Психологические качества и свойства личности — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Психологические качества и свойства личности



Достижение высокой физической, технической, тактической под­готовленности и успешные выступления на соревнованиях невозмож­ны без высокого уровня развития определенных психологических ка­честв и свойств личности волейболистов.

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волей­болиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, вооб­ражению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам'.

Большинство действий волейболисты выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. При непрерывном потоке информации о ком­плексе движущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) в услови­ях противодействия соперников, необходимо быстро и точно выпол­нять игровые приемы. Поэтому особые требования предъявляются к боль­шому объему поля зрения.

Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита вре­мени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределен­ность предстоящего действия и большое разнообразие способов реше­ния одной и той же двигательной задачи. Большинство движений во­лейболистов требуют зрительно-моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и вре­мени восприятия различных движений («чувство мяча», «чувство сет­ки», «чувство площадки», «чувство времени»).

Высокая скорость полета мяча, быстрые перемещения игроков, бы­стрые и внезапные смены игровых ситуаций предъявляют высокие тре­бования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и пе­реключению внимания. Волейбол является динамичной игрой, в кото­рой требуется напряженное и интенсивное внимания. Другая важная особенность внимания — переключение, которое проявляется в быст­ром переходе от одной деятельности к другой или в изменении выпол­няемых действий в рамках одной деятельности. Большие требования предъявляются к распределению внимания для успешного выполнения нескольких видов деятельности.

Любое тактическое действие протекает путем:

— восприятия и анализа игровой ситуации;

мысленного решения тактической задачи;

 

' В.Е.Хапко, В.Н.Маслов. Совершенствование мастерства волейболистов. Киев, Здоровье,1990,с.61.

 

 

—двигательного решения тактической задачи.

Тактическое мышление в волейболе характерно своей нагляднос­тью: волейболист видит результат своих удачных и неудачных дей­ствий.

Для достижения успеха в волейболе спортсмен должен уметь управ­лять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при раз­личных состояниях организма, в условиях утомления, действиях сби­вающих факторов.



Эмоциональное состояние волейболистов в ходе игры может быть положительным и отрицательным. Отрицательное состояние нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии, проявляющихся в не­уверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выпол­нения того или иного действия и др.

Для регуляции эмоциональных состояний необходим комплекс ме­роприятий по предупреждению или ликвидации уже возникших состоя­ний (раздел 5.4).

Волевые усилия — это активное проявление сознания, направлен­ного на саморегуляцию и мобилизацию возможностей спортсмена для успешного преодоления трудностей в процессе игры.

Ведущей стороной волевого качества целеустремленность является волевая направленность на достижение поставленных целей, сознатель­ное отношение к спортивной деятельности.

Совершенствование мастерства в условиях преодоления возникаю­щих труд ноете и, стремление не останавливаться на пути к достижению цели характеризуют такое волевое качество, как настойчивость.

Решительность и смелость выражаются в способности принимать от­ветственные решения, сопряженные с риском, а также в своевремен­ности принятия решений в ответственные моменты игры.

Выдержка и самообладание помогают преодолевать неблагоприят­ные эмоциональные состояния в экстремальных условиях.

Инициативность и самостоятельность характеризуются оригиналь­ностью и своевременностью самостоятельных решений и способов их осуществления в трудных условиях тренировки и соревнований.

В зависимости от особенностей проявления волевых усилий можно судить об уровне развития волевых качеств волейболистов.

 

Техника игры

Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть ши­роким кругом технических приемов и способов, эффективно использо­вать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат.



 

 

Для последовательного изучения и анализа техники игры пользуют­ся классификацией — разделением однородных приемов и способов дей­ствий по классам на основе сходных признаков (рис. 2).

Технический прием — это система рациональных движений, сход­ных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каж­дый технический прием включает способы действий, которые отлича­ются друг от друга деталями выполнения движения. Основными клас­сифицирующими признаками являются: количество рук, участвующих в ударном движении; место удара кистей по мячу; положение тела иг­рока относительно сетки и др.

Разновидности техники детализируют описание способов и характе­ризуют движение по различным признакам условий выполнения при­ема, как-то: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием, и т.д.

