Тема: Предмет, источники и система римского частного права — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема: Предмет, источники и система римского частного права



Римское право

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(методические рекомендации

по выполнению различных форм самостоятельной работы)

 

Курс: 1

Семестр: 2

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестры: 2,3

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по очной и заочной форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Челябинск

 

Составитель: Сагандыков М.С., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Уральского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

_________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рецензент: Офман Е.М., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Уральского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

 

__________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гражданского права УФ ФГБОУВО «РГУП», протокол № 02 от «18» сентября 2015 г.

 

Заведующий кафедрой гражданского права Офман Е.М., кандидат юридических наук, доцент

__________________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВО «РГУП», протокол № 02 от «13» октября 2015 г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия,

Уральский филиал, 2015.

© Сагандыков М.С., 2015.


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Оглавление

1. Виды и содержание самостоятельная работа студентов по дисциплине, и формы контроля. 4

2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 4

3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям. 12

4. Темы докладов (эссе) по дисциплине. 12

4.1. Рекомендации по подготовке докладов. 15

4.2. Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ 16

5. Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, критерии оценивания. 17

6. Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий. 27

7. Контроль самостоятельной работы студентов. 29

 


 

1. Виды и содержание самостоятельная работа студентов по дисциплине, и формы контроля

По дисциплине «Римское право» учебным планом, в зависимости от формы обучения, могут быть предусмотрены семинарские занятия, предполагающие, что перед их проведением студентам следует изучить предусмотренные теоретические вопросы. На занятии студентам в устной форме надлежит дать ответы на поставленные вопросы, либо выступить с докладом на одну определенную тему. Кроме того, на семинарских занятиях возможно проведения письменных контрольных работ по пройденным темам, выполнение практических заданий, как то: решение тестовых заданий, составление сравнительных таблиц, составление образцов процессуальных документов (исковых формул), текстов договоров, завещаний и т.д. Для оценки успеваемости студентов по результатом проводимых занятий предполагается выставление оценок, а также использование бально-рейтинговой системы. Рейтинговая оценка по дисциплине формируется из трех компонентов:



1) оценки за рубежную аттестацию;

2) оценки качества работы студента в семестре;

3) оценки за экзамен.

На одной рубежной аттестации максимально выставляется 5 баллов. Всего – 2 рубежных аттестаций за курс.

За посещаемость занятий в каждом семестре выставляется максимум 14 баллов.

За работу на занятиях (доклады, рефераты, конференции) в каждом семестре – максимум 16 баллов.

На экзамен отводится максимально 60 баллов.

Итоговая максимальная сумма баллов – 100.

Перевод набранных баллов в оценки осуществляется по схеме:

1. 80-100 баллов – «отлично»,

2. 59-79 баллов – «хорошо»,

3. 37-58 баллов – «удовлетворительно»,

4. Менее 37 баллов – «неудовлетворительно».

Для студентов заочной формы обучения учебным планом может быть предусмотрено обязательное выполнение контрольного задания.

 

Самостоятельная работа студентов

В процессе изучения дисциплины студентам предлагается самостоятельная творческая работа (самостоятельная работа студентов). Самостоятельная работа студентов выполняется по требованию преподавателя, как правило, по вариантам. Самостоятельная работа включает в себя:

1. Творческое задание, предложенное преподавателем для выполнения дома или в аудитории (решение задач, таблиц, схем и т.п.). Выполненное задание озвучивается одним или несколькими студентами из группы, остальная часть группы анализирует выполненную коллегами работы, обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении самостоятельного задания. Итогом данной работы является анализ типичных ошибок, совершаемых при рассмотрении данной категории отношений.



2. Вопросы для самостоятельного изучения, которые изучаются студентами без помощи преподавателя и также включаются в экзаменационные билеты. По требованию преподавателя вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, конспектируются студентами письменно.

3. Доклады-сообщения по проблемным темам (5-7 минут). Доклад делается студентом в качестве дополнения в рамках рассмотрения определённого теоретического вопроса. После доклада продолжается обсуждение данной проблемы всей аудиторией с учётом информации, изложенной в докладе.

