Докторах психологических наук — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Докторах психологических наук

2017-06-11 993
Докторах психологических наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 


 

 

Раздел IV

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ О ВОЕННЫХ ПСИХОЛОГАХ –

ДОКТОРАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

 

АНЦУПОВ

Анатолий Яковлевич

Родился 9 июля 1949 г. в г. Ордже- никидзе. В 1972 г. окончил Новочер- касский политехнический институт с отличием.

В 1981 г. окончил 6-й факультет ВПА им. Ленина с отличием. В 1981– 1984 г. – адъюнкт очной адъюнктуры при кафедре военной педагогики и психологии академии. В 1984– 1985 гг. – преподаватель кафедры Истории КПСС. В 1985–1989 гг. – преподаватель кафедры социальной и военной психологии. В 1985 г. за- щитил кандидатскую диссертацию по теме: «Влияние трудных ситуаций

на эффективность деятельности воина-оператора ПВО». В 1987 г. – слу- жебная командировка в Демократическую республику Афганистан. В 1988 г. – старший преподаватель кафедры.

В 1989–1992 гг. – докторант кафедры психологии ВПА. В апреле 1993 г. присвоено ученое звание доцента, в этом же году защитил доктор- скую диссертацию по теме: «Социально-психологические основы преду- преждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотноше- ниях офицеров». В ноябре 1994 г. присвоена ученая степень доктора пси-


хологических наук и учёное звание профессора. В настоящее время явля- ется полковником запаса.

Исследовал проблемы внезапности и риска в современной вооружен- ной борьбе. На основе анализа опыта Второй мировой войны и локальных войн им были выявлены шесть основных способов достижения внезапно- сти, а также особенности и факторы успешности риска в боевой обстанов- ке. Основной материал был собран путем анализа боевой деятельности подразделений ограниченного контингента советских войск непосред- ственно в Республике Афганистан. Результаты исследований опуб- ликованы.

С 1987 г. по 1997 г. разработал и апробировал модульный социотест, позволяющий комплексно оценивать психологические характеристики военнослужащих и воинских коллективов. Данный социотест в настоящее время также успешно используется для оценки персонала любой органи- зации.

Является соавтором изобретения тренажера для психологической под- готовки, обучения и тренировки в стрельбе наводчика-оператора, что под- тверждается авторским свидетельством № 260219, выданным 1 сентября 1987 г. Созданный тренажер дает возможность моделировать стрессовые факторы в деятельности наводчика-оператора и осуществлять специаль- ную психологическую подготовку военнослужащих.

Важным направлением в научной деятельности А. Я. Анцупова высту- пает разработка методологических проблем военно-психологических ис- следований. Под его руководством составлен полный библиографический указатель 365 диссертаций, защищенных в нашей стране по военной пси- хологии в ХХ веке, и проведен их количественный и качественный анализ. Результаты этой работы опубликованы в книгах: «Методологические про- блемы военно-психологических исследований» (1999 г., 5,8 а. л.) и «Ме- тодологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций – ХХ век» (2000 г., 48 а. л.).

Значительная научная работа проделана А. Я. Анцуповым в разработке проблем отечественной конфликтологии. Под его руководством составлен библиографический указатель 2247 отечественных публикаций по про- блемам конфликта (1924–1996 гг.), а также указатель 604 диссертаций по конфликтологии, защищенных в нашей стране в ХХ веке.

Разработал системно-ситуационный метод исследования конфликтов, позволяющий изучать конфликты любого уровня. С помощью этого мето- да автором и его аспирантами исследовано более 2500 реальных межлич- ностных конфликтов в воинских коллективах в системе государственной службы.

В результате многолетних исследований автором разработана эволюционно-междисциплинарная концепция конфликтов. На ее основе опубликован первый в стране учебник по конфликтологии: «Конфликто-


логия» (1999 г., 34,5 а. л.). Данный учебник признан базовым во многих вузах страны, студенты и слушатели которых изучают учебную дисципли- ну «Конфликтология».

Наряду с интенсивной научной и педагогической деятельностью доктор психологических наук, профессор А. Я. Анцупов осуществляет научное руководство адъюнктами, аспирантами и соискателями. Член ряда дис- сертационных советов.