Варианты техники — конечный уровень классификации, описыва­ющий особенности выполнения технического приема при тактической реализации.

Каждый технический прием представляет собой систему движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определен­ным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами.

В однократных движениях, к которым относятся технические при­емы волейбола, выделяют подготовительную, основную (рабочую) (см. рис. 2) и заключительную фазы. Вместе с исходным положением они определяют двигательный состав каждого приема (табл. 3).

Таблица 3

Приемы   Начальное положение   Фазы технических приемов  
Подготовительная   Основная   Заключительная  
Подача   Стойка   1.Возможное перемещение 2.Подбрасыва- ние мяча 3.Замах   Встречное удар-ное движение   1.Опускание рук 2. Переход к но­вым действиям  
Передача   Стойа   Перемещение к месту встречи с мячом 2. Вынос рук   Встречное ударное движение   1.Опускание рук 2. Переход к но­вым действиям  
Напада­ющий удар   То же   1. Перемещение к месту встречи с мячом:а) разбег б) прыжок 2.Замах   То же   1.Снижение и приземление 2. Опускание рук 3. Переход к но­вым действиям  
Прием мяча   То же   1. Перемещение к месту встречи с мячом 2. Вынос рук   То же   1.Опускание рук 2. Переход к но­вым действиям  
Блок   То же   1. Перемещение к месту встречи с мячом: а) разбег б) прыжок 2. Вынос рук   То же   1. Снижение и приземление 2. Опускание рук 3. Переход к но­вым действиям  

 

Основной задачей начального положения является создание макси­мальной готовности к последующему перемещению — игрок принима­ет стойку.

В подготовительной фазе действие направлено на создание наилуч­ших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема.

В основной (рабочей) фазе действие направлено на реализацию смыс­ловой задачи технического приема — взаимодействие игрока с мячом встречным ударным движением.

В заключительной фазе выполнением технического приема завер­шается и игрок переходит к новым действиям.

Действия волейболиста протекают в условиях активного влияния сби­вающих факторов, которые ухудшают результат выполнения техничес­ких приемов (шум, недостаточное освещение, утомление и др.). Одна из основных задач подготовительной фазы любого технического при­ема — приспособление данного приема к меняющимся условиям игры. Все эти моменты необходимо учитывать при обучении техническим приемам и их совершенствовании.

 

Техника нападения

Техника перемещений

 

Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волей­болист перемещается по площадке. Основная цель таких перемеще­ний — выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы пере­мещений.

Стартовые стойки. Их задача — приобретение максимальной готов­ности к перемещению. Это возможно в том случае, если игрок прини­мает неустойчивое положение, при котором ему легко начать движение. Для принятия оптимальной стоки необходимы относительно неболь­шая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она по­зволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек.

Устойчивая стойка — одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. ОЦТ тела игрока проектируется между ног на середине площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище не­сколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.

Основная стойка — обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга. ОЦТ тела игрока проецируется на середину опоры, вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед,

 

согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем (рис. 3).

 

Рис.3. Основная стартовая стоика волейболиста.

 

Неустойчивая стойка — обе ноги расположены на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; одна­ко в последнем случае вес тела приходится на пере­днюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.

Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, — это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и по­могает быстрее начать перемещение. Такие стойки на­зывают соответственно статическими и динамическими.

Особенности стартовых стоек следующие:

во всех случаях начало движения в любую сторону из положения стартовой стойки осуществляется быстрее и точнее, чем из обычного положения;

начало движения из положения динамических стоек осуществляется быстрее, чем из положения статических стоек;

независимо от типа стоек скорость движения в стороны определяет­ся по рангу: вперед-влево — вправо-назад;

наиболее оптимальной является основная стойка (статическая, ди­намическая).

В различных игровых ситуациях при выполнении различных техни­ческих приемов могут использоваться все типы стартовых стоек.

Перемещения. Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бе­гом, скачком.

Ходьба — игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обыч­ного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро при­нимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кро­ме обычного шага можно применять приставной и окрестный шаги.

Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными рас­стояниями перемещения, резкими изменениями направления и оста­новками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передви­жения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, ана­логичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволя­ет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление.

Скачок — это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, ска­чок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его.

 

Техника владения мячом

Подачи. Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, ле­вую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 450, левое плечо на­ходится впереди правого — это играет существенную роль в последую­щем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка накло­нено вперед, при верхних — расположено вертикально. Вес тела равно­мерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на се­редину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и выне­сена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть нахо­дилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху.

Важнейшая деталь техники подачи — подбрасывание мяча. Значи­тельная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обес­печения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следую­щие условия:

траектория движения мяча снизу-вверх должна быть возможно бли­же к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положе­ниях параллельна опоре;

подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости — это способствует опти­мальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.

Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновре­менно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу — проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгиба­ют в коленях, стоящая сзади — несколько больше. Затем следует не­большая пауза.

В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, ко­торое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разги­баясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продви­гают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: махо­вым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу — про­екция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры.

Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше

 

двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг.

Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным обра­зом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта тако­го сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и про­изводит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точ­ность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одно­временно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отно­шении, но более совершенно по своей организации.

После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в на­правлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за на­правлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок сле­дит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составля­ли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опус­канием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям. Существуют пять способов выполнения подачи.

Нижняя прямая подача. Здесь удар по мячу наносят ниже оси плече­вого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществ­ляют маховым движением правой рукой сзади-вниз-вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении (рис. 4).

Нижняя боковая подача. Удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два варианта выполнения этой подачи. В обычном варианте замах производят в направлении вниз-на­зад в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 450. Правое плечо при этом отводят назад и опускают. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вправо-вперед, се выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. Ударяют по

 

Рис. 4. Нижняя прямая подача

 

 

мячу напряженной согнутой кистью снизу-сбоку. После удара осуще­ствляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении по­дачи и фиксируя ее в таком положении (рис. 5). Второй вариант описы­вается в разделе «Особенности техники подач при их тактической реа­лизации».

Верхняя прямая подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке (прямо). Мяч подбрасывают почти над голо­вой и несколько впереди на высоту до 1,5 м. Замах выполняют вверх-назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. Угол сгиба­ния в локтевом суставе (плечо — предплечье) не должен быть меньше 900. Одновременно с замахом прогибаются в грудном и поясничном от­делах, правое плечо отводят назад. При ударном движении правую руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выно­сят вверх, правое плечо поднимают вверх. Продолжая маховое движение, ифок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки — примерно 800). Удар выполняют сзади и несколько снизу, чтобы мяч двигался вперед и вверх (рис. 6).

Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился почти над головой. Замах выполняют вниз-назад, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В ударном движении правую махом выносят по дуге

Рис. 6. Верхняя прямая подача Рис. 7. Верхняя боковая подача

сзади-вверх; при этом правое плечо поднимают вверх, оставляя левое в том же положении. Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки около 800) сзади и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигал­ся вперед и вверх (рис. 7).

Верхняя прямая подача в прыжке с разбега. Исходное положение иг­рока перед подачей в 3-5 м. от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или дву­мя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает раз­бег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом на­падающем ударе. При относительно невысоком подбросе мяча вверх-впе­ред разбег перед прыжком может быть одношажным или двушажным. Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестообразным движением кисти (мяч летит с вращением) или насколько закрепленной кистью в лучезапястном суставе (мяч планирует при уско­ренном ударе или «укоротится» — при ударе с тормозящим эффектом).

 

Особенности техники подач при их тактической реализации (варианты подач)

 

Варианты подач как проявление особенностей при их тактической реализации определяются параметрами результирующей траектории: вы­сотой траектории полета мяча (высокая, обычная), особенностями по­лета (с вращением, без вращения) и т.д.