4. Рефераты по предложенным темам. Тема должна быть полностью раскрыта, присутствие плана или оглавления работы, объем 10– 15 страниц, список литературы (не меньше 5 источников), шрифт Times New Roman, размер кегля – 14, междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине страницы.

Работа организуется на основе полученных знаний индивидуально с использованием рекомендованной литературы, методических рекомендаций, консультаций и предполагает самостоятельную работу с учебными материалами. Работа по требованию преподавателя выполняется в тетради для семинарских занятий и сдаётся на контроль преподавателю.

Аспекты, не понятые студентами в процессе самостоятельного изучения, выясняются в индивидуальном или коллективном порядке на консультации.

Примеры самостоятельной работы студентов:

Тема: Право лиц

1. Составить сравнительную таблицу «Правоспособность и дееспособность субъектов римского права» по следующему примеру.

Критерии для сравнения: Правоспособность Дееспособность
Момент возникновения    
Момент прекращения    
Возможность ограничения    
Объём правомочий    

 

Тема: Вещное право

1. Составить сравнительную таблицу: «Права вещные и обязательственные»

2. Составить схему «Понятие и виды вещей».

3. Составить схему «Способы защиты права собственности, права владения, прав на чужие вещи».

4. Составить таблицу «Сравнительная характеристика видов залога».

 

Тема: Наследственное право

1. Составить сравнительную таблицу легатов и фидеикомиссов. Критерии для сравнения выбрать самостоятельно.

2. Сопоставьте очередность наследования по римскому частному праву и современному российскому праву

 

Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ

Решение задач: при решении задач должны быть правильно интерпретированы нормы римского права, изложенные в учебной и научной литературе

 

Оценка Критерии оценки
отлично правильно оценена правовая ситуация изложенная в задачи, студент дал ответ на все поставленные в задаче вопросы
хорошо студент правильно оценил правовую ситуацию, изложенную в задаче, однако привел не полную аргументацию либо не дал ответ на все поставленные в задаче вопросы
удовлетворительно студент правильно оценил правовую ситуацию, изложенную в задаче, однако привел не правильную аргументацию, либо не дал ответ на большинство поставленных в задаче вопросов
неудовлетворительно студент не правильно оценил правовую ситуацию

 

Устный опрос: при ответе оцениваются следующие критерии:

— соответствие ответа действующему законодательству;

— логичность и последовательность в изложении материала;

— способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

— способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

— обоснованность выводов;

— доступность изложения материала;

— устность изложения материала.

 

Оценка Критерии оценки
отлично материал соответствует доступным источникам римского права, высказаны точки зрения по проблемным вопросам, приведена своя аргументированная позиция, материал изложен доступным юридическим языком
хорошо материал соответствует доступным источникам римского права, приведена своя аргументированная позиция, материал изложен доступным юридическим языком
удовлетворительно материал соответствует доступным источникам римского права, материал изложен доступным юридическим языком
неудовлетворительно материал не соответствует доступным источникам римского права.

5. Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, критерии оценивания

Контрольная работа выполняется студентами заочного отделения и является основанием для допуска студента к сдаче зачёта. Цель выполнения работы состоит в том, чтобы закрепить полученные знания и научить пользоваться соответствующими древнеримскими источниками, а также специальной литерату­рой в практической деятельности.

Работа выполняется по 6 вариантам и состоит из трёх заданий: первое – раскрытие теоретического вопроса по определённой теме, второе – раскрытие юридических терминов; третье – составление таблиц, схем.

Работа выполняется в формате А4, общий объём работы должен составлять не менее 10-12 страниц стандартного машинописного текста (формат А4), либо 15-20 страниц рукописного текста (формат А4). При этом следует учитывать методические указания по выполнению заданий контрольной работы:

1.В первом задании необходимо раскрыть теоретический вопрос, используя методические указания, предложенные к каждому варианту. Вопрос необходимо раскрывать максимально глубоко, однако, при этом не выходя за рамки рассматриваемой проблемы. По ходу выполнения данного задания следует делать ссылки на литературу, на основе которой студент раскрывает данный вопрос. При этом не следует использовать латинские термины без раскрытия их содержания, во избежании недопонимания студентом сущности излагаемых терминов.

