Санкции в порядке самопомощи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Санкции в порядке самопомощи

2017-06-11 269
Санкции в порядке самопомощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатичес­ких или консульских отношений, самооборона.

Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, на­правленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонару­шение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы ретор­сий: установление ограничений на импорт товаров из государства-на­рушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого госу­дарства; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ог­раничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata и т.д.

Репрессалии — это ответные принудительные меры, направлен­ные на ограничение прав другого государства, совершившего право­нарушение. Современное международное право запрещает воору­женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-наруши­теля), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра­ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонса­цию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами пра­вонарушителя).

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостанов­ление дипломатических и консульских отношений. Эти меры пред­ставляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпев­шим государством дипломатических или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматичес­кого разрыва консульских отношений. Данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в при­менении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодатель­стве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов при­менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди­тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизо­дический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посред­ством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязатель­ствами государств по международному праву и прежде всего по Ус­таву ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрес­сором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций явля­ются отражение вооруженного нападения, восстановление междуна­родного мира и обеспечение международной безопасности, обеспе­чение привлечения правонарушителя к ответственности

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных орга­низаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонару­шителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

 

42. Внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

 

Органы внешних сношений государства подразделя­ются на внутригосударственные и зарубежные.

Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на консти­туционные и специализированные. Первые образу­ются каждым государством автономно. Их существова­ние прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появле­ние зависит в определенной степени от существования соответствующих межд. договоров, на основании кото­рых данное государство, будучи их участником, осущест­вляет внешние сношения в какой-либо специальной об­ласти.

К конституционным относятся высший законода­тельный орган, глава государства, правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в облас­ти внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация межд. договоров; определение расходов на внешнепо­литические мероприятия.

Глава государства осуществляет высшее предста­вительство государства в межд. отношениях. Разде­ленная между главой государства и парламентом ком­петенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация межд. договоров и др. Согласно МП глава государства (равно как и глава правительст­ва, и министр иностранных дел) представляет свою

страну по вопросам внешних сношений ex officio (no должности).

Глава правительства и правительство в целом на­мечают основные направления внешней политики и вно­сят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организу­ют выполнение и контроль за принятыми внешнеполити­ческими решениями. '

Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внут­ригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливае­мых внутригосударственным законодательством. Напри­мер, ведомство иностранных дел - орган непосредст­венного оперативного руководства внешними сношения­ми государства.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и вре­менные. Постоянные: дипломатические представитель­- ства государств, аккредитованные в странах, с которы­ми поддерживаются дипломатические отношения (по­сольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представи­тельства государств при межд. организациях. Времен­ные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных ме­роприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делега­ции для участия в работе сессий межд. организаций и их органов и т. дг

 

43. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты.

 

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus -- освобождение, избавление от чего-либо) -- это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии -- это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их "абсолютно свободными" в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.

Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) -- так называемый фискальный иммунитет.

Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

 

44. Международно-правовое положение населения. Гражданство.

 

Правоотношение гражданства образует основу правового статуса индивида. Гражданство — это политико-правовая связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаим­ных прав и обязанностей. Связь между гражданином и государством имеет устойчивый характер во времени и пространстве: она не пре­кращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом мо-Ре или в космическом пространстве. Гражданство означает юридиче­скую принадлежность индивида к определенному государству.

Термин «гражданство» характерен для государств с республикан­ской формой правления. В монархических государствах используется Равнозначное понятие — подданство. Однако в настоящее время в Конституциях многих монархических стран используется термин «гра­жданство» (Бельгия, Испания, Нидерланды), что представляет собой одно из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Гражданство как правовая категория представляет собой институт национального конституционного права (Конституция РФ — ст. 6, 61, 62 > Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». ВЗаконе о гражданстве РФ содержатся многочисленные отсылки к международным договорам Российской Федерации; в обоб­щенном виде определено их применение в российском праве; установлен принцип верховенства международного права и применение его норм в случае их противоречия с российским законодательством Статья 2 Закона содержит указание, что вопросы гражданства регули­руются не только Конституцией РФ и другими федеральными закона­ми, но и международными договорами Российской Федерации.

Предоставление гражданских прав в полном объеме связано с ка­тегорией гражданства. В международном праве закреплены нормы, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на гражданство (ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 24 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 7 Конвен­ции о правах ребенка 1989 г.).

