Факторы оценки конкурентоспособности предприятия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Факторы оценки конкурентоспособности предприятия

2017-06-11 591
Факторы оценки конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зная вышеописанные методы оценки конкурентоспособности нам необходимо обозначить их факторы оценки. Сегодня принято работать с такими факторами оценки, как ценовой и неценовой. Представим их на табл. 1.

Таблица 1.

Ценовые и неценовые факторы конкурентной борьбы

Факторы конкурентной борьбы
Ценовая конкуренция Неценовая конкуренция
- Борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счёт этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; - Использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства - Повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товаров; - Улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; - Производство товаров – заменителей; - Улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; Использование массовой рекламы

 

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счёте, завоёвывал себе желаемую долю рынка. Ценовая конкурентоспособность предприятия условно делиться на два вида. Представим их на рис.1.

Рис. 1. Ценовые факторы конкурентоспособности предприятия

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме и всё больше прибегают к формам неценовой конкуренции.

В экономическом словаре: неценовая конкуренция - это метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи и сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

- совершенствование технических характеристик товара;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.

Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

Неценовая конкуренция ведётся за счёт снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надёжности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальное предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров. Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится, по крайней мере, сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия. Графически представим ее на рис.2.

Рис. 2. Неценовые факторы оценки конкурентоспособности предприятия

В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен. При соответствующей рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

Захват рынка с помощью проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надёжностью товара, подтверждённым сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами, это говорит о большом развитии неценовых форм конкуренции.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам. Эти исследования дают производителю информацию, которая позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Товары, которые производятся на основе маркетинговых исследований, имеют большие шансы для того, чтобы быть востребованными на рынке. Применение научных методов способствует достижение положительных результатов, которые планирует получить производитель. Однако необходимо не только их соответствие запросам покупателей и грамотная рекламная компания производителя. Также важную роль играет, каким образом он будет конкурировать на рынке.

Неценовая конкуренция по сравнению с ценовой является наиболее важной составной частью в конкурентной борьбе. Многие фирмы понимают это, и стараются конкурировать только неценовыми методами, так в настоящее время они приобретают большую весомость в глазах потребителей. По ним они легко могут оценить все достоинства и недостатки товара. Цена же не может дать такого определения, поэтому её мерило ценности товара отражает только стоимость материалов, которые были использованы при производстве товара.

Таким образом, существует ценовой и неценовой факторы оценки конкурентоспособности предприятия.

 

 

Пример

Оценка управления конкурентоспособностью предприятия (Экспертный метод оценки)

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для обоснования принимаемых руководством торгового предприятия решений по управлению его деятельностью.

В данном случае нами был использован балльный метод, шкала оценки от 0 до 5. Важнейшие факторы оценки конкурентоспособности предлагаемых товаров каждого из рассматриваемых магазинов представлены в табл.1.

Таблица 1

Оценка управления конкурентоспособности предприятия (на примере ИП «Гайнуллина «Мир модной одежда»

Факторы конкурентоспособности «Мир модной одежды» «Стиль жизни» «Глория Джинс»
1.Ценовой фактор      
1.1. Продажная      
1.2. Процент скидки с цены      
2. Неценовые факторы      
2.1. Качество      
2.2.Престиж торговой марки (общая оценка в ассортименте)      
2.3.Упаковка      
2.4. Уникальность      
2.5. Защищённость сертификатами качества и необходимыми свидетельствами      
3. Каналы сбыта      
3.1.Степень охвата рынка      
3.2. Торговая площадь      
3.3. Складская площадь      
3.4 Система контроля запасов      
3.5. Система поставок товара      
4. Продвижение товаров на рынках      
4.1 Реклама для потребителей      
4.2. Стимулирование потребителей      
4.3.Подготовка торгово - оперативного персонала      
Общее количество баллов      
Рейтинг конкурентоспособности      

 

Анализируя табл. 1. мы видим, что по рейтингу конкурентоспособности «Мир модной одежды» занимает второе место среди конкурентов, а лидирующую позицию занимает фирма «Стиль жизни» отсюда фирма «Глория Джинс» на третьем месте. В связи с этим, рассмотрим более слабые стороны «Мир модной одежды» по отношению к конкурентам. Наше предприятие особенно отстает от лидирующего предприятия по таким факторам как «Степень охвата рынка» и «Система поставок товара».

Отсюда, нам предстоит разработать предложения и рекомендации, с целью совершенствования управления конкурентоспособности организации, по таким факторам как «Степень охвата рынка» и «Система поставок товара».

Также необходимо отметить, что конкурентоспособность предприятий во многом определяется конкурентоспособностью персонала, качеством их кадрового состава. Чем выше уровень квалификации и способностей работников предприятия — тем, в конечном итоге, выше шансы предприятия повысить эффективность производства и качества продукции, вовремя произвести необходимые нововведения и обеспечить соответствие производимой продукции требованием потребителя. Конкурентоспособность персонала имеет своей конечной целью эффективность труда, связанную с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей работодателя в труде различного качества.

Оценка конкурентоспособности персонала организации определяется конкурентоспособностью отдельных групп работников и в значительной мере зависит от механизма их функционирования в производственном процессе. Формирование конкурентоспособности персонала происходит под воздействием факторов, обусловливающих экономический рост организации. В формировании конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли, удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах) путём качественного удовлетворения потребностей наёмных работников в труде, а работники, в свою очередь, заинтересовываются общеорганизационными целями.

Наряду с определением количественных характеристик важное значение имеют качественные характеристики кадрового потенциала системы предпринимательства, определяемые оценкой конкурентоспособности персонала.

Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять, исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью предпринимательской структуры, в которой работает конкретный специалист или менеджер. Если у предпринимательской структуры высокий уровень конкурентоспособности, то и персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности.

В целях определения оценки конкурентоспособности персонала нами было проведено социологическое обследование работников ИП «Гайнуллина» (Мир Модной Одежды), в котором экспертами были руководители подразделений.

Перечень показателей, характеризующих деловые и личные качества персонала, приведены в табл.2.

Весомость показателей, характеризующих конкурентные преимущества персонала, определялась процентным соотношением оценок, данных экспертами. В табл. 2 приведено 10 показателей, весомость которых колеблется от 0,05 до 0,25 единицы.

Оценка конкурентоспособности конкретной категории персонала осуществлялась по формуле [1].

перс . = (2)

 

где перс .- уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;

i - 1,2… n - количество экспертов;

j - 1,2… 10 - количество оцениваемых качественных показателей;

aj - весомость j- го качества персонала;

ij -оценка i - м экспертом j- го качества персонала по пятибалльной системе;

n - число экспертов при 5- балльной максимальной оценке[27].

Установлены следующие условия оценки специалистами качества персонала:

- качество отсутствует – 1 балл;

- качество проявляется очень редко – 2 балла;

- качество проявляется не сильно и не слабо – 3 балла;

- качество проявляется часто – 4 балла;

- качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно - 5 баллов.

 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.