Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества

2017-06-11 217
Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.1. Воспроизводство в национальном хозяйстве

Макроэкономика как раздел экономической теории. Особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов и явлений. Национальная экономика как единое целое. Основные показатели национальной экономики.

Экономический рост в национальном хозяйстве и его виды. Цель и факторы роста экономики.

Равновесие и неустойчивость национальной экономики. Равное благосостояние – условие общего равновесия. Неэффективное функционирование рынка. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Экономические циклы, их фазы и последствия.

 

Тема 3.2. Макроэкономическая нестабильность. Роль государства в экономике

Безработица как социально-экономическое явление. Показатели занятости и безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

Инфляция и дефляция – результат резких изменений покупательной способности денег. Инфляция и ее виды. Причины инфляции.

Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста. Принципы построения финансовой системы. Государственный бюджет, роль в распределении и перераспределении национального дохода. Доходы и расходы бюджета. Дефицит и профицит бюджета.

Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Налоговая система и ее элементы. Виды налогов. Ставка налога и ее влияние на деловую активность. Кривая Лаффера.

Денежно-кредитная политика государства: понятие, задачи. Сущность, функции и виды кредита. Центральный банк и коммерческие банки, их функции.

 

 

Тема 3.3. Современное мировое хозяйство

Характерные черты мирового хозяйства. Рост экономической взаимозависимости. Интернационализация экономических процессов. Международные экономические отношения.

Мировая торговля. Понятие мирового рынка. Международное разделение труда, понятие сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества стран в международной торговле. Торговая политика государства. Критерии международной торговли: торговый баланс, торговый оборот, платежный баланс, демпинг, торговый протекционизм, курс обмена валют.

Повышение открытости российской экономики и ее адаптация к процессу современной интеграции мировой экономической системы. Мировая торговля. Мировое разделение труда. Особенности хозяйственной специализации России. Развитие международной торговли. Глобализация и ее противоречия.

Образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины «Экономика» используются следующие методы обучения и формы организации занятий:

- лекции;

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- практические занятия, на которых решаются задачи;

- письменные или устные домашние задания;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, которая включает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

 

При реализации программы «Экономика» используются следующие образовательные технологии:

- работа в команде (малой группе) - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Может использовать при работе в аудитории, проведения исследования на заданную темы вне аудитории;

- творческие задания - учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;

- разрешение проблем - учебные задания, которые требуют от студентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последовательное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы («Дерево решений», «Мозговой штурм» и др.);

- дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навыки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию.

- case-study - анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;

- проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

- контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

- обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;

- интеллектуальная разминка - активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснения степени усвоения учебного материала на уровне знания;

- изучение и закрепление нового материала - «ученик в роли учителя», подготовка вопросов для обсуждения и т.п.

- междисциплинарное обучение - использование знаний, умений и способностей в практической деятельности из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

а) вопросы для оценки степени усвоения учебного материала на уровне знания (осознанное воспроизведение учебного материала, объяснение объектов изучения; раскрытие сущности, выявление и обоснование закономерных связей, подтверждение аргументами, приведение примеров из практики и т.п.);

б) задания для оценки умения оперировать знаниями и применять их для выполнения практических заданий, в том числе при решении задач, требующих простых математических вычислений.

 

Примерные зачетные тестовые задания

 

1. Позитивная экономика занимается:

1) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач

2) определением величины имеющихся ресурсов

3) поиском путей выхода из кризиса

4) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений

 

2. Распределите по группам следующие объекты:

1. Свободный товар

2. Экономический товар

3. Общественный товар

 

A) государственное управление

B) книга

C) дождь

 

 

3. Процесс определения размера дохода участника экономической деятельности называется:

1) получением заработной платы

2) распределением

3) начислением заработной платы

4) учетом доходов граждан налоговыми органами

 

4. Экономические отношения собственности характеризуются:

1) использованием правовых норм

2) взаимосвязями между средствами и предметами труда

3) отношениями людей к вещам и благам

4) отношениями людей по поводу вещей и благ

 

5. Рынок является:

1) механизмом регулирования побочных последствий производства

2) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических субъектов

3) средством создания сбережений

4) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов

 

6. Если равновесная цена равна 4 д.ед., а спрос и предложение заданы функциями: Qd=60-10,5P и Qs=24P-29 соответственно, то на рынке сложится ситуация:

1) излишка товара в 49ед.

2) излишка товара в 56 ед.

3) дефицит товара в 49 ед.

4) дефицит товара в 56 ед.

 

7. Производитель товара снизил цену на него 5 % в результате чего объем продаж вырос на 4 %. Спрос на этот товар является:

1) единичной эластичности

2) неэластичным

3) эластичным

4) абсолютной эластичным

 

8. Кривая предельной полезности…

1) одинакова для всех покупателей

2) показывает снижение предельной полезности с ростом числа товаров

3) иллюстрирует закон убывающей предельной полезности

4) определяется уровнем дохода

 

9. Характер эффекта масштаба определяется …

1) величиной постоянных издержек

2) знаком величины предельного дохода

3) наклоном кривой долгосрочных средних издержек

4) эластичностью спроса на продукт

 

10. Предприятие выращивает арбузы.

Количество              
Переменные издержки              

Если постоянные затраты = 40 д.ед., цена 10 д.ед., то прибыль фермера при производстве 30 ед. составит:

1) 10 д. ед.

2) 150 д.ед.

3) 90 д.ед.

4)130 д. ед.

