Новейшая история стран Запада во 2-й половине XX – XXI вв. — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Новейшая история стран Запада во 2-й половине XX – XXI вв.



Новейшая история стран Запада во 2-й половине XX – XXI вв.

Й вопрос. Холодная война

Периодизация холодной войны

І этап — 1947—1955 — создание двухблоковой системы

ІІ этап — 1955—1962 — период мирного сосуществования

ІІІ этап — 1962—1979 — период разрядки

ІV этап — 1979—1991 — гонка вооружений

"Холодная война", термин, получивший широкое распространение после 2-й мировой войны 1939—45, для обозначения политики реакционных и агрессивных кругов Запада в отношении Советского Союза и др. социалистических стран, а также народов, борющихся за национальную независимость, мир, демократию и социализм.

Политика "Х. в.", направленная на обострение и сохранение состояния международной напряжённости, на создание и поддержание опасности возникновения "горячей войны" ("балансирование на грани войны"), имеет целью оправдать безудержную гонку вооружений, увеличение военных расходов, усиление реакции и преследования прогрессивных сил в капиталистических странах.

Политика "Х. в." была открыто провозглашена в программной речи У. Черчилля 5 марта 1946 (в г. Фултон, США), в которой он призвал к созданию англо-американского союза для борьбы с "мировым коммунизмом во главе с Советской Россией".

В арсенале методов и форм "Х. в.": образование системы военно-политических союзов (НАТО и др.) и создание широкой сети военных баз; форсирование гонки вооружений, включая ядерное и др. виды оружия массового уничтожения; использование силы, угрозы силой или накопления вооружений как средства воздействия на политику других государств ("атомная дипломатия", "политика с позиции силы"); применение средств экономического давления (дискриминация в торговле и др.); активизация и расширение подрывной деятельности разведывательных служб; поощрение путчей и государственных переворотов; антикоммунистическая пропаганда и идеологические диверсии ("психологическая война"); препятствование установлению и осуществлению политических, экономических и культурных связей между государствами.

Советский Союз и др. страны социалистического содружества прилагали усилия для ликвидации "Х. в." и нормализации международной обстановки. Под влиянием коренного изменения соотношения сил на мировой арене в пользу мира и социализма, явившегося результатом прежде всего роста могущества СССР и всего социалистического содружества, к началу 70-х гг. стал возможным поворот в сторону разрядки международной напряжённости. В 1-й половине 70-х гг. успехами политики разрядки явились ряд соглашений, заключённых между СССР и США, создание системы договоров и соглашений, признающих неприкосновенными послевоенные границы в Европе, подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. документов, знаменующих собой крах "Х. в.".



 

Й вопрос. Основные этапы европейской интеграции во 2-й-половине XX - начале XXI в.

 

Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

Й вопрос. США в 1945 — 2005 гг.

После Второй мировой войны США стали одной из двух мировых сверхдержав. 4 декабря 1945 Конгресс США одобрил вступление в Организацию Объединённых Наций, тем самым отойдя от традиционной политики изоляционизма в сторону большей вовлеченности в международные отношения. Послевоенная эра в США во всем мире была определена как начало Холодной войны, в которой Соединенные Штаты и Советский Союз пытались увеличить свое влияние за счёт других стран, наращивая ядерный арсенал и доктрину обоюдного уничтожения. Результатом стала серия конфликтов, включая Корейскую войну и Карибский кризис. Внутри самих Соединенных Штатов Холодная война вызывала опасения о влиянии коммунизма, а так же вылилась в усилия поддержать математику и науку для таких предприятий, как «космическая гонка».



Десятилетия спустя после Второй мировой войны США стали обладать глобальным влиянием в экономике, политике, военном деле, культуре и технологиях. В культуре среднего класса с начала 1950-х появилась одержимость в потреблении товаров.

