работе БГПУ
   
  ________________ В. В. Шлыков  
  Регистрационный № УД-____________/р.

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(основы экологии и энергосбережения)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

Профиля А- Педагогика

 

Факультет естествознания

Кафедра общей биологии

Курс (курсы) – первый

Семестр (семестры) – в соответствии с учебным планом факультета

Лекции – 8 часов

Семинарские занятия – 8 часов Зачет

 

Аудиторных часов Форма получения высшего

по учебной дисциплине – 16 образования –

очная (дневная), заочная

Всего часов

по учебной дисциплине – 116

 

Составили: А.Т. Федорук, доктор биологических наук, профессор

В.В. Маврищев, кандидат биологических наук, доцент

 

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Безопасность жизнедеятельности человека», утверждена 8 июля 2013 г., регистрационный № ТД-ОН. 006/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой общей биологии

«30» августа 2013 г. протокол № 1

 

Заведующий кафедрой

_______________ В. В. Маврищев

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

«30» августа 2013 г. протокол № 1

Председатель

________________Н. В. Науменко

 

 

Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Методист учебно-методического

управления БГПУ

________________ Е. А. Кравченко

Пояснительная записка

В плане становления научного мировоззрения студентов программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» призвана ознакомить студентов педагогических вузов с основами экологических знаний, способствовать формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, проблемами рационального использования природных ресурсов.

В основу преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» положены фундаментальные биологические и экологические понятия, которые образуют научные основы охраны природы. Особое внимание обращено на формирование у будущих учителей связи научных знаний, умений и практической деятельности в области охраны природы и рационального природопользования, состояния окружающей среды и здоровья человека.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении основных биологических дисциплин. Вместе с тем, изучение экологии невозможно без привлечения основных понятий из области этики, логики, методологии науки.

Теоретические знания, излагаемые в ходе преподавания данной учебной дисциплины, позволяют студентам овладеть элементами научного мышления на основе методологии естественных наук, сформировать целостную мировоззренческую картину, познать закономерности существования природы, процессы ее внутреннего и внешнего взаимодействия.

Цель изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)»

– формирование экологической культуры будущего учителя, обеспечение трансформации экологической культуры и экологического знания в культуру педагогического мышления и деятельности, познание основных экологических проблем и задач энергосбережения.

Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:

- ознакомление студентов с современной экологией, проблемами энергосбережения, осуществление формирование и развитие системы основных понятий в области экологии;

- ознакомление с важнейшими кризисными экологическими проблемами современности, которые в настоящее время учёными планеты трактуются как глобальные, умение анализировать конкретные экологические ситуации;

- ознакомление студентов с экологическими проблемами Беларуси;

- формирование у студентов экологического мировоззрения.

Изучаемая дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана: «Основы общей биологии», «Генетика», «Ботаника с основами географии растений», «Зоология», «Эволюционное учение», «Биогеография».

Изучение интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» должно обеспечивать формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Выпускник должен обладать следующими академическими компетен­циями:

− АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для ре­шения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности и в других областях, не связанных с ней непосредственно.

− АК-2. Владеть исследовательскими навыками.

− АК-3. Уметь работать самостоятельно.

− АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении задач.

− АК-5. Иметь навыки, связанные с работой на компьютере.

Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетен­ции:

− CЛK-1. Обладать качествами гражданственности.

− CЛK-2. Быть способным к социальному взаимодействию и проявлени­ям гуманизма.

− СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

− СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

− СЛК-5. Уметь работать в команде.

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компе­тенциями:

− ПК-1. Быть готовым использовать основные законы естественнонауч­ных дисциплин в профессиональной деятельности.

− ПК-2. Владеть основными способами и средствами получения, хране­ния, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

− ПК-3. Владеть основными способами защиты производственного пер­сонала и населения от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

− ПК-4. Содействовать охране окружающей среды в сфере профессио­нальной деятельности, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии.

− ПК-5. Знать и соблюдать законодательство в области охраны труда и правила техники безопасности на рабочем месте.

