Учебно-методический комплекс итоговой (государственной итоговой) аттестации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Учебно-методический комплекс итоговой (государственной итоговой) аттестации

2017-06-11 259
Учебно-методический комплекс итоговой (государственной итоговой) аттестации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИТОГОВОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

 

Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика»
Профиль Периодическая печать­­­­
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план  
   

 

СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой журналистики __________________ Лепилкина О.И «6» декабря 2016г.   Главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» _____________________Емцов А.А. «6» декабря 2016г.   Рассмотрено УМК Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК института ______________ Вартанова Л.Р.     Зав. кафедрой журналистики ___________________ Лепилкина О.И. «6» декабря 2016г.   Доцент кафедры журналистики ____________________ Горбачев А.М. «6» декабря 2016г.    

 

 

Ставрополь, 2016

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

Учебный план 2013 года

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р.   СОГЛАСОВАНО: Главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» _____________________Емцов А.А. РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г. № 5

Ставрополь,2016

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951 и образовательной программой по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденной Ученым советом ФГАОУ ВПО «СКФУ» от 31 января 2013 г. (протокол №5) в состав государственной итоговой аттестации входят:

- итоговый междисциплинарный экзамен по направлению,

- защита выпускной квалификационной работы.

Настоящая программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с требованиями

- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951;

- образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденной Ученым советом ФГАОУ ВПО «СКФУ» от 31 января 2013 г. (протокол №5);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (с изменениями, утвержденными приказом МОиН от 09.02.2016 г. № 86);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в редакции приказа от 15.01.2015 г. № 7);

- ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 г. № 112 «Об утверждении порядка заполнения, учета и учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» (в редакции приказов от 16.05.2014 г. № 546 и от 12.05.2014 г. № 481);

– Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 30.12.2015 г. № 2151-О (с изменениями от 12.04.2016 г. № 423-О);

- Положения о порядке выполнения выпускных квалификационных работв федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 18.01.2016 г. № 02-О;

- Положения об учебно-методическом обеспечении образовательных программ высшего образования в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», утвержденного приказом ректора СКФУ от 08.09.2014 г. №1376–о.

 

Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) и продемонстрировать в ходе государственной итоговой аттестации:

 

· способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);

· способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

· способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4);

· способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности (ОПК-5);

· способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);

· способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);

· способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);

· способность учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);

· способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);

· способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);

· способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).

 


МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО

НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ)

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

Учебный план 2013 года

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р.   РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г. № 5  

Ставрополь,2016


Содержание государственного экзамена

Базовый уровень

Функции журналистики.

Совокупность задач, прав и обязанностей журналистики. Вза­и­мо­связь понятий «цель», «средства», «деятельность», «резуль­тат». Их диалектическое единство, смысловая автономность. Со­держание ин­формационных контактов, их соответствие пред­наз­на­че­нию жур­на­листики.

Функции журналистики в системном единстве. Их взаимо­дейст­вие, смысловое сочетание.

Социальные функции. Социально-психологические функции. Об­­ще­психологические функции. Справочно-информационные функ­ции. Рекламная служба в периодической печати, электронной прессе. Спе­цифические черты, особенности, принципиальные различия.

 

Телевидение как вид СМИ.

Специфика телевидения как СМИ. Телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и Интернет: взаимовлияние, кооперация усилий, координация. Специфика телевизионного вещания как СМИ (вездесущность, экранность, непосредственность, симультанность). Аудиолингвовизуальная природа телевидения. Общественные функции телевидения (информационная, культуроформирующая, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная). Действенность и эффективность телевизионного вещания.

 

Радио как вид СМИ.

Специфика радио как СМИ. Действенность и эффективность радиопередач. Радиовещание и печать, телевидение и радиовещание, радио и Интернет: взаимовлияние и координация. Общественные функции радиовещания (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная).

 

Базовый уровень

ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФИЛЯ «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

Информационные жанры.

Место информационных жанров в современной отечественной прессе. Роль предмета отображения, целевой установки и методов отображения в дифференциации информационных жанров.

