Составленного по демонстрируемому действию — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Составленного по демонстрируемому действию

2017-06-11 562
Составленного по демонстрируемому действию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛЬБОМОМ

Логопедический альбом — приложение к комплекту пособий Т.А.Ткаченко «Учим гово­рить правильно», в котором изложен годовой тематический план всех подгрупповых лого­педических занятий (116 тем). В плане предусмотрено 15 занятий по развитию связной речи. Однако для того, чтобы логопед могучесть особенности восприятия и индивидуаль­ной динамики детей, а в случае необходимости — продлить занятия какого-то этапа, в аль­боме дано 21 занятие.

Родителям нет необходимости постоянно носить альбом в детский сад, так как дополни­тельные записи логопеда не понадобятся. Логопед лишь сообщает родителям или воспи­тателям название рассказа, проработанного в группе, а также номера упражнений, кото­рые им необходимо выполнить с детьми.

Не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, дру­гая — на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта рабо­та непосредственно и не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развернутого, грамотно­го в языковом отношении высказывания.

Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.

После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рас­сказа целиком либо его составление.

Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребенка. Мно­голетний опыт убеждает: каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ взрослому, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слу­шать рассказ ребенка всегда необходимо с большим вниманием, заинтересованностью и, не побоимся этого слова, восторженно. Только такому слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики.

Уважаемые педагоги! Дорогие родители! Обучение ребенка, в том числе и связной речи,-— это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. ТКАЧЕН КО


ЗАНЯТИЕ № 1

Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,

СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ

Цели, Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который ра­зыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девоч­ки, сидя на стульях.

РАССКАЗ «ИГРА»

Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы.

Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Ответ дается полным предложением.

Кто вошёл в группу? — Куда вошли дети? — Что взял Миша? — Кого взяла Катя? — Что катал Миша? — Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к это­му рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.

Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.

У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.

Миша любит машинки.

И т.п.

2. Установление порядка предложений в рассказе

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое пред­ложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу. — Катя вошла в группу. Катя причёсывала куклу. — Катя взяла куклу. Миша взял машинку. — Миша катал машинку. Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности

Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:

причёсывала — вошли взял — катал играли — вошли причёсывала — взяла

4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------- 5


ЗАНЯТИЕ № 2

Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор слов

Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жес­та, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.

— Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (Огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.)

— Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнка и т.п.)

— Что можно ставить на стол? (Вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т.п.)

— Что можно класть на стол? (Ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т.п.)

2. Замена действия в предложении

Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясня­ет, что в предложениях могут быть ошибки — ведь это писал Незнайка!

Салфетница лежит на столе. Нож стоит на столе. Чашка лежит на столе. Таня наливает цветок. Вова выливает кактус. На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3—4-словных предложений.

3. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

Цветы стоят на подоконнике. Слово подоконник проговаривается по слогам.

Таня любит рисовать. Вова любит попугая.

Вова убрал игрушки. Петя вымыл руки.

Петя надел фартук. Петя строил домик.

Петя поставил тарелки. Петя положил ложки.

4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки

Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к собы­тиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок должен стараться пересказывать рас­сказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.


ЗАНЯТОЕ № 3

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ВОПРОСЫ

(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)

Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша?

И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп­росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста­вить рассказ.

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА

Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.

Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.

2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.

Маша села на скамейку. Витя выпил сок.

Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.

Витя надел сапоги. И т.п.

3. Словарная работа

Уточнение значения некоторых глаголов:

завязывать, одел (кого-то),

застегивать, надел (на себя, на кого-то),

зашнуровывать, поддел (что-то).

Подбор слов.

— Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?

— Кого можно одевать? На кого — надевать? Что - - поддевать?

4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим
опорным словам:

вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро­вала.

5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим

Витя открыл шкафчик.... Маша достала ботинки....

Маша и Витя вошли в раздевалку.... Витя застегнул молнию....


ЗАНЯТОЕ № 4

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ

Цели. Учить объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Действие происходит в спальне.

ВОПРОСЫ

Используются имена детей —• участников действия.

— Куда вошли Катя, Ваня и Петя?

— Что взбивала Катя? Что делала Катя?

— Что снял с кровати Ваня? Что сложил Ваня? Что сделал Ваня?

— Что встряхнул Петя? Что сделал Петя?