− ПК-6. Уметь самостоятельно приобретать с помощью информацион­ных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- современные взаимоотношения человечества и природы;

- глобальные экологические проблемы современности;

- аспекты рационального природопользования;

- основные понятие об экологических аспектах взаимодействия человека с окружающим природным миром;

- современное состояние и взаимосвязь природной среды и здоровья человека;

- масштабы антропогенного воздействия на природу;

- приоритетные направления энергосбережения в Республике Беларусь.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

- использовать знания по экологии в преподавании других учебных дисциплин и учебно-воспитательной работе в школе;

- адекватно оценивать место и роль человека в биосфере;

- использовать принципы экономии энергосбережения в жилищно-бытовом секторе.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

- знаниями, направленными на восприятие глобальных и локальных экологических проблем;

- активными подходами к решению задач энергосбережения.

Всего на изучение учебной дисциплины на дневной форме получения образования «Безопасность жизнедеятельности человека» отводится 116 часов. На раздел «Основы экологии и энергосбережения» на дневной форме обучения отводится 16 аудиторных часов, из них 8 часов лекций, 8 часов семинарских занятий, на самостоятельную внеаудиторную нагрузку отведено 11 часов. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.

На заочной форме обучения отводится 6 аудиторных часов, из них 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №   Темы занятий Количество аудиторных часов
Всего в том числе
лекций семинарских занятий
1.   Введение в дисциплину     -
2. Современное состояние биосферы      
3. Окружающая среда и здоровье человека   -  
4. Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь      
5. Основы энергосбережения      
Всего      

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Заочная форма обучения)

  №   Темы занятий Количество аудиторных часов
Всего в том числе
лекций семинарских занятий
1. Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис     -
2. Окружающая среда и современные проблемы экологии. Основы энергосбережения.      
Всего      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Введение в дисциплину

1.1. Предмет, содержание и задачи экологии. Структура экологии. Концепция устойчивого развития – новая социально-экономическая парадигма. Роль экологической науки в осуществлении концепции. Экологическая культура и приоритетность экологического образования. Теоретические и прикладные задачи экологии.

 

Основы энергосбережения

Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем. Современная концепция развития мировой энергетики. Основные источники энергии. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии. Природные топливные ресурсы Беларуси. Местные виды топлива. Отрицательные последствия использования органического топлива. Альтернативные возобновляемые энергоносители. Основные принципиальные направления энергосбережения в производстве, городах и сельских населенных пунктах, транспорте и быту.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятий   Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельных (внеаудиторных) часов   Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) Литература     Форма контроля знаний
лекции практические (семинарные) занятия
               
1. Введение в дисциплину (2 ч.)            
1.1. Экология как наука и учебная дисциплина 1. Предмет и содержание экологии
  1. Структура экологии как науки и учебной дисциплины
  2. Основные методологические концепции
4. Теоретические и прикладные задачи экологии
      Мультимедиа [1] [4] [5]     Краткий конспект
2. Современное состояние биосферы (6 ч.)            
2.1. Причины и особенности экологического кризиса 1. Основные отрицательные тенденции экологического кризиса
  1. Проблема негативных изменений, происходящих в окружающей человека среде
  2. Загрязнение биосферы. Оскуднение кладовых Земли.
Уменьшение биоразнообразия.
      Схемы, слайды, мультимедиа [1] [8] [13] [14] [15] Фронтальный опрос
2.2. Отрицательные тенденции и проявления экологического кризиса 1. Парниковый эффект, нарушение озонового экрана, кислотные осадки
  1. Загрязнение биосферы
3. Истощение природных ресурсов
  1. Утеря генофонда, демографический взрыв, экологические проблемы Беларуси
      Схемы, слайды мультимедиа [1] [8] [14] [15] Фронтальный опрос
3. Окружающая среда и здоровье человека (2 ч.)            
3.1. Физическое здоровье человека и его связь с факторами среды 1. Экология жилища
  1. Экология питания
  2. Загрязнители воздуха в жилище
  3. Проблема чистой питьевой воды
      Схемы, слайды [3] [7] [8] [9] [13] Фронтальный опрос
4. Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (4 ч.)            
4.1 Обеспечение охраны природы в Республике Беларусь
  1. Пути экологизации промышленности, транспорта, сельского и городского хозяйства Основные адаптационные механизмы и правила
  2. Проблемы сохранения биоразнообразия
  3. Основные принципы охраны природы
  4. Охраняемые природные территории Беларуси
      Схемы, слайды мультимедиа [10] [13] [14] [15] Фронтальный опрос
5. Основы энергосбережения (2 ч.)            
5.1 Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем 1. Природные топливные ресурсы Беларуси
  1. Альтернативные возобновляемые энергоносители
  2. Основные направления энергосбережения в производстве, городах и сельских населенных пунктах, транспорте и быту
      Мультимедиа [3] [4] [12] Краткий конспект
    Зачет

