Битье не дает желаемых результатов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Битье не дает желаемых результатов

2017-06-09 212
Битье не дает желаемых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие исследования обнаруживают бесполезность шлепков как меры воспитания, и не найдется исследований, которые бы доказывали их пользу. Больше двух десятков лет занимаясь педиатрической практикой, мы познакомились с сотнями семей, пробовавших пресловутую «розгу» и обнаруживших, что от нее нет проку. Мы пришли к выводу, что родители все реже обращаются к «розге» по мере того, как набираются опыта. Шлепки не приносят пользы ни ребенку, ни родителям, ни обществу. Битье вовсе не способствует хорошему поведению, но создает дистанцию между родителями и ребенком, а также ведет к росту насилия в обществе. Родители, полагающиеся на наказание как на главный метод воспитания, ничего не знают о своем ребенке. Обыкновение шлепать ребенка препятствует поиску лучшего выбора, который помог бы им узнать их ребенка и выстроить хорошие отношения с ним. На примере наших собственных восьмерых детей мы тоже пришли к заключению, что шлепки не дают желаемых результатов. Мы заметили, что всё меньше раздавали шлепков по мере того, как становились опытнее и число наших детей увеличивалось. Мы решили, что в нашем доме не будут применяться шлепки и поставили себе целью сформировать такое мировосприятие у наших детей и создать такую атмосферу в семье, чтобы шлепки стали ненужными. Поскольку шлепки – это не решение вопроса о воспитании, мы были вынуждены поискать лучший выбор. В результате не только мы стали достойнее как родители, но, мы надеемся, и наши дети вырастут более чуткими и умеющими правильно вести себя.

 

 

Существует ли безопасный способ бить ребенка? [8]

 

Вам, очевидно, уже ясна наша позиция по вопросу о рукоприкладстве – не бить. Но мы достаточно опытны в деле воспитания и понимаем: некоторые любящие, заботливые, преданные родители считают, что шлепки входят в «пакет» воспитательных мер. Мы также сознаем, что, несмотря на наш совет отказаться от шлепков, некоторые родители будут шлепать своих детей. Максимум, что мы можем посоветовать таким родителям, – сделать их «карающую руку» менее тяжелой и жестокой. Примите во внимание наши предложения.

Проанализируйте свой родительский подход в целом. Если вы вообще заботливые родители, полагающиеся на привязанность, о которой шла речь в главе 2, ваши редкие шлепки вряд ли нанесут вред ребенку и вашим взаимоотношениям, однако вряд ли принесут и какую-то пользу. Если же, наоборот, вы холодноваты в отношениях с ребенком, шлепки станут еще одним препятствием, мешающим вам узнать вашего ребенка.

Проанализируйте свои отношения с ребенком. Ощущаете ли вы связь с ребенком? Считаете ли, что управляете поведением ребенка и способны предвидеть и предотвратить его нежелательное поведение? Известно ли вам, что́ именно провоцирует нежелательное поведение и что благоприятствует желательному? Есть ли знаки того, что ребенок привязан к вам? Ребенок вступает с вами в зрительный контакт? Непринужден, когда подходит к вам, обхватывает вас ручонками, доволен, когда вы берете его на руки? Ему с вами приятно, он умеет общаться с вами? Если вы в ответ на эти вопросы скажете «да», то редкие шлепки вряд ли пагубно отразятся на ваших взаимоотношениях. Однако, если у вас с ребенком нет настоящей близости, если вы не ощущаете связи с ребенком, физические наказания, вероятно, еще больше отдалят вас друг от друга.

Вот история матери двоих детей, которых я наблюдаю. Она – любящая, очень привязанная к своим детям, с развитой интуицией, с большим набором воспитательных мер, заменяющих шлепки. «Случалось, мы шлепали наших ребятишек – когда им было от трех до пяти. Раза три-четыре шлепки получала дочь, раза два, наверное, – сын. Не люблю, когда дети капризничают и плохо ведут себя. Им надо как-то помочь вновь войти в норму. Поэтому в нескольких случаях, когда дети в буквальном смысле слова становились неуправляемыми, мы их шлепали. Помню, однажды наше чадо закатило истерику, и муж сказал: «Я вынужден шлепнуть тебя по попке, чтобы ты остановился». Это поразило нашего сына, и он сумел вновь обрести равновесие». Другие родители поступили бы по-другому в такой ситуации и не так бы отреагировали на детские капризы. Однако те родители, о которых я рассказал, знают своих детей и знают меру своего терпения, когда дети «выходят из-под контроля». У меня есть комментарий: причина того, что шлепок подействовал, заключалась в его шоковой сути, иными словами, это был первый случай такого рода для ребенка (или редкий опыт). Он завладел вниманием ребенка, потому что родители приберегали такую меру для крайней ситуации.