С помощью варьирования формы вопросов закрепляется умение ребенка анализиро­вать услышанную фразу и правильно строить предложение-ответ.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и
вопросному плану

Ребенок должен составить рассказ самостоятельно. В случае многочисленных ошибок, затруднений, длительных пауз взрослый дает образец, который пересказывается ребенком.

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА

Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло.

Взрослый поощряет ребенка, если тот вводит в свой рассказ дополнительные детали, касающиеся указанных действий. Например: Катя сильно взбивала подушку. Ваня акку­ратно складывал одеяло. И т. п.

2. Словарная работа

Взрослый уточняет с ребенком значение и звуковой состав слов, обозначающих дей­ствие:

взбивает — сбивает,

встряхивает — стряхивает,

складывает — вкладывает — перекладывает — откладывает.

Подбор слов

— Что можно: стряхивать? встряхивать? взбивать? сбивать? и т.д.

3. Выделение действий и восстановление рассказа только по словам, обозначаю­щим действие (вошли — взбивала — складывал — встряхивал)

4. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом

Ваня положил покрывало на стул.

Катя засыпает быстро.

В спальне много кроваток.

На всех кроватях покрывала.

Катина мама мыла окна.

Петя слепил танк.

У Пети есть машинка.

И т.п.

5. Добавление к названному слову— обозначению предмета соответствующего сло­
ва, обозначающего действие, и составление предложения (по теме рассказа)

спальня —... подушка —... покрывало —... одеяло —...


---------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 5

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА*

Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

РАССКАЗ «ВЕЧЕР»

По ходу чтения взрослый выставляет картинки на фланелеграф.

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с малень­ким Ванечкой, Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Наступило утро или вечер? — Что делает мама? — С кем играет папа? — Какой Ванечка? — Кто Ванечка Наташе? А маме? — Где Наташа делает уроки? — Что дела­ет Наташа? — Как зовут кота? — С чем играет кот?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор объектов к словам-определениям

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накап­ливать пассивный словарь признаков.

Про кого можно сказать:

ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая?

сильный, большой, заботливый, весёлый?

маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный?

шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый?

Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребенком по несколько раз, а при рекомендации логопеда — заучить.

2. Уточнение родственных отношений в семье

Кто Наташа маме? — Кто Ванечка папе? — А кто Ваня бабушке? — Кто Наташа де­душке? — Кто Наташа для Вани? — Кто папа для мамы? — Кто мама для папы? И т. п.

3. Подбор действий к субъектам действия

При подборе действий взрослый помогает ребенку жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8—10.

— Что может делать мама? (Стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, выти­рать пыль, шить платье, вязать кофту и т. п.)

— Что может делать малыш?

— Что может делать школьница Наташа?

— Что может делать кот Бегемот?

4. Анализ предложений: подходит или не подходит предложение к рассказу

Мама готовит салат. Ванечке 2 года.

Наташа хорошо учится. У Наташи много друзей.

Папа водит машину. Мама хорошо вяжет.

Мама и папа были на работе. Папа любит играть с сыном.

У Наташи много уроков. Кот любит «вискас».

*Прямоугольный лист фанеры, обтянутый фланелью, к которому прикрепляются

картинки с помощью приклеенной к их обратной стороне бархатной бумаги.


ЗАНЯТИЕ № 6

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.

Ход занятия. До начала чтения выяснить знание детьми слова «задира» и в случае необхо­димости объяснить его значение. В ходе чтения рассказа взрослый одновременно выставлет и передвигает картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.

РАССКАЗ «КОТ-ЗАДИРА»

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пу­делю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке уви­дел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Как звали кота-задиру? — Почему его назвали задирой? — На кого вспрыгнул кот? — Как звали пуделя? — Что разломал Филя в песочнице? — Чьи это были куличики? Кто их лепил? — Что Филя сделал с голубем? — Во что он вцепился? — Кто выскочил из подъезда? — Какой был Пират? — Как Пират залаял на кота? — Куда забрался Филя? Почему? — Вам (тебе) жалко Филю? Почему?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Словарная работа

Взрослый подробно объясняет значения слов — названий действий и признаков:

подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.

2. Подбор действий

Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.

— Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мы­шей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, заби­раться на дерево и т.п.)