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(Заочная форма обучения)

Номер раздела, темы, занятий   Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) Литература     Форма контроля знаний
лекции практические (семинарные) занятия
             
1. Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис (2 ч.)   -      
1.1. Основные причины и особенности современного экологического кризиса (2 ч.) 1. Основные отрицательные тенденции экологического кризиса. 2. Проблема негативных изменений, происходящих в окружающей человека среде. 3. Загрязнение биосферы. Оскуднение кладовых Земли. Уменьшение биоразнообразия.   - Схемы, слайды мультимедиа [1] [8] [14] [15] Краткий конспект
2. Окружающая среда и современные проблемы экологии (4 ч.)          
2.1. Масштабность воздействия антропогенных факторов на функционирование экосистем (4 ч.) 1. Изменение химического состава атмосферы, роль биоты в его регулировании. Парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. 2. Экологические проблемы Беларуси. 3. Окружающая среда и энергетика. 4. Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем.     Схемы, слайды мультимедиа [3] [4] [12] Фронтальный опрос

Основная

1. Маврищев В.В. Основы экологии. Учеб. / В.В.Маврищев. – 3-е изд.

– Мн., 2007.

2. Маврищев В.В. Общая экология: Курс лекций / В.В.Маврищев. – 4-е изд. – Мн., М, 2013.

3. Маврищев В.В., Основы экологии/ В.В.Маврищев, В.Ф.Кулеш, Т.А.Бонина. – Мн., БГПУ, 2009.

4. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций/ О.В.Свидерская. – 3-е изд. – Мн., 2004.

5. Чернова Н. М., Былова А. М. Экология: Учеб/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. – М., 2004.

6. Федорук А.Т. Экология: Учеб. Пособие/ А.Т.Федорук. – Мн., 2010.

Дополнительная

7. Байер К. Здоровый образ жизни/ К.Байер, Л.Шейнберг. – М.: Мир, 1997.

8. Вронский В.А. Прикладная экология/ В.А.Вронский. – Р-н-Д., 1996.

9. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека/ А.П.Дубров.

– М., Изд-во Слово, 1995.

10. Заповедные территории Беларуси. Мн., 2008.

11. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. Пособие/ В.В.Маврищев. – Мн., 2000.

12. Поспелова, Т. Г. Основы энергосбережения/ Т.Г.Поспелова. – Мн., 2000.

13. Радкевич В. А. Экология: Учеб/ В.А.Радкевич. – 4-е изд. – Мн., 1998.

14. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Слов.-справ/ Н.Ф.Реймерс.

– М., 1990.

15. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справ. Пособие/ К.М.Сытник, А.В.Брайон, А.В.Гордецкий. – Киев, 1987.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №   Темы занятий Количество аудиторных часов
Всего в том числе
лекций семинарских занятий
1.   Введение в дисциплину     -
2. Современное состояние биосферы      
3. Окружающая среда и здоровье человека   -  
4. Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь      
5. Основы энергосбережения      
Всего      

 


Задания к семинарам для историков 2016/17 уч. гг.

 

Подготовить небольшие сообщения с указанием литературы и визуализацией материала и самостоятельно объяснить содержание следующих вопросов:

1. Изменение химического состава атмосферы, роль биоты в его регулировании.

2. Парниковый эффект.

3. Нарушение озонового экрана.

4. Кислотные осадки.

5. Загрязнение биосферы.

6. Деградация почв и опустынивание земель. Состояние почв в Беларуси.

7. Истощение природных ресурсов.

8. Демографический взрыв. Урбанизация. Демографические проблемы Беларуси.

9. Экологические проблемы Беларуси: радиоактивное загрязнение, проблемы малых рек.

10. Экологические проблемы Беларуси: проблемы Полесья.

11. Экологические проблемы Беларуси: проблемы Солигорска и др. городов.

12. Экология жилища. Бытовые предметы и препараты бытовой химии.

13. Экология питания. Микроэлементы. Витамины.

14. Экология питания. Пищевые добавки. Трансгенные продукты питания.

15. Загрязнители воздуха в жилище.

16. Проблема чистой питьевой воды.

17. Пути экологизации промышленности. Основные адаптационные механизмы и правила.

18. Пути экологизации сельского хозяйства. Основные адаптационные механизмы и правила.