Решите, вписываются ли шлепки в общую программу воспитания, принятую вами. Не заносите ли вы руку для шлепка, не хватаетесь ли за что попало, мгновенно реагируя на всякое непослушание ребенка? Может, ударить – это для вас уже рефлекс? Если ваш ребенок всякий раз вздрагивает, когда вы внезапно поднимаете руку, находясь рядом с ним, – считайте, что так. Один из верных признаков! Шлепки как рефлекс пагубны по ряду причин: их порождает ярость; вы можете нанести удар тяжелее, чем намерены; вы не даете себе время подумать и применить какую-то другую меру. Если такие шлепки имеются в перечне исправительных мер, вам пора задуматься.

Не бейте ребенка, когда вы в ярости. Если вы человек раздражительный, подчиняющийся импульсам, вы рискуете жестоко избить ребенка и даже нанести ему увечье. Есть дети, которые действительно способны довести родителей до белого каления, а некоторых родителей очень легко вывести из равновесия. Проанализируйте свои чувства в то время, когда вы бьете ребенка, и после. Вы бьете ребенка, наказывая его или же давая выход своему гневу? Что руководит вами? Шалости ребенка? Или же шлепков требует ваше утратившее равновесие «я»? Вот мнение Марты: «Прежде, когда я шлепала детей, я сознавала, что поступаю плохо. Я шлепала детей потому, что сама была не в себе и вымещала это на детях. Я привыкла шлепать наших первых двоих детей, поддаваясь ярости, и когда я их шлепала, у меня в памяти возникала картина из детства: я, ребенок, получаю шлепки от разозлившихся взрослых. Именно эти быстро проносившиеся воспоминания заставили меня осознать, что я очень дурно поступаю, когда бью своего ребенка».

Когда вы злитесь, вы можете ударить ребенка слишком сильно, потому что вы не контролируете себя. (Утрата вами самоконтроля травмирует детей ничуть не меньше, чем ваши удары.) Шлепки, когда вы в ярости, дезориентируют детей. Их может настолько поразить гнев у вас в глазах, исказившееся от ярости ваше лицо, что дети, возможно, и не поймут, за что их наказывают. В результате наказание ничему не научит детей. Правильная воспитательная мера должна способствовать улучшению ваших отношений с ребенком, порождая у него чувство, что родители справедливы и последовательны, когда устанавливают для него определенные границы; ребенок, таким образом, может полагаться на родителей – они позаботятся о нем, утратившем границы. Шлепки, особенно когда ребенка шлепают мать или отец, охваченные гневом, оборачиваются тем, что ребенок теряет доверие к воспитателям. В нашей семье мы нашли наилучший способ избегать шлепков, раздаваемых во гневе, – мы запрограммировали у себя отказ от шлепков. Мы обещали себе никогда не бить наших детей. Такая, заранее принятая программа отказа от шлепков подавляет рефлекс ударить ребенка и позволяет вам подумать о наиболее подходящей в данной ситуации исправительной мере. Программирование отказа от шлепков – это своего рода предохранительный клапан: он поможет вам удержаться от нанесения вреда ребенку.

Не учиняйте насилие над ребенком. Когда вы снимаете штанишки с ребенка, чтобы удары пресловутой «розги» пришлись по голой коже, вы совершаете унизительное для ребенка нарушение его личного и частного пространства, граничащее с угрозой сексуального характера и приводящее ребенка в замешательство. Поэтому навсегда изгоните из мыслей традиционный образ распластанного на коленях у родителя ребенка с оголенной попкой.

Чем бить ребенка – ладонью, ремнем, прутом? Все упомянутые «средства» не причинят ему непоправимого физического вреда, если вы не будете бить слишком сильно. Одно орудие наказания мы категорически осуждаем: это деревянная палка. Мы видели телесные повреждения, нанесенные этим орудием. Удары, оставляющие синяки на теле ребенка, недопустимы, неважно, чем вы его били – каким-то предметом или рукой. Если бьете рукой – то уж ладонью; рука, сжатая в кулак, наносит слишком сильный и опасный удар. А то, что́ предпочтительнее – рука или какой-то предмет, – для ребенка не имеет значения.

