Обучение и совершенствование тактики игры в нападении — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обучение и совершенствование тактики игры в нападении



Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактичес­кого мастерства волейболиста) — предполагают действия игрока без мяча (перемещения по площадке, выбор места для вторых передач, на­падающих ударов, при выполнении подач, предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов).

Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реа­лизацией в различных игровых ситуациях.

 

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Подача

1. Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркирует­ся), по зонам площадки.

2. Подача на выходящего игрока для второй передачи (выход игрока с задней линии моделируется).

3. Подача между игроками (расположение игроков на площадке мо­делируется).

4. Подача на слабо владеющего приемом, на вышедшего на замену, на допустившего ошибку при приеме подачи (перечисленные положе­ния моделировать в учебной игре).

5. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

6. Подачи с расстояния 4-6 м от лицевой линии.

7. Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.

8. Подача в расстановке команды (искусственно создавать «уязви­мые» места в расстановке).

 

 

Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Иг­рок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте по­дачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фикси­рует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения, не забывая о правиле 5 с.

Соревнования — не эксперимент. Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.

Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить эффективность.

Надежность подач следует обеспечить в начале партии, после пере­рывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды. неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего.

Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном от­ставании подающей команды, при примерном равновесии в счете неза­долго до окончания партии или игры, при психической усталости про­тивника.

Вторая передача для нападающего удара

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации напада­ющего удара.



Связующий должен хорошо знать манеру игры нападающих игро­ков с различных передач, их физические кондиции и психическое со­стояние, должен хорошо ориентироваться в любых игровых ситуациях, должен уметь анализировать возникающие во время игры ситуации, знать все нюансы тактики игры.

Необходимо научить связующего игрока до последнего момента скры­вать возможное направление и характер передачи мяча, научить отвле­кающим действиям.

Примерные упражнения

1. Имитация передач вперед, назад в ответ на сигнал стоя на месте, после перемещения и в прыжке.

2. Передачи в цифровую мишень по заданию.

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

4. Связующий игрок в зоне 3, нападающий — в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).

5. То же, но нападающий игрок в зоне 2.

6. То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху — высокая передача на край сетки; рука в сторону — передача на 3 м от сетки; круговое вращение — быстрая передача на край сетки.

 

 

7. То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.

8. То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1, 6, 5.

9. Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок — на противоположной стороне площадки в зоне 3. Если блокиру­ющий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 — передача высокая; если не перемещается — низкая и быстрая.

10. То же, но передача в свободную от блока зону атаки.

11. То же, но два блокирующих в зонах 2 и 3. Передача мяча для нападающего удара через низкорослого блокирующего (перед переда­чей блокирующие игроки меняются местами или не меняются).



12. Передача для нападающего удара после некачественной первой передачи (выбрать наиболее рациональный способ, направление и тра­екторию передачи).

13. Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3; вторая передача игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).

14. То же, но при смене между игроками зон 2 и 3 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).

15. То же, что в упражнениях с 4 по 14, но передача для нападающе­го удара в прыжке.

Примечание: В упражнениях с нападающим игроком первые передачи — от нападающего игрока.

16. То же, что в упражнениях с 4 по 15, но первая передача — от игрока зоны 6 и после приема подач.

Нападающие удары

Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользо­ваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлека­ющих действий.

Основу тактической подготовки составляют упражнения по такти­ке, в которых встречаются нападающие удары. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и на­падающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих и защит­ников. Но это после преодоления трех этапов обучения.

Примерные упражнения

1. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скоро­сти, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач на­падающему игроку неизвестны).

2. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — об­манный удар; нет блока — силовой удар).

3. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с переда­чи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).

 

 

 

4. То же, но два защитника, один из которых «слабый», — удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).

5. То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.

6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка — удар по ходу; есть блок, но нет страховки — обманный удар и т.д.).

7. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока — обман;

один блок — удар в свободную от блока зону и т.д.).

8. Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блоки­рующих — в зонах 3 и 2, а нападающего — в зоне 4). Блокирующие меняются зонами или не меняются.

9. Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров передач нападающий игрок не знает).

10. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.

Примечание: Первые передачи от нападающего игрока, а затем от игрока зоны 6 и после приема подач.

Групповые тактические действия — представляют собой взаимодей­ствия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, постав­ленной перед командой.

Принятое деление команды в момент расстановки на игроков пере­дней и задней линии выражается во взаимодействии игроков внутри линий и между линиями.

Главная цель групповой тактической подготовки — добитьсясогла­сованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения положительного результата.

Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть:

а) игроками 1-го темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают) или игроками 1-й очереди атаки (см. 3.5);

б) игроками 2-го темпа (перемещение на удар после начала разбега нападающего 1-го темпа) или игрокам 2-й очереди атаки (см. 3.5).

По данным научных исследований признаками согласования для атакующего игрока 1-го темпа являются:

— для начала разбега к нападающему удару — начальная часть тра­ектории полета мяча при первой передаче;

— для окончания разбега и прыжка — момент касания мячом рук связующего игрока, выполняющего вторую передачу.

