Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей

2017-06-09 271
Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

 

«Буквограмма» – уникальная комплексная программа, направленная на гармоничное развитие детей раннего возраста. Оригинальная авторская методика С. Ю. Шишковой опирается на разработки физиологов, невропатологов, психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В книге дана последовательная система упражнений для развития ребенка от 0 до 3 лет.

Книга поможет:

– своевременно корректировать процесс развития малыша;

– определить уровень развития конкретного ребенка, его психотип, врожденные сильные и слабые стороны;

– гармонично развивать память, мышление и интеллект малыша;

– подготовить ребенка к посещению детского сада или любых групповых занятий.

«Буквограмма» – это ключ к успеху как родителей, так и ребенка. Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.

 

Светлана Шишкова

Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей

 

© Шишкова С. Ю., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

 

* * *

О методике

 

Буквограмма» – это методика по комплексному развитию детей от новорожденного возраста до 3 лет. Методика опирается на разработки физиологов, невропатологов, психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В книге дана последовательная система занятий с упражнениями, которая в простой и доступной форме позволяет развивать ребенка. Методика разбита на два комплекса для детей от 0 до 1,5 лет и для детей от 1,5 до 3 лет.

Исследования, проведенные автором в направлении развития детей раннего возраста, позволят родителям вовремя помочь своим детям гармонично развиваться физически, психологически, интеллектуально, эмоционально. Воспитатели, используя интересные упражнения из этой книги, смогут подойти к развитию ребенка более продуктивно, используя комплексную систему.

Как родители, так и специалисты, используя авторские наработки, смогут определить уровень развития конкретного ребенка, его психотип, врожденные сильные и слабые стороны. А используя систему занятий – укрепить потенциал и проработать моменты в отставании психики ребенка. Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей или педагога.

Данная система великолепно сочетается с любыми развивающими или коррекционными программами. Используя данную систему комплексного развития ребенка, вы получите удовольствие от результатов, а ребенок будет подготовлен к посещению детского сада или групповых занятий. «Буквограмма» – это ключ к успеху как родителей, так и ребенка.

Книга «Буквограмма. От 0 до 3» – это практическое пособие, направленное на гармоничное развитие детей раннего возраста. Эта книга адресована родителям, воспитателям, логопедам, нянечкам, психологам. Предлагаемый автором метод отличается оригинальностью, поскольку не имеет аналогов.

 

Предисловие

 

В развитии ребенка важен каждый день. С какого же возраста нужно начинать развивать малыша? С самого рождения, а если точнее, то еще до его рождения надо готовиться стать родителями. В этой книге мы рассмотрим все самые важные моменты жизни ребенка от 0 до 3 лет.

У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Когда они росли, я старательно осваивала азы родительского мастерства.

Мне, конечно, помогали не только знания психологии и нейропсихологии, но и советы моей мамы, воспитателя детского сада, педагога с тридцатилетним опытом, которым она щедро делилась со мной. Однако многие мои вопросы так и оставались без ответов.

Что делать, когда мой ребеночек спит днем, но активно ведет себя ночью?

Почему малыш так часто плачет, может, он хочет есть? Но почему же он снова плачет, ведь он только поел?

Нужно пеленать малыша или нет? Кому верить: ведь одни специалисты утверждают, что это необходимо, а другие убеждают в обратном.

Нужно ли говорить с малышом, ведь он ничего еще не понимает?

Он плохо ест, что делать?

Ребенок часто болеет, может, надо повезти его к морю?

Вопросы, вопросы, вопросы… Постепенно разбираясь в неврологии, нейропсихологии, детской и возрастной психологии, логопедии и, конечно, педагогике, я начала находить ответы. Этими знаниями я поделюсь с вами, дорогие родители, бабушки и дедушки, уважаемые воспитатели и учителя.

Методика «Буквограмма» появилась в 1995 году. С тех пор она помогла многим родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей. Основной упор в программе был сделан на развитие речи, как устной, так и письменной, но, работая с детьми разного возраста, мне приходилось решать и проблемы раннего развития ребенка.

Консультируя родителей новорожденных, важно было объяснить папам и мамам принципы развития нервной системы ребенка. Когда я консультировала родителей двухлеток, наше внимание было сосредоточено на принципах включения устной речи ребенка. Родители трехлеток открывали для себя целый мир, узнавая о психологических особенностях этого интересного возраста.