В общей сложности А. Я. Анцупов опубликовал около 50 научных ра- бот, статей (объем более 150 п. л.), важнейшими из которых являются:

«Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе», 1989;

«Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров», 1992; Альбом схем по психологии конфликта, 1996 (в соавт.); «Конфликтоло- гия: теория, история, библиография», 1996 (в соавт.); «Методология и те- ория военно-психологических исследований», 2000 (в соавт.); «Экспресс- оценка военнослужащих и воинских коллективов», 2001 (в соавт.); «Кон- фликтология», 2001–2009 (в соавт.); «Социально-психологическая оценка персонала», 2006 (в соавт.); «Словарь кофликтолога», 2006 (в со- авт.); «Конфликтология в схемах и комментариях», 2007 (в соавт.).

Всего на сегодняшний день А. Я. Анцуповым выпущено около 50 раз- личных работ общим объемом более 150 п. л.


БАДМАЕВ

Борис Циренович

(1926 г. – 1999 г.)

Доктор психологических наук, про- фессор, академик Международной академии информатизации.

Родился 9 февраля 1926 г. в селе Баянгол Баргузинского района Бу- рятской АССР, в многодетной кре- стьянской семье. Вечернюю среднюю школу окончил с золотой медалью.

Около 40 лет отдал службе в ВС СССР: с декабря 1943 г. по декабрь 1946 г. – рядовой. Курсант учебного танкового полка Б. Ц. Бадмаев в 1946 г. поступил и в 1948 г. с отли- чием окончил Ярославское военно-

политическое училище. До 1955 года – замполит роты. Служил на Семи- палатинском полигоне, где принимал участие в первых испытаниях ядер- ного оружия. Здесь он встречался с И. В. Курчатовым, который оказал влияние на выбор будущей профессии ученого.

В 1955 г. поступил в Военно-педагогический институт им. М. И. Кали- нина, а в 1958 г. Был принят сразу на III курс педагогического факультета Военно-политической академии им. В. И. Ленина. После окончания ака- демии (1960) до 1962 г. преподавал историю КПСС в Камышинском командно-техническом училище. В 1962 г. поступил в адъюнктуру на ка- федру военной педагогики и психологии ВПА, разработал и в 1965 г. за- щитил кандидатскую диссертацию, по теме «Формирование общественно полезных интересов у советских воинов». После окончания адъюнкту- ры – преподаватель Военной академии связи им. С. М. Будённого.

С 1968 г. по 1977 г. работает в Военно-политической академии им. В. И. Ленина. До 1971 г. – преподаватель кафедры военной педагогики и психологии. С 1971–1977 гг. – начальник группы научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для ВС СССР. С ее рас- формированием и переводом в состав Института военной истории МО СССР становится начальником группы, старшим научным сотрудником института. В 1982 г. защитил докторскую диссертацию по теме:

«Психолого-педагогические проблемы эффективности изучения марк- систско-ленинской теории в ВС».

В 1972–73 гг. под его руководством по заданию Генерального штаба МО СССР в Вооруженных Силах проводился широкомасштабный экспе- римент по обучению различных категорий специалистов по методикам,


разработанным на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формиро- вании умственных действий. По результатам этого эксперимента десять экспериментальных методик обучения воинов-специалистов (телеграфи- стов, локаторщиков, гидроакустиков, авиационных механиков и др.), соз- данных группой, вошли в официальные руководящие документы и были внедрены в практику массового обучения в Вооруженных Силах.

На протяжении почти 20 лет его деятельность была связана с консуль- тационной и преподавательской работой в ГДР, ЧССР, СРВ и на Кубе.

В 1977 г. был назначен начальником группы в Управление социально- психологических исследований института.

После 1983 г. работал профессором кафедры идеологической работы Академии общественных наук, профессором факультета психологии, зав. лабораторией психологии развития и инноваций Московского городского педагогического университета, полковник запаса.

Творческое наследие ученого – около 200 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников и учебно-методических пособий, а также два изобретения. Ряд его трудов переведены за рубежом. Вся его жизнь была посвящена экспериментальным и теоретическим исследова- ниям психологических закономерностей обучения.