Джонн Кеннеди был избран президентом в 1960. Прославившийся своей харизмой, он был единственным президентом США-католиком. Во время его пребывания на посту Холодная война достигла своей наивысшей отметки во время Карибского кризиса. Кеннеди был застрелен в Далласе (Техас) 22 ноября 1963 года.

Тем временем американский народ завершил свою великую миграцию из ферм в города, переживая время продолжительного экономического роста. Тогда же укоренившийся расизм по всем Соединенным Штатам, а особенно на Юге, получил вызов ростущего Движения за гражданские права, а так же лидеров-афроамериканцев, таких как Мартин Лютер Кинг. Во время 1960-х годов Законы Джима Кроу, легализовывавшие сегрегацию (политика принудительного отделения) между белыми и неграми, были отменены.

Контркультурная революция и разрядка (1964—1980)

Во время Холодной войны Соединенные Штаты ввязались во Вьетнамскую войну, непопулярность которой способствовала появлению общественных движений, включая движения среди женщин, меньшинств и молодёжи. Социальные программы «Великого общества» президента Линдона Джонсона и юридический активизм председателя Верховного суда Эрла Уоррена провели широкий диапазон социальных реформ на протяжении 1960-х и 1980-х годов. Феминизм и движение за защиту окружающей среды стали политическими силами, и продолжился прогресс предоставления гражданских прав для всех американцев. Контркультурная революция охватила всю Америку и большую часть западного мира в конце 60-х, сильнее разделяя не имеющее общего мнения общество, но также принесла более либеральные общественные взгляды.

Ричард Никсон стал преемником Линдона Джонсона в 1969, усилив вовлеченность во Вьетнамскую войну, однако скоро был готов подписать мирный договор в 1973, удачно закончив американское участие в войне. Американцы потеряли за время войны 58 000 человек, вьетнамцы — миллионы. Никсон использовал выгодный для США конфликт в Коммунистическом блоке между Советским Союзом и Китаем, поддерживая отношения с Китайской Народной Республикой. Началась новая эпоха Холодной войны, известная как разрядка. Эмбарго (запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров) повлияло на период экономического спада в 1973. Администрация Никсона ушла с позором из-за Уотергейтского политического скандала (настройка прослушивающей аппаратуры в штаб-квартире демократов) в августе 1974. При его приемнике, Джеральде Форде, про-американский южновьетнамский режим пал.

Джимми Картер был избран в 1976 благодаря тому, что он не был частью Вашингтонского истеблишмента (правящая элита). США страдали от рецессии (умеренный, некритичный спад производства), энергетического кризиса, медленного экономического роста, высокой безработицы и высоких процентных ставок. На мировой арене Картер был посредником Кемп-Девидских соглашений между Израилем и Египтом. В 1979 иранские студенты захватили американское посольство в Тегеране и захватили 52-х американских заложников. Картер проиграл выборы 1980 года республиканцу Рональду Рейгану, обещавшему «принести утро в Америку».

Революция Рейгана и конец Холодной войны (1980—1991)

В 1980 коалиция Рейгана стала возможной из-за потерь демократов в большинстве социально-экономических группах. «Рейгановские демократы» — так назвали тех, кто обычно голосовал за демократов, но были привлечены его политикой, личностью и лидерством. Выполнение «Налогового акта по восстановлению экономики» снизило подоходный налог с 70 % до 28 % за семилетний курс. Рейган продолжил снижать государственное налогообложение и регулирование. В 1982 году США пережили рецессию, уровень безработицы и количество банкротств были близки к уровню Великой депрессии. В следующем году ситуация резко изменилась: инфляция упала с 11 % до 2 %, безработица до 7,5 %, и экономический рост увеличился с 4,5 % до 7,2 %.