Наиболее интересные идеи «Буквограммы» – методики по гармоничному развитию детей от новорожденности до 3 лет – применялись в детских развивающих центрах, а также в женских консультациях г. Москвы.

Как продуктивно работать с этой книгой?

Книга имеет несколько разделов. Первый раздел посвящен общим принципам развития детей от пренатального периода до 3 лет. Изучите его внимательно, даже если вашему ребенку уже 3 года. Понимая закономерности развития ребенка этого возраста, вы сможете оценить, правильно ли развивается ваш малыш, выявить возможные проблемы и нарушения развития и, если таковые есть, начнете умело с ними работать. Очень важно не упустить драгоценное время!

В следующем разделе детально рассматриваются особенности развития детей от 0 до 3 лет. Вы научитесь правильно работать с методикой и при соблюдении всех рекомендаций получите положительный результат в развитии ребенка.

Определите, к какой возрастной группе относится ваш ребенок – от 0 до 1,5 лет или от 1,5 до 3 лет, внимательно прочитайте нужный вам раздел и начинайте выполнять упражнения, которые там предлагаются. В книге вы найдете рубрику «Вопросы и ответы», загляните в нее, возможно, именно там вы найдете ответы на свои вопросы.

В конце книги даны приложения, которые помогут вам продуктивно проводить занятия с ребенком, а также таблицы по развитию детей. Заглядывая в таблицы, вы сможете сравнивать параметры физиологического развития вашего ребенка с нормой. Обращайте внимание на значительные отклонения от нормы, но при этом учтите, что это усредненные значения, и не забывайте об индивидуальных особенностях малыша. Ведите дневник развития ребенка, заполняйте его, отмечайте сильные и слабые стороны в развитии малыша.

Вы можете дополнить его своими строками и сделать более мелкое возрастное деление. Все это очень важно для того, чтобы вы могли понять, почему же у вашего ребенка что‑то не получается. А чтобы ему помочь, нужно знать его потенциал. Сравнивайте параметры развития вашего ребенка с таблицами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), но помните, что каждый ребенок индивидуален.

Попробуйте составить для своего малыша его индивидуальную карту развития, делайте сразу это на период одного года. А если у вас появятся вопросы или возникнет необходимость профессиональной диагностики, консультации, терапии, то вы всегда можете обратиться ко мне, в Психологический Центр «ДОМ» www.spcdom.ru в г. Москве или написать [email protected].

Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Овсяник О. А., кандидату педагогических наук Юлиной Г. Н.

От всей души благодарю моих родителей Золотопуповых Юлиана Павловича и Валентину Гавриловну за тепло и любовь, которые они дарили не только своим детям, но и всем людям. Поддержка, помощь и вера, всегда приходили от моей семьи, от мужа и сыновей Шишковых Артема и Павла.

Желаю всем продуктивного, интересного, позитивного чтения. Открывая в своих детях таланты, помогайте им становиться сильнее, умнее и, конечно, добрее!

 

НИКОГДА

не запрещайте ребенку говорить, особенно когда он говорит наедине с самим собой, например перед засыпанием;

как можно чаще вступайте с ребенком в диалог, но ваша речь должна быть четкой, правильной;

не оставляйте без ответа ни одну реплику ребенка, ни один его вопрос, обращенные к вам;

отвечайте понятным для ребенка языком.

 

Одним из важнейших элементов гармоничного развития ребенка мы считаем работу с дыханием. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Ритм дыхания – это чередование вдоха и выдоха, при этом то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и всей жизни, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха, и именно такой ритм благотворно действует на нервную систему, происходит обогащение кислородом головного мозга. Такой ритм облегчает и физическую, и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мозга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха.

Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, что человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему‑нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом.

Помните! Выполняя с ребенком массаж, двигательные упражнения, при напряжении, при усилии приучайте ребенка делать выдох.

Работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен. Также проблемы с речью очень часто связаны с неправильным дыханием, ведь мы разговариваем на выдохе, таким образом, чем длиннее выдох у ребенка, тем дольше и спокойнее он может говорить.

Помните! Решение любых проблем, связанных с речью ребенка, всегда начинайте с отработки правильно дыхания.