Объясните ребенку, за что его отшлепали. Шлепки без объяснения их причины мало способствуют воспитанию ребенка. Фактически исследования показывают, что спокойно осуществленная «серия шлепков» с предшествующим пояснением приносит больше пользы в сравнении с физическим наказанием, лишенным подобного разъяснения. Разъяснение причины наказания может иметь терапевтическое воздействие на обоих – и на применяющего наказание, и на получающего его. Разъяснение, возможно, поможет вам самим решить, разумна или нет применяемая вами мера. В подобном случае снижается вероятность того, что ребенок повторит свой проступок; дайте ребенку шанс сделать вывод о том, что наказание справедливо, пощадите самоуважение ребенка, относясь к нему как к разумной личности. Вне всякого сомнения, ребенок вознегодует и испытает чувство унижения из-за того, что его физически наказали, если считает, что для этого не было причин.

Заставляя ребенка понять, почему его наказывают, вы предотвратите озлобление и поможете ребенку вернуть себе самоконтроль. Если во время объяснения готовящейся «акции» вы начинаете осознавать, что сами неверно оценили ситуацию, или же ваше сердце подсказывает вам, что есть лучший способ справиться с ситуацией, обязательно переключитесь на иную исправительную меру и дайте себе слово хорошенько обдумать случай.

Ребенок, не достигший трехлетнего возраста, не сумеет до конца понять ваши разъяснения: он просто чувствует, что его бьют и что получаемые им удары как-то связаны с тем, что он «плохой». Он, вероятно, еще слишком мал и не отделяет свое «я» от своих действий, а поэтому будет считать себя плохим, даже если вы будете говорить ему: «Нельзя так плохо делать».

Спросите себя, дают ли результаты ваши шлепки? Каждый месяц, каждые два месяца оценивайте результаты применяемых вами исправительных мер, особенно физического наказания. Какие дают результаты? Ребенок стал реже вести себя плохо? Ваши отношения с ребенком улучшились? Самооценка вашего ребенка стала выше? Если в каждом случае, отвечая на эти вопросы, вы скажете «да», тогда вы на верном пути. Если же вы стали прибегать к шлепкам чаще и ваша рука стала тяжелее, значит, эта мера явно неэффективна и вам надо поискать что-то другое. Если какой-то применяемый вами воспитательный прием «не работает», откажитесь от него. Вам надо подумать об иных способах исправить поведение вашего ребенка, если вы видите, что он ведет себя все хуже. Замените используемые вами методы, если вы с ребенком все больше отдаляетесь друг от друга.

 

ПРОБЛЕМЫ НАКАЗАНИЯ

Наказание как метод воспитания применялось иногда очень широко. Воспитание старого образца включало наказание. Фактически воспитание было равнозначно наказанию. Воспитание нового образца исключает наказание. Теперь считается некорректным даже упоминать это слово в книгах для родителей. Впрочем, почитайте наши газеты, чтобы заключить, что обе эти крайности вредны.

Ребенок, которого наказывают слишком много (или слишком жестоко), слушается скорее потому, что страшится наказания или же наказывающих его, нежели из-за желания быть хорошим, которое наполняет его чувством удовлетворения. Страх и ярость становятся составными развивающейся личности. Между ребенком и наказывающими его возникает дистанция, и взаимоотношения родителей и ребенка превращаются в борьбу за власть. Порой ребенок, на чье поведение влияет только страх наказания, кажется «паинькой». «Он не настолько глуп, чтобы не слушаться. Или я его научу». В случае с этим ребенком речь идет не об уме, а о том, что ребенок уже обучен: если он будет плохо вести себя, его накажут. Под маской «паиньки» скрывается озлобленный ребенок, который готов извергнуть на вас «лаву» непослушания, как только он почувствует, что угрозы наказания не существует. Если атмосфера в доме пропитана духом наказания, страх уничтожает доверие, и ребенку предуготовано стать раздражительным, агрессивным, замкнутым и несчастным. Он также лишен возможности быть «несмышленышем», совершать ошибки и на опыте узнавать о естественных последствиях его действий. При чрезмерных наказаниях ребенок настолько запуган, что отказывается от любых шагов, которые могут быть расценены воспитателями как «плохие». Он утрачивает непосредственность; жизнь его будет очень безопасной, но ему будет недоставать здравого смысла.