Рейган придерживался жесткого курса против Советского Союза, объявив его «Империей зла». Он разделял многие взгляды и цели с другом и союзником Маргарет Тетчер, премьер-министром Великобритании. Рейган встречался с Михаилом Горбачевым четыре раза. Горбачев пытался сохранить коммунизм в Советском Союзе сначала заканчивая дорогостоющую гонку вооружений с Америкой, а затем предоставляя свободу странам Восточно-европейского блока. СССР распался в 1991, положив конец Холодной войне.

После событий августа 1991 г. в России и распада СССР Дж. Буш поддержал курс, взятый Б.Н.Ельциным на реформы в России. Было решено закрыть 400 военных баз. В то же время США угрожали России экономическими санкциями за поставки ракетных технологий в Индию.

Избирательная кампания 1992 г. проходила на фоне некоторого экономического спада, роста дефицита торгового баланса, укрепления позиций конкурентов США на мировых рынках. ВВП Японии составлял 60 % от американского. Опросы общественного мнения показывали: большинство считало, что президент-демократ лучше справится с экономическими проблемами, чем президент-республиканец. Кандидат от демократов Б. Клинтон заявлял, что Америке нужны перемены.

Он предложил расширить занятость населения путем развития инфраструктуры, обещал снизить налоги, перестроить систему социальной помощи неимущим, выступил за всеобщее образование и медицинское обслуживание. Придя к власти, он пошел на сокращение ассигнований на ряд социальных программ, сократил на четверть госаппарат. В начале 1993 г. он обнародовал "новый курс" - экономическую программу, которую консервативный комментатор Бьюкенен охарактеризовал как крупнейший в истории США одноразовый грабеж правительство богатств и доходов американцев. Но Клинтону первоначально не удалось добиться через конгресс (сенат) выделения средств на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест. Были лишь одобрены расходы на выплаты пособий по безработице.

В ноябре 1996 г. состоялись очередные президентские выборы. Президент заявил о появлении 10,5 млн. рабочих мест. С учетом инфляции средний доход американской семьи вырос на 1600 долларов в г.. Средние темпы развития экономики составили в 1993 г. 3,1 %, в 1994 г. - 4,1 %, в 1995 г. - 3,2 %.

Б. Клинтон был избран на очередной срок. Но в ноябре 1994 г. республиканцы завоевали большинство в палате представителей. 2/3 губернаторов штатов - республиканцы. Это осложняло деятельность администрации Клинтона.

В послании к конгрессу из 10 пунктов Клинтон обратил внимание на развитие образования.

К середине 90-х гг. проблема афроамериканцев еще напоминала о себе. Хотя представителям расовых и национальных меньшинств стало легче получить образование и работу, чем 30 лет назад, среди них меньше образованных, чем среди белых, их работа хуже оплачивается. И лишь к концу 90-х гг. активнее пошел процесс переселения черного населения в южные штаты - показатель того, что по-видимому острота расовой проблемы стала снижаться.

2000 г. был последним годом пребывания Б. Клинтона у власти. Его администрация добилась впечатляющих успехов в ряде внутренних и международных проблем.

В течение 7 лет ежегодный прирост ВВП составил более 3 %, выше чем в других развитых странах. Инфляция упала до менее 2 % в г.. На долю США приходилось 4 % населения, но 22 % мирового дохода. Это обеспечило американцам один из самых высоких в мире уровней жизни - на 27 % выше, чем в Японии, на 41 % выше, чем в Германии. Бедность значительно сократилась. Безработица упала до 4,5 % (1998 г.). Было создано за 7 лет более 200 млн. новых рабочих мест, из них 1/3 - в информационном секторе. Экономический бум в значительной мере был связан с бурным развитием новейших информационных технологий. В 1998 г. объем электронной торговли на Интернете в США составил 50 млрд. долларов. США перехватили у Японии лидерство в конкурентоспособности ряда экспортных товаров.