2.Во втором задании необходимо только дать понятие римско-правовых терминов, нет необходимости их более подробно раскрывать. Именно в данном задании будут оцениваться краткость и чёткость выполняемой работы. В данном вопросе необходимо использовать, помимо рекомендованной литературы, юридические словари, юридические энциклопедии и т.п. Но при этом не следует допускать раскрытия римско-правовых терминов в их современном понимании (так, понятие исковой давности в римском праве и современном гражданском праве совершенно различны).

3.Третье задание предполагает схематичное раскрытие какого-либо вопроса, как правило, в сравнительном порядке. В данном случае следует отмечать самые необходимые признаки сравниваемых правовых явлений, не углубляясь в раскрытие их содержания. Кроме того, следует обратить внимание, что суть данного задания – не простое описание правовых явлений, а именно их сравнение в схематичном порядке, составление схем или таблиц.

В конце контрольной работы делается сводный список использованных древнеримских источников и литературы в алфавитном порядке (не менее пяти монографий или учебных пособий, не считая источников римского права). При этом не допускается использование при написании работы использовать краткие курсы лекций по римскому праву, пособия для поступающих в ВУЗы и т.п..

В процессе раскрытия теоретического вопроса, а также при определении понятий терминов в обязательном порядке делаются ссылки на монографии, учебные пособия, периодическую литературу, на основе которых студент раскрывает заданный вопрос или понятие (с указанием места и года издания, а также страницы). Кроме того, допускается делать прямые, а не цитированные ссылки на непосредственные источники римского частного права (Законы XII таблиц, Институции, Дигесты и т.п.), но с обязательным указанием источника опубликования (например, Законы XII таблиц // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /под ред З.М.Черниловского. в 2-х т.т. Т. 1. М., 1996).

Ответы на вопросы должны быть обоснованными и мотивированными, не допускающими двоякого толкования. Не рекомендуется выходить за рамки рассматриваемой проблемы.

Работа возвращается студенту на переработку, если 50% и более объёма выполненной работы оценено на "неудовлетворительно". В этом случае автор вновь освещает вопросы, по которым получена неудовлетворительная оценка, после чего предоставляет работу для проверки вместе с первоначальным вариантом контрольной работы.

Контрольная работа сдаётся не позднее, чем за две недели до сдачи экзамена (зачёта).

Варианты определяются в зависимости от буквы алфавита, на которую начинается фамилия студента:

А-В – 1 вариант;

Г-Ж – 2 вариант;

З-К – 3 вариант;

Л-П – 4 вариант;

Р-У- 5 вариант;

Ф-Я- 6 вариант.

Вариант 1

Задание 1.

Дайте понятие источников и раскройте сущность каждого из видов источников римского частного права. Подробнее раскройте вопрос о деятельности древнеримских юристов.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Дать понятие и признаки источников римского права. Определить систему источников римского частного права. Далее необходимо более подробно рассматривать каждый источник римского частного права: обычное право (раскрыть этот вопрос через эволюцию обычая: обычаи предков, жрецов, маги­стратов, обычная практика). Законы: понятие, значение, виды. Отличие законов от обычаев (соотношение права писанного и неписанного). Законы периода республики, периода принципата, законы императора. Преторские эдикты: понятие, значение для развития римского права, кодификация эдиктов. Постоянный эдикт. Императорские рас­поряжения: эдикты, рескрипты, мандаты, декреты.

Второй подвопрос необходимо начать со значения римской юриспруденции для формирования и развития права. Необходимо дать понятие и важнейшие черты сабиньянской и прокульянской школы юристов, а также обозначить их отличия, основателей, основные идеи. Раскрыть имена и дать характеристику научно-литературным произведениям римских юри­стов. Раскрыть содержание и значение Закона о цитировании. Следует указать на причины и тенденции упадка римской юриспруденции.