Основные труды:

«Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности об- учения воинов-специалистов», 1974 (в соавт.); «Методика ускоренной подготовки телеграфистов», 1974 (в соавт.); «Удавшийся эксперимент», 1974 (в соавт.); «Можно быстрее и лучше», 1974 (в соавт.); «Психологи- ческие особенности усвоения слушателями правовых знаний», 1976 (в со- авт.); «Психология меткого выстрела», 1977; «Методика ускоренного об- учения работе на буквопечатающих клавишных аппаратах», 1997 (в со- авт.); «Психологические основы быстрого обучения русскому правописа- нию», 1997 (в соавт.); «Психология: как ее изучить и усвоить», 1997;

«Психология и методика ускоренного обучения», 1998; «Психология об- учения речевому мастерству», 2002 (в соавт.); «Методика ускоренного обучению русскому языку», 2001; «Учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов», 2001; «Психология в работе учителя» в 2 кн., 2004.


БУЛГАКОВ

Александр Владимирович

Александр Владимирович родился в г. Балашиха Московской области 24 апреля 1956 г.

Имеет высшее образование в трех областях профессиональной деятель- ности. В 1978 г. закончил Высшее военно-морское училище в г. Киеве по специальности штурман ВМФ, в 1988 г. Военно-политическую ака- демию им. В. И. Ленина в г. Москве, где получил специальность «офицер с высшим военным образованием, преподаватель истории», в 1996 году закончил психологический факультет Симферопольского государственного

университета по специальности «практический психолог». В 2000 г. за- щитил кандидатскую диссертацию по социальной психологии на тему:

«Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офице- ров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздей- ствия». В 2004 г. присвоено ученое звание доцента. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию по социальной психологии на тему: «Психоло- гия межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ России». В 2008 г. при- своено звание профессор. С 2008 г. – действительный член Академии во- енных наук.

Опыт работы. 1974–2004 гг. – служба в Вооруженных Силах СССР и РФ. Капитан 1 ранга запаса. Офицерскую военно-морскую службу про- ходил на Тихоокеанском и Черноморском флотах. Александр Владимиро- вич имеет опыт руководства организациями, имеющими в своем составе от 150 до 4500 военнослужащих, рабочих и служащих, различных уров- ней компетенции, является одним из организаторов психологической службы Черноморского флота России.

Опыт научной и педагогической деятельности. С 1997 г. по 2004 г. слу- жит доцентом кафедры психологии Военного университета (г. Москва). В 2000-2003 гг. совмещает должность проректора Института современ- ных педагогических технологий, искусств и языков. В 2001–2005 гг. – консультант по организационному развитию центра «Президент» Акаде- мии народного хозяйства при Правительстве России.

С октября 2005 г. работает в качестве профессора кафедры общей и пе- дагогической психологии, декана факультета психологии МГОУ. В марте и ноябре 2006 г. соответственно был избран по конкурсу на эти должно-


сти, является первым избранным деканом факультета психологии МГОУ. Направления научных исследований: психология межгрупповой адап- тации в организациях образования, бизнеса, промышленности, силовых структур. На примере экипажей кораблей ВМФ разработана концепция межгрупповой адаптации, представляющая собой систему научных зна- ний практической направленности. Концепция включает в себя: сущ- ность, генезис, психологические закономерности, принципы изучения и оптимизации, пути управления межгрупповой адаптации в различных ситуациях жизнедеятельности организаций, психологические механизмы

межгрупповой адаптации.

По его инициативе на факультете организовано проведение ежегодной международной научной конференции «Левитовские чтения в МГОУ». В 2007 г. им основан журнал «Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», где Александр Владимирович является ответственным редакто- ром. Журнал входит в список научных рецензируемых журналов, реко- мендованных ВАК РФ для публикаций аспирантов и докторантов, иссле- дующих психологическую проблематику.

Под его началом защищены 3 кандидатские диссертации по психологии. Опубликовал 42 печатных работы, среди них: 4 монографии, 18 учеб-

ных и учебно-методических пособий, научные статьи, тезисы докладов.