Приобретение гражданства может иметь место в общем и в исклю­чительном порядке. Основной и самый распространенный способ приобретения гражданства в общем порядке — это приобретение гра­жданства по рождению (филиация), т.е. рождение на определенной территории от родителей-граждан определенного государства, не за­висящее от волеизъявления самого индивида.

Принципы определения гражданства по рождению:

1. Принцип крови (ius sanguinis) — гражданство новорожденного определяется по гражданству его родителей независимо от места рож­дения ребенка (арабские государства, Афганистан).

7. Принцип почвы (ius soli) — определяющим является место рож­дения ребенка, а гражданство его родителей не имеет значения (США, латиноамериканские государства). Этот принцип закреплен в ст. 20 Американской конвенции о защите прав человека, в ст. 1 Закона о гражданстве Аргентины. В определенной степени принцип почвы всегда дополняется принципом крови, — как правило, в отношении детей граждан данных государств, родившихся за границей.

3. Синтез обоих принципов (большинство государств мира) — пре­валирующее значение имеет принцип крови, но если родители неиз­вестны или являются лицами без гражданства, то применяется прин­цип почвы (Индия, Франция, Великобритания, Россия, Китай — ст. 4, 5, 6 Закона о гражданстве КНР).

Вторым способом приобретения гражданства в общем порядке является натурализация (прием в гражданство). Натурализация (укоренение) — это индивидуальный прием в гражданство по просьбе за­интересованного лица. Процедура натурализации регулируется на­циональным законодательством, которое не должно противоречить общепризнанным принципам международного права. Как правило для натурализации необходим определенный срок проживания в данном государстве (Россия, Франция, США — пять лет, Великобрита­ния и Норвегия — семь лет, Испания — 10 лет), знание государствен­ного языка (США, Эстония), достижение определенного возраста (18 лет— Россия, США), определенный образовательный и имущественный ценз, наличие законных источников существования, лояль­ность по отношению к данному государству (Россия, США). Европей­ская конвенция о гражданстве 1997 г. устанавливает, что срок прожи­тия, необходимый для натурализации, не должен превышать 10 лет.

Посредством натурализации гражданство могут получить и лица без гражданства, и граждане иностранных государств. Всеобщая дек­ларация прав человека закрепляет принцип свободы выбора граждан­ства (ст. 15). Натурализация — это строго добровольный акт; принуди­тельная натурализация противоречит международному праву (в XIX в. латиноамериканские государства автоматически распространяли свое гражданство на иностранцев, долгое время проживающих на их тер­ритории).

Виды процедуры натурализации:

1. Осуществляется высшими органами государственной власти (Россия).

2. Осуществляется органами государственного управления (прави­тельством, специальным ведомством, органами внутренних дел — Ве­ликобритания).

3. Осуществляется местными органами государственной власти (очень редко).

4. Осуществляется в судебном порядке (очень редко — США).

5. Осуществляется в упрощенном порядке (разновидность натура­лизации). Упрощенный порядок приема в гражданство предусмотрен для определенных категорий лиц: усыновление (удочерение) и узако­нение детей, вступление в брак, автоматическая натурализация несовершеннолетних в связи с приемом в гражданство их родителей. По­добная натурализация представляет собой семейный порядок приоб­ретения гражданства.

 

45. Виды вооруженных конфликтов.

 

Виды вооруженных конфликтов:

1. По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.

2. По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригос-венными.

3. По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.

4. По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.

Международное гуманитарное право регулирует порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. Война должна быть начата с объявления об этом. Впервые правило, обязывающее гос-ва предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. Война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа. Объявление войны не должно быть формальным. После него не должны сразу начинаться военные действия.

Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты.

Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов. Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного гос-ва, предъявляемое властям другого гос-ва, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум гос-во примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).

Объявить войну могут высшие органы гос-ва в соответствии с их конституциями. Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, даже если боевые действия не начаты.

Юридические последствия начала войны. Начало войны автоматически прерывает дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает гос-во пребывания. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные дог-ры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, во время войны не применяются.

Имущество, принадлежащее враждебному гос-ву, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой при наступлении заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом, обязана сохранять ценность лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости. Воюющие гос-ва вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного гос-ва, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны. Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.

Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных гос-в. Нейтральные гос-ва обязаны запрещать воюющим странам проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие, запрещать деятельность вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих сторон, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи, кроме случаев облегчения участи раненых и больных. Постоянно нейтральными гос-вами являются, например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.

Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени.

Местное перемирие предполагает продолжение военных действий после решения этих задач. В отличие от местного, общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими гос-венными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.

