Глава 1. Природа и сущность этики как науки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Природа и сущность этики как науки

2017-06-11 666
Глава 1. Природа и сущность этики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объект и предмет этики

В любой теории, как известно, различаются объект и предмет. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для этики объект изучения - поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, т.е. факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.

Сложность вычленения предмета этики как науки о морали состоит в том, что нравственные отношения включены в широкий круг общественных отношений. Явления общественной жизни можно классифицировать и как моральные (относящиеся к морали). Необходимость развития этики как науки о морали и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения более всего нужны для облегчения процесса индивидуальной мотивации.

Мотивация представляет собой осознанное осмысление целей предполагаемого поступка. Она осуществляется с разных сторон. С точки зрения утилитарной (к каким результатам может привести данный поступок в смысле обеспечения условий жизни), технологической (реализацию каких конкретных целей он обеспечивает в смысле предметного преобразования), гедонической (это поведение, прямо направленное не на получение каких-то чувственных удовольствий), прагматической (это более сложные по сравнению с непосредственными чувственными удовольствиями цели, которые зависят и от самого субъекта и от обстоятельств, в которых разворачивается индивидуальная жизнь, например – такие как престиж, карьера, месть и т.д.), и, наконец, - собственно нравственной, т.е. с точки зрения обдумывания того, насколько человек своими действиями ущемляет или не ущемляет, развивает или не развивает интересы других людей, приносит пользу или вред обществу, развивает или не развивает общественно ценные качества.

Некоторые из перечисленных характеристик могут составлять предмет не только моральных, но и правовых оценок, попадать под действие юридических норм. Однако в морали человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им нормы. Он принимает ее добровольно в силу убеждений в ее целесообразности, отождествления требований данной нормы с сущностной стороной собственных жизненных установок. Что касается престижа, карьеры, самоудовлетворения, то это комбинированные потребности в которых может присутствовать нравственный мотив, хотя он и не является здесь единственным.

На протяжении развития общества жизнь человека все более индивидуализируется, обстоятельства, в которых приходится принимать решения, становятся все более разнообразными, возможность отдельной личности повлиять на характер событий за счет своего нравственного выбора увеличивается. Хотя этой тенденции и противодействуют многие факторы, связанные с массовой культурой, идеологией, информационной революцией, поведение современного человека все же более свободно по сравнению, например, с условиями жизни в сословно организованном обществе, где отдельный индивид, прежде всего, подчинен традиции, где весь режим его существования оказывается жестко регламентированным. Это указывает, что с развитием общества возрастает степень индивидуальной ответственности и внимание к индивидуальным мотивам поведения, усложняется сам процесс мотивации, желание прояснения целей собственного бытия.

Для облегчения личного морального выбора, а в ряде случаев – и убеждения человека в необходимости его совершения, прежде всего необходима теоретическая этика. Этика может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведет то или иное решение.

Ситуация морального выбора возникает тогда, когда возникает противоречие между личным интересом и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определенными возможностями его удовлетворения. Эта ситуация, в которой предполагаемое поведение вступает в конфликт с принятыми в обществе моральными нормами, которые известны личности, в определенной степени вошли глубоко в его психику, стали автоматизмами поведения, поэтому выбор сопровождается эмоциональным напряжением, психологическим дискомфортом. Другая ситуация выбора – когда человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, рассматриваемых в качестве более высоких, в большей мере отвечающих назначению человека. Понятно, что такое поведение не может строиться без какого-то представления человека о себе самом, о целях его жизни.

Личность сталкивается не только с критическими ситуациями, требующими немедленного решения, но и с такими, в которых человек, например, обдумывая перспективные планы своей жизни, постепенно принимает судьбоносные для него самого решения, пытается реализовать одни возможности и навсегда расстаться с другими. От того, что такой выбор совершается не моментально, напряжение в процессе принятия решения не уменьшается, оно приобретает иной характер. Не исчезают и моральные критерии данного выбора, так как, принимая решения об организации своей жизни, человек в то же время думает о собственном достоинстве, о развитии своих отношений с другими людьми.

Этика представляет собой теорию, в которой подвергаются критическому рассмотрению определенные, исторически возникшие представления о морали, о реальных, осуществимых в действительности и желательных, представленных в реальности в виде возможности формах поведения.

В современном мире человек сталкивается с массой ситуациий, вызывающих противоречие между разными мотивами, например, когда имеет место при противоречие между желанием профессионального самоутверждения и обязанностями перед семьей, когда встает вопрос о выборе между более высокооплачиваемой или более интересной работой, когда необходимость заботы о близких мешает реализации иных жизненных планов и т.д. Наиболее остро ситуация выбора встает, когда действия попадают под компетенцию разных норм, а иногда и разных систем морали. Этика как наука прежде всего и нужна для того, чтобы прояснить основания морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества.

Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала средств, с помощью которого он совершается, при этом к арсеналу средств можно отнести как объективные общественно канонизированные условия совершения выбора, это прежде всего моральные нормы.

О бъект этики в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, эта та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этики является реально существующие нормы, поведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества.

Объектом воздействия этического знания становится также вся система существующих в обществе социальных норм. Это особенно касается разработки различных этических кодексов, в частности кодексов профессиональной морали, интенсивно развивающихся в современном обществе. Что же касается влияния этики на другие социальные нормы, прежде всего нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм, или же наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь, и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов.

Этика подразделяется на три составные части:

¾ Прикладная этика – описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику – систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

¾ Нормативная этика – обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируется на высших моральных ценностях и предписывает человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей.

¾ Теоретическая этика – исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.

Все три структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки как науки является теоретическая этика.

Основные понятия, категории и концепции этики

Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (обычай, порядок, традиция). Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в IV в. до н.э. создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей («Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика» и др.).

Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания, а также выделения этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». В ряде языков существуют свои собственные слова аналогичные греческому термину «этика» и латинскому «мораль». Например, в русском языке равнозначным аналогом этих слов является слово «нравственность». Происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, существовавшие в народе. За содержанием термина «нравственность» закрепилось обозначение того, как люди ведут себя в обществе, как они выполняют моральные нормы поведения.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) разделял содержание понятий «моральность» и «нравственность». В содержании термина «моральность» он выделяет такие понятия, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание термина «нравственность» он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства, их влияния на нравственность.

Мораль и нравственность


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.