В современной игре подача может использоваться как средство ак­тивного нападения. Тактической задачей в таких случаях является не­посредственный выигрыш очка или затруднение тактических действий соперника, выполнение при этом точных, скоростных, планирующих подач. При выполнении точных подач можно использовать нижнюю пря­мую, обычный вариант нижней боковой и вариант верхней прямой подачи с вращением мяча. Для правильного выполнения такой подачи необходимо:

уменьшить амплитуду замаха, можно использовать и предваритель­ный замах перед подбрасываем мяча;

увеличить длину пути руки при переносе веса тела в ударном движе­нии;

использовать направляющую работу кисты руки, в которой кисть до выпуска мяча должна занимать постоянное положение;

вытягивать руки вперед в сопровождающем движении.

При выполнении скоростных подач используют такие варианты: вер­хнюю прямую подачу с вращением мяча, верхнюю боковую с места и после перемещения. Для правильного выполнения первых двух вариан­тов важно:

дальше отводить руку при замахе, чтобы путь разгона ударной мас­сы был наибольшим;

 

последовательно включать в ударное движение основные группы мышц ног, туловища и руки;

постепенно и плавно наращивать скорость движения руки, чтобы к моменту удара она была максимальной.

Верхнюю боковую подачу можно выполнить после предварительного перемещения в один или несколько шагов. Задача такого перемещения — увеличение ударного импульса и тем самым скорости полета мяча.

Условия правильного выполнения такого варианта подачи:

перемещение заканчивать так, чтобы с последним шагом ноги при­няли исходное положение, характерное для замаха;

на последнем шаге, одновременно с приставлением ноги, правую руку отводить для замаха;

подбрасывать мяч перед перемещением или на последнем шаге.

Для того чтобы траектория полета мяча при подачах была высокой, на открытых площадках можно использовать разновидность нижней бо­ковой подачи. Перед выполнением подачи игрок становится правым бо­ком к сетке, правую ногу ставит впереди. Мяч подбрасывает несколько ближе к правой руке и туловищу (меньше длины вытянутой руки). За­мах правой рукой выполняет вниз-назад в плоскости, перпендикуляр­ной опоре. Вес тела распределен на обеих ногах, ноги в коленях сгибает одновременно. В ударном движении правую руку маховым движением сзади-вниз-вперед-вверх игрок выводит под мяч так, чтобы нанести удар примерно на уровне пояса. Удар выполняет резким и быстрым движением снизу по дальней от сетки половине мяча ребром ладони со стороны большого пальца так, чтобы после удара он получил передне-заднее вращение. Обе ноги при этом выпрямляет в коленях. После удара рука продолжает движение вверх до остановки; амплитуда сопровожда­ющего движения невелика (рис.8).

Подачи, при которых мяч летит не вращаясь, получили называние планирующих. Планирующие подачи выполняются способом верхняя прямая, по своей структуре они мало отличаются от верхней прямой подачи с вращением мяча. Однако здесь особенно важно соблюдать сле­дующие условия:

подбрасывать мяч так, чтобы он опускался не вращаясь, высоту под­брасывания уменьшать;


 

Рис.8. Подача с высокой траекторией полета мяча

при замахе значительно уменьшать амплитуду движения, что обес­печивает точное попадание мяча при ударе в нужное место.

По мячу следует ударять кулаком или плоской напряженной костью, что обычно не создает вращающего эффекта. При ударе мяч должен полу­чить высокую начальную скорость полета (не менее 17 м/с), в против­ном случае он не будет планировать. Поэтому ударное движение должно быть очень быстрым, резким. В момент удара в одном случае движение руки резко тормозится — она мгновенно останавливается (сопровожда­ющее движение отсутствует), в другом — также резко тормозится, но сопровождающее движение выполняется с меньшей скоростью. Во всех случаях контакт кисти с мячом должен длиться возможно меньше.

Верхняя боковая полчаса также может быть использована как плани­рующая. По конструкции движения этот вариант не отличается от обыч­ного, необходимо лишь соблюсти условия выполнения удара по мячу. Таким образом, выполнение планирующих подач определяют конструк­тивные особенности техники и специфика нанесения ударов по мячу.

Передачи. Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает:

прием мяча; задача — в любом случае оставить его в игре;

передача мяча; цель — направление в определенное место или опре­деленному партнеру.