— Что может делать пёс? (10 действий.)

— Что может делать голубь?

3. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним пред­
ложения

К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, осо­бенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова из рассказа, обозначающие действия, и составить предложения с этими словами:

жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался. Обратить внимание ребенка, что объединяя два действия, можно расширить предложение.

4. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически свя­
занных предложений

Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа:

прыгнул, жил-был; подкрался, разломал;


залаял, выскочил; забрался, зашипел; выгнул, забрался.

5. Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним

На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он.., Пёс грозно залаял на кота. Кот...

6. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение пред­ложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность расска­зывания.

--------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ №7

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.

Ход занятия. Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, кто такие бра­тья-близнецы, а затем выставляет на фланелеграф картинки — изображения двух одина­ковых мальчиков. По ходу чтения на фланелеграф последовательно выставляются соот­ветствующие предметные картинки, которые будут служить опорными сигналами при пос­ледующем пересказе текста детьми.

РАССКАЗ «ДВА БРАТА»

Жили-были два брата-близнеца — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл забо­лел и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмот­рел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказы­вается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Как звали братьев-близнецов? — Что случилось с Кириллом? — Куда положили Ки-рюшу? — Весело было Андрюше смотреть телевизор? — Интересно было ему играть с машинками? — Весело было мальчику листать комиксы? — Легко было Андрею соби­рать робота? — Кто оказался самым нужным для Андрюши?

Вопросы могут варьироваться взрослым в зависимости от лексико-грамматических воз­можностей ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Словарная работа

Взрослый выясняет знание ребенком или объясняет ему значение слова «комиксы». Уточняется значение наречий, содержащихся в рассказе (скучно, неинтересно и т.д.).

— Когда мы говорим: скучно? неинтересно? не смешно? трудно? грустно?

Ребенок возможно подробнее приводит варианты соответствующих событий, взрослый фантазирует вместе с малышом.

2. Образование наречий от прилагательных

— У Андрюши грустные глаза — значит, ему как? (Грустно.)

— Передачи казались мальчику скучными — значит, ему было как?

— Игра в машинки была неинтересной — значит, играть было как?


— Сборка робота была трудной — значит, мальчику было каково?

— Комиксы казались несмешными — значит, смотреть их было Андрею каково?

3. Образование сравнительной степени прилагательных

Объекты к определениям взрослый подбирает по своему усмотрению.

нужный — ещё нужнее высокий — ещё...

смешной — ещё... маленький — ещё...

интересный — ещё... большой — ещё...

трудный — ещё... толстый — ещё...

грустный — ещё... длинный — ещё... и т. п.

4. Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффик­
сами

Взрослый предлагает ребенку придумать разные ласковые и шутливые имена для братиков:

Андрей — Андрейка — Андрюшенька — Андрюшечка — Андрюха, Кирилл — Ки-рюша — Кирюшка — Кирюха — Кирюшенька — Кирилка и т. п.

5. Восстановление предложения по наречию

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, каково было Андрею без Кирюши в разных ситуациях (у телевизора, с машинками, с комиксами, с роботом), и назвать эти слова по порядку: скучно, неинтересно, не смешно и т.д. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

6. Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки

При пересказе ребенок может строить более развернутые предложения, например: Все передачи по телевизору были для Андрюши неинтересными. Или: Даже мультики не нра­вились Андрюше, были неинтересными. Важно, чтобы передавался смысл рассказа, сохра­нялась последовательность изложения, предложения строились грамотно.

ЗАНЯТИЕ № 8

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.

Ход занятия. Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрос­лый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную исто­рию — приключения щенка Бимки. Бимка живет на даче. Он пока маленький, но очень лю­бопытный. Взрослый выставляет на фланелеграф изображение симпатичного щенка. По ходу чтения он добавляет картинки — портреты других персонажей.

РАССКАЗ «ЩЕНОК БИМКА»

Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ру­чей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик под­нял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

На все вопросы, как обычно, ребенок отвечает полным предложением.

Откуда убежал щенок? — Как его звали? — Как щенок оказался на поляне? — Где он пролез? — Кого щенок увидел на поляне? — Какой был ёжик? — Кто летал над поляной? — Какая была бабочка (3 определения)? — Почему щенок свалился в ру-


чей? — Почему щенок запищал? — Куда он выскочил? — Что Бимка услышал? — Кто это был? — Куда Димочка посадил щенка? — Куда понёс?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Уточнение понятий:

за пазуху, отряхнулся, тронул.