Основные научные и научно-методические работы:

«Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по ма- териалам экспериментального исследования на кораблях ВМФ России», 2006; «Психология межгрупповой адаптации в военной организации: те- ория, методология, практика (на примере Военно-морского флота Рос- сии», 2006; «Межгрупповая адаптация специалистов-реабилитологов», 2005 (в соавт.); «Профессиональные компетенции психолога- перинатолога», 2004 (в соавт.); «Дебат-клуб: принципы, методы, органи- зация», 1996; «Проективная методика изучения социальной идентифи- кации в малой группе (модернизированный тест социальной идентифика- ции)», 2001; «Профилактика социально-психологической дезадаптации и отклоняющегося поведения у военнослужащих Военно-морского фло- та», 1996; «Психология межгрупповой адаптации», 2007; «Психология межгрупповой адаптации», 2006; «Социально-психологический тренинг: организация, содержание, практика», 1996; «Экспериментальная психо- логия», 2004; «Экспериментальная психология», 2003; «Психодиагно- стика», 2007 (в соавт.); «Психологическое консультирование», 2006 (в соавт.); «Психология девиантного поведения», 2006 (в соавт.); «Пси- хология общения», 2006 (в соавт.); «Социально-психологическая по- мощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных Сил России», 2001 (в соавт.).


ВАЙСЕРО

Константин Иванович

Родился 13 марта 1963 г. в селе Ковалёво Стародубского района Брян- ской области. В 1978 г. окончил 8 клас- сов Ковалевской средней школы, в 1980 г. – Московское суворовское военное училище, в 1984 г. – Новоси- бирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, в 1995 г. – военно-психологический факультет Военного университета.

Доктор психологических наук. Профессор. Действительный член Академии военных наук. Награжден рядом медалей.

Военную службу проходил в Запад- ной группе войск, Забайкальском и Московском военных округах на долж- ностях заместителя командира мотострелковой роты по политической ча- сти, секретаря комитета ВЛКСМ части, помощника начальника политот- дела соединения по комсомольской работе, заместителя командира от- дельного дивизиона по работе с личным составом. Будучи в гуще армей- ских событий, четко осознал значение культурных и психологических аспектов в военной службе, воспитании и обучении людей.

В 1992 г. Константин Иванович стал слушателем Гуманитарной академии (с 1994 г. – Военного университета). С 1995 г. занимал должности, связан- ные с педагогической деятельностью. В 1998 г., будучи адъюнктом Военно- го университета, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально- психологические условия повышения эффективности деятельности творче- ского воинского коллектива при проведении культурно-досуговой работы».

С 1998 г. по 2000 г. был преподавателем, старшим преподавателем ка- федры культурно-досуговой работы. За это время Константин Иванович развернул активную исследовательскую деятельность влияния средств культуры и искусства на психику военнослужащего и психологию воин- ских коллективов. Он сумел организовать на кафедре научно- исследовательский кружок, увлек в эту работу курсантов факультета куль- туры и журналистики, адъюнктов и преподавателей кафедры. Шла актив- ная работа по исследованию психолого-реабилитационного влияния средств культуры и искусства на военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе чеченской войны.

В 2003 г., после окончания учебы в очной докторантуре защитил доктор- скую диссертацию на тему «Психология социально-культурной деятельно-


сти в Вооруженных Силах Российской Федерации». Результаты этого ис- следования стали эффективно реализовываться в повседневной деятель- ности военных учреждений культуры всех силовых ведомств. Наладились добротные деловые связи в органах военного управления, Министерстве культуры. Удалось добиться того, что психологические особенности влия- ния произведений культуры и искусства на сознание людей, их реакции и состояния стали учитываться при разработке нормативных и организа- ционных документов, при управлении сферой культуры.

В эти годы профессор Вайсеро активно сотрудничает с различными учены- ми, коллективами кафедр, интересующихся психологической проблемати- кой культурного влияния на труд и поведение людей. Сложилось тесное со- трудничествосомногимипреподавателямикафедрыакмеологииипсихологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедры социально- культурной деятельности Московского государственного университета куль- туры и искусств, кафедры общей психологии и психологии труда Российско- го государственного социального университета, кафедры социальной психо- логии Московского государственного областного университета.