Администрации Клинтона удалось в 1997 г. впервые за 42 г. ликвидировать дефицит госбюджета. В 1998 г. имелся профицит бюджета в 1,3 % ВВП. В результате была частично решена проблема государственного долга. Администрация Клинтона сохранила самую мощную военную машину в мире, сделав ставку на обеспечение абсолютного военного превосходства США. Состав вооруженных сил и размещение оборонных расходов сократился примерно на 1/3. Но военная инфраструктура, включая, передовое базирование американских войск в Европе, на Тихом океане и в Персидском заливе была, в основном, сохранена. На долю США приходилось 35 % мировых военных расходов и 75 % затрат на оборонные НИОКР. Это позволило США без соперников вступить в новый тур гонки вооружений, с включением в планы создания "национальной системы ПРО". Планируется в течение 10 лет переоснащение вооруженных сил системами вооружений 6-го поколения. В 1999 г. впервые существенно возросли военные расходы США.

Претензии США на роль единственной сверхдержавы обеспечивается не только военной и экономической мощью, но и системой военно-политических союзов. Эти союзы администрация Клинтона укрепила. НАТО присвоила себе функции коллективной безопасности в Европе. Принятая в апреле 1999 г. новая концепция НАТО означает "проецирование силы" в глобальном масштабе. Эта концепция была опробована в ходе войны против Югославии в марте - июне 1999 г. Силы НАТО были развернуты в Боснии, Косово, Албании, Македонии. Состав НАТО пополнился Польшей, Чехией, Венгрией. 25 стран участвует в программе "Партнерство ради мира", 50 - в Совете евро-атлантического партнерства.

Укрепились связи с Южной Кореей. В целом на долю США и их союзников приходится 60 % мировых военных расходов. Была сделана ставка на укрепление механизмов регулирования глобализации мировой экономики после распада биполярного мира.

Достижением Клинтона стало создание НАФТА(Североамериканская зона свободной торговли). США упрочили свою роль в ОЭСР(Организация Экономического Сотрудничества и Развития), МВФ, Всемирном банке. Клинтон сыграл решающую роль в создании ВТО (135 стран), определяющей правила игры в мировой торговле. В большинстве спорных вопросов ВТО поддерживает позиции США.

Доля внешней торговли в ВВП США - 25 %. По существу весь мир сегодня работает на США, обеспечивая процветание. Торговый дефицит стал одним из источников финансирования инвестиционного бума. Был обеспечен приток капитала в Америку. Интеграция США в глобальный рынок обеспечивает процветание за счет американского господства в мировой финансовой сфере.

В целом для администрации был характерен поиск "третьего пути" - сочетания современных рыночных методов с эффективным механизмом регулирования. Клинтон пытался избежать чрезмерного расширения роли государства, не отказываясь от его социальной функции.

Но личная репутация Клинтона была подмочена "Уайтуотергейтом" и скандальными связями с Моникой Ливински и попыткой дать ложную информацию в суде. Клинтон (после Э. Джексона) подвергся процедуре импичмента. Но ему удалось сохранить президентский пост.

Во внешней политике Б. Клинтон довел до конца ядерное разоружение бывших советских республик - Украины, Казахстана, Белоруссии. С Россией был заключен договор СНВ-2, который в случае его реализации лишает РФ основного элемента сил ядерного сдерживания - тяжелых ракет в шахтах. В начале первого президентского срока Клинтон провозгласил "стратегическое партнерство" с Россией, но вскоре от этого лозунга отказался. Вашингтон не стал торопиться с интеграцией РФ в западные институты. Вопрос о приеме России в НАТО никогда всерьез не обсуждался.

Во время событий в Югославии (1999 г.) отношения с Россией были осложнены и заморожены. В соседних с РФ государствах возросло влияние США. США пытаются поставить под контроль добычу и вывоз нефти в районе Каспийского моря. Разногласия с Россией существуют и в отношении событий в Чечне. Достаточно сложные отношения складываются с КНР из-за "проблемы прав человека" в Китае. США считают зоной "особых интересов" Латинскую Америку, стремясь укрепить здесь свои позиции. Администрация пыталась играть роль арбитра в урегулировании отношений между ООН и Израилем, хотя эта роль успеха не принесла. Вместе с тем США пытались "наказать" Ирак за попытки (недоказанные) создать оружие массового поражения путем бомбардировок, в результате которых гибли и мирные жители.