2. Подбор нескольких определений к существительному

— Какой Бимка? (Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, краси­вый и т.д.)

— Какой ёжик? (Колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостый и т. д.)

— Какая поляна? бабочка?

— Какой Дима? ручей?

Выделенные слова разбираются и объясняются подробно.

3. Включение подходящего глагола (действия) в предложение

При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный гла­гол можно обозначить хлопком или зрительным символом — полоской бумаги, обозначаю­щей слово.

Здесь важна работа над однокоренными словами: тронул — дотронулся, побежал —до­бежал и т.д.

Щенок Бимка... из дома. Бимка... под забором. Бимка его... Бимка до него... Бим­ка... за бабочкой. Бимка... до бабочки. И т.д. по всему тексту.

4. Установление правильного порядка слов в предложении

Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ре­бенка помочь навести порядок в словах.

Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

Из дома Бимка щенок убежал.... Забором под пролез щенок.... Поляне на ёжика увидел щенок.... Его лапой Бимка тронул.... Бабочку Бимка увидел вдруг.... В свалился ручей Бимка.... На выскочил сушу щенок.... Щенка Дима домой понёс....

5. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по
опорным глаголам

Взрослый просит ребенка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения:

убежал — пролез, пролез — оказался, побежал — увидел, бежал — свалился, выскочил — завертелся, кричал — бежал, поднял — погладил.

6. Пересказ всего рассказа с опорой на предметные картинки-символы

При затруднениях можно предложить ребенку короткий набор слов: убежал — пролезукололсяувиделсвалился. Можно повторно прочитать рассказ.


ЗАНЯТИЕ № 9

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.

Ход занятия. Взрослый объявляет детям, что сегодня «по телевизору» они увидят исто­рию про маленькую девочку Лену и ее маму, после чего рассказывает или читает рассказ, выставляя на фланелеграфе картинки.

РАССКАЗ «ЛЕНА И ЩЕНОК»

Лена очень хотела иметь щенка, а мама ей не разрешала.

— Ну что ты, Леночка,— говорила мама,— у тебя же столько вещей есть. Новый вело­сипед «Дружок» — есть. Книжек с картинками — целая полка. А кукла Барби с разной одеждой! А огромный Микки Маус, он такой красивый! Может, хватит игрушек?

— А щенок — это не игрушка,— ответила Лена,— это друг!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Полезно поупражнять детей в выразительном воспроизведении маминых слов.

О ком мечтала Лена? — Разрешила мама Лене иметь щенка? — Что говорила мама? — Что отвечала Лена? — Какие игрушки были у девочки? — Почему ей хоте­лось иметь щенка? — Как Лена назовёт щенка?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор определений

К этому времени дети самостоятельно могут подбирать по 2—3 слова, обозначающих признаки.

При затруднениях ребенка в подборе определений взрослый сам называет признаки; ребенок повторяет слова сначала по одному, а затем все вместе.

Какой велосипеду Лены? (Новый, «Дружок».)

Какой Микки Маус?

Какая у Лены кукла?

Какого щенка хотела Леночка?

2. Анализ предложений на соответствие их рассказу

Взрослый предлагает ребенку определить, подходит или нет каждое предложение к этому рассказу.

Мама покупала Лене много игрушек.

Лена любила рисовать.

Лена не ходила в садик.

Мама не хотела заводить собаку.

Лена любила мороженое.

Мама работала парикмахером.

И т.п.

3. Восстановление предложения по опорной картинке

Взрослый показывает любую из картинок к рассказу. Ребенок должен составить предло­жение, касающееся указанного предмета.

4. Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими слова­
ми предложений

Взрослый называет действие, просит ребенка догадаться, о каком из предметов, нари­сованных на картинке, говорится, а затем составить предложение об этом предмете и этом действии:

кататься... кормить... читать... надевать... укладывать спать... наряжать... лечить... чинить...


шить... переодевать... гулять... листать... сажать... причёсывать... вытирать... мыть...

Обращается внимание ребенка на то, что к одному действию можно подобрать несколь­ко объектов.