19. Пути экологизации городского хозяйства. Основные адаптационные механизмы и правила.

20. Утеря генофонда. Проблемы сохранения биоразнообразия.

21. Охраняемые природные территории Беларуси.

22. Топливно-энергетические ресурсы и пути решения энергетических проблем.

23. Основные источники энергии. Возобновляемые и невозобновляемые.

24. Природные топливные ресурсы Беларуси. Местные виды топлива. Отрицательные последствия использования органического топлива.

25. Альтернативные возобновляемые энергоносители.

26. Основные принципиальные направления энергосбережения в производстве.

27. Основные принципиальные направления энергосбережения в городах.

28. Основные принципиальные направления энергосбережения в сельских населенных пунктах.

29. Основные принципиальные направления энергосбережения в транспорте и быту.

Основные принципиальные направления энергосбережения в школе.

Основная

16. Маврищев В.В. Основы экологии. Учеб. / В.В.Маврищев. – 3-е изд.

– Мн., 2007.

17. Маврищев В.В. Общая экология: Курс лекций / В.В.Маврищев. – 4-е изд. – Мн., М, 2013.

18. Маврищев В.В., Основы экологии/ В.В.Маврищев, В.Ф.Кулеш, Т.А.Бонина. – Мн., БГПУ, 2009.

19. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций/ О.В.Свидерская. – 3-е изд. – Мн., 2004.

20. Чернова Н. М., Былова А. М. Экология: Учеб/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. – М., 2004.

21. Федорук А.Т. Экология: Учеб. Пособие/ А.Т.Федорук. – Мн., 2010.

Дополнительная

22. Байер К. Здоровый образ жизни/ К.Байер, Л.Шейнберг. – М.: Мир, 1997.

23. Вронский В.А. Прикладная экология/ В.А.Вронский. – Р-н-Д., 1996.

24. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека/ А.П.Дубров.

– М., Изд-во Слово, 1995.

25. Заповедные территории Беларуси. Мн., 2008.

26. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. Пособие/ В.В.Маврищев. – Мн., 2000.

27. Поспелова, Т. Г. Основы энергосбережения/ Т.Г.Поспелова. – Мн., 2000.

28. Радкевич В. А. Экология: Учеб/ В.А.Радкевич. – 4-е изд. – Мн., 1998.

29. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Слов.-справ/ Н.Ф.Реймерс.

– М., 1990.

30. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справ. Пособие/ К.М.Сытник, А.В.Брайон, А.В.Гордецкий. – Киев, 1987.

 

Имени Максима Танка»

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Проректор по учебной работе БГПУ
   
  ________________ В. В. Шлыков  
  Регистрационный № УД-____________/р.

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(основы экологии и энергосбережения)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

Профиля А- Педагогика

 

Факультет естествознания

Кафедра общей биологии

Курс (курсы) – первый

Семестр (семестры) – в соответствии с учебным планом факультета

Лекции – 8 часов

Семинарские занятия – 8 часов Зачет

 

Аудиторных часов Форма получения высшего

по учебной дисциплине – 16 образования –

очная (дневная), заочная

Всего часов

по учебной дисциплине – 116

 

Составили: А.Т. Федорук, доктор биологических наук, профессор

В.В. Маврищев, кандидат биологических наук, доцент

 

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Безопасность жизнедеятельности человека», утверждена 8 июля 2013 г., регистрационный № ТД-ОН. 006/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой общей биологии

«30» августа 2013 г. протокол № 1

 

Заведующий кафедрой

_______________ В. В. Маврищев

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

«30» августа 2013 г. протокол № 1

Председатель

________________Н. В. Науменко

 

 

Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Методист учебно-методического

управления БГПУ

________________ Е. А. Кравченко

Пояснительная записка

В плане становления научного мировоззрения студентов программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» призвана ознакомить студентов педагогических вузов с основами экологических знаний, способствовать формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, проблемами рационального использования природных ресурсов.

В основу преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» положены фундаментальные биологические и экологические понятия, которые образуют научные основы охраны природы. Особое внимание обращено на формирование у будущих учителей связи научных знаний, умений и практической деятельности в области охраны природы и рационального природопользования, состояния окружающей среды и здоровья человека.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении основных биологических дисциплин. Вместе с тем, изучение экологии невозможно без привлечения основных понятий из области этики, логики, методологии науки.