 

11. Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур:

  Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам А монополия
  Большое количество поставщиков предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам Б совершенная конкуренция
  Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобилей В монополистическая конкуренция
  Единственная фирма производит угледобывающее оборудование Г олигополия

 

12. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объём продукции, при котором предельный доход (МR) равен 180 ден. ед.; предельные издержки (МС) 100 ден. ед.; средние общие издержки (АТС) 200 ден. ед. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

1) снизить цену и увеличить объём выпуска

2) повысить цену и увеличить объём выпуска

3) снизить цену и уменьшить объём выпуска

4) повысить цену и уменьшить объём выпуска

 

13. Капитал представляет собой…

1) потребительский товар длительного пользования

2) производственный ресурс длительного пользования

3) производственный ресурс

4) производственный ресурс краткосрочного пользования

 

14. Земельный участок приносит ежегодный доход 100 000 руб. Годовая ставка банковского процента 10%. Цена этого участка как бессрочного (вечного) капитального актива равна:

1) 1 000 000 руб.

2) 10 000 руб.

3) 100 000 руб.

4) 110 000 руб.

 

15. К провалам рынка не относят…

1) внешние эффекты

2) производство общественных благ

3) монополии

4) неравномерность в распределении доходов

 

16. При расчёте ВВП по расходам суммируются следующие показатели:

1) рентные платежи

2) косвенные налоги на бизнес

3) расходы государства на покупку производственных ресурсов

4) приобретение предпринимателем оборудования

 

17. Если инфляция за январь составила 10%, а за февраль 20%, то инфляция за январь-февраль месяц будет равна:

1) 32%

2) 30%

3) 15%

4) 25%

 

18. Совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНД называют _________ политикой:

1) антиинфляционной

2) бюджетно-налоговой

3) фискальной

4) денежно-кредитной

 

19. Увеличивая денежную массу, центральный банк снижает процентную ставку, что приводит к:

1) снижению инвестиций, совокупного спроса и уменьшению ВНД

2) увеличению инвестиций, совокупного спроса и росту ВНД

3) снижению инвестиций, совокупного спроса и росту ВНД

4) увеличению инвестиций, совокупного спроса и снижению ВНД

 

20. Международные экономические отношения представляют собой способ …

1) ограничения международной торговли

2) взаимодействия межу хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

3) решения экономических проблем стран мира

4) распределения экономических ресурсов

 

 

Примерный перечень вопросов для итогового контроля

1. Экономика как наука. Предмет и методы экономической науки.

2. Основные этапы развития экономической науки.

3. Основные школы экономической мысли.

4. Микро и макроэкономика.

5. Общественные потребности и ограниченность ресурсов.

6. Кривая производственных возможностей. Экономические издержки.

7. Благо и товар. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

8. Собственность: экономическое содержание и формы.

9. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Кривая спроса.

10. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Кривая предложения.

11. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночное равновесие и его нарушение.

12. Эластичность спроса и предложения

13. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия.

14. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

15. Производство. Производственная функция. Рынок факторов производства.

16. Издержки фирмы. Внутренние и внешние издержки. Постоянные, переменные, средние и предельные издержки.

17. Валовой, средний и чистый доходы фирмы. Экономическая прибыль. Правило максимизации прибыли.

18. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата.

19. Рынок капитала и процент.

20. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

21. Место и роль государства в рыночной экономике.

22. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции.

23. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы.

24. Рынок чистой монополии. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

25. Рынок монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.

26. Олигополия. Поведение фирм в условиях олигополии.

27. Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, ЧНП, НД.

28. Цикличность экономики. Этапы экономического цикла. Экономический рост.

29. Безработица, ее причины и формы.

30. Инфляция, ее сущность, виды причины и последствия.

31. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

32. Макроэкономическое равновесие.

33. Государственный бюджет, бюджетный дефицит, государственный долг.

34. Фискальная политика государства.

35. Банковская система и предложение денег.

36. Денежно-кредитная политика государства.

37. Деньги, их сущность, виды и функции. Денежные агрегаты.

38. Международная торговля.

39. Международное разделение труда.

40. Международные валютные отношения. Валютные курсы и валютное регулирование.

41. Социальная политика государства, ее формирование, типы и основные направления. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

42. Мировая экономика, ее формирование, структура и тенденции развития. Глобальные проблемы современной мировой экономики.

43. Россия в мировой экономике: состояние, перспективы, тенденции развития.

44. Теневая экономика: понятие, виды

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Основная литература

1. Экономика для юристов: Учебник /Ефимова Е.Г., М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 472 с.

2. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для юристов /Янова В.В., М.: «Экзамен», 2005. – 384 с.

3. Экономика для юристов: Учебник для вузов /Бойко И.П., Рыбаков Ф.Ф., М.: Проспект, 2006.

 

Дополнительная литература

1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебник для вузов. – Петрозаводск: ПетрГУ. – 2002.

2. Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Виниченко С. И. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2009.

3. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В. Конституционная экономика: Учебник для юридических и экономических вузов. - М.: Юстицинформ, 2006.

4. Липсиц В. И. Экономика без тайн. В 2 кн. - М.: Вита-Пресс, 1997.

5. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – Спб.: ГМП «Формика», 1992.

6. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ,1996.

7. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. («Вехи экономической мысли»; Вып. 1).

9. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. («Вехи экономической мысли»; Вып. 2).

10. Учебник по основам экономической теории (экономика) / под ред. Камаева. – М.: «Владос», 1995.

11. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2003.

12. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. – М.: КНОРУС, 2007.

 

Периодические издания (Журналы):

1. Вопросы экономики (http://vopreco.ru)

2. Коммерсант (http://www.kommersant.ru)

3. Мир новой экономики (http://www.worldneweconomy.ru)

4. Право и экономика (http://www.jusinf.ru/journal_p_e)

5. Российский экономический журнал (РЭЖ)(http://www.rej.guu.ru)

6. Финансовое право (http://lawinfo.ru/catalog/magazines/finansovoe-pravo)

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.