Детей нужно учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например, при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов – разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, быстро возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. Для того чтобы дыхание было правильным, необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания – это развитие грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, ежедневной утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно ребенок с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Пение и декламация также способствуют развитию дыхания. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулке в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания плохо сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны на мороз, если ребенок разгорячен, не разрешайте ему пить холодные напитки, есть мороженое.

 

«Волшебные точки»

 

Необходимыми компонентами «Буквограммы» являются массаж, а в дальнейшем – самомассаж, которые активно воздействуют на общее физическое и психическое состояние ребенка. Детям от 1 года до 3 лет полезно проводить общеукрепляющий массаж курсом по 10–12 сеансов 2 раза в год. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело, затем делает это руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок самостоятельно выполняет самомассаж.

ЗАНЯТИЕ 1

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Посмотрите, как ребенок дышит. Можете громко носом сделать вдох (чтобы ребенок слышал), а потом тихонько, аккуратно подуть на ребенка. Далее на вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 2–4 раза.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

• Упражнения для стоп развивают голеностопный сустав и связочный аппарат стопы и подготавливают его к будущей ходьбе.

• Упражнение «велосипед»: в одну сторону и другую делаем круговые движения ножками.

2. Глазодвигательные упражнения

• Исходное положение (И. п.) – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 1 раз. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом. Следить глазами за ним, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Вы стоите на полу, а малыш держится за мебель. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя. Повторите 2–4 раза. Если он уже научился ходить, то меняйте направление ходьбы ребенка, отходя в разные стороны: так улучшится его ориентация в пространстве. При этом обязательно разговаривайте с малышом.

4. Чтение вслух

• Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте сказки, потешки, стишки, пойте песенки по 5–10 минут. Говорите не спеша, с выражением, с правильной интоцией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка.

• Когда вы разговариваете с ребенком, развивается его фонематический слух, происходит подготовка малыша к запуску его устной речи.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Посмотрите, как ребенок дышит. Можете громко носом сделать вдох (чтобы ребенок слышал), а потом тихонько, аккуратно подуть на ребенка. Далее на вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

• Крепко прижмите ножки малыша друг к другу, согните в коленочках и прижимайте их как можно выше к животу. Потом ножки максимально распрямите. Далее поочередно поднимаем и опускаем ножки. Это упражнение направлено не только на развитие мышц голени, брюшного пресса, но и на развитие межполушарной связи головного мозга.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 1 раз. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом. Следить глазами за ним, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

На полу обозначьте мелом (веревочками, палочками, это может быть узор ковра) дорожку шириной примерно 30 см. В дальнейшем, ориентируясь на возможности ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20–10 см.

Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Внимание! Обращайте внимание на положение стоп ребенка при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы – слегка приподнят.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте сказки, потешки, стишки, пойте песенки по 5–10 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки.

Когда вы разговариваете с ребенком, развивается его фонематический слух, происходит подготовка малыша к запуску его устной речи.

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание на то, как ребенок дышит. Постарайтесь подстроиться под дыхание малыша. Можете громко носом сделать вдох (чтобы ребенок слышал), а потом тихонько, аккуратно подуть на ребенка. Далее на вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 3–5 раз.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

• Положите раскрытую ладонь на пупочек и без нажима делайте круговые движения по часовой стрелке. Это упражнение укрепляет брюшную стенку, улучшает перистальтику кишечника и отхождение газов.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 1 раз. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом. Следить глазами за ним, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Укрепите гимнастическую скамейку или доску, приподняв один конец на высоту 10–25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Помогайте своему малышу, поддерживая его за руку. Это упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 5–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки.

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание на то, как ребенок дышит. Постарайтесь подстроиться под дыхание малыша. Покажите, как делается вдох и выдох, малыш должен услышать. Далее на вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 3–5 раз.

• Важно! Следите за носовым дыханием малыша. Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

• Переверните ребенка на животик или пусть сам перевернется. Упражнения в этом положении очень полезны для малыша. Старайтесь как можно чаще класть ребенка на животик. Аккуратно поворачивайте голову малыша влево и вправо. Наклоняйтесь к лицу малыша, разговаривайте с ним. Это упражнение помогает улучшить кровообращение.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 1 раз. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом.

Следить глазами за ним, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Научите малыша ходить боком мелкими приставными шажками по дорожке или гимнастической скамейке. Пусть ребенок научится ходить боком одинаково хорошо как в правую, так и левую сторону. Это упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, а также укреплению межполушарной связи.