В 2008 г., после увольнения из армии, профессор Вайсеро К. И. организо- вал и возглавил кафедру социально-культурной деятельности в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Создание ка- федры было обусловлено необходимостью подготовки управленческих ка- дров сферы культуры для столичного мегаполиса, повышения эстетического и культурного уровня государственных и муниципальных служащих города Москвы. Стало ясно, что специалист, работающий в системе городского управления должен быть всесторонне развитым, культурным человеком.

Научный и педагогический интерес Константина Ивановича отражают его труды, среди которых можно отметить: монографию «Социально- культурная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации: психологические основы», учебник «Социально-культурная деятель- ность», учебные пособия «Технологические основы социально-культурной деятельности: теория и методики», «Социально-культурные аспекты психолого-акмеологического обеспечения государственной службы», научные статьи «Психологические механизмы и процессы социально- культурного воздействия на военнослужащих», «Мотивация военно- служащих: аспекты социально-культурной детерминации», «Психоло- гическая профилактика девиантного поведения военнослужащих средствами культуры и искусства», «Психологические аспекты социально- культурного взаимодействия», «Мотивация достижения успеха у детей с церебральным параличом в ходе социально-культурной деятельности»,

«Использование средств культуры и искусства в профилактике наркоти- ческой зависимости среди молодежи», «Социально-культурная адекват- ность студентов».


ГАНДЕР

Дмитрий Владимирович

Родился 18 мая 1939 г. Ведущий научный сотрудник Научно-исследо- вательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики, доктор психо- логических наук, профессор, военный летчик 1-го класса, полковник, осво- ил самолеты: По-2, Ут-2, Пе-2, Ил- 4, Як-18, УТИ МиГ-15, Л-29, Як-52,

МиГ-17, МиГ-21, Су-7, Су-20.

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук Д.В. Гандер защитил в 1973 г. в Ленин- градском государственном университете

по теме: «Исследование путей объективации оценок управляющих действий летчика при выполнении посадки самолета в процессе летного обучения».

Диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук (19.00.14) защитил в 1997 г. в Военном университете по теме: «Пси- хологическое обеспечение летного обучения: теория и практика».

Специалист в области психологии и методики летного обучения. Более тридцати лет занимался подготовкой летных кадров.

Основные направления научной деятельности: психология летного тру- да, инженерная психология и эргономика в авиации, теория и практика психологического обеспечения летной деятельности, разработка и психо- логическое обоснование инновационных методов подготовки летчиков.

Автор (соавтор) свыше 200 научных и учебно-методических работ, из них 4 монографии и более 25 учебных и методических пособий: «Психологиче- ская подготовка летчика», 1983; «Теория и практика психологического обе- спечения летного обучения», 1984; «Психофизиологическая подготовка летного состава», 1989; «Основы авиационной психологии и психологиче- ской подготовки курсантов», 1990; «Формирование и развитие профессионально-важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВА- УЛ», 1992; «Психологическое обеспечение летной подготовки», 1996;

«Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных учи- лищ», 1997; «Психолого-педагогические основы профессиональной подго- товки летного состава», 2000; «Практикум по психологической подготовке летчиков», 2002; «Теория и практика психологического обеспечения летно- го труда», 2003; «Введение в военно-авиационную профессию», 2008 и др.

Является вице-президентом Международной академии проблем чело- века в авиации и космонавтике.


ГЛОТОЧКИН

Алексей Данилович

(1925 г. – 2007 г.)

Доктор психологических наук, про- фессор, почетный учредитель и дей- ствительный член Международной академии психологических наук.

Родился 18 ноября 1925 г. в дерев- не Михайловка Бакурского района Саратовской области. Его трудовой страж составляет около 66 лет (с 16 до 80 лет), из них более 43 лет – служба в Вооруженных Силах.

В феврале 1943 г. он был призван на военную службу и занимал сле- дующие должности: командир ми- нометного взвода (во время Вели-

кой Отечественной войны); слушатель Военно-педагогического ин- ститута, командир роты суворовцев, начальник дивизионной школы сержантского состава; адъюнкт и старший преподаватель кафедры военной психологии и педагогики Военной академии; старший ин- спектор Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота; начальник военно-педагогического фа- культета Военно-политической академии (около 11 лет). Закончил службу в звании генерал-майора. Его боевые и трудовые заслуги от- мечены четырьмя орденами и многими медалями.