Типы информационного содержания заметки. Основные требования к заметке. Своеобразие жанра «информационной корреспонденции». Информационный отчет. Информационные интервью как разновидности классического интервью. Опрос и интервью: общее и отличия. Схема образования. Функции репортажа. Основные задачи, стоящие перед репортером. Жанровое своеобразие некролога. Его отличие от криминальных сообщений.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебный комплект: учебное пособие; хрестоматия / И.В. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 640 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89349-369-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364244

2. Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012– Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104043

3. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (27.02.2017).

4. Коханова, Л.А. Интернет-журналистика: учебник / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 383 с.: схем., ил. - (Медиаобразование). - Библиогр.: с. 335-339. - ISBN 5-238-00771-X; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712 (29.08.2016).

5. Лапина, М.А. Информационное право: учебное пособие / М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин; под ред. И.Ш. Килясханов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование: Юриспруденция). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00798-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624 (17.03.2016)

Дополнительная литература

1. Алексеева М. И. Средства массовой информации России. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104064

2. Амзин А. А. Новостная интернет - журналистика. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2012. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104038

3. Вигерлинг К. Этика СМИ. М.: Директ-Медиа, 2014. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=221774

4. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2009. – 296 с. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104044

5. Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104052

6. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. Учебное пособие - М.: Логос, 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84983.

7. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста.Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104054

8. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104055.

9. Лазутина Г. В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104053

10. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. Учебное пособие 5-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83386

11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебник - М.: Аспект Пресс, 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104059.

12. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. Учебно-методический комплект - М.: Аспект Пресс, 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104062

13. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1929-2011. Учебно-методический комплект - М.: Аспект Пресс, 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104061

14. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода - М.: Юнити-Дана, 2012. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=117705

15. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2010. 324 с. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104066

16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067

 

Интернет-ресурсы

1. http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»

2. http://elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека.

3. http://fapmc.ru- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

4. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

5. http://www.gipp.ru/ – Гильдия издателей периодической печати.

6. http://www.planetasmi.ru – современный информационный профессиональный портал для участников рынка СМИ России и зарубежья.

 

 

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

 

Требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.     Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р. Ставрополь, 2016 РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г.№ 5  

Введение

Настоящие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика (профиль подготовки «Периодическая печать») составлены в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951; приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367; Уставом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2012 № 355; «Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»«, приказом «Об утверждении Положения о формировании фонда оценочных средств в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», от 8.09.2014, №1337-О, - Положения о порядке выполнения выпускных квалификационных работ в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 18.01.2016 г. № 02-О; регламентом использования системы «Антиплагиат» в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от 3 марта 2015 г.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика (профиль подготовки «Периодическая печать») может иметь характер исследовательской работы или практической разработки (творческого диплома) в рамках профессиональной деятельности.

ВКР бакалавра по направлению «Журналистика» должна быть связана с исследованием актуальных проблем в сфере журналистики и смежных информационно-коммуникационных областях. Работа может быть посвящена любой теме, связанной с историей и современным состоянием средств массовой информации и коммуникации в России и за рубежом. При выборе темы ВКР необходимо представлять, к какой области исследований будет относиться работа, для чего требуется ориентироваться в научных направлениях (школах) в области медиаисследований. ВКР бакалавра должна соответствовать:

• профильным дисциплинам общепрофессионального блока базовой части Образовательной программы;

• профессиональным модулям вариативной части;

• направлениям и содержанию практик, пройденных во время обучения.

Исследовательская ВКР бакалавра подразумевает локальные, но самостоятельные научные изыскания студента, должна опираться на результаты изучения литературы, интерпретации представленных в источниках или полученных самим автором данных; анализа сведений эмпирического характера, связанных с конкретным направлением медиапрактики. Результаты ВКР должны свидетельствовать о наличии у выпускника собственной точки зрения на изучаемые вопросы.

В ВКР бакалавр обосновывает актуальность исследования, определяет объект и предмет исследования, ставит исследовательские задачи, применяет соответствующий метод исследования. Автор работы систематизирует и анализирует собранную информацию и на ее основе доказывает научную ценность и практическую значимость основных выводов и рекомендаций.

Оглавление

В содержание должны быть введены все разделы выпускной квалификационной работы, начиная с введения, с указанием страницы, с которой они начинаются. Главы и параграфы (подпункты) должны иметь и нумерацию, и название.