4. Чтение вслух

• Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 5–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки.

 

ЗАНЯТИЕ 5

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание на то, как ребенок дышит. Постарайтесь подстроиться под дыхание малыша. Покажите, как делается вдох и выдох, малыш должен услышать. Далее на вдохе поднимите ручки ребенка вверх, на выдохе ручки опускаются вниз. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 2–4 раза.

• Важно! Следите за носовым дыханием малыша. Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

• Переверните ребенка на животик или пусть сам перевернется. Упражнения в этом положении очень полезны для малыша. Старайтесь как можно чаще класть ребенка на животик. Аккуратно поворачивайте голову малыша влево и вправо. Наклоняйтесь к лицу малыша, разговаривайте с ним. Это упражнение помогает улучшить кровообращение.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит в свободном движении предметом перед глазами ребенка. Игрушку можно перемещать по кругу, вверх, вниз и т. д.

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Сначала подготовим ребенка к выполнению задания. Посадите малыша перед собой и попросите его показать ножки. Когда он это сделает, скажите:

 

Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро!

Маленькие ножки бежали по дорожке!

А у слона – большие ноги,

и ходит он тяжело, медленно.

Большие ноги шли по дороге!

 

Предложите малышу поиграть, получив образы легкого и быстрого, тяжелого и медленного движения. Дети с удовольствием играют, ходят и бегают в соответствии со словами и ритмом припевок. Активизируйте речь ребенка, помогайте ему повторять за вами, не спешите.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 5–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки. Очень хорошо влияет на малышей музыка Моцарта, например «Волшебная флейта».

 

ЗАНЯТИЕ 6

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание на то, как ребенок дышит. Подстраивайтесь под дыхание малыша. Покажите, как делается вдох и выдох, малыш должен услышать. Далее на вдохе поднимите ручки ребенка вверх, на выдохе ручки опускаются вниз. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 2–4 раза.

• Важно! Следите за носовым дыханием малыша. Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

Начните с массажа воротниковой зоны, чтобы усилить кровообращение верхней части спины и шеи. Далее пройдитесь пальцами круговыми движениями вдоль позвоночника. Сильно давить нельзя, на спине очень много биологически активных точек.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит в свободном движении предметом перед глазами ребенка. Игрушку можно перемещать по кругу, вверх, вниз и т. д.

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Научите малыша ходить, высоко поднимая ноги. Проговаривайте стишок:

 

До чего трава высо́ка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

Ведь идешь не по дороге!

 

Предложите малышу перешагивать через невысокий предмет (10–15 см), если справляется – разместите на полу несколько препятствий. На прогулке следите, чтобы ребенок хорошо поднимал ножки, не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Это также укрепит вестибулярный аппарат.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 10–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки. Очень хорошо влияет на малышей симфоническая музыка. Музыка должна звучать не очень громко.

 

ЗАНЯТИЕ 7

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание на то, как ребенок дышит. Подстраивайтесь под дыхание малыша. Покажите, как делается вдох и выдох, малыш должен услышать. Далее на вдохе поднимите ручки ребенка вверх, на выдохе ручки опускаются вниз. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами. Упражнение выполняется 4–6 раз.

Важно! Следите за носовым дыханием малыша. Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

Положите ребенка на спинку. Это упражнение полезно для мышц шеи и спины. Большие пальцы своей руки вложите в ладошки ребенка, он сразу же рефлекторно обхватит их. Очень осторожно приподнимите ребенка по направлению к себе, как бы сажая его, но делайте все движения очень медленно. Цель упражнения – чтобы ребенок научился группироваться, прижимая подбородок к груди. Поначалу ему трудно, но с каждым разом будет получаться все лучше, и к 3–4 месяцам он его полностью освоит. Смотрите, чтобы у ребенка во время этого упражнения голова не провисала назад.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лежа на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка в свободном движении. Игрушку можно перемещать по кругу, вверх, вниз и т. д.

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Сыграйте с ребенком в игру‑потешку «По ровненькой дорожке».

 

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

 

(малыш идет обычным шагом)

 

По камешкам, по камешкам

 

(перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

 

И в ямку за товарищем.

 

(приседает)

Затем встает и снова идет:

 

Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке.