Последняя часть вопроса должна быть посвящена проблемам кодификации римского частного права Следует дать понятие кодификации, обозначить её причины: политические, социальные, экономические, правовые и др. Этапы кодификации римского частного права. Раскрыть структуру кодификации Юстиниана: Институции, Дигесты, сборники импе­раторских конституций.

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Цивильное право; стадия римского гражданского процесса in ius; исковая давность; латин; посессорная защита; негаторный иск; хирограф; договор подряда; чрезвычайное хранение; ссуда; цессия; наследование.

Задание 3.

Составьте таблицу «Сравнительный анализ римского публичного права и римского частного права» по следующим критериям: предмет правового регулирования (отношения, подлежащие регулированию); субъекты; метод правового регулирования (диспозитивный, императивный); основные институты.

Вариант 2

Задание 1.

Дайте понятие правоспособности и перечислите условия правоспособности лица в римском частном праве. Дайте понятие и перечислите виды «лиц» в римском частном праве.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Начать необходимо с понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности, дать основные отличия этих категорий. Дать понятие «лица», определить его правовые черты. Определить условия правоспособности, раскрыть каждое условие. Раскрыть содержание правоспособно­сти. Дать понятие дееспособности. Определить статус лиц недееспособных и частично дееспособных, условия признания их таковыми. Определить правовую сущность опеки и попечительства.

Далее следует дать классификацию лиц в римском частном праве.

Следует раскрыть отдельные виды лиц в римском частном праве. Статус римского гражданина, приобретение и прекращение римского гражданства. Правовое поло­жение латинов и перегринов. Правовое положение вольноотпущенников. Способы отпуска раба на волю. Правовое положение колонов. Основания приобретения и прекращения колоната. Правовое положение рабов. Пекулий и его правовой режим.

В заключении следует определить понятие и признаки юридического лица в римском частном праве, дать отличие юридического лица от физического. Раскрыть каждый вид юридических лиц: казна (фиск), церковные учреждения, городские и сель­ские общины (муниципии), учреждения с благотворительными целями, коллегии и ассоциации, товарищества и корпорации. Следует указать на порядок возникновения юридических лиц по законам XII таблиц, по за­кону Августа, а также основания прекращения юридических лиц.

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Право народов; сенатусконсульты; агнатское родство; пакт; узуфрукт; консенсуальные контракты.

Задание 3.

Составьте сравнительную таблицу легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов в римском частном праве по следующим критериям: правовая основа (цивильное, преторское право, право народов); деление на стадии ius и idicium; лица, осуществляющие правосудие; гласность процесса; заочность процесса; на ком лежит обязанность по явке ответчика в суд; на ком лежит обязанность исполнения решения суда; особенности процесса (платность, ведение письменного судопроизводства и т.п.).

Вариант 3

Задание 1.

Раскройте процесс формирования государственного суда в римском частном праве. Дайте понятие и определите виды исков в римском частном праве. Каковы были особые средства преторской защиты.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Данный вопрос посвящён римскому гражданскому процессу. Прежде всего, следует отметить эволюцию римского судопроизводства: от первоначальных форм судопроизводства до возникновения государственного суда. Следует обозначить характерные признаки государственного суда, его отличие от суда общественного. Необходимо раскрыть основные виды римского гражданского процесса: легисакционный, формулярный, эктраординарный. Выделить две стадии римского процесса: ius и iudicium, признаки и значение данных стадий.

Раскрыть понятие и виды исков: вещные и личные; цивильные и гонорарные; штрафные, арбитрарные, популярные, персекуторные, реперсекуторные; иски «строгого права» и иски «доброй совести»; иски по аналогии; кондикционные иски; иски с фикцией. Раскрыть понятие и значение особых средств преторской защиты: интердикты, стипуляция, реституция и др.

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Право справедливости; перегрин; когнатское родство; бонитарная собственность; манципация; неустойка; эвикция; договор поручения; фидеикомисс.

Задание 3.

