Шить, жить, свистеть и петь. — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Шить, жить, свистеть и петь.



Ответьте одним словом.

– Неопределенная форма глагола – это … (инфинитив).

Чь в инфинитиве – суффикс или часть корня? (Часть корня).

– На что заканчивается суффикс в инфинитиве? (На ь).

– Слова, помогающие определить время. (Вчера, сегодня, завтра).

– Сколько времен у глагола? (Три).

– Суффикс прошедшего времени. (л).

12. Вставьте -тся или -ться в глаголы. Что вам поможет это сделать?

1) Сон приходит втихомолку, пробирает..ся сквозь щелку.

2) По ночам Илье не спит..ся, и в кровать он не ложит..ся, все хохочет..ся ему.

3) Перестал фонарь светит..ся, ему на месте не сидит..ся, мечтает..ся фонарю погулять по пустырю.

4) Вспоминает..ся мне: тихо бьет..ся вода о борта решета, и такая кругом красота!

13. Приведите по 5 примеров глаголов, соответствующих правилу, данному в стихах:

Если мы моем, чистим, что-то стираем,

Невозвратным глагол называем.

Если себя умываем, и кот умывается,

Возвратным глагол называется.

О каком признаке глагола здесь говорится?

Писал письмо. – Написал письмо.

Пишу письмо.

Буду писать письмо. – Напишу письмо.

– Как различить совершенный и несовершенный вид глаголов?

Игра «Кто быстрее?»

Учитель пишет на доске 2 (или 3) столбика глаголов несовершенного вида. К доске выходит по 1 ученику с каждого ряда и образовывают совершенный вид глаголов, при этом проставляя орфограмму. Какой ряд быстрее закончит работу – тот и победил.

Сд...раю Зап...раю Подт...раю Заж...гаю Перест...лаю Соб...раю Расст…лаю Изб...раю Бл...стаю Зад...раю Выб...раю Отп…раю Зат…раю Подж...гаю Заст...лаю. Наб...раю Прост...лаю Заб…раю Бл…стали Отд...раю Переб...раю Оп...раюсь Прот...раю Приж...гать Подст...лаю Уб...раю Заст…лаю Переб...раю Забл...стали Разд…рать

– Какие правила вспомнили о чередующихся гласных в корне слов?

О каких признаках глагола говорится в этих строчках?

Я несу, мы несем, Вы несете, ты несешь, Он, она, оно несут – Лица и число – все тут!

– Найди пропущенное лицо и число в стихотворении. (Они – 3л. мн.ч.).

– Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение).

17. Отгадайте загадку. Вставьте нужное окончание глаголов и определите их спряжение.

Что за жук?

Что за жук полза...т по полю? Тарахт...т, кур...т трубку. Перевертыва…т землю и раздает грачам червей. Этот работяга (не) зна...т усталости. Он раньше всех просыпа...тся и сразу же принима...тся за работу. А по вечерам, когда станов…тся темно, жук зажига...т глаза и ползет, уставший, к деревне. Уткнется в забор под навесом, погас...т свои глаза и засыпа...т.



Л. Сергеев.

18. Объясните, почему в одном случае употреблен глагол одеть, а в другом – надеть?

Мама песню напевала, Одевала дочку … Одевала – надевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела. Е. Благинина.

На каких свойствах инфинитива построена лингвистическая сказка?

Инфинитив

Слово берет Инфинитив.

– Эх, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня времени нет!

– Время мы тебе найдем. Какое тебе – настоящее, будущее или прошедшее?

– Лучше будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него времени – нет!

Ф. Кривин.

Найдите четвертое-«лишнее».

1) Захотеть, запеть, забыть, закричать.

2) Замирать, мирить, мирный, перемирить.

3) Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.

21. Почему нельзя употребить в 1-ом лице глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться? (Они обозначают действие нескольких лиц).

22. «Хитрые» вопросы.

– В каком глаголе нет корня? (Вынуть).

– В каких глаголах корень состоит из 1 буквы? (Шла, согнул, обуть, предпочла).

– В каком глаголе 100 букв, исчезнувших из алфавита в начале ХХ века? (Сто-ять).

– В каких глаголах 100 местоимений? (Сто-им, сто-я-т).

– Почему глаголы брезжить, морозить, смеркаться, вихриться, писаться не имеют повелительного наклонения? (Это безличные глаголы).

– Почему глаголы дымить, отгреметь, струиться, вымерзнуть, отзвучать, полыхать не имеют форм 1-го и 2-го лица? (Эти глаголы не обозначают действия людей).

– Посчитайте количество глаголов:

Чем так без дела заходить,

Ко мне на чай зашло бы.



(Здесь 1 глагол в 2-х значениях: зайти – 1) идя куда-либо, посетить кого-то; 2) скрыться за горизонтом).






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.