Цикличность тренировочного процесса — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Цикличность тренировочного процесса

2017-06-09 323
Цикличность тренировочного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что цикличность проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса; отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, периодов, макроциклов. Наиболее важными в футболе являются микроциклы (в соревновательном периоде их называют межигровыми циклами). Особо эффективен недельный межигровой цикл, в котором можно так планировать нагрузки, что удается и готовиться к очередной игре, и решать стратегические задачи тренировки.

Условия проведения соревнований могут привести к появлению циклов большей или меньшей длительности. Важно только, чтобы их было не очень много.

Чередование этих циклов на этапах соревновательного периода позволит варьировать разные нагрузки и отдалить адаптацию и утомление.

Наличие большого числа одинаковых по длительности циклов позволяет систематизировать их в зависимости от содержания и задач (можно планировать циклы с концентрированным воздействием нагрузки на какое-то одно физическое качество футболистов).

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от применяемых методов. В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности обучающихся и тренера- преподавателя. Основные методы спортивной тренировки подразделяют на общепедагогические (словесные и наглядные методы) и практические (метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы). В процессе проведения тренировочных занятий эти методы целесообразно применять в комплексе, но необходимо помнить, что выбор тех или иных методов зависит от конкретных условий.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий и профессиональной подготовленностью самого тренера-преподавателя.

К словесным методам передачи знаний, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение. С помощью методов использования слова обучающимся сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования тренером-преподавателем указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы применяются для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической и физической подготовки. Их подразделяют на две группы:

1. Методы непосредственной наглядности (методически правильно организованный показ упражнений и их частей);

2. Метод опосредованной наглядности (применение вспомогательных средств демонстрации - учебные фильмы).

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостноконструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных, которые нельзя расчленить на части, без существенного искажения их характеристик. При разучивании сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям и, только после определенного усвоения, они соединяются в целостное действие.

При применении целостно-конструктивного и расчленено- конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Среди методов, направленных на совершенствование физических качеств обучающихся, выделяют две основные группы - непрерывные и интервальные. При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме выполнение физических упражнений в течение относительно длительного времени происходит с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия. При переменном режиме происходит изменение воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники.

Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы и в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Интервальные методы (повторные и комбинированные) предусматривают выполнение упражнений одинаковой и разной продолжительностью с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха. Применение данного метода существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков. Тренирующим воздействие обладают не только сами упражнения, но интервалы отдыха.

В режимах непрерывной и интервальной работы в тренировочном процессе используется круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств. Основу круговой тренировки составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому кругу. В форме круговой тренировки, кроме определенных физических качеств, совершенствуются и отдельные технико-тактические навыки.

Игровой метод в спортивной тренировке представляет собой двигательную деятельность игрового характера, упорядоченную определенным образом (замысел, план игры, правила). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом. Указанный метод позволяет совершенствовать такие качества и способности как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Особенности данного метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.