В последние годы работал профессором кафедры социальной психоло- гии Московского городского педагогического университета.

В начале 60-х г. одним из первых военных психологов на уровне канди- датского исследования осуществил психологическое изучение воинского коллектива. В 1964 г. под руководством К. К. Платонова он защитил кан- дидатскую диссертацию на тему «Формирование взаимоотношений в во- инском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уста- вов». В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Социально- психологические проблемы формирования первичного коллектива. (На материалах воинских подразделений)» (19.00.05).

Благодаря трудам А. Д. Глоточкина сформировалась социально- психологическая отрасль военной психологии.

Под его руководством подготовлены 33 кандидатские и 4 докторские диссертации.

Он по праву считается одним из создателей отечественной пенитенци- арной психологии; награжден медалью Министерства юстиции СССР. Яв-


лялся членом Союза журналистов; активно публиковался в ряде цен- тральных журналов и газет.

В целом им опубликовано более 130 научных и научно-практических работ, многие из которых переведены на иностранные языки и изданы в 14 странах, в том числе в США, Германии, Чехословакии, Польше и др.

Наиболее важные работы:

«Формирование взаимоотношений в воинском коллективе на основе требований воинских уставов», 1964; «Психологические проблемы фор- мирования воинского коллектива.», 1966; «Психология воинского кол- лектива», 1967 (в соавт.); «Психические состояния человека, лишенного свободы», 1968; «Каждое занятие (учение) – школа психологической подготовки», 1969; «Исправительно-трудовая психология», 1972 (в со- авт.); «Психологическая подготовка советских воинов», 1972; «Военная психология», 1972 (в соавт.); «Проблемы психологии воинского коллек- тива», 1973; «Военная психология и педагогика», 1976; «Социальная психология и практика (избранные публикации)», 2001; «Жизнь и науч- ное творчество К. К. Платонова (к 100-летию со дня рождения)», 2006 (в. соавт.).


ГУРЬЯНОВ

Юрий Николаевич

Родился в 1960 г. в Карельской АССР.

Окончил Высшее училище погра- ничных войск в 1982 г.; Военный уни- верситет Министерства обороны в1992г.поспециальностям:«психолог- профессиолог»; «политолог-правовед, специалист в области защиты прав че- ловека и государственного управле- ния»; факультет психологии МГУ в 1994 г.: квалификация «пре- подаватель-методист»; адъюнктура Во- енного университета Министерства обороны в 1995 г. по специальности:

«военный психолог-исследователь».

В 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование операционно-тактической ориентировки служебной деятельности у воен- нослужащих контролерского состава Пограничных войск Российской Фе- дерации».

В феврале 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук: «Психологическое обеспечение служебно- боевой деятельности военнослужащих войск и органов Пограничной службы Российской Федерации». В июле 2003 г. ему присуждена ученая степень доктора психологических наук. Ученое звание профессора при- своено в ноябре 2004 г.

Является профессором кафедры психологии и педагогики Погранично- го института ФСБ России (г. Голицыно).

Результаты педагогической деятельности: осуществляя научное руко- водство, подготовил 7 кандидатов психологических наук. Опыт работы по специальности 18 лет. За время работы опубликовал ряд работ общим объемом 148 п. л.

Основные публикации: «Психологическая подготовка личного состава соединения (части) ФПС России в современных условиях», 1999; «Про- блемы формирования психологической школы в органах и войсках ФПС России», 2000; «Психологическая подготовка подростков к военной службе», 2000; «Психологическая работа в пограничном отряде», 2000;

«Методические рекомендации по проведению психологической работы в органах и войсках ФПС России», 2000; «Этиология, диагностика и про- филактика нервно-психических заболеваний у военнослужащих органов и войск ФПС России», 2000; «Методология и методика исследования


проблем профессиональной подготовки военных кадров», 2000; «Психо- логическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы Рос- сии», 2001; «Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельно- сти военнослужащих Пограничной службы России», 2001; «Динамика развития психических состояний у военнослужащих в ходе служебно- боевой деятельности по охране границы», 2002; «Современное состояние системы психологического обеспечения служебно-боевой деятельности военнослужащих Пограничной службы», 2002; «Влияние условий дея- тельности на нервно-психическое здоровье военнослужащих Погранич- ной службы», 2002; «Психологическая работа в органах и войсках погра- ничной службы России», 2003; «Современные психологические теории личности», 2008.