Следовательно, такое взаимодействие можно рассматривать как це­лостный технический прием. Однако в тренировочной работе целесооб­разно рассматривать прием и передачу мяча как отдельные технические приемы, определяемые текущей задачей, которая стоит в определенные моменты игры (нападении или защите).

Передача (при тактической реализации как вторая передача) — тех­нический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей.

Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впе­реди — стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой сто­рон, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предпо­лагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Здесь важны быст­рый старт, быстрое наращивание скорости движения на первой трети пути и постепенное торможение для точного выбора места встречи с мячом. Последний шаг выполняют как стопорящий; стопы целесообраз­но ставить на одном уровне, параллельно друг Другу, — это помогает точнее адресовать мяч при передаче. В исходном положении ноги согну­ты в коленях (угол в коленном суставе не должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей. Указа-

 

тельные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, через ко­торый игрок наблюдает за приближающимся мячом. Кисти рук супинированы, при оптимальном напряжении имеют форму овала, образуя своеобразный ковш.

При приближении мяча встречное движение начинают ноги — их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: раз­гибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча при передаче. Это осуществляется прямолинейным движением оси лучезапястного сустава по отношению к оси плечевого сустава. При вы­полнении встречного ударного движения быстро и энергично разгиба­ют ноги и относительно медленно — руки.

Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраня­ют положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны на­правлению движения мяча при передаче. При выполнении ударного дви­жения кисти пронируются. Пальцы при ударе выполняют различные функции: большие пальцы принимают на себя основную нагрузку амор­тизации и удержания мяча в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние пальцы являются основной ударной час­тью кисти; безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его полета.

После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать руки после сопровождающего движения (рис. 9).

 


 

 


Рис. 9. Передача мяча сверху двумя руками

Передачу в прыжке выполняют в том случае, когда мяч летит высо­ко и за игрока. Разбег и прыжок осуществляют так же, как при напада­ющем ударе (см. далее). Во время взлета руки выносят так, чтобы кисти были над головой игрока несколько выше, чем при выполнении обыч­ного варианта передачи. Встречное ударное движение характеризуется активной работой рук и минимальными движениями туловища и ног;

такие передачи могут быть лишь короткими и укороченными. Наиболее эффективно выполнение ударного движения в высшей точке подъема тела при взлете (рис. 10).

 

 

 

О О

 

Рис. 10. Передача мяча в прыжке

сверху двумя руками

Рис. 11. Передача мяча сверху одной рукой

 


Передача одной рукой сверху. Ее выполняют только в прыжке и как укороченную. Разбег и прыжок осуществляют так же, как и при нападаю­щем ударе. Во время взлета правую (левую) руку выносят над головой и приводят к сагиттальной оси. Локоть высоко поднят и направлен вперед. Кисть развернута ладонью вперед и расположена над головой, пальцы несколько согнуты и напряжены, большой палец приведен, образуя свое­образную форму рюмки. Пальцы направлены вверх, навстречу мячу. Удар­ное движение выполняют активным разгибанием руки в локтевом суста­ве, в плечевом суставе движение минимально. Удар но мячу толчкообразен, резкий, без сопровождения; пальцы обхватывают мяч (рис. 11).

Особенности техники передач при их тактической реализации (варианты передач)

В современной игре передача — важнейший элемент нападения, свя­зывающий действия защиты непосредственно с атакой. Главная техни­ческая задача здесь — обеспечить наилучшее условия для действий ата­кующего игрока при выполнении им нападающих ударов, используя при этом передачи точные, скоростные, чередуя их по направлению, дайне, высоте, выполняя отвлекающие действия.

По скорости полета мяча передачи подразделяют на медленные (до 10 м/с), ускоренные (до 16 м/с) и скоростные (более 16 м/с). Для уве­личения скорости полета мяча используют варианты скоростных и ус­коренных передач, выполненных способом сверху двумя руками. Ско­рость полета мяча увеличивают следующим образом:

в исходном положении принимают более высокую стойку, ноги в коленях сгибают меньше (около 1400 ); положение кистей рук зависит от длины передачи, но во всех случаях они расположены ниже, чем при медленной передаче;

удар выполняют быстрым, активным движением рук, ноги и руки при этом выпрямляются одновременно.