 

Приговаривая потешку, делайте с ребенком упражнения.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 10–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки. Очень хорошо влияет на малышей симфоническая музыка. Музыка должна звучать не очень громко.

 

ЗАНЯТИЕ 8

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Обратите внимание, как ребенок дышит. Подстраивайтесь под дыхание малыша. На вдохе поднимите ручки ребенка вверх, на выдохе ручки опускаются вниз, делайте это медленно. Упражнение выполняется 4–6 раз.

• Важно! Следите за носовым дыханием малыша. Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

Упражнения для ручек начинайте с кисти, сначала растирание и разминание. Массируйте каждый пальчик ребенка, такая стимуляция способствует развитию головного мозга и навыков речи. Теперь сделайте упражнения всей рукой правой и левой.

Прорабатывая мелкую моторику правой руки, вы активизируете речевую зону головного мозга.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку (не забывайте менять игрушки, так как ребенку надоест следить за одним и тем же предметом) и плавно, в свободном движении, водит предметом перед глазами ребенка. Игрушку можно перемещать по кругу, вверх, вниз и т. д.

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Посадите малыша на игрушечную лошадь‑качалку или качели. Подстраховывая его – раскачивайте. Во время такой веселой игры кроха будет учиться удерживать равновесие, что поможет ему в развитии навыков ходьбы. На улице качайте малыша на качелях и катайте на каруселях.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 10–15 минут. Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответсвующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки. Очень хорошо влияет на малышей симфоническая музыка. Музыка не должна звучать очень громко.

 

ЗАНЯТИЕ 9

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Подстраивайтесь под дыхание малыша. На вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как выполняется это упражнение, и он будет делать его вместе с вами.

• Важно! Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 2 раза. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом. Следить глазами за предметом, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Если ваш ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то важно научить его этому. Ползание хорошо укрепляет мышцы всего туловища, рук, ног, развивает координацию движений и крупную моторику.

Пусть ребенок поползает на четвереньках, подражая собачке.

Затем он ползет и поворачивает голову направо и налево, как бодающийся бычок. Можно при этом произносить «Му‑му!». Потом – передвижение мелкими шажками, произнося «Ме‑е‑е! ме‑е‑е!». Разговаривайте с малышом.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 10–20 минут.

Говорите не спеша, с выражением, с интонацией, соответствующей возрасту, развитию и состоянию ребенка. Можете включать детские музыкальные постановки.

 

ЗАНЯТИЕ 10

 

1. Дыхательные упражнения и массаж

• Малыш лежит на спине (если не нравится лежать, то может сидеть или стоять – учитывайте возраст). Подстраивайтесь под дыхание малыша. На вдохе разводите ручки ребенка в стороны, на выдохе ручками обнимаете ребенка. Покажите малышу, как нужно выполнять упражнение, и он вместе с вами будет делать его 3–5 раз.

• Важно! Не допускайте длительного нарушения носового дыхания.

• Выберите из таблицы приемы массажа, соответствующие возрасту.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребенок лежит на спине, голова неподвижна (если ребенок не может лежать, посадите его). Родитель берет яркую игрушку и плавно водит предметом перед глазами ребенка:

• слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки ребенка;

• вверх, вниз и в обратном направлении;

• от носа, к носу и обратно.

Каждое движение повторяется 2 раза. На 1–2 секунды необходимо задержать предмет в крайних положениях (справа, слева, вверху, внизу).

Ребенок в раннем возрасте может поворачивать голову за предметом. Следить глазами за предметом, не двигая головой, ребенок научится постепенно.

Не перегружайте малыша!

3. Упражнения на координацию движений в виде игры

Если малыш уже научился залезать на диваны и кресла – пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Пусть поднимется хотя бы на несколько ступенек, а затем спустится. Полезно учить малыша лазать по наклонной лесенке‑доске. Вы держите обруч или гимнастический коврик, скрученный в кольцо, через который ребенку видна игрушка. Ребенок пролезает через преграду и выпрямляется. Можно выстроить это занятие в виде игры:

 

Петушок‑петушок!

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку!

 

После прибаутки малыш пролезает через преграду и получает игрушку.

4. Чтение вслух

Ежедневно читайте ребенку или рассказывайте поговорки, потешки, стишки, пойте песенки по 10–20 минут. Говорите не спеша, с выражением, с правильной интонацией. Можете включать детские музыкальные постановки, музыку.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.