Составьте сравнительную таблицу древнеримских видов брака – брак cum manu и брак sine manu по следующим критериям: правовая сущность, агнатское родство (чьей агнаткой была жена); порядок заключения брака (формальный, неформальный, с чьего согласия); порядок расторжения брака (по чьей инициативе, основания прекращения брака); личные неимущественные отношения супругов; имущественные отношения супругов; правовой режим приданого.

Вариант 4

Задание 1.

Дайте понятие семьи в Древнем Риме. Какие виды родства существовали в римском частном праве. Раскройте их сущность. В чём заключалась юридическая сущность отцовской власти в древнеримской семье. Как развивался этот институт в процессе эволюции римского частного права.

Определите понятие и виды брака в Риме. Каковы были имущественные и личные отношения между супругами.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Понятие и значение института семьи в римском частном праве. Раскрыть структуру древнеримской семьи, суть личных и имущественных отношений членов семьи.

Определить понятие и виды родства. Раскрыть сущность агнатского и когнатского родства, выяснить значение видов родства в римском праве. Охарактеризовать сущность власти домовладыки, его права в отношении подвластных. Кто мог становится домовладыкой. Определить статус агнатов. Обязательно указать на эволюцию отцовской власти в процессе развития римского права, причины расширения имущественных прав детей. Раскрыть основные формы установления отцовской власти: адопция, адрогация, легитимация, а также способы прекращения отцовской власти, особо обратив внимание на эмансипацию.

В заключении следует дать понятие и юридические признаки древнеримского брака, определить его отличия от конкубината. Порядок заключения и расторжения брака (при этом обратить внимание на различные способы заключения брака в браке cum manu и в браке sine manu). Раскрыть сущность брака с мужней властью и без мужней власти, определить имущественные и личные неимущественные отношения супругов. Охарактеризовать правовую сущность института приданого.

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Преторское право; формула иска; когниционное производство; колон; стипуляция; конфессорная защита; новация; договор товарищества; легат.

Задание 3.

Составьте сравнительную таблицу «Права на чужие вещи» по следующим сравнительным критериям: понятие, объект; субъекты права; правомочия пользователя; правомочия собственника; основания приобретения; основания прекращения; порядок защиты права.

Вариант 5

Задание 1.

Дайте понятие и перечислите виды владения в римском частном праве. Чем владение отличалось от права собственности. Что входило в содержание права собственности. Как устанавливалось и прекращалось владение. Каковы были способы защиты владения в Древнем Риме.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Данный вопрос посвящён одному из видов вещных прав в римском частном праве. Необходимо дать понятие и признаки владения, выделить объективный и субъективный элементы владения. Обязательно неоходимо соотнести владение и держание, а также владение и право собственности. Определить виды владения: владение фактическое и юридическое, законное и незаконное владение, добросовестное и недобросовестное владение. Отметить порядок и основания установления владения. Каким образом владение могло приобретаться лично и через других лиц. Каким образом определялась владельческая воля. Охарактеризовать способы и порядок прекращения владения.

Следует дать понятие права собственность, дать отличие собственности и права собственности. Раскрыть содержание права собственности через правомочия собственника: право владения, пользования, распоряжения, право на извлечение плодов, право истребовать свою вещь.

Определить существенные признаки защиты владения (обратить внимание на административный характер защиты владения). Какими способами происходила защита владения. В связи с этим следует определить виды преторских интердиктов.

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Естественное право; римский гражданин; исковая давность; гонорарные иски; традиция (как вид сделки); абстрактное обязательство; синграф; универсальное правопреемство.

Задание 3.

Составьте сравнительную таблицу правоспособности «лиц» в римском частном праве (римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников, колонов, рабов) по следующим критериям: понятие, основание приобретения статуса, объём публичных прав, объём частных прав.

Вариант 6

Задание 1.

Дайте понятие и перечислите виды прав на чужие вещи в римском частном праве. Подробнее раскройте понятие и виды сервитутов, их значение, порядок приобретения и утраты. Каковы были способы защиты прав на чужие вещи.

