Цели и задачи стратегического управления инновациями — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Цели и задачи стратегического управления инновациями

2017-06-11 477
Цели и задачи стратегического управления инновациями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия [53, 57, 60].

По своей сущности любые стратегические меры, принимаемые предприятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.

Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие в первую очередь осуществляет систематический поиск новых технологических возможностей.

Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития и включает[53, 57, 60]:

· нормативный менеджмент – разработка философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише рынка; формулирование общих стратегических намерений;

· стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их реализация во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;

· оперативный менеджмент – разработка и реализация оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.

Стратегический менеджмент инноваций представлен схемой на рис. 9.5.

В жизненном цикле любого инновационного проекта четко прослеживаются состояния относительной статики и относительной динамики. Все зависит от содержания цели, которая ставится перед каждой стадией.

Цели стратегического управления инновациями подразделяют на:

· функциональные (поддержание достигнутого состояния системы);

· новые (приобретение нового качественного состояния системы).

Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии равновесия в системе, новые решения, новые организационные структуры, т. е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии.

Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и ожидаемой в будущем [53, 57, 60].

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности.

Стратегические цели отражают генеральную линию развития инновационного проекта. Стратегическая цельориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи, связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости инновационного предприятия.

 

Рис. 9.5. Стратегический менеджмент инноваций

 

Стратегические цели делятся на количественные и качественные[53, 57, 60].

К количественным целям относятся:

· рыночные цели (оборот, рост, доля рынка);

· экономические цели (прибыль, рентабельность);

· финансовые цели (структура капитала, ликвидность).

К качественным целям относятся:

· стратегическая миссия предприятия;

· независимость предприятия;

· стандарт качества продукции;

· постановка сервисного обслуживания клиентов;

· уровень управления фирмой;

· политическое и общественное влияние.

Постановка и формулирование стратегических целей служат исходной базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий.


Процесс стратегического инновационного управления состоит из взаимосвязанных этапов [53, 57, 60]:

· стратегическое планирование инноваций (анализ ситуации, разработка стратегий);

· реализация стратегий;

· стратегический контроль.

 

9.2.2. Концепция проектирования инновационных преобразований

 

Успех инновационных преобразований реализуемых в организации зависит от того, насколько правильно выбрана стратегия. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии [54, 57, 60] включая в себя перечисленные далее этапы.

1. Этап постановки цели:

· устанавливаются миссия организации;

· формулируется цель развития организации;

· строится и рассчитывается «дерево цели».

2. Этап стратегического анализа:

· анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал;

· анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата;

· определяется инновационная позиция организации.

3. Этап выбора инновационной стратегии:

· устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие;

· осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий. Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.

4. Этап реализации инновационной стратегии:

· разрабатываются стратегический проект и план реализации проекта.

· организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.

· оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.

Этап

Цель и стратегия – это организационные инструменты. Целевое управление – это управление по результатам. Это очень жесткое управление, и реализуется оно в основном с помощью авторитарного стиля.

Цель –желаемый результат, выраженный качественно и количественно, имеющий срок достижения, ответственного исполнителя и ограничение по
ресурсам.

Инновационная цель – вектор развития, который показывает к чему необходимо стремиться для занятия лидирующего положения на рынке наукоемкой продукции.

Под целями развитияпонимается комплекс задач по достижению желаемых результатов, характеризующих состояние фирмы в близкой и отдаленной перспективе, повышающее или сохраняющее ее конкурентные позиции.

Инновационные стратегии для организации проектного управления их реализаций должны переформулироваться в виде инновационных целей, которые (в качественном выражении) могут отражать следующие результаты [75]:

1) создание нового продукта и создание нового материала;

2) переход на новую технологию;

3) подготовка новой услуги;

4) переход на новый вид ресурса или новый приоритет, какого- либо ресурса;

5) новый способ, организации производства и применение нового подхода в цепочке комплекса маркетинга;

6) применение новой логистической схемы или ее элемента;

7) разработка нового способа получения прибыли и разработка новой модели бизнеса;

8) переход на новую организационную структуру;

9) новая коммуникационная сеть;

10) новые элементы корпоративной культуры;

11) новая система знаний по какому-либо виду деятельности;

12) переход на новую систему управления и новую систему мотивации.

Инновационная стратегия – направление действий(направление использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов [37, 52, 57, 60]. Поэтому определения должны быть четкими и однозначными. Цель должна отражать характер управления т.е., требуется связать ее с результатом, должна быть понятной на качественном уровне (что) иметь количественное выражение (сколько), иметь срок достижения (когда), ответственного исполнителя )кто), рамки ресурсов (с какими затратами(.

Стратегия есть средство достижения цели, а хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:

· начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);

· конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели «уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20%от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить... на 20%». Есть способ измерить показатель: «от... бюджета»);

· конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу...», «до 28 февраля текущего года»);

· конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);

· оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано;

· утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.

Построение дерева целей

Назначение цели – направлять и организовывать коллективы сотрудников фирмы на получение конкретных результатов в определенные сроки при данных ограничениях ресурсов; быть организационным инструментом.

Структура целей отражается в «дереве цели», который имеет вид графа типа «дерево», когда промежуточные цели и конечные цели «лепестки») не срастаются и автономны (этот тип не совсем экономичен в пространстве), либо имеет вид графа типа «цикл», когда в целях экономии пространства нижние подцели обслуживают ряд вышестоящих целей. В графе два элемента: вершины (в виде круга) и соединяющие их связи в виде ребер (линий) [75].

Главная цель может делиться по следующим признакам:

1) по видам продуктов (услуг), направлениям деятельности, функциям;

2) по видам технологий деловых процессов (бизнес-процессов) и технологическим операциям;

3) по временным промежуткам.

Построение дерева инновационной цели (ДЦ) основано на следующих принципах:

1. На каждом уровне ДЦ комплекс подцелей должен быть необходим и достаточен для достижения вышестоящей цели.

2. Расчленение (декомпозиция) цели на подцели на каждом уровне ДЦ ведется только по одному признаку декомпозиции (правило классификации).

3. Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности - организации, подразделению.

4. В зависимости от назначения ДЦ требуется установить, на каком структурном уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения, исполнителя.

ДЦ строится до уровня, на котором можно установить ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий, программы достижения цели.

Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели создания нового продукта:

1. Формулируется главная (генеральная, основная) цель.

2. Устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла изделия: НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей.

3. По каждой стадии устанавливаются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологии, управления, организационной структуры.

4. По более сложно структурированным блокам устанавливаются частные подцели по элементам (по ресурсному блоку: подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).

Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели перехода на новую технологию:

1. Формулируется главная (генеральная, основная) цель.

2. Устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла технологической инновации: приобретения, подготовки (адаптации), внедрения.

3. Пункты 3 и 4 повторяют предыдущую схему.

Уровни дерева цели. Для организации коллектива фирмы на достижение цели ее надо структурировать на ряд промежуточных частных с помощью дерева цели. Дерево цели строят по уровням [75].

На первом (продуктовом) уровне (сразу вслед за нулевым главной целью) обычно выделяют направления деятельности фирмы (продукты, услуги).

На втором (компонентном) уровне выделяют части, агрегаты, функции, компоненты продукта или услуги.

На третьем (технологическом) уровне выделяют те технологии бизнес-процесса, которые используются в данном бизнесе.

На четвертом уровне выделяют те технологические операции, которые в наибольшей степени важны.

Пятый уровень может быть в виде промежуточных целей, когда главная цель долгoсрочна для фирмы, здесь выделяют временной признак, с помощью которого главную цель разделяют на промежуточные цели (годовая цель может делиться, например, на квартальные).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.