По следам продемонстрированного действия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

По следам продемонстрированного действия

2017-06-11 243
По следам продемонстрированного действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3—5 слов, строя ее в полном соответ­ствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложе­ний с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артис­та» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».

ВОПРОСЫ

(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)

Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша?

И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп­росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста­вить рассказ.

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА

Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.

Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.

2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.

Маша села на скамейку. Витя выпил сок.

Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.

Витя надел сапоги. И т.п.

3. Словарная работа

Уточнение значения некоторых глаголов:

завязывать, одел (кого-то),

застегивать, надел (на себя, на кого-то),

зашнуровывать, поддел (что-то).

Подбор слов.

— Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?

— Кого можно одевать? На кого — надевать? Что - - поддевать?

4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим
опорным словам:

вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро­вала.

5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим

Витя открыл шкафчик.... Маша достала ботинки....

Маша и Витя вошли в раздевалку.... Витя застегнул молнию....


ЗАНЯТОЕ № 4

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Цели. Учить объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Действие происходит в спальне.

ВОПРОСЫ

Используются имена детей —• участников действия.

— Куда вошли Катя, Ваня и Петя?

— Что взбивала Катя? Что делала Катя?

— Что снял с кровати Ваня? Что сложил Ваня? Что сделал Ваня?

— Что встряхнул Петя? Что сделал Петя?

С помощью варьирования формы вопросов закрепляется умение ребенка анализиро­вать услышанную фразу и правильно строить предложение-ответ.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и
вопросному плану

Ребенок должен составить рассказ самостоятельно. В случае многочисленных ошибок, затруднений, длительных пауз взрослый дает образец, который пересказывается ребенком.

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА

Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло.

Взрослый поощряет ребенка, если тот вводит в свой рассказ дополнительные детали, касающиеся указанных действий. Например: Катя сильно взбивала подушку. Ваня акку­ратно складывал одеяло. И т. п.

2. Словарная работа

Взрослый уточняет с ребенком значение и звуковой состав слов, обозначающих дей­ствие:

взбивает — сбивает,

встряхивает — стряхивает,

складывает — вкладывает — перекладывает — откладывает.

Подбор слов

— Что можно: стряхивать? встряхивать? взбивать? сбивать? и т.д.

3. Выделение действий и восстановление рассказа только по словам, обозначаю­щим действие (вошли — взбивала — складывал — встряхивал)

4. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом

Ваня положил покрывало на стул.

Катя засыпает быстро.

В спальне много кроваток.

На всех кроватях покрывала.

Катина мама мыла окна.

Петя слепил танк.

У Пети есть машинка.

И т.п.

5. Добавление к названному слову— обозначению предмета соответствующего сло­
ва, обозначающего действие, и составление предложения (по теме рассказа)

спальня —... подушка —... покрывало —... одеяло —...


---------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 5

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА*

Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

РАССКАЗ «ВЕЧЕР»

По ходу чтения взрослый выставляет картинки на фланелеграф.

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с малень­ким Ванечкой, Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Наступило утро или вечер? — Что делает мама? — С кем играет папа? — Какой Ванечка? — Кто Ванечка Наташе? А маме? — Где Наташа делает уроки? — Что дела­ет Наташа? — Как зовут кота? — С чем играет кот?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор объектов к словам-определениям

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накап­ливать пассивный словарь признаков.

Про кого можно сказать:

ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая?

сильный, большой, заботливый, весёлый?

маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный?

шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый?

Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребенком по несколько раз, а при рекомендации логопеда — заучить.

2. Уточнение родственных отношений в семье

Кто Наташа маме? — Кто Ванечка папе? — А кто Ваня бабушке? — Кто Наташа де­душке? — Кто Наташа для Вани? — Кто папа для мамы? — Кто мама для папы? И т. п.

3. Подбор действий к субъектам действия

При подборе действий взрослый помогает ребенку жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8—10.

— Что может делать мама? (Стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, выти­рать пыль, шить платье, вязать кофту и т. п.)

— Что может делать малыш?

— Что может делать школьница Наташа?

— Что может делать кот Бегемот?

4. Анализ предложений: подходит или не подходит предложение к рассказу

Мама готовит салат. Ванечке 2 года.

Наташа хорошо учится. У Наташи много друзей.

Папа водит машину. Мама хорошо вяжет.

Мама и папа были на работе. Папа любит играть с сыном.

У Наташи много уроков. Кот любит «вискас».

*Прямоугольный лист фанеры, обтянутый фланелью, к которому прикрепляются

картинки с помощью приклеенной к их обратной стороне бархатной бумаги.


ЗАНЯТИЕ № 6

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.

Ход занятия. До начала чтения выяснить знание детьми слова «задира» и в случае необхо­димости объяснить его значение. В ходе чтения рассказа взрослый одновременно выставлет и передвигает картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.