Теоретические знания, излагаемые в ходе преподавания данной учебной дисциплины, позволяют студентам овладеть элементами научного мышления на основе методологии естественных наук, сформировать целостную мировоззренческую картину, познать закономерности существования природы, процессы ее внутреннего и внешнего взаимодействия.

Цель изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)»

– формирование экологической культуры будущего учителя, обеспечение трансформации экологической культуры и экологического знания в культуру педагогического мышления и деятельности, познание основных экологических проблем и задач энергосбережения.

Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:

- ознакомление студентов с современной экологией, проблемами энергосбережения, осуществление формирование и развитие системы основных понятий в области экологии;

- ознакомление с важнейшими кризисными экологическими проблемами современности, которые в настоящее время учёными планеты трактуются как глобальные, умение анализировать конкретные экологические ситуации;

- ознакомление студентов с экологическими проблемами Беларуси;

- формирование у студентов экологического мировоззрения.

Изучаемая дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана: «Основы общей биологии», «Генетика», «Ботаника с основами географии растений», «Зоология», «Эволюционное учение», «Биогеография».

Изучение интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Основы экологии и энергосбережения)» должно обеспечивать формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Выпускник должен обладать следующими академическими компетен­циями:

− АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для ре­шения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности и в других областях, не связанных с ней непосредственно.

− АК-2. Владеть исследовательскими навыками.

− АК-3. Уметь работать самостоятельно.

− АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении задач.

− АК-5. Иметь навыки, связанные с работой на компьютере.

Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетен­ции:

− CЛK-1. Обладать качествами гражданственности.

− CЛK-2. Быть способным к социальному взаимодействию и проявлени­ям гуманизма.

− СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

− СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

− СЛК-5. Уметь работать в команде.

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компе­тенциями:

− ПК-1. Быть готовым использовать основные законы естественнонауч­ных дисциплин в профессиональной деятельности.

− ПК-2. Владеть основными способами и средствами получения, хране­ния, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

− ПК-3. Владеть основными способами защиты производственного пер­сонала и населения от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

− ПК-4. Содействовать охране окружающей среды в сфере профессио­нальной деятельности, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии.

− ПК-5. Знать и соблюдать законодательство в области охраны труда и правила техники безопасности на рабочем месте.

− ПК-6. Уметь самостоятельно приобретать с помощью информацион­ных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- современные взаимоотношения человечества и природы;

- глобальные экологические проблемы современности;

- аспекты рационального природопользования;

- основные понятие об экологических аспектах взаимодействия человека с окружающим природным миром;

- современное состояние и взаимосвязь природной среды и здоровья человека;

- масштабы антропогенного воздействия на природу;

- приоритетные направления энергосбережения в Республике Беларусь.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

- использовать знания по экологии в преподавании других учебных дисциплин и учебно-воспитательной работе в школе;

- адекватно оценивать место и роль человека в биосфере;

- использовать принципы экономии энергосбережения в жилищно-бытовом секторе.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

- знаниями, направленными на восприятие глобальных и локальных экологических проблем;

- активными подходами к решению задач энергосбережения.

Всего на изучение учебной дисциплины на дневной форме получения образования «Безопасность жизнедеятельности человека» отводится 116 часов. На раздел «Основы экологии и энергосбережения» на дневной форме обучения отводится 16 аудиторных часов, из них 8 часов лекций, 8 часов семинарских занятий, на самостоятельную внеаудиторную нагрузку отведено 11 часов. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.

На заочной форме обучения отводится 6 аудиторных часов, из них 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом по специальности в форме зачета.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №   Темы занятий Количество аудиторных часов
Всего в том числе
лекций семинарских занятий
1.   Введение в дисциплину     -
2. Современное состояние биосферы      
3. Окружающая среда и здоровье человека   -  
4. Современные проблемы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь      
5. Основы энергосбережения      
Всего      

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Заочная форма обучения)

  №   Темы занятий Количество аудиторных часов
Всего в том числе
лекций семинарских занятий
1. Современное состояние биосферы и глобальный экологический кризис     -
2. Окружающая среда и современные проблемы экологии. Основы энергосбережения.      
Всего      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Введение в дисциплину

1.1. Предмет, содержание и задачи экологии. Структура экологии. Концепция устойчивого развития – новая социально-экономическая парадигма. Роль экологической науки в осуществлении концепции. Экологическая культура и приоритетность экологического образования. Теоретические и прикладные задачи экологии.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.