Глава 4. Роль мультфильмов в развитии ребёнка — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 4. Роль мультфильмов в развитии ребёнка



Современные дошкольники яв­ное предпочтение отдают про­смотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, про­веденное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего сво­бодного времени ребенка. По дан­ным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно пре­восходит время их игры, общения со сверст­никами и взрослыми.

Не так давно главными занятиями до­школьников были игры, рисование, лепка, слу­шание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально раз­решенные дошкольникам Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ). Мульт­фильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Огромный рост популярности видео-про­смотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется про­стотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборни­ками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мульт­фильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводит у экра­на. Настоящим спасением от обилия экран­ного времени является детский сад.

О вреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кар­динально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники.

Качество и содержание большей части отечественной мульт- и кинопродукции для детей в XX в. отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых.

Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — по­нятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои мог­ли стать достойными для подражания. Худо­жественное исполнение и музыкальное со­провождение большинства советских мульт­фильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 г. в интернет-сообществе были опуб­ликованы слова Папы Римского Иоанна Пав­ла II (произнесенные еще в 50-е годы), кото­рый настоятельно рекомендовал смотреть со­ветские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».



Однако золотой век советской мульти­пликации, к сожалению, завершился. Единичные российские проекты заслуживают поощрения и внимания потребителей, но их число несо­поставимо с западными мультипликацион­ными империями, так что в ближайшее вре­мя наши дошкольники вряд ли увидят со­временные качественные отечественные мультфильмы. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрос­лые» по форме и содержанию фильмы, не рас­считанные на детское восприятие.

В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобрета­ет особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одоб­ряемые действия, влекущие вред для физи­ческого, психического и нравственного раз­вития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)

Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действиях героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того возраста. В дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Кроме того, это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаи­вают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Исследования показывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр.



В этом контексте принятая в Законе маркировка «0+» на видеопродуктахявляется грубым нарушением возрастных норм. Про­смотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего дошкольного возраста.

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вы­зывает сопереживание, но и становится объ­ектом идентификации и образцом для под­ражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов.«Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями мораль­ных эталонов, как положительных, так и от­рицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осо­знавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Хотелось бы подчеркнуть значимость со­ответствия произведения возрастным осо­бенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами вы­берут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зри­тельных впечатлений — он может долго смот­реть на экран, даже не различая предъ­являемых событий и персонажей. В резуль­тате у малышей быстро вырабатывается за­висимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить те­левизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

В настоящее время наблюдается суще­ственное снижение возрастных границ включе­ния ребенка в контекст детской субкультуры. Детям 2-3 лет показывают сложные много­слойные фильмы (про Питера Пэна, Русалоч­ку или Гарри Поттера).

Младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведе­ний, соответственно их развивающий потен­циал остается нереализованным.

Результа­ты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных слож­ных мультфильмов дети часто демонстри­руют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вя­лость, невнимательность и др.), так и пере­возбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное пове­дение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

Педагог-психолог Заложнова Т.А. в своём исследовании попыталась выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мульт­фильмов им предложили «поиграть в мульт­фильм или героя». В ответ на это предложе­ние дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни по­нравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — дви­жения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хао­тичных движений игрушкой в разные сторо­ны.

Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышка­ми, перемещения кукол в пространстве, их пе­реодевания. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?

Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность — к людям? животным? сказочным персонажам? Дети не воспринимают непонятный сюжет, несмотря на то, что смотрят один и тот же мультфильм по нескольку раз. Ребёнок од­нообразно повторяет рисунок движений ге­роев, их мимику и жесты, но смысла про­исходящих событий (если он вообще там есть!) он не усваивает.

Сюжеты большинства современных зару­бежных мультфильмов так далеки от жизни де­тей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обла­дания очередным киборгом или Кинг-Конгом, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям и быстро теряет к ней интерес. В луч­шем случае умеющий хорошо играть ребенок играет с экзотичной игрушкой в обычную «че­ловеческую жизнь» — кормит, гуляет, лечит.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.