7. США на рубеже веков. Курс на перемены в США при Б. Клинтоне. Возвращение к власти республиканцев во главе с Дж. Бушем-младшим.

В ходе избирательной кампании 2000 г. традиционные экономические проблемы отошли на задний план, а на первый план выдвинулись проблемы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики играли в борьбе за президентский пост незначительную роль, что было на руку губернатору штата Техаса Дж. Бушу-младшему, не имевшему опыта в международных делах. Он критиковал демократов "за слабость", обещал увеличить расходы на оборону и руководствоваться интересами национальной безопасности США. В программе республиканской партии, выдвинувшей кандидатуру Дж. Буша содержится тезис о том, что КНР является соперником США. Достаточно мягкая риторика в отношении России, хотя политика Клинтона подвергается критике в том числе за поддержку ошибочного курса Б.Н. Ельцина. В документе содержится поддержка скорейшего развертывания национальной системы ПРО. В целом республиканскую программу характеризуют умеренность и прагматизм. Республиканцы признали необходимость активных действий правительства в социально-экономической сфере. Государство должно играть роль партнера в отношении людей, требующих сострадания. "Сострадательный консерватизм" Буша лишь в нюансах отличается от курса, предложенного кандидатом от демократов А. Гором - вице-президентом США. Лишь в вопросе о сокращении налогов платформа республиканцев выглядит более традиционно. Но при этом не утверждается, что такое сокращение не подорвет основных программ социальной и медицинской помощи. Демократическая платформа содержала идею "третьего пути" - между либерализмом государства и умеренным консерватизмом.

В итоге президентских выборов А. Гор опередил соперника по числу голосов избирателей более чем на 500 тыс., но проиграл выборы из-за двухступенчатой системы выборов: Дж. Буш получил больше голосов выборщиков от штатов.

Джордж Уокер Буш-младший 20 января 2001 г. вступил в должность президента США. Во время инаугурации он призвал американцев к цивилизованности, мужеству, состраданию и нравственной цельности, поклялся строить единую нацию справедливости и равных возможностей. В сенате большинство республиканцев обеспечивал лишь голос вице-президента Д. Чейни, чуть больше у них перевес и в палате представителей. Буш, имея слабый мандат, пытается объявить себя объединителем страны и заручиться поддержкой демократов. Выход из республиканской партии сенатора Дж. Джеффарса изменил соотношение сил в сенате. Команда президента: госсекретарь К. Пауэлл, министр обороны Д. Рамсфелд, помощником президента по вопросам национальной безопасности стала К. Райс. Из 14 членов кабинета лишь 6 - белые мужчины, остальные - 3 белых женщины, 2 афроамериканца, 2 выходца из Латинской Америки, включая женщину, и даже член кабинета Клинтона, демократ японского происхождения министр транспорта Н. Минета. В целом кабинет имеет сравнительно умеренный по взглядам характер.

Буш начал с пересмотра последних решений своего предшественника: закрыл отделы при Белом доме по борьбе со СПИДом и по расовым отношениям, прекратил попытку судебного преследования табачных корпораций, отменил распоряжения по программам детского питания, запретил госсубсидии благотворительным организациям, поддерживающим аборт.

Конгрессу было предложено сократить в течение 10 лет налоги на 1,6 трлн. Долларов, а ставки налогов с 15 до 10 % для малоимущих и с 39 до 33 % для богатых. Буш занялся Биллем о правах пациентов, которые могут через суд требовать справедливой оплаты за лечение у специалистов. Предложено выделить штатам 12 млрд. долларов для субсидий на лекарства малоимущим.