ДЬЯЧЕНКО

Михаил Иванович

(1919 г. –2006 г.)

Родился 16 февраля 1919 г. в с. Сед- нев Черниговской области в семье крестьянина. С 1941–1945 гг. – участник Великой Отечественной войны. Воевал на Западном, Брян- ском, Донском, 1-м Белорусском и 2-м Украинском фронтах в качестве радиста, заместителя политрука эска- дрона, комсорга полка. Принимал участие в обороне Москвы, Сталин- града, в освобождении Белоруссии, Польши, Чехословакии, Румынии. За мужество и отвагу награжден орде- ном Отечественной войны II степени,

двумя орденами Красной Звезды, орденами Славы III степени, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, двумя медалями «За бое- вые заслуги», многими орденами и медалями ВНР, ЧССР, ПНР, Румынии.

Окончил Киевский государственный университет и Черниговский го- спединститут.

После войны проходил службу в должностях пропагандиста полка, пропа- гандиста военного госпиталя. С 1949 г. по 1957 г. – адъюнкт кафедры воен- ной педагогики и психологии, затем преподаватель, старший научный со- трудник ВВПИ им. Калинина. В 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Психологический анализ подвига советского воина». С 1957 г., будучи в составе кафедры партийно-политической работы, преподает пси- хологию в Военно-политической академии им. Ленина. Со дня образования кафедры военной педагогики и психологии – ее преподаватель, с 1964 г. – старший преподаватель. Был начальником научной лаборатории по разра- ботке проблем педагогики и психологии для Вооруженных Сил. В 1969 г. за- щитил первую в нашей стране докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов».

С 1970 г. был членом нескольких ученых советов. С 1985 г. – член дис- сертационного совета Военного университета. По его инициативе в Военно-политической академии им. В. И. Ленина была создана сначала кафедра военной педагогики и психологии (1959), а потом кафедра психо- логии (1984). Руководил авторскими коллективами по подготовке таких книг, как «Военная психология» (1967), «Новое оружие и дисциплина» (1966), «Психолого-педагогические основы деятельности командира» (1978), которые были опубликованы Воениздатом массовым тиражом.


В диссертациях, как и во всей научной и педагогической деятельности М.И. Дьяченко реализует в той или иной мере сложившуюся во время учебы в адъюнктуре под влиянием Г.Д. Лукова и Б.Г. Ананьева теоретическую по- зицию, согласно которой воинская деятельность подчинена специфическим психологическим закономерностям. Прямолинейное перенесение, «дедук- тивная наводка» на военную деятельность положений общей, социальной и других отраслей психологии не способствуют научному развитию военной психологии и повышению се роли в строительстве Вооруженных Сил.

Прослеживая развитие военно-психологических исследований в Рос- сии после 1918 г., М. И. Дьяченко пришел к выводу о необходимости по- строения новой военной психологии. Для этого необходимо повысить ее самостоятельность, приблизить к военной практике, преодолеть идеоло- гизацию многих понятий и категорий, увлечение «иллюстрированием» устаревших общепсихологических положений, считать военную психоло- гию не только отраслью психологической науки, но и отраслью военной науки, по-новому определить ее теоретико-методологические принципы.

В 1983 г. Дьяченко становится старшим научным сотрудником Институ- та военной истории МО СССР. Руководил 30 кандидатами наук и научно консультировал 4 докторов наук.

Им опубликовано около 500 научных, учебных и учебно-методических ра- бот, составляющих методологическую и теоретическую основы современной военной психологии. Многие работы переведены на иностранные языки.

