Искусство внутренней чистоты — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Искусство внутренней чистоты

2017-06-11 423
Искусство внутренней чистоты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ 1

Дорогой ученик, на этом уроке мы немного отвлечемся от вопросов очищения организма, личной гигиены и физического совершенствования. Потому что все это будет очень однобоко и несовершенно, если мы забудем о морально-этическом аспекте учения йогов — о крийя-йоге. Мы уже говорили, что заниматься хатха-йогой, т. е. только физическим развитием, без крийя-йоги нельзя. Это будет профанацией учения, и чем выше вы подниметесь в вопросах физического самосовершенствования без крепкого морально-этического фундамента, тем ужаснее будет ваше падение с Олимпа. Каждое новое, хорошее дело надо начинать с покаяния: постараться достигнуть нравственной чистоты личности, тем более в атмосфере нынешней бездуховности. Естественно, что осуществить это на практике совсем не просто. Но тот, кто не дерзает, не имеет никаких шансов добиться успеха.

Вы уже знаете, что в аштанга-йоге (восьми-ступенчатой системе Патанджали) две первые ступени составляют морально-этический кодекс занимающихся и называются крийя-йога.

Крийя-йога состоит как бы из двух стадий постижения, которыми обычно занимаются всю жизнь, ибо совершенство бесконечно. Традиционно занятия йоготерапией обязательно должны включать практику крийя-йоги. В наших условиях мы должны практиковать ее параллельно с хатха-йогой, помня завет индийских учителей, что, не занимаясь крийя-йогой, нельзя прикасаться и к хатха-йоге.

Крийя-йога состоит из двух частей: ЯМА и НИЯМА.

Что же такое ЯМА! Этим словом обозначена первая ступень крийя-йоги. Его можно перевести как смерть, отказ, прекращение. Смерть — кого? Отказ — от чего? Прекращение — чего?

Кстати говоря, в индийской мифологии Яма — бог смерти. На этой ступени человек «убивает» себя как ничтожную личность, которая не занималась духовным совершенствованием, не могла выбрать свой путь. Прежде всего это борьба со своими внутренними отрицательными качествами, борьба с самим собой.

Но яма — это еще и установление гармонии в самом себе. На первый взгляд борьба и гармония — взаимоисключающие понятия. Но дело в том, что только тогда, когда человек может реально себя оценивать, он находится в гармонии с самим собой. Он знает, с чем ему нужно бороться, на что надо направить духовные усилия.

Ведь как чаще всего рассуждает современный человек? Вот я вроде бы не убиваю никого, не пью, так чтоб сильно, жену не бью, не ворую... Значит, я хороший. Но если бы все отрицательные качества в человеке исчерпывались только этим или другим подобным перечнем! Мы часто думаем, что отрицательные черты — это то, что обычно называют преступлением, а все остальное — лишь мелкие детали.

В действительности же то, что мы склонны так называть (ложь и клевета, ненависть и гнев, и т. д. и т. п.), то, что мы допускаем очень часто в повседневной жизни, иногда даже не замечая этого, является столь же ущербным и губительным для человека, для его души и здоровья, как и то, что мы классифицируем как преступления.

 

Обретая гармонию, согласие с самим собой, а 1кже с окружающей средой и средой социальной, еловек приобретает более широкий диапазон реак-ий, и это оказывает положительное воздействие на цоровье. А всякая дисгармония приводит в конце онцов к психологическим срывам, которые в будущем станут причиной многих заболеваний. Не зря же. народе говорят, что все болезни от нервов, а мы;обавим, что все «нервы» от бездуховности. И надо:казать, что если вы твердо встали на путь совершен-:твования, то должны нанести смертельный удар по:воим порокам, недостойному поведению и, что еще груднее и важнее, неправильному мышлению.

Первую ступень крийя-йоги характеризуют пять сновных правил.

Первое правило — АХИМСА. Суть его в том, чтобы не причинять окружающим вреда ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренить в себе злость и ненависть, относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Любить ближних. Бороться со злом и проявлениями зла, а не с теми людьми, которые несут это зло. У нас же считается, что проще уничтожить злого человека и на этом покончить борьбу со злом. Но зло — то ведь остается. И поэтому нужно бороться с причиной, а не со следствием.

Не причинять зла в делах — с этим еще можно с горем пополам справиться. А вот в словах — уже труднее, потому что язык у нас всегда наготове сказать в ответ нечто этакое, особенно, если показалось, что нас обидели. Ну а в мыслях не причинять страдания или беспокойство другим — это труд неимоверный. Бороться со своими мыслями труднее всего. Однако если вы уже осознаете неправильность, греховность своих мыслей, то вы — на правильном пути. Остальные правила как бы дополняют ахимсу, раскрывая ее смысл.

Второе правило — САТЪЯ. Это правдивость и искренность в мыслях, словах и делах. Быть правдивым в словах и делах можно, хотя и очень сложно. В мыслях же еще сложнее.

А как быть, если правда, которую вы хотите сказать, может причинить вред? Йога учит, что обманывать все равно нельзя. Лучше промолчать. Но не лгать.

Третье правило — АСТЕЙЯ. Это нестяжательство в мыслях, словах, в делах. Проще сказать, неприсвоение чужого. Это избавление от алчности, зависти, от всевозможных соблазнов, которые калечат сознание, приводят к злоупотреблению положением, властью. Как это, к сожалению, актуально в наше непростое время!