Ребенок, которого наказывают слишком мало, плохо подготовлен к жизни. Дети должны знать о том, где проходят в жизни границы, а также о последствиях (психологически корректный синоним «наказания») в том случае, когда границы нарушаются. Иными словами, должны усвоить урок «если – то». Если игрок в гольф выбьет мяч с поля, то он получит штрафной. Полицейский не станет вести вежливую беседу с водителем, превышающим дозволенную скорость, но выдаст ему уведомление о штрафе за нарушение правил уличного движения. Если бы мы жили в идеальном обществе идеальных родителей и идеальных граждан, где люди в своих действиях руководствовались бы только совестью и следовали бы установленным правилам лишь потому, что так надлежит делать, в наказании не было бы необходимости. Но мы живем не в идеальном обществе, и мы люди не совершенные. Почему вы не превышаете скорость на дороге? Потому что это безопасно и разумно или потому что не хотите, чтобы вас оштрафовали? Учитывать наказание – нормально: это обычная движущая сила любого общества, а также основы общества – семьи. Действующие из лучших побуждений родители могут отказаться от наказаний, чтобы не травмировать детскую психику, но ребенок, который растет, так и не усвоив урока о последствиях своих действий, никогда не научится отвечать за свои поступки. А значит, не будет уважать власть. Однако наказание не может быть единственным инструментом, обеспечивающим послушание ребенка в стенах родного дома. Ребенок, которого редко наказывают, не выработает самоконтроля. Ребенок, которого никогда не наказывают, не привыкнет уважать внешний контроль. И в том, и в другом случае как ребенок, так и общество оказываются в ситуации риска. Мы на опыте узнали, что наказание действительно входит в пакет разумных воспитательных мер. Привязанность как подход к воспитанию нацелена на развитие у ребенка сознательного стремления быть послушным, а также на структурирование окружающего ребенка пространства таким образом, чтобы умерить необходимость в наказании. И все же когда такая необходимость возникает, – а это неизбежно, – привязанность как подход к воспитанию поможет вам разумно применять наказание, так, чтобы ребенок научился послушанию, не становясь озлобленным или же запуганным. Наказание (соответствующее, но не жестокое) – действенная мера для воспитания детей с сильным характером, чей самоконтроль всегда может подвести их; время от времени прибегая к соответствующему наказанию, вы внушите таким детям представление о «дополнительных» границах, которое будет стимулировать их вести себя хорошо. Соответствующее наказание – это также способ заставить ребенка сосредоточиться на каком-то неверном поведении, которое привлекает ваше внимание и тревожит вас. Такая форма воспитания наиболее оправдывает себя тогда, когда отношения родителей и ребенка основываются на сильной привязанности. Заботливое окружение и родительская любовь перевесят тяжесть опыта, связанного с наказанием.

Наказание должно быть соответствующим – но главное, не жестоким. Если вы стыдите, унижаете ребенка, кричите на него или применяете телесные наказания, вы не приносите ему пользу, а только вредите. Всё это утонченная жестокость. Остерегайтесь оказывать физическое воздействие на ребенка старше трех лет – не удерживайте его от чего-то силой, а также не угнетайте его эмоционально – сердитыми взглядами или угрожающим тоном. Такие формы наказания вызывают у ребенка озлобление и обиду и не ведут к длительному исправлению поведения. Для достижения максимальных результатов заранее установите правила поведения в доме и позаботьтесь о том, чтобы ребенок знал о последствиях нарушения домашней конституции. И тогда вам не придется прибегать к суровым и несправедливым карам «на месте преступления». Неразумное наказание («Я учу тебя уже две недели!») обычно бывает необоснованным, особенно если ребенок изначально не понимает суть установленных правил или заранее не предупрежден о них. Разумное наказание, например ознакомление ребенка с последствиями его поступка, лишение ребенка особых привилегий либо применение так называемого тайм-аута в том или ином виде (см. главу 13 «Воспитание формированием поведения: альтернативы шлепкам»), приучает ребенка к установленным в его окружении правилам и нацелено в конечном итоге на выработку у ребенка некоего внутреннего свода правил.

 

Проанализируйте, как вы проводите время с ребенком. Не связана ли большая часть времени общения с ребенком с наказанием? Если это так, то ваш ребенок, весьма вероятно, испытывает стресс и ваши отношения с ним испорчены. Родительские радости и пора преодоления разных ступеней развития ребенком – настолько прекрасный опыт, что просто обидно подменять его раздором. Подумайте о том, как изменить отношение к ребенку; проводите больше времени с ним – только ради удовольствия. Позвольте ребенку помогать вам по дому или выполнять разные поручения. Говорите ему, что вам нравится его общество. Когда ваш ребенок поймет, какое же удовольствие быть с вами рядом, он станет лучше вести себя, что тоже доставит удовольствие – и ему, и вам.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.