В данном вопросе необходимо раскрыть следующие аспекты проблемы:

Вопрос необходимо начать с раскрытия понятия прав на чужие вещи, определить их существенные черты и отличия от иных вещных прав (права собственности и права владения), определить объект прав на чужие вещи. Далее необходимо дать систему прав на чужие вещи.

Далее следует раскрывать отдельные виды прав на чужие вещи. Раскрыть понятие, признаки и значение сервитутов. Раскрыть признак преимущества сервитутного права над правами обязательственными. Охарактеризовать основания приобтерения и прекращения сервитутов. Раскрыть отдельные виды сервитутов: личные и земельные.

Эмфитевзис и суперфиций. Понятие, отличия друг от друга. Основания приобретения и прекращения. Права собственника и пользователя земельным участком.

Залог и его формы. Критерии разграничения форм залога. Права кредитора на заложенную вещь. Основания и реализация заложенного имущества.

Отразить понятие и сущность защиты прав на чужие вещи (конфессорной защиты).

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам римского частного права:

Магистрат; владение; интердиктное производство; альтернативное обязательство; прекарий; иррегулярное хранение; «одетые» пакты; договор найма; сингулярное правопреемство.

Задание 3.

Составьте таблицу «Понятие и виды обязательств в римском частном праве» Составьте сравнительную таблицу исков о защите права собственности по следующим критериям: понятие; объект защиты; истец; ответчик; предмет иска (требование истца); правовой результат иска (какое правомочие собственника восстанавливается).

 

Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий

Условия задачи:

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседский двор, где ею была убита овца.

Вопросы:

А) возможен ли иск к хозяину черепицы? Б) если возможен, то какой - вещный или персональный? В) о чем иск? г) каким образом будет исчислена его сумма? Составьте формулу иска, выделив его части (самое главное выделив интенцию и кондемнацию).

Решение:

1. Вещный иск в римском праве был направлен на признание права в отношении определенной вещи. Личный иск был направлен на выполнение обязательства определенным должником, должник – ответчик. Институции Гая уточняют, что «личным будет тот иск, который мы вчиняем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления…» В тоже время выделяется понятие казуса – случай, случайное событие, причинившее вред. Это высшая непреодолимая сила, непредвиденное и неотвратимое событие, не зависящее от воли должника, за которое он не отвечал. В уголовном праве казус означал непреднамеренное повреждение имущества, защищаемое правом. Учитывая изложенное, речь идет скорее всего о казусе, но если выбирать между вещным и личном иске, то следует остановиться на последнем, а именно иске, возмещающем убытки и наказании ответчика (при этом за повреждение вещей взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца).

Формула начиналась с назначения судьи. Остальные части формулы делились на обязательные и факультативные. Обязательные части формулы: 1. Intentio – суть требований и возражений сторон (В данном случае – требование возместить стоимость убитой овцы). 2. Condemnatio – правовая квалификация дела (Признать произошедшее казусом и отказать в удовлетворении иска). Факультативные части формулы: 1. Demonsratio – дополнительное пояснение пожеланий сторон (в сложных делах). 2. Adiudicatio – предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (например, раздел наследства). 3. Exceptio – в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (например, exceptio doli – ссылка на умысел истца, например, при заключении договора). 4. Prescriptio – оговорка на то, что цена иска точно не установлена.

 

Примеры решения тестовых заданий:

1. Субъекты ius privatum (частного права)
А. Находятся в отношениях соподчиненности.
Б. Не обладают имущественной самостоятельностью.
* В. Равноправны между собой.
Г.Подчинены абсолютной регламентации их воли со стороны государства.

 

2. Эдикты имели право издавать

А. Консулы.

* Б. Преторы.

В. Сенаторы.

Г. Трибуны.

 

7. Контроль самостоятельной работы студентов

Вопросы к зачету:

1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.

2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.

3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.

4. Обычное право и закон.

5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.

6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.

7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.

8. Легисакционный процесс, его особенности.

9. Формулярный процесс, его особенности, составные части формулы.

10. Экстраординарный процесс, его особенности.

11. Понятие и виды исков.

12. Особые средства преторской защиты.