 

 

Характерно отсутствие сопровождающего движения, поэтому такие передачи менее точны. Для выполнения точных передач используют все варианты медлен­ных передач, выполняемых способом сверху двумя руками, Условиями правильного выполнения таких передач являются: правильный и точный выход под мяч; активные, быстрые движения ног при относительно медленном дви­жении рук; активное выполнение сопровождающего движения в направлении полета мяча при передаче. Чередование передач по направлению и длине позволяет использо­вать для атаки всю игровую часть сетки. Передача вперед рассмотрена раньше. Передача назад. Ее целесообразно выполнять из положения, в кото­ром одну ногу (обычно левую) ставят впереди другой. В исходном поло­жении руки выносят так, чтобы кисти находились над головой (точнее, над проекцией ОЦТтела). В ударном движении первоначально разгиба­ют ноги в коленях. Одновременно игрок прогибается в грудной и пояс­ничной частях. Затем включают в работу руки: их полностью разгибают в локтях строго вверх. Необходимый угол взлета в направлении переда­чи задается и регулируется только величиной прогибания, а не движе­ния рук (рис. 12). Передачи длинные, короткие, укороченные. По длине передачи клас­сифицируются таким образом: длинные — передачи, направленные че­рез зону (например, из зоны 2 в зону 4); короткие — направленные в соседнюю зону (например, из зоны 2 в зону 2). Короткая передача описа­на раньше, угол взлета мяча составляет 75±3° . При длинной передаче кисти в исходном положении во время выноса рук располагаются не­сколько ниже, так, что большие пальцы находятся примерно на уровне носа игрока. При выполнении ударного движения скорость разгибания ног остается высокой; характерным является более энергичное и быст­рое движение рук. Угол вылета мяча — 67+2°. Для достижения эффекта неожиданности ата­кующих действий можно чередовать высоту пере­дач и использовать отвлекающие действия.

Передачи высокие, средние, низкие. По высоте различают передачи: низкие — наибольшая высота траектории полета мяча над сеткой до 1 м; средние — высота до 2 м; высокие — выше 2 м. Высота тра­ектории полета мяча регулируется скоростью вы­полнения ударного движения и величиной предва­рительного приседания (сгибания ног в коленях) в рабочей позе. Чем выше необходимо передать мяч, тем ниже следует опуститься перед ударом и быст­рее выполнить ударное движение.

 

Передачи с отвлекающими действиями. Один из путей дезинформа­ции соперника о предполагаемой атаке — отвлекающие действия игро­ка, выполняющего передачу. Подготовительная фаза, как наиболее ин­формативная для соперника, берется из одного технического приема, а основная — из другого.

В качестве примера рассмотрим передачу, известную в практике под названием «откидка». В подготовительной фазе игрок выполняет все дей­ствия, характерные для прямого нападающего удара: разбег, прыжок, замах. Однако руку в положении замаха не фиксирует. В высшей точке взлета игрок поворачивает туловище перпендикулярно сетке, одновре­менно из-за головы опускает правую руку и поднимает левую в исход­ное положение для передачи в прыжке. Затем мяч передает партнеру. Таким образом, передачу с отвлекающими действиями структурно мож­но представить следующим образом:

выполнение подготовительных действий другого технического при­ема (например, нападающего удара) или другого варианта этого техни­ческого приема (например, при желании выполнить передачу назад — все подготовительные действия для передачи вперед);

принятие исходного положения, специфичного для выполнения не­обходимой передачи (например, передачи сверху двумя руками в прыжке или передачи двумя руками сверху назад);

выполнение передачи своему партнеру.

 

Нападающие удары

 

Нападающий удар — технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяются два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей.

Прямой нападающий удар (рис. 13). При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное по­ложение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовитель­ная фаза включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достиже­ния достаточной горизонтальной скорости движения и его максималь­ного использования для прыжка.

Длина разбега — 2-4 м (как правило, три шага). Первый шаг относи­тельно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление раз­бега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратится мень­ше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная ско­рость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обычно выполняют ск






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.