Объявление общего перемирия означает начало мирных переговоров и заключение мирных соглашение. Общее перемирие нельзя прекратить в одностороннем порядке.

Капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между гос-вами после ее подписания, более того гос-во, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.

Капитуляция бывает: условная и безусловная (безоговорочную), почетная и обыкновенная.

Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Эта форма характерна тем, что каких-либо переговоров между противоборствующими сторонами не происходит, а мирные отношения считаются результатом волеизъявления одной из сторон.

Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного дог-ра, где решаются все спорные вопросы между воюющими державами.

 

46. Участники войны. Средства и методы ведения войны.

 

Согласно нормам международного права право сторон в воору­женном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, запре­щающий применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмер­ные повреждения или принести излишние страдания.

Международное право ограничивает законные средства и методы ведения войны.

Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные сред­ства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника.

Методы ведения войны — это способы применения средств войны.

В соответствии с международным правом полностью запрещены следующие средства ведения войны:

- взрывчатые и зажигательные пули;

- пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

- яды и отравленное оружие;

- удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы;

- биологическое оружие;

- средства воздействия на природную среду, которые имеют широ­кие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, на­несения ущерба или причинения вреда другому государству;

- любое оружие, основное действие которого заключается в нане­сении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в чело­веческом теле с помощью рентгеновских лучей, и др.

Относительно возможности применения ядерного оружия в меж­дународном праве и военной доктрине большинства государств суще­ствует следующая точка зрения. Поскольку прямого запрета исполь­зовать ядерное оружие в международном праве нет, ядерные державы обосновывают правомерность его использования при осуществлении права на коллективную и индивидуальную самооборону, при нанесении ответ­ного ядерного удара. Однако, с другой стороны, в международном праве имеются нормы о запрещении средств и методов ведения войны, влекущих чрезмерные разрушения, имеющих неизбирательное дейст­вие, нормы о защите гражданского населения во время войны и т.д., положения которых косвенным образом могут быть применимы и к ядерному оружию.

В 1981 г. была подписана Конвенция о запрещении или ограниче­нии применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими не­избирательное действие.

К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнару­живаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или огра­ничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Прото­кол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

В соответствии с Протоколом I запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении по­вреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II касается применения на суше мин, мин-ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятст­вовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или на внутренних водных путях.

Под «минами» понимается любой боеприпас, установленный под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предна­значенный для детонации или взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства, и «дистанционно устанавливаемая мина» означает любую таким об­разом определенную мину, установленную с помощью артиллерии, ракет, минометов или аналогичных средств или сброшенную с лета­тельного аппарата.

«Мина-ловушка» — это устройство или материал, который пред­назначен, сконструирован или приспособлен для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и который срабатывает неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвред­ным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным.

Запрещается использовать мины, мины-ловушки в случае нападе­ния, обороны или в порядке репрессалий против гражданского насе­ления как такового или против отдельных гражданских лиц.

Запрещается также неизбирательное применение мин, т.е.:

- не на военном объекте или не с целью, направленной на него;

- способом или средством доставки, не позволяющим направлен­ное действие по конкретному военному объекту;

- если оно может повлечь случайные потери жизни среди граждан­ского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объ­ектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отно­шению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.

Протокол III распространяется на «зажигательное оружие», т.е. оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (ог­неметы, фугасы, снаряды, ракеты, гранаты, мины, бомбы, емкости с зажигательными веществами).

Запрещается подвергать гражданское население или граждан­ские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещается также превращать леса или другие виды раститель­ного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами явля­ются военными объектами.

Использование авиации с точки зрения международного права признается допустимым, однако ее нельзя использовать против не­военных объектов, против мирного населения и т. п.

В соответствии с международным правом запрещены также сле­дующие методы ведения войны:

- предательски убивать или ранить мирное население или непри­ятеля;

- убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля;

- объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет;

- незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.;

- принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства;

- геноцид во время войны;

- некоторые другие действия.

Оружие массового поражения — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах (площадях).

Ядерное оружие — оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся в результате лавинообразно протекающих цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер.

Химическое оружие — оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ, и средства их применения: артиллерийские снаряды, ракеты, мины, авиационные бомбы, гранаты и т.д.

Биологическое оружие — это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, заражённые люди и животные, а также средства их доставки (ракеты, управляемые снаряды, авиация), предназначенные для массового поражения живой силы противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, а также порчи некоторых видов военных материалов и снаряжения.

 

47. Режим военного плена и военной оккупации.

 

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой т


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.