Введение

Во введении обосновывается актуальность темы (социальная, научная, практическая значимость исследуемого вопроса); определяются цель работы, объект, предмет исследования (при необходимости формулируется гипотеза) и комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы или проверки гипотезы; указываются источниковая база, хронологические рамки, методы исследования, его практическая значимость. Во введении по возможности обосновываются предполагаемая научная новизна работы, а также указывается, где были апробированы результаты ВКР.

В нормативном понимании актуальность – это важность, значимость, своевременность чего-либо для настоящего момента. Актуальной может считаться работа, в которой изучается то, что имеет место сейчас или уже имело место, но все еще не утратило значимости. Главное для автора объяснить причины актуальности его исследования (пример: «Актуальность данной работы обусловлена увеличивающейся частотой использования профессиональных приемов Х и Y в репортажах журналистов телеканала Z»).

Критерию новизны соответствует тема, в которой предлагается оригинальный подход к рассмотрению любых, в том числе уже известных вопросов. Новизна исследования напрямую зависит от того, что было написано по данной тематике ранее, поэтому обоснованию новизны должен предшествовать источниковедческий обзор(историография темы). К корпусу научных источников, на основании которых строится работа, могут относиться монографии, статьи, учебные пособия, отчеты, диссертации/авторефераты, предшествующие ВКР и пр. Но этот обзор – не просто бессистемное перечисление всего, что удалось найти. Важно уметь отбирать источники, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые с концептуальной и терминологической точки зрения. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный результат обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Его качество одновременно демонстрирует основательность самого исследования, компетентность автора, умение работать с литературой, концентрировать внимание. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема обязательно будет совершенно новой. Вполне возможны совпадения с трудами других авторов, тем более что в сфере медиаисследований и в других гуманитарных науках уникальность – редкое явление. Конечно, если обнаружено полное совпадение с уже существующей работой, тему требуется поменять; в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком-то новом аспекте. В итоге, обязательно указывая на достижения других исследователей, автор констатирует, что именно таким образом (в таком контексте) тема еще никем не рассматривалась (пример: «В связи с отсутствием работ по проблеме Х у исследователей Y – Z, данная работа является первой попыткой ее анализа»).

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. В ВКР обычно формулируется основная цель, отражённая и в заголовке. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. Поэтому целями не могут быть исследовательские операции. Формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», ошибочны. Формулировку цели правильно начинать со слов: «определить», «охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Объект и предмет исследования являются важнейшими концептуальными компонентами ВКР. Их определение и разграничение – обязательное требование к исследовательской работе. Объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор, а то, что именно изучается, – как предмет. Предмет зачастую является характеристикой объекта. При этом объект отвечает на вопрос: «Что исследуется?», а предмет – «Какая сторона (аспект, ракурс) объекта выбраны для изучения?». Предмет исследованиясовпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Задачи исследования еще один необходимый компонент ВКР. Это перечень действий, которые должен осуществить автор, для того чтобы достичь намеченных результатов. Задачи (обычно три-пять) отвечают на комплексный вопрос: «Что именно нужно сделать, чтобы исследование состоялось?». Как правило, они формулируются так: «Выявить….», «Охарактеризовать…», «Рассмотреть…», «Отследить…», «Разработать…» и пр. На основании задач могут быть поставлены исследовательские вопросы. Задачи исследования коррелируют с параграфами вашего исследования.

Источниковая (эмпирическая) основа исследования формируется из информации, полученной и исследуемой самим автором с применением научной методологии. Этим исходным («рабочим») материалом могут быть публикации офлайновых и онлайновых СМИ (и другие медиаресурсы), архивные материалы, хозяйственные документы, законодательные и нормативные акты, результаты научных интервью, статистические и социологические данные организаций и пр.

Определение хронологических рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в суть исследования. Рамки – это условные границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, топ-лист и пр. Рамка напрямую связана с объектом, она отграничивает его. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки исследования всегда должны быть обоснованы.

Теоретико-методологическая база исследования. Здесь перечисляются виды теоретического знания, методы, используемые в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов. Метод исследования определяет алгоритм действий автора. Понятие «метод» в философии определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является необходимым условием получения новых знаний. Выбор метода – один из ключевых моментов в работе над исследованием. В гуманитарных исследованиях выделяют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относятся различные виды анализа, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, к эмпирическим – наблюдение, сравнение, измерение, экспериментирование. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться сравнение и анализ. Весьма продуктивным в исследовании медиа являются также статистические и социологические методы. Недостаточно просто указать метод – необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.