13. Понятие исковой давности, основания перерыва и приостановления.

14. Понятие и юридические признаки лица в римском частном праве. Полная и ограниченная правоспособность и дееспособность.

15. Опека и попечительство.

16. Правовой статус римского гражданина.

17. Правовой статус латинов и перегринов.

18. Правовое положение рабов.

19. Правовое положение колонов.

20. Правовое положение вольноотпущенников.

21. Виды юридических лиц, правовые признаки юридических лиц. Порядок образования и прекращения деятельности.

22. Родство и семья в Древнем Риме: понятие и значение.

23. Римский брак и его виды. Условия вступления в брак. Способы прекращения брака.

24. Брак с мужней властью, способы его заключения, личные и имущест­венные отношения супругов.

25. Брак без мужней власти. Личные и имущественные отношения суп­ругов.

26. Отцовская власть. Узаконение и усыновление.

27. Понятие и признаки вещного права. Виды вещных прав.

28. Понятие и признаки обязательственного права. Виды обязательственных прав.

29. Понятие и виды вещей.

30. Понятие и виды владения. Основания приобретения и прекращения владения.

31. Защита владения: понятие, особенности, способы.

32. Собственность и право собственности в Древнем Риме. Виды права собственности Понятие и содержание права частной собственности.

33. Право общей собственности, его характерные особенности.

34. Основания и способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.

35. Защита права собственности: понятие, особенности, отличие от поссесорной защиты.

36. Понятие и виды прав на чужие вещи.

37. Сервитуты их виды и краткая характеристика.

38. Эмфитевзис и суперфиций, их характеристика.

39. Залоговое право, понятие залога, формы залога.

40. Понятие и содержание обязательства.

41. Основания возникновения обязательства.

42. Понятие и виды договора. Заключение договоров.

43. Условия действительности договоров.

44. Содержание договорного обязательства. Недействительность договоров.

45. Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Долевые и солидарные обязательства.

46. Исполнение обязательства. Последствия неисполнения обязательства.

47. Ответственность должника за неисполнение обязательства. Основания освобождения должника от ответственности.

48. Прекращение обязательств.

49. Понятие и виды обеспечения обязательств и их характеристика.

50. Вербальные договоры.

51. понятие и виды литеральных договоров.

52. Понятие реальных договоров. Договор займа и его правовые признаки.

53. Договор ссуды и его правовые признаки.

54. Договор хранения и его правовые признаки.

55. Характерные признаки консенсуальных договоров, их виды. Договор купли-продажи.

56. Виды договоров найма, их правовые признаки.

57. Договор поручения.

58. Правовые признаки договора товарищества.

59. Виды безымянных контрактов и пактов и их краткая характеристика.

60. Обязательства как бы из договора, их правовые признаки.

61. Обязательства из деликтов, их виды. словия наступления деликтной ответственности.

62. Понятие квази-деликта, виды квазиделиктных обязательств. Ответственность за квази-деликты.

63. Основные понятия и этапы развития римского наследственного права.

64. Наследование по завещанию.

65. Наследование по закону.

66. Открытие наследства. Условия принятия наследства и послед­ствия принятия наследства.

67. Вымороченное имущество. «Лежачее» наследство. Универсальное и сингулярное правопреемство.

68. Сингулярное преемство. Легаты и фидеикомиссы.

69. Ответственность наследника по долгам наследодателя. Иски о наследстве.

70. Понятие и развитие института представительства в римском частном праве.

Римское право

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(методические рекомендации

по выполнению различных форм самостоятельной работы)

 

Курс: 1

Семестр: 2

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестры: 2,3

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по очной и заочной форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Челябинск

 

Составитель: Сагандыков М.С., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Уральского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

_________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рецензент: Офман Е.М., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Уральского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

 

__________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гражданского права УФ ФГБОУВО «РГУП», протокол № 02 от «18» сентября 2015 г.

 

Заведующий кафедрой гражданского права Офман Е.М., кандидат юридических наук, доцент

__________________________ «18» сентября 2015 г.

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВО «Р






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.067 с.