Организационно-правовые формы управления безопасностью — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организационно-правовые формы управления безопасностью



 

Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопас­ности»* безопасность определяется как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства от внут­ренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, эконо­мическая, общественная, оборонная, информационная, экологичес­кая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопас­ности предполагает функционирование большого числа органов и ор­ганизаций, обеспечивающих ее, а также использование в целях дос­тижения безопасности соответственно мер экономического, полити­ческого, военного, организационного, экологического и иного харак­тера.

____________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

 

Обеспечение безопасности достигается деятельностью сил обес­печения безопасности Российской Федерации, в которые входят Воо­руженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внеш­ней разведки, органы внутренних дел, налоговая служба, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энер­гетике и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспече­ния безопасности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Зако­ном «О безопасности» общее руководство органами обеспечения без­опасности возложено на Президента Российской Федерации. Он кон­тролирует и координирует деятельность органов обеспечения безо­пасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компе­тенции обеспечивает руководство государственными органами безо­пасности. Оно организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами, государственными коми­тетами и другими подведомственными ему органами, а также субъек­тами Российской Федерации.

Важное место в системе органов обеспечения безопасности зани­мает Совет безопасности Российской Федерации, руководство дея­тельностью которого осуществляет Президент Российской Феде­рации.



Положением о Совете безопасности на него возложена подготов­ка проектов решений Президента Российской Федерации по основ­ным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

Являясь совещательным органом при Президенте Российской Федерации, Совет безопасности на своих заседаниях рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде­рации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, эко­логической, информационной и иных видов безопасности.

Совет безопасности разрабатывает основные направления стра­тегии безопасности Российской Федерации, рекомендации Президе­нту Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и воен­ной политики в области обеспечения безопасности, предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности.

На него возложено создание надежно действующей системы обеспечения Президента Российской Федерации достоверной, объек­тивной и качественной информацией о состоянии безопасности Рос­сийской Федерации; организация разработки федеральных программ в данной области, а также оценка их эффективности.

Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам претво­ряются в жизнь указами Президента Российской Федерации.*

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 29. Ст. 3479.

 

В систему специальных органов обеспечения безопасности вхо­дит Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреп­лены в Законе Российской Федерации от 22 февраля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федера­ции»* и в Положении о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Фе­дерации от 23 июня 1995 года.**



_______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

**Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453.


 

Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов феде­ральной службы безопасности, в которую входят управления (отде­лы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Фе­дерации (территориальные органы безопасности); управления (отде­лы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управ­ления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.

Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью.

К основным задачам ФСБ России относится: информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Феде­рации; выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных госу­дарств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопас­ности Российской федерации; добывание разведывательной инфор­мации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, по­вышения ее экономического, научно-технического, оборонного по­тенциала; обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну; организация и осу­ществление во взаимодействии с другими государственными органа­ми борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабан­дой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступ­ных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Рос­сийской Федерации и др.

Выполняя свои задачи, ФСБ России участвует в разработке и ре­ализации государственных программ обеспечения безопасности Рос­сийской Федерации; на основе прогнозов развития внутриполитичес­кой, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране разрабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации и т.д.

На ФСБ России и ее органы возложены и другие функции, кото­рые осуществляются ими во взаимодействии с государственными органами и организациями, общественными объединениями и граж­данами.

Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы орга­низации и деятельности которых закреплены в Законе Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О внешней разведке».*

__________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 13.


 

В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации, органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки федерального агентства пра­вительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Рос­сийской Федерации, органы внешней разведки Федеральной погра­ничной службы (ФПС) Российской Федерации. Перечисленные орга­ны осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Россий­ской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действи­ях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказания содействия в реализации мер, осуществляе­мых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Обработанная органами внешней разведки информация направ­ляется Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, которая необходима им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, науч­но-технической и экологических областях; обеспечения условий, спо­собствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безо­пасности Российской Федерации.

Разведывательная информация в отдельных случаях, определяе­мых Президентом Российской Федерации, может предоставляться федеральным органам исполнительной и судебной власти, федераль­ным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспе­чения безопасности Российской Федерации, а также предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведывательной деятельности. Так, Служба внешней разведки осуществляет свою де­ятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обес­печения безопасности учреждений Российской Федерации, находя­щихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составля­ющим государственную тайну; орган внешней разведки Минобороны России в военной, военно-политической, военно-технической, воен­но-экономической и экологической сферах; орган внешней разведки ФАПСИ при Президенте Российской Федерации — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах; орган внеш­ней разведки ФПС Российской Федерации — в сфере охраны Госу­дарственной границы Российской Федерации, исключительной эко­номической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Специальным органом обеспечения безопасности является Феде­ральная служба охраны Российской Федерации, задачи и полномочия которой закреплены в Законе Российской Федерации от 24 апреля 1996 года «О государственной охране»,* а также Служба безопасности Президента Российской Федерации, задачи которой определены названным Законом, а также Положением о Службе безопасности президента Российской Федерации.**

____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1965.

 

Объектами охраны указанных служб являются Президент Российской федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, руководители обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации. При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным ли­цам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и Федеральным государственным служащим. На эти службы возложено также обеспечение безопасности глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации.

Основными задачами названных служб является: прогнозирова­ние и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов госу­дарственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвраще­нию этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государствен­ной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; обеспечение в пределах своих полномочий органи­зации и функционирования президентской связи; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объ­ектов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и др.

К органам обеспечения безопасности относится Межведомствен­ная комиссия по защите государственной тайны, основной функцией которой является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны.*

_________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4, ст. 268.

 

Перечисленные органы в соответствии с Законом от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»* в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тай­ну, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Фе­дерации от 30 ноября 1995 года.**

_________________

* Российская газета. 1993. 21 сентября.


** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4775.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.