Гипотеза исследования – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Наиболее грамотными, а потому предпочтительными гипотезами являются объяснительные по своей сути гипотезы. В них не просто описываются свойства и связи явления, а делаются предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Именно такие гипотезы в состоянии показать перспективу и процедуры их экспериментальной проверки.

Практическая значимость ВКР подразумевает ее полезность для представителей профессионального сообщества и предполагает возможность использования результатов работы в практической, учебно-педагогической, научной деятельности журналистов. Это ответ на вопрос, зачем было предпринято исследование и кому нужны его результаты. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам СМИ или их исследователям. В принципе состоятельной – с точки зрения научно практической значимости – можно считать такую ВКР бакалавра, которую впоследствии можно положить в основу ВКР более высокого уровня, например магистерского.

Структура работы.Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. Обычно эта формулировка приобретает следующий вид, например: «Работа состоит из введения, 2-х глав (указывается количество глав), заключения, списка литературы (столько-то наименований, указывается цифрой количество) и (если есть, указывается цифрой количество) приложений».

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из нескольких глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Структура основной части должна продемонстрировать последовательность, логичность, стройность развития исследования. Каждая глава и параграфы должны заканчиваться выводами.

Обязательными условиями для выпускной квалификационной работы являются логическая связь между главами и последовательность развития основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении приводится краткий обзор проведенной в исследовании работы, излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел студент в результате исследования, а также предложения по улучшению, оптимизации состояния изучаемого вопроса. Они должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых разработок.

Список литературы

Включает не менее 50 различных источников, использованных при написании работы. Отдельно выделяется раздел «Источники», если кроме научной литературы используются документы, архивные материалы, тексты передач и др.

Приложения

В приложение следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся журналистские материалы, тексты анкет и интервью, промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчётности и других документов, схемы, диаграммы.

Если приложений больше 10, их целесообразно объединить по видам.

 

Оформление выпускной квалификационной работы.

Оформление сносок в ВКР

Сноски – обязательный элемент дипломной работы. В дипломной работе сноски могут быть оформлены следующими способами:

1) Наиболее распространенный (и наиболее удобный для читателя) вариант – подстрочные сноски, размещаемые внизу страницы. В сноске помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. Все сделанные в работе подстрочные сноски нумеруются отдельно на каждой странице –1,2,3 и т.д.

Например: …Творческая индивидуальность журналиста возникает во взаимодействии мировоззрения, метода мышления и стиля. С точки зрения современной социологии, журналист есть «субъект деятельности по производству и распространению массовой информации»1.

_____________________

1 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований.- М., 1999. – С. 115.

 

Используя возможности Word расставляем сноски: на панели инструментов выбираем окно «Вставка», а в нем – функцию «ссылка – сноска». Устанавливая формат сноски, выбираем нумерацию сноски «на каждой странице». В этом случае подстрочные сноски будут располагаться именно на той странице, где расположены цитата или фраза.

 

2) Внутристрочные сноски: обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке литературы) и номер страницы, с которой взята цитата или фраза, например: Т.А. ван Дейк, известный исследователь воздействия социокультурных факторов на механизм употребления языка, подчеркивает, что «понимание текста предполагает не только знание языка, но также и знание мира» [5, с. 12].

или …университеты в Российской империи, по справедливому утверждению исследователей, «должны были играть роль источников интеллектуальных интересов своей среды» [10, с. 509], что, в конечном счете, благоприятно сказывалось на развитии провинциальной журналистики.

3) Внутристрочные сноски на периодические издания принято оформлять в круглых скобках, с указанием названия издания без кавычек, года выхода издания, номера, страницы, с которой используется цитата. Например: В 1877 году историк литературы и публицист, редактор «Народной школы» А.П. Пятковский назвал характерными признаками педагогической журналистики «худосочие и бессилие»: «Она не пользуется ни малейшим вниманием со стороны читающей публики, пробавляясь еле-еле жиденькими, компилятивными статейками разных новобранцев лите


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.