II. Раннегреческая натурфилософия — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

II. Раннегреческая натурфилософия

2017-06-02 526
II. Раннегреческая натурфилософия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Досократический этап в развитии античной философии в истории философии получил название «натурфилософии» или философии «физиса». Натурфилософское мировоззрение выразилось в материалистическом понимании окружающего мира.

Милетская школа возникла в VI в. до н.э. в крупном греческом полисе Малой Азии (Милет).

 

Фалес (640/624 - 548/545 до н. э.) Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 до н. э.)   Анаксимандр (ок. 610 — после 547 до н. э.)
  Основатель милетской школы, философ, математик, астроном. Был знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Основой всего сущего считал воду.   По его мнению, Земля – центр Вселенной, который представляет из себя «плоский диск»; открыл «теорему Фалеса»; определил продолжительность дней в году;       Первоначало жизни – это воздух – тончайшее материальное начало, которое пронизывает весь мир. Душа каждого человека сродни воздуху, то есть «душе космоса».   Земля имеет плоскую форму и поддерживается снизу воздухом. Солнце, Луна, звезды – огромные листья, вбитые в небосвод.     «Первоматерией» всего существующего считал «апейрон» - вечную, бесконечную, неизмеримую субстанцию. Интересовался вопросами географии и физики. Выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных

Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э) - один из известных древнегреческих философов, родившийся в ионийском городе Эфесе. Гераклит не принадлежит ни к какой философской школе Древней Греции.

Особенности философии:

· огонь – «первоначало» жизни (космос не создан никем из богов и никем из людей, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающим и мерами затихающим);

· окружающий мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

· противоположности составляют суть жизни и одновременно не только исключают и разрушают друг друга, но также предполагают одна другую, в результате чего создается некоторое противоречивое целое («Логосу внимая, мудро признать, что все – едино»);

· существование мира и человека в нем определяется универсальным (вселенским) законом, который получил название «Логос»;

 

Элейская школа возникла в VI-V в.в. до н.э. в древнегреческом полисе Элея, который находится на территории современной Италии. Элеаты считали, что бытие вечно, неделимо, бесконечно, неизменно, неподвижно, едино и самодостаточно. Отрицается множественность и сила феноменов.

 

Парменид (р. ок. 540 до н. э.) Зенон (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) Ксенофан (ок. 570 г. до н.э. ок. 475 г. до н.э.)
  Основатель Элейской школы. Сохранились фрагменты его сочинения «О природе». Открывает категорию «бытия» в философии. Является основоположником западной онтологии. Бытие – неделимо, неподвижно и неизменно. Он был активным политиком, давшим законы своему городу.       Ученик Парменида, основатель субъективной, понятийной диалектики. Зенон доказал неопровержимость аргументов Парменида, что бытие неделимо, а значит – движение не существует, оно является просто иллюзией нашего разума. Автор известных апорий.   Первоначалом мира считал землю: все рождается из земли, и все в нее возвращается. Центральная тема – критика богов, описанных в поэмах. Считал, что люди приписывают богам свои свойства (антропоморфизм).

 

Сохранилась такая история об аргументах против движения. Когда утверждали, что движение невозможно, якобы Диоген-киник встал и стал ходить. Но эта проблема не так проста, как считал Диоген. Ответ на эти непростые вопросы дал А.С.Пушкин:

Движения нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж, прав упрямый Галилей.

Пифагорейская школа: Пифагор и его последователи ( Гипис, Филолай и др.) основана древнегреческим философом Пифагором во 2-й половине VI – начале V в.в. до н.э.).

  • Первопричиной всего существующего считали «число»: каждый предмет, вещь можно измерить с помощью «числа».
  • Мировой космос есть определенный порядок. Небеса вращаются согласно числовой гармонии, музыка небесных сфер прекрасна, однако наш слух не в состоянии ее уловить. Понятие числовой гармонии изменило взгляд на мир: вместо темных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.
  • Наука была для пифагорейцев средством достижения жизненного идеала. Главное в этом идеале – очищение души, свобода от всего телесного.
  • Пифагорейцы создали теорию переселения души (метемпсихоз). Рассказывают, что, гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. «Прекрати, не бей ее, - вмешался Пифагор,- в ней душа моего друга, я узнал ее по голосу».
  • Чтобы душе освободиться от тела, она должна очиститься. Для этого человеку надлежало вначале стать учеником и подражателем. Жизнь должна быть посвящена поиску истины и добра. Единение с божеством в постижении правды и давало необходимое очищение и возвышение души.

 

Атомистическая школа (V-IV вв. до н.э.) основывается на утверждении, что основой мира являются мельчайшие частицы – атомы и пустота.

Левкипп (V в. до н.э.) Демокрит (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.)
Предполагаемый учитель Демокрита. Считается основателем античной атомистики. Его сочинения: «Большой диакосмос», «О разуме». Допускал существование небытия, т.е. пустоты. Полагал, что множество атомов порождают вихри и затем - миры. Более крупные атомы собираются в середине космоса и формируют плоскую землю. Этот процесс – равно как и образование небесных светил из воспламенившихся атомов – закономерен и необходим. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы – неделимы, вечны, не рождаются и не умирают. Атомы движутся, так как они находятся в пустоте, между атомами всегда есть пустое пространство. Атомы различаются по форме и величине. Они могут быть шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и др. Соединяясь друг с другом, атомы образуют разные вещи. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Душа человека – это совокупность атомов. После смерти душа умирает, как и тело.

Физики-плюралисты

Эмпедокл (ок. 490 г. до н. э. - ок. 430 г. до н. э.) Анаксагор (500 г. до н. э. - 428 г. до н. э.)
  Вода, воздух, земля и огонь – начала всего существующего. Взаимосвязь и различные комбинации этих элементов дают разнообразный мир. Эти элементы ведомы двумя силами: любовью и ненавистью. Любовь все соединяет, ненависть – разъединяет. Сохранились две поэмы Эмпедокла: «О природе» и «Очищения».   В основе мира семена – гомеомерии. Они делятся до бесконечности. Вначале они были хаотически намешаны, потом появился ум (нус), мысленная сила, которая упорядочила этот хаос. Преобладание того или другого семени определяет качество данной вещи, отличие от другой.

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.