РАССКАЗ «КОТ-ЗАДИРА»

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пу­делю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке уви­дел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Как звали кота-задиру? — Почему его назвали задирой? — На кого вспрыгнул кот? — Как звали пуделя? — Что разломал Филя в песочнице? — Чьи это были куличики? Кто их лепил? — Что Филя сделал с голубем? — Во что он вцепился? — Кто выскочил из подъезда? — Какой был Пират? — Как Пират залаял на кота? — Куда забрался Филя? Почему? — Вам (тебе) жалко Филю? Почему?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Словарная работа

Взрослый подробно объясняет значения слов — названий действий и признаков:

подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.

2. Подбор действий

Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.

— Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мы­шей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, заби­раться на дерево и т.п.)

— Что может делать пёс? (10 действий.)

— Что может делать голубь?

3. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним пред­
ложения

К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, осо­бенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова из рассказа, обозначающие действия, и составить предложения с этими словами:

жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался. Обратить внимание ребенка, что объединяя два действия, можно расширить предложение.

4. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически свя­
занных предложений

Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа:

прыгнул, жил-был; подкрался, разломал;


залаял, выскочил; забрался, зашипел; выгнул, забрался.

5. Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним

На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он.., Пёс грозно залаял на кота. Кот...

6. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение пред­ложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность расска­зывания.

--------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ №7

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.

Ход занятия. Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, кто такие бра­тья-близнецы, а затем выставляет на фланелеграф картинки — изображения двух одина­ковых мальчиков. По ходу чтения на фланелеграф последовательно выставляются соот­ветствующие предметные картинки, которые будут служить опорными сигналами при пос­ледующем пересказе текста детьми.

РАССКАЗ «ДВА БРАТА»

Жили-были два брата-близнеца — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл забо­лел и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмот­рел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказы­вается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Как звали братьев-близнецов? — Что случилось с Кириллом? — Куда положили Ки-рюшу? — Весело было Андрюше смотреть телевизор? — Интересно было ему играть с машинками? — Весело было мальчику листать комиксы? — Легко было Андрею соби­рать робота? — Кто оказался самым нужным для Андрюши?

Вопросы могут варьироваться взрослым в зависимости от лексико-грамматических воз­можностей ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Словарная работа

Взрослый выясняет знание ребенком или объясняет ему значение слова «комиксы». Уточняется значение наречий, содержащихся в рассказе (скучно, неинтересно и т.д.).

— Когда мы говорим: скучно? неинтересно? не смешно? трудно? грустно?

Ребенок возможно подробнее приводит варианты соответствующих событий, взрослый фантазирует вместе с малышом.

2. Образование наречий от прилагательных

— У Андрюши грустные глаза — значит, ему как? (Грустно.)

— Передачи казались мальчику скучными — значит, ему было как?

— Игра в машинки была неинтересной — значит, играть было как?


— Сборка робота была трудной — значит, мальчику было каково?

— Комиксы казались несмешными — значит, смотреть их было Андрею каково?

3. Образование сравнительной степени прилагательных

Объекты к определениям взрослый подбирает по своему усмотрению.

нужный — ещё нужнее высокий — ещё...

смешной — ещё... маленький — ещё...

интересный — ещё... большой — ещё...

трудный — ещё... толстый — ещё...

грустный — ещё... длинный — ещё... и т. п.

4. Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффик­
сами

Взрослый предлагает ребенку придумать разные ласковые и шутливые имена для братиков:

Андрей — Андрейка — Андрюшенька — Андрюшечка — Андрюха, Кирилл — Ки-рюша — Кирюшка — Кирюха — Кирюшенька — Кирилка и т. п.

5. Восстановление предложения по наречию

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, каково было Андрею без Кирюши в разных ситуациях (у телевизора, с машинками, с комиксами, с роботом), и назвать эти слова по порядку: скучно, неинтересно, не смешно и т.д. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

6. Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки

При пересказе ребенок может строить более развернутые предложения, например: Все передачи по телевизору были для Андрюши неинтересными. Или: Даже мультики не нра­вились Андрюше, были неинтересными. Важно, чтобы передавался смысл рассказа, сохра­нялась последовательность изложения, предложения строились грамотно.

ЗАНЯТИЕ № 8

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.

Ход занятия. Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрос­лый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную исто­рию — приключения щенка Бимки. Бимка живет на даче. Он пока маленький, но очень лю­бопытный. Взрослый выставляет на фланелеграф изображение симпатичного щенка. По ходу чтения он добавляет картинки — портреты других персонажей.

РАССКАЗ «ЩЕНОК БИМКА»

Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ру­чей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик под­нял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

На все вопросы, как обычно, ребенок отвечает полным предложением.

Откуда убежал щенок? — Как его звали? — Как щенок оказался на поляне? — Где он пролез? — Кого щенок увидел на поляне? — Какой был ёжик? — Кто летал над поляной? — Какая была бабочка (3 определения)? — Почему щенок свалился в ру-


чей? — Почему щенок запищал? — Куда он выскочил? — Что Бимка услышал? — Кто это был? — Куда Димочка посадил щенка? — Куда понёс?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Уточнение понятий:

за пазуху, отряхнулся, тронул.

