Тема 27. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 27. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

2017-06-11 413
Тема 27. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ № 27

 

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Раздел 4. Макроэкономика

 

Тема 27. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

 

 

Занятие № 1. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

 

 

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

 


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы №27 согласно учебной программе.

2. Уяснить роль и значимость бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства как инструмента макроэкономического регулирования.

3. Формировать интерес и практическую заинтересованность в изучении деятельности государства в рыночной экономике.

4. Воспитывать у студентов понимание важности налогов и государственных расходов для функционирования национальной экономики.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Механизм бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

2. Виды и эффективность фискальной политики государства.

Заключение.

 

Литература

 

а) основная

1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.

3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

1. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992.Т1 – С. 264–320.

3. Фишер С. Экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.

Учебно-материальное обеспечение

 

Учебно-методический комплекс по теме №27:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №27.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №27.

4. ТСО: Видеопроектор, ПЭВМ.

5. Классная доска, мел, указка.

 

Текст лекции

Введение

 

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики являются государственный бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним – «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

С точки зрения макроэкономического регулирования бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства по изменению государственных расходов и налогов, направленные на обеспечение производства на уровне потенциального ВВП и преодоление инфляции.

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».

Государственные закупки – непосредственно входят в совокупный спрос, чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление и инвестиции – другие составляющие совокупного спроса.

Таким образом, любые изменения в доходной или/и расходной частях бюджета отражаются на совокупном спросе, следовательно, на объеме национального производства, занятости и ценах.

Эта связь бюджета и макроэкономических целей позволяет правительству, изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, воздействовать на совокупный спрос и опосредованно на объем национального производства, уровень цен, занятость и др.

При этом надо иметь в виду, что последствия маневрирования доходами и расходами бюджета могут быть как положительными, так и отрицательными.

Данная тема и посвящена анализу содержания, механизмов, последствий фискальной (бюджетно-налоговой) политики, проводимой государством.

Учебные вопросы (основная часть):

Выводы по 1 вопросу

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов и системы налогообложения в целях экономического развития страны.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения:

- рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, и следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции (ВВП), увеличению доходов, снижению безработицы.

- снижениегосударственных расходов вызывает обратную реакцию: снижение совокупного спроса, падение объема производства и доходов, рост безработицы;

- повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

- снижение налоговувеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает увеличение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы.

Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Выводы по второму вопросу

Изменения в налогах и государственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений), либо в результате целенаправленных действий правительства.

В первом случае говорят о проведении недискреционной (автоматической) фискальной политики, во втором – о дискреционной фискальной политике.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целейфискальная политика может быть: стимулирующей (экспансионистской, расширительной) или сдерживающей (рестриктивной, ограничительной).

 

Заключение

Выводы по лекции:

1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, и наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос.

В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

2. Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика).

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит.

Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде. Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы).

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

Поэтому, на самоподготовке следует: по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ТСО: видеопроектор, ПЭВМ.

Ответы на вопросы студентов.

ЛЕКЦИЯ № 27

 

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Раздел 4. Макроэкономика

 

Тема 27. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.