Основные работы:

«О боевом подвиге советского воина», 1954; «Об индивидуальном подхо- де в процессе обучения и воспитания советских воинов», 1956; «Работа ко- мандира взвода по воспитанию своих подчиненных», 1957; «Воля и ее вос- питание у советских воинов», 1960; «Психология чувств советского воина», 1961; «Основы психологии», 1962 (в соавт.); «Основы психологии», 1962 (в соавт.); «Индивидуальный подход в воспитании воинов», 1962; «Воспи- тание дисциплинированности у советских воинов», 1963 (в соавт.); «Психо- логическая подготовка к боевым действиям в условиях современной вой- ны», 1966; «Новое оружие и дисциплина воина», 1966 (в соавт.); «Влияние боевой обстановки на психику воинов», 1967; «Военная психология и педа- гогика», I972 (в соавт.); «Психологический анализ боевой деятельности со- ветских воинов», 1974; «Психологические проблемы подготовки и деятель- ности», 1976 (в соавт.); «Психолого-педагогические основы деятельности командира», 1978 (в соавт.); «Взаимоотношения с многонациональным во- инским коллективом», 1989; «Готовность к деятельности в напряженных ситуациях», 1988 (в соавт.); «Психология высшей школы», 1993 (в соавт.);

«Военная психология и педагогика», 1998 (в соавт.); «Психологические предпосылки эффективной боевой деятельности воинов», 1999 (в соавт.);

«Социально-психологические проблемы в деятельности офицера», 1999 (в соавт.); «История русской военной психологии», 2000 (в соавт.); «Исто-

рия отечественной военной психологии» (в соавт.).


ЖЕЛЕЗНЯК

Леонид Федотович

Родился 2 февраля 1930 г. в дер. Но- воводяна Новоукраинского района Кировоградской области в семье кол- хозника.

В 1949 г. после окончания средней школы с серебряной медалью посту- пил в Ростовское военно-инженерное училище, которое окончил с отличи- ем в 1952 г. До 1962 г. проходил служ- бу в войсках на различных должно- стях военного политработника.

В 1957 г. окончил Львовские курсы политсостава СА и ВМФ.

В 1962 г. с отличием окончил историко-философический факуль-

тет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (заоч- но) и стал преподавателем военной педагогики и психологии Сумского высшего артиллерийского дважды Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе, в котором в дальнейшем проходил службу старшим пре- подавателем, заместителем начальника и начальником кафедры марксизма-ленинизма.

В 1968 г., после окончания заочной адъюнктуры защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование военно-профессиональной на- правленности у курсантов военных училищ». В 1974 г. назначен старшим преподавателем кафедры военной педагогики и психологии Военно- политической академии им. Ленина.

В 1982 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Военно- профессиональная направленность личности советского офицера, ее фор- мирование и развитие». В 1985 г. присвоено ученое звание «профессор», с этого же года был заместителем начальника кафедры социальной и во- енной психологии ВПА по научной работе. Подготовил более 10 кандида- тов наук. Член ряда ученых и диссертационных советов.

Награжден 12 государственными наградами. С 1989 г. уволился из Во- оруженных Сил и находится в запасе.

Опубликовал более 50 научных работ общим объемом около 100 п. л. Ряд работ переведены в социалистических странах.

Основные публикации:

«Формирование военно-профессиональной направленности у курсан- тов военных училищ», 1968; «Военно-профессиональная направлен- ность курсантов и ее формирование военных училищах», 1974 (в соавт.);


«Военно-профессиональная направленность личности советского офице- ра», 1979; «Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях», 1986 (в соавт.); «Особенности профес- сионального самоопределения абитуриентов в современных условиях», 2000 (в соавт.); «Как подготовить и защитить диссертацию по психологии и педагогике», 2001.


КАНДЫБОВИЧ

Лев Александрович

Родился 20 января 1934 г. в г. Мин- ске.

В 1954 г. окончил Казанское суво- ровское военное училище.

Окончил Московское Краснозна- менное военное училище им. Верхов- ного Совета РСФСР. Полковник в от- ставке.

В 1959 г. заочно окончил Архан- гельский государственный педагоги- ческий институт им. М. Ломоносова, историко-филологический факуль- тет по специальнос


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.52 с.