5. Подбор действий к названному объекту

Взрослый совместно с ребенком подбирает по 4—6 действий. Полезно, если малыш повторит названия действий самостоятельно.

— Что можно делать со щенком? (Играть, кормить, бегать, гладить, мыть, причё­сывать, поить, фотографировать, гулять и т.п.)

— Что можно делать с куклой? книжками? с Микки Маусом? с велосипедом?

6. Пересказ рассказа целиком с опорой на картинки-сигналы

Особое внимание в этом упражнении обращается на выразительность прямой речи, на то, как ребенок интонацией передает чувства Леночки и ее мамы.

-------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 10

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ

РАССКАЗ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»

Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек.

Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, что кот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взя­лись перышки?

Разбираются варианты ответов.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Восстановление деформированного предложения

Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.

Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу....


Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре.... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки пред­
ложений:

забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.

3. Подбор действий

— Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша? Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.

4. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предло­
жений

Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.

Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.

5. Подбор определяемых слов

Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся сло­ва, обозначающие признаки:

говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...
добрая... маленький... красивый... голосистый...
голодный... остроклювый... тонколапый...
пушистохвостый... хитроглазый... длиннохвостый...
полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т. п.

При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, на­пример: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подо­брать по 3—4 слова, характеризующих героев.

— Какой кот? попугай?

— Какая девочка Маша?

6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

ЗАНЯТИЕ № 11 -----------------------------------------------------------------

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ

РАССКАЗ «ПЕТЯ И ВОЛКИ»

Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к


нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и побла­годарил охотника.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

На все вопросы ребенок отвечает полным предложением.

Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп­
росам

Петя шёл по опушке леса.— Откуда?Куда? Петя побежал.— От кого?Куда? Петя взобрался на сосну.— Как? — Зачем? Петя бросил портфель.— Почему?Где? Волки сели ждать.— Чего?Где? — Почему? Охотник шёл на лыжах.— Где?С чем? Охотник выстрелил.— В кого?Из чего? Петя слез с дерева.— Когда? — Как? Петя сказал «спасибо».— Кому?За что?

2. Уточнение понятий:

опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул.

3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

4. Пересказ рассказа с изменением времени действия

Взрослый предлагает ребенку подумать и рассказать, что изменится в этой истории, если события будут происходить не зимой, а летом (волки летом не такие голодные, как зимой; охот­ник летом будет без лыж; Петя летом не учится в школе и т.п.). Наглядной опорой и планом рассказа в этом случае также будет служить серия картин. Если ребенок испытывает трудно­сти, взрослый сам рассказывает об изменениях и пересказывает текст в новом варианте.

------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ N2 12

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп­
росам

Девочка Маша читала книжку. — Где? — С кем? Миша подошёл к кукле.— Как? — С чем? Шарик быстро полетел. — Куда? — С чем? Кукла поднималась. — Куда?Почему? Воробей принёс куклу Наташу. — В чём?Кому? Девочка Маша обрадовалась. — Почему? Мальчик Миша расстроился. — Почему?

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Куда пошёл Алеша? — Кого он увидел? — Где сидела белка? — Что Алёша кинул в белку? — Зачем Алёша кинул кепку? — Где осталась кепка? — Почему? — За что она


зацепилась? — Кто проходил мимо? — Кто залез на дерево? — Кто достал кепку? — Что сказал Саша? — Почему Алёша сам себя наказал? — Как Алёша поступил? — Можно обижать животных?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление цепочки предложений по опорным глаголам:

пошёл — увидел — кинул — заплакал; проходил — полез — достал — сказал.

2. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп­
росам

Петя кинул в белку.— Что? — Куда? Проходили школьники.— Где?Как их звали? Кепка повисла.— Где?Почему? Саша полез на дерево.— Зачем? —Для кого? Саша отдал кепку.— Кому?С какими словами?

3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ М2 14

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность ко­торых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на кар­тинку и вопрос.

Ход занятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.)

ВОПРОСЫ

Когда это было: зимой или летом? — Что собрал Незнайка? — Во что он собрал снежинки? — Куда Незнайка понёс снежинки? — Кому Незнайка показал снежинки? — Как было в комнате: тепло или холодно? — Какой праздник приближался? — Почему Дюймовочка засмеялась? — Откуда в ш


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.