Развитие речи средствами невербальной коммуникации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

2017-06-02 750
Развитие речи средствами невербальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя.Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Чтение слова. Написание буквы (слога, слова, предложения).

 

V. Коррекционно-развивающие занятия

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом

 

Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:

I – обязательная часть, включает:

· шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;

· коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом;

II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

· коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;

· внеурочные мероприятия.

В прилагаемых таблицах представлен примерный годовой и недельный учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы).

Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 (дополнительный) – 4 классы

Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I доп. I II III IV
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация            
2. Математика 2.1.Математические представления            
3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир            
3.2 Человек            
3.3 Домоводство - - -      
3.4. Окружающий социальный мир            
4. Искусство 4.1 Музыка и движение            
4.2 Изобразительная деятельность            
5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура            
6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - -
7. Коррекционно-развивающие занятия            
Итого           3 516
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)           3 516
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы I доп. I II III IV Всего
1. Сенсорное развитие            
2. Предметно-практические действия            
3. Двигательное развитие            
4. Альтернативная коммуникация            
Итого коррекционные курсы           1 690
Внеурочная деятельность 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 198/ 495/ 1 155 204/ 510/ 1 190 204/ 510/ 1 190 204/ 510/ 1 190 204/ 510/ 1 190 1 014/ 2 535/ 5 915
Всего к финансированию: 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 1 188/ 1 485/ 2 145 1 224/ 1 530/ 2 210 1 224/ 1 530/ 2 210 1 292/ 1 598/ 2 278 1 292/ 1 598/ 2 278 6 220/ 7 741/ 11 121

* для организаций с круглосуточным пребыванием детей

Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 (дополнительный) – 4 классы

Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I доп. I II III IV
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация            
2. Математика 2.1.Математические представления            
3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир            
3.2 Человек            
3.3 Домоводство - - -      
3.4. Окружающий социальный мир            
4. Искусство 4.1 Музыка и движение            
4.2 Изобразительная деятельность            
5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура            
6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - -
7. Коррекционно-развивающие занятия            
Итого            
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)            
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы I доп. I II III IV Всего
1. Сенсорное развитие            
2. Предметно-практические действия            
3. Двигательное развитие            
4. Альтернативная коммуникация            
Итого коррекционные курсы            
Внеурочная деятельность 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 6/ 15/ 6/ 15/ 6/ 15/ 6/ 15/ 6/ 15/ 30/ 75/
Всего к финансированию: 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 36/ 45/ 36/ 45/ 36/ 45/ 38/ 47/ 38/ 47/ 184/ 229/

* для организаций с круглосуточным пребыванием детей

 

 

Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Классы

Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX X XI XII Всего
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация                  
2. Математика 2.1 Математические представления                  
3.Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир               -  
3.2 Человек         - - - -  
3.3 Домоводство                 1 326
3.4. Окружающий социальный мир                  
4. Искусство 4.1 Музыка и движение                  
4.2 Изобразительная деятельность       - - - - -  
5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура                  
6. Технологии 6.1 Профильный труд -               1 020
7. Коррекционно-развивающие занятия                  
Итого                 6 698
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)                 6 698
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы V VI VII VIII IX X XI XII Всего
1. Сенсорное развитие                  
2. Предметно-практические действия                  
3. Двигательное развитие                  
4. Альтернативная коммуникация                  
Итого коррекционные курсы                 2 244
Внеурочная деятельность: 5 дней - 5 дней + продлен. день - 7 дней* -   204/ 510/ 1 190   272/ 510/ 1 190   272/ 510/   272/ 510/   272/ 510/   272/ 510/ 1 190   272/ 510/ 1 190   272/ 510/ 1 190   2 108/ 4 080/ 9 520
Всего к финансированию 5 дней - 5 дней + продлен. день - 7 дней* - 1 292/ 1 598/ 2 278 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 1 394/ 1 632/ 2 312 11 050/ 13 022/ 18 462
                                     

* для организаций с круглосуточным пребыванием детей

 

Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Классы

Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX X XI XII Всего
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация                  
2. Математика 2.1 Математические представления                  
3.Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир               -  
3.2 Человек         - - - -  
3.3 Домоводство                  
3.4. Окружающий социальный мир                  
4. Искусство 4.1 Музыка и движение                  
4.2 Изобразительная деятельность       - - - - -  
5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура                  
6. Технологии 6.1 Профильный труд -                
7. Коррекционно-развивающие занятия                  
Итого                  
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)                  
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы V VI VII VIII IX X XI XII Всего
1. Сенсорное развитие                  
2. Предметно-практические действия                  
3. Двигательное развитие                  
4. Альтернативная коммуникация                  
Итого коррекционные курсы                  
Внеурочная деятельность: 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 6/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 62/ 120/
Всего к финансированию 5 дней - 5 дней + продленный день - 7 дней* - 38/ 47/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 325/ 383/

* для организаций с круглосуточным пребыванием детей

При организации образования на основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса)[1].

Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.

Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.

 

Специалисты, участвующие в реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР, должны обладать следующими компетенциями:

· наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, к их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;

· понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся;

· знание этиологии умственной отсталости, тяжелых и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с такими нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся;

· наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся;

· понимание цели образования данной группы обучающихся как развития необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;

· учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;

· способность к разработке специальных индивидуальных программ развития, к адекватной оценке достижений в развитии и обучении обучающихся;

· наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения обучающихся с различным сочетанием первичных нарушений;

· активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;

· определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье, понимание наиболее эффективных путей его организации;

· умение организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом и с взрослыми, расширять круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

· наличие творческого отношения к педагогической деятельности по образованию обучающихся данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития обучающихся, внедрению новых технологий развития и образования;

· наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями обучающихся;

· владение навыками профессионального ухода, предусматривающими уважительное отношение (с эмпатией) к ребенку, вызывающее у него доверие и желание взаимодействовать с взрослым;

· наличие способности к работе в условиях междисциплинарной команды специалистов.


[1] Для расчета нагрузки на педагогических работников общее количество часов по каждому предмету или коррекционному занятию рассчитывается путем умножения количества часов, предусмотренных учебным планом, на количество единиц (индивидуальных, групповых, классных уроков/занятий) и оформляется приложением к учебному плану, как обоснование учебной нагрузки для педагогических работников.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.