Четвертое правило — БРАХМАЧАРЬЯ. Это воздержание и умеренность во всем: в мыслях, в словах и делах. Это культура чувств, эмоций. Йоги говорят, что стремление к наслаждению — пустая трата времени и сил, отход от гармонии. К сожалению, в наше время запущена целая индустрия наслаждений, которая помогает людям убить время. Помните, что времени нам и так отпущено чрезвычайно мало и тратить его нужно на то, чтобы стать полноценной личностью, укрепить дух и тело. Вот что важно.

И, наконец, правило пятое — АПАРИГРАХА. Это — свобода от накопительства. В мыслях, словах и делах. Не нужно приобретать вещей, в которых нет истинной нужды.

Таковы пять принципов, характеризующих первую ступень крийя-йоги — яму. Несоблюдение каждого из них пагубно как для индивида, так и для общества. Потому что через несоблюдение этих правил в жизнь человека вторгаются ложь, насилие, воровство, распущенность нравов, жадность, все те пороки, которые мы осуждаем теоретически и которых практически у нас несметное количество.

Йоги говорят о том, что человек, вставший на путь самосовершенствования, должен практиковать яму каждый день. Это можно делать так: каждый вечер перед сном уделять 15—20 минут оценке прожитого дня, самоанализу. Старайтесь смотреть на себя как бы со стороны, не превознося и не оправдывая себя. Только осознав собственное несовершенство, вы можете говорить о том, что встали на путь духовного развития. Выделите сначала свои основные отрицательные черты и работайте над их устранением. Затем переходите к менее значительным недостаткам, которые свойственны вашей натуре.

Но никогда нельзя сказать, что человек освоил яму. Ее надо практиковать всю жизнь. Человеку, сказавшему, что он освоил ее, нужно начинать все сначала, ибо у него появилась гордыня.

И только твердо укрепившись в борьбе с самим собой, можно переходить ко второй ступени йоги, естественно, не бросая первой. Вторая ступень называется нияма, но к ней мы вернемся через пару занятий, когда вы сможете дать себе хотя бы первичный отчет о проделанной работе в деле духовного самосовершенствования.

А теперь перейдем к очередным упражнениям комплекса. Сегодня вы познакомитесь с серией упражнений для укрепления мышц шеи. Они называются ГРИВА ШАКТИВАРДХАК.

Упражнение № 9. Исходное положение — тадаса-на. Расслабьте мышцы шеи, для чего надо свободно подвигать головой в разные стороны. Когда мышцы шеи расслабятся, нужно делать резкие повороты головы влево-вправо, на долю секунды фиксируя ее в крайних положениях. Шея расслаблена, и голова как бы отбрасывается из стороны в сторону в горизонтальной плоскости.

Упражнение выполняется от 5 до 25 раз. Поворот влево и вправо считается за один раз. Дыхание произвольное через нос. Внимание концентрируется на области шеи. Если ваш вестибулярный аппарат развит плохо, то в первое время можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует держать их открытыми. Оптимальный темп для этого упражнения — 1 раз за секунду. Оно очень простое, особенно если удастся должным образом расслабить мышцы шеи.

 

Упражнение № 10. Исходное положение — тада-сана. Вы должны расслабить мышцы шеи, как в предыдущем упражнении. Затем резко опустите голову на грудь, так, чтобы она упала на нее. Потом так же резко откиньте ее назад. Надо стремиться к тому, чтобы делать все это с открытыми глазами. В крайних положениях голова на долю секунды фиксируется. Дыхание произвольное через нос.

Упражнение выполняется от 5 до 25 раз, считая за один раз движение головы вперед и назад. Внимание направляется на область шеи. Плечи и корпус во время выполнения упражнения должны оставаться неподвижными.

Упражнение № 11. Исходное положение — тада-саиа. Мьиицы шеи расслабьте, а затем опустите голову на грудь, но подбородочный замок не нужен. Спину не горбить.

Затем необходимо начать очень медленно (подчеркиваю — очень) делать круговые вращательные движения головой в направлении влево, назад, вправо и вниз. Темп — примерно 1 оборот за 40—50 секунд. Шею нужно расслабить так, чтобы голова была как можно ближе к туловищу и как бы перекатывалась по кругу. Надо иметь в виду, что очень важен темп выполнения упражнения. Выполняется оно 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую без перерыва при смене сторон.

Дыхание произвольное через нос. Внимание направляется на область шеи. И это упражнение нужно тоже стремиться выполнять с открытыми глазами, хотя первое время, во избежание головокружений, глаза можно закрывать.

Терапевтические эффекты этой серии упражнений достаточно обширны, они укрепляют мышцы шеи, ликвидируют излишние жировые отложения на шее, ликвидируют отложение солей в шейном отделе позвоночника, помогают при лечении шейного остеохондроза, способствуют борьбе с различными заболеваниями горла и голосовых связок (хронический тонзиллит, ангина, фарингит, ларингит и т. д.), тренируют вестибулярный аппарат, помогают в лечении гиперфункции щитовидной железы.

Противопоказаний у этих упражнений нет, если, конечно, у вас нет травмы шейного отдела позвоночника.

На следующем занятии мы с вами продолжим тему личной гигиены. А на этой неделе, я думаю, вам предстоит огромная работа над собой. Успеха!

 

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.