Отодвинув в сторону проблему охраны окружающей среды, президент предложил выделить более 7 млрд. долларов на разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений, включая Аляску, и строительство оттуда газопровода. Буш высказался за ревизию американской военной мощи и формирование новой стратегической доктрины. Он - за одностороннее сокращение ядерных сил США (ныне у США 7519 ядерных зарядов, у России - 6 464), за пересмотр структуры вооруженных сил. Буш выступает за то, чтобы с новыми силами встретить вызовы нового столетия. В этой связи он выступает за создание национальной ПРО (НПРО).

в стадии пересмотра находится внешняя политика США. Первостепенное внимание уделяется отношениями с Мексикой и Канадой. Что касается России, здесь обозначились проблемы: НПРО, ядерное разоружение, отношения России с Ираном и Ираком, а также с КНР, Россия и ВТО. Примешиваются и внутрироссийские проблемы: коррупция, "угроза свободе слова". Высылка российских дипломатов за "недозволенные действия" и ответные меры России, интернирование секретаря союза России и Белоруссии П. Бородина несколько осложнили американо-российские отношения, ставшие более прохладными к началу XXI века. Будущее этих отношений зависит от того, каков будет курс администрации США после ревизии американской внешней политики и от того, в каком направлении и насколько успешны будут реформы в России.

Буш был на посту президента США 2 срока. На выборах 2009 г. Буш проиграл кандидату от партии демократов, и впервые в истории США президенту афроамериканцу – Бараку Обаме, который является президентом США 2 срок.

Й вопрос. Франция 1945-2005

Движение Сопротивления оказало огромное влияние на формирование партийно-политической системы в послевоенной Франции. Во Временное правительство вошли ФКП, СФИО (французская секция рабочего интернационала), МРП(народное республиканское движение) и др. (глава - Ш. де Голль). Были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения; введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. Наказаны военные преступники, коллаборационисты (Петэн, Лаваль и др.).

Выборы в Учредительное собрание. Развернулась борьба вокруг проекта Конституции (1946 г.).

2.Четвертая республика и ее крах.

Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.

Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина - колониальные войны: во Вьетнаме (1946 - 1954), в Алжире (1954 - 1962).

В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.

Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).

Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство "республиканского фронта" (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.

Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор "ультра", требующих "сильной власти", возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.

3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".

Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.

Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.

Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".

Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.

Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..

Новым президентом был избран сподвижник де Голля Жорж Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).

Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.

Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

4. Франция в середине 70-х - начале 80-х гг.

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.

В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д'Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (Объединение в Поддержку Республики). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.

В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и Союз за Французскую Демократию) и 2 левые (ФКП и ФСП).

Ж. Д'Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.

Ж. Д'Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.

Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.

5. "Левый эксперимент" 1981 - 1984 гг.

На президентских и парламентских выборах (май - июнь 1981 г.) победу одержали левые силы (ФСП, ФКП, левые радикалы). Президентом стал Франсуа Миттеран (ВСП), правительство возглавил П. Моруа (ФСП). Согласно совместной программе были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984 г.). В июле 1984 г. представители ФКП вышли из правительства.

6. Франция во второй половине 80-х - середине 90-х гг.

На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики - монетаризма, "политики равенства шансов".

Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены - не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. - к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на "жесткую экономику", отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.

В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.

Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал "перестройку" в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан "Договор о согласии и сотрудничестве".

После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен "Договор между РФ и Францией". В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.

7. Франция в конце ХХ века - начале XXI века.

В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.

Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.

Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.

Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал "розово-красно-зеленый альянс" (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.

Начался новый виток "сосуществования" - правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)

СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников - с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.

Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.

Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.

Жак Ширак был президентом с 1995 по 2007 гг., в 2007 г. президентом страны становится Николя Саркози - правый, на выборах 2012 г. президентом Франции становится Франсуа Олланд – социалист.

Й вопрос. ФРГ 1945-20






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.02 с.