Для атакующих игроков второго темпа эти признаки такие:

— для начала разбега — после начала разбега игрока 1-го темпа;

— для окончания разбега — траектория полета мяча при второй пе­редаче.

 

 

В современном волейболе используются различные комбинации (вза­имодействия), основой которых является активная игра атакующего 1-го темпа (атакующего первой очереди).

Изучение и совершенствование групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих уп­ражнений и упражнений по технике и такие игры.

Методические приемы обучения следующие:

— назвать тактическое взаимодействие;

— показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.;

— показать место и путь игроков при выполнении тактического вза­имодействия;

— имитация этого взаимодействия;

— практическое выполнение взаимодействия с первой передачи ата­кующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.

При совершенствовании подключаются принимающие подачу игро­ки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие разных зон с использованием низких, быстрых и других передач и со­противления блокирующих игроков.

Взаимодействия в групповой тактике нападения могут быть:

I— между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападаю­щего удара) и связующим игроком передней линии;

II— между игроком, принимающим мяч после подачи (или напада­ющего удара) и связующим игроком выходящего с задней линии;

III— между связующим игроком и нападающими игроками 1го и 2-го темпа и наоборот;

IV— нападающих игроков между собой в своих зонах и зоне партне­ра.

В такой последовательности и изучают и совершенствуют групповые тактические взаимодействия в нападении.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования Условные обозначения:

 

 

 

1-11 — а) Прием мяча, переброшенного через сетку на связующего игрока в зону 3 (2, 4);

б) То же, но в момент полета мяча к принимающему игроку, свя­зующий меняет месторасположение;

в) То же, но после приема подачи;

г) То же, что в а), б), в), но прием мяча на связующего игрока выходящего с задней линии из зоны 1 (6, 5);

Ш-1V — д) То же, что в а), б), в), г), но передача одному из 2-3-х нападающих игроков без блока, с блоком (см. схемы).

 

 

 

Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападаю­щим ударам с первых передач и откидок

1. Первая передача из зоны 6 в зону 4 — игрок зоны 4 выполняет нападающий удар.

2. То же, но игрок зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3 или 2.

3. То же, но первая передача после переброса мяча (или передачи) через сетку с другой стороны площадки.

4. То же, но действия игроков атаки в зависимости от действия бло­кирующего игрока (блок поставлен — откидка, блока нет — удар).

5. То же, что в 1,2,3,4 (в такой же последовательности), но первая передача в зону 2.

6. Первая передача для атакующего удара из зоны 2 (4) в зону 3 с ударом, откидкой в зоны 2 (4) и в зависимости от действий блокирую­щего игрока (блок поставлен — откидка, блока нет — удар).

7. Первая передача из зоны 3 в 4 — откидка за голову для удара игроком зоны 3.

8. То же, но первая передача из зоны 3 в 2 — откидка за голову для удара игроком зоны 3.

9. То же, но с блоком (блок есть— откидка, блока нет — удар)

10. То же, но первая передача мяча после его переброса (или переда­чи) с другой стороны площадки.

11. Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2 или 1 — откидка за голову для завершения атаки игроком зоны 4.

12. То же, но первая передача из зоны 4 или 5 в 3 (целесообразно это выполнять, если в зоне 3 находится «левша») — откидка за голову в зону 2.

13. То же, что в 11 и 12, но с блоком (блок поставлен — откидка, блока нет — удар).

14. То же, но первая передача после переброса мяча (передачи) через сетку с другой стороны площадки.

 

 

 

Командные тактические действия — результативность нападения за­висит от индивидуальной технической и тактической подготовленнос­ти игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженно­сти всей команды.

Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.

Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:

— система игры в нападении через связующего игрока передней линии;

— система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;

— система игры в нападении с первых передач и откидок. Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны на­падения.

Для всех систем нападения построение командных тренировок мо­жет быть примерно следующим:

а) в расстановке прием мяча, переброшенного через сетку с другой стороны площадки, и розыгрыш мяча для простых взаимодействий;

б) то же, но выполнение более сложных комбинаций;

в) то же, но с блоком;

г) то же, но после приема подач;

д) то же, но после атаки следует контратака (поочередно перебра­сывается на сторону атакующей команды несколько мячей).

Длякаждой расстановки необходимо выполнение вышеперечислен­ных упражнений.

Существует целый ряд упражнений, которые принято называть ком­бинированными, так как в них параллельно совершенствуется тактика и нападения и защиты. В волейболе в любой ситуации переход от защи­ты к нападению и от нападения к защите происходит очень быстро. Ценность комбинированных упражнений заключается в том, что наря­ду с налаживанием взаимодействий в нападении и защите в них совер­шенствуется умение игроков быстро переключаться с одних действий на другие. Условия их выполнения максимально приближены к игро­вым ситуациям. Целый ряд комбинированных упражнений можно вы­полнять поточно, без остановок, что резко повышает их интенсивность и эффективность.

Варианты начальной расстановки и дальнейшее развитие атаки оп­ределяются тем, из какой зоны выполняется передача на удар и сколь­ко нападающих игроков участвует в атаке.