2. Подбор нескольких определений к существительному

— Какой Бимка? (Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, краси­вый и т.д.)

— Какой ёжик? (Колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостый и т. д.)

— Какая поляна? бабочка?

— Какой Дима? ручей?

Выделенные слова разбираются и объясняются подробно.

3. Включение подходящего глагола (действия) в предложение

При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный гла­гол можно обозначить хлопком или зрительным символом — полоской бумаги, обозначаю­щей слово.

Здесь важна работа над однокоренными словами: тронул — дотронулся, побежал —до­бежал и т.д.

Щенок Бимка... из дома. Бимка... под забором. Бимка его... Бимка до него... Бим­ка... за бабочкой. Бимка... до бабочки. И т.д. по всему тексту.

4. Установление правильного порядка слов в предложении

Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ре­бенка помочь навести порядок в словах.

Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

Из дома Бимка щенок убежал.... Забором под пролез щенок.... Поляне на ёжика увидел щенок.... Его лапой Бимка тронул.... Бабочку Бимка увидел вдруг.... В свалился ручей Бимка.... На выскочил сушу щенок.... Щенка Дима домой понёс....

5. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по
опорным глаголам

Взрослый просит ребенка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения:

убежал — пролез, пролез — оказался, побежал — увидел, бежал — свалился, выскочил — завертелся, кричал — бежал, поднял — погладил.

6. Пересказ всего рассказа с опорой на предметные картинки-символы

При затруднениях можно предложить ребенку короткий набор слов: убежал — пролезукололсяувиделсвалился. Можно повторно прочитать рассказ.


ЗАНЯТИЕ № 9

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.

Ход занятия. Взрослый объявляет детям, что сегодня «по телевизору» они увидят исто­рию про маленькую девочку Лену и ее маму, после чего рассказывает или читает рассказ, выставляя на фланелеграфе картинки.

РАССКАЗ «ЛЕНА И ЩЕНОК»

Лена очень хотела иметь щенка, а мама ей не разрешала.

— Ну что ты, Леночка,— говорила мама,— у тебя же столько вещей есть. Новый вело­сипед «Дружок» — есть. Книжек с картинками — целая полка. А кукла Барби с разной одеждой! А огромный Микки Маус, он такой красивый! Может, хватит игрушек?

— А щенок — это не игрушка,— ответила Лена,— это друг!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Полезно поупражнять детей в выразительном воспроизведении маминых слов.

О ком мечтала Лена? — Разрешила мама Лене иметь щенка? — Что говорила мама? — Что отвечала Лена? — Какие игрушки были у девочки? — Почему ей хоте­лось иметь щенка? — Как Лена назовёт щенка?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор определений

К этому времени дети самостоятельно могут подбирать по 2—3 слова, обозначающих признаки.

При затруднениях ребенка в подборе определений взрослый сам называет признаки; ребенок повторяет слова сначала по одному, а затем все вместе.

Какой велосипеду Лены? (Новый, «Дружок».)

Какой Микки Маус?

Какая у Лены кукла?

Какого щенка хотела Леночка?

2. Анализ предложений на соответствие их рассказу

Взрослый предлагает ребенку определить, подходит или нет каждое предложение к этому рассказу.

Мама покупала Лене много игрушек.

Лена любила рисовать.

Лена не ходила в садик.

Мама не хотела заводить собаку.

Лена любила мороженое.

Мама работала парикмахером.

И т.п.

3. Восстановление предложения по опорной картинке

Взрослый показывает любую из картинок к рассказу. Ребенок должен составить предло­жение, касающееся указанного предмета.

4. Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими слова­
ми предложений

Взрослый называет действие, просит ребенка догадаться, о каком из предметов, нари­сованных на картинке, говорится, а затем составить предложение об этом предмете и этом действии:

кататься... кормить... читать... надевать... укладывать спать... наряжать... лечить... чинить...


шить... переодевать... гулять... листать... сажать... причёсывать... вытирать... мыть...

Обращается внимание ребенка на то, что к одному действию можно подобрать несколь­ко объектов.

5. Подбор действий к названному объекту

Взрослый совместно с ребенком подбирает по 4—6 действий. Полезно, если малыш повторит названия действий самостоятельно.

— Что можно делать со щенком? (Играть, кормить, бегать, гладить, мыть, причё­сывать, поить, фотографировать, гулять и т.п.)

— Что можно делать с куклой? книжками? с Микки Маусом? с велосипедом?

6. Пересказ рассказа целиком с опорой на картинки-сигналы

Особое внимание в этом упражнении обращается на выразительность прямой речи, на то, как ребенок интонацией передает чувства Леночки и ее мамы.

-------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 10

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.