Система игры в нападении через связующего игрока передней линии — наиболее простая и надежная. Атакующая мощь при этой системе сни­жена из-за наличия в линии нападения двух игроков, и количество

 

 

 

комбинаций, естественно, ограничено. Для усиления атаки использу­ются игроки задней линии, если они могут результативно атаковать из-за 3-метровой линии.

Наиболее удачные позиции для передачи мяча в зонах — 2 и 3. Эта система игры в нападении требует от нападающих игроков вы­сокой степени владения техникой нападающего удара, т.к., как прави­ло, завершению атаки противостоит групповой блок. Кроме того, высо­кий уровень индивидуального тактического мастерства позволяет эф­фективно бороться с блоком соперника.

 

Примерные варианты расстановки игроков при атаке по этой системе

Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии — наиболее совершенная система, позволяющая иметь в линии нападения трех нападающих игроков, которые путем скрытных и быстрых перемещений создают трудности для организации группово­го блокирования.

Одна из главных ролей при игре в нападении по этой системе при­надлежит связующему игроку, который должен быть очень ловким и подвижным, с отличной реакцией и обладать (в идеальном случае)

 

 

 

большим опытом, а также хорошим видением площадки во время всей игры, должен быть хладнокровным и точным.

Современный связующий помимо отличного выполнения своих обя­занностей должен результативно атаковать и блокировать.

Перед выполнением передачи связующий должен контролировать расположение нападающих игроков своей команды и блокирующих со­перника движением глаз. Кроме того, он должен учитывать результа­тивность нападающих игроков в данной встрече, не пасовать одному нападающему, не усложнять свои действия, в трудных игровых ситуа­циях не рисковать, а сыграть просто.

В большинстве случаев (для нападающих — правшей) позиция свя­зующего игрока находится между зонами 2 и 3 в 1-2 м от сетки. При выходе с задней линии связующий игрок не должен мешать на приеме мяча рядом стоящим партнерам.

Наиболее удачный маршрут движения при выходе из зоны 1 — вдоль боковой линии, из зоны 6 у сетки (игроки зон 3 и 6 располагаются у сетки), из зоны 5 — из зоны действия игрока зоны 4. Если связующий игрок выходит из зоны 1 не вдоль боковой линии, а из зоны, то появ­ляется опасность скрещения движения игрока с трассой полета мяча (подача мяча в зону выхода).

От комплектования команды зависит выбор вариантов комбина­ций с определенной начальной расстановкой игроков стартовой шес­терки. В последнее время в практике распространены два варианта ком­плектования стартовой шестерки: четыре нападающих и два связую­щих (4-2) и пять нападающих и один связующий (5-1). При варианте комплектования 5-1 связующий игрок может располагаться в любой зоне начальной расстановки. При этом желательно, чтобы в противо­положной от него зоне находился нападающий игрок, владеющий вто­рой передачей.

 

Примерные варианты расстановки игроков при игре

в нападении по этой системе:

 

 

Система игры в нападении с первых передач и откидок — самая ре­зультативная система. Чтобы полноценно использовать эту систему, необходимо иметь в команде игроков с соответствующим уровнем тех­нико-тактической подготовленности (уметь атаковать с первой переда­чи, хорошо владеть откидкой и первую передачу выполнять точно).

Обычно передачу сразу на удар используют в контратаках (при до­игрывании), гораздо реже — при приеме подач, если подачи несложные.

Риск при использовании этой системы очевиден: если первая пере­дача будет неточной, то атака на результат проблематична.

Откидки могут быть короткими (в зоне), средними (из зоны в зону) и длинными (через зону). Откидки должны производиться с невысокой траекторией полета мяча. При совершенствовании этой системы серьез­ное внимание уделять атакам с откидки за голову из зон 4 и 2. Если откидка из зон 4 и 2 перед игроком, то первая передача делается на 1-2 м от боковой линии, а если за голову — на 2-3 м от боковой линии.

Передачу на удар давать не очень высоко и не очень близко к сетке, на расстоянии 0,5 — 1 м от сетки.

Передачу в зону 2 целесообразно давать в том случае, если там на­ходится левша (то же самое и для игрока зоны 3, когда передача дается из зоны 4 или 5).

Между партнерами, участвующими в данной комбинации, должны быть полное взаимопонимание и сыгранность в действиях.

 

 

Такие комбинации осуществляют при взаимодействии двух-трех иг­роков. Главное в них — внезапность атаки. Разберем примеры:

1. Первая передача направлена для удара игроку зоны 4, который и выполняет нападающий удар. Если же противник успел организовать блок, то нападающий зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара в зону 3,2 или 4, куда может переместиться другой игрок.

2. Первая передача направлена сразу на удар игроку зоны 2, тот откидывает мяч назад через голову для завершающего удара.

3. Игрок зоны 3 стоит у сетки. Первая передача направлена ему сразу для удара справа от него. Нападающий зоны 3 выполняет удар с места с поворотом либо откидывает мяч вперед игроку зоны 2 или назад игроку зоны 4.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.02 с.