Экономика и организация производства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Экономика и организация производства

2017-06-05 189
Экономика и организация производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тарифная система.

На большинстве предприятий основой для начисления заработной платы является тарифная система, особенно ее такие элементы, как тарифная ставка и тарифная сетка.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников на предприятии в зависимости от квалификации работников (сложности работ), условий труда, географического расположения предприятия и других отраслевых особенностей.

К числу основных элементов тарифной системы относятся:

- тарифная сетка – шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше первого;

- тарифная ставка – выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени (час, день, месяц);

- тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых устанавливается разряд работы рабочего;

- должностные оклады для служащих, к которым применяется штатно-окладная система оплаты труда;

- тарифные справочники должностей служащих, на основе которых служащим присваивают квалификационную категорию;

- надбавки и доплаты к тарифным ставкам;

- районные квалификационные коэффициенты к заработной плате.

Предприятие имеет право разрабатывать собственную тарифную сетку и определять количество разрядов.

Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы введена Единая тарифная ставка (ЕТС), которая представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников – от рабочего низшего разряда до руководителей организации. Сетка содержит 18 разрядов.

Формы оплаты труда

Существует 2 формы оплаты труда: сдельная и повременная.

При сдельной оплате труда размер заработка зависит от количества изготовленной продукции в соответствии с установленными сдельными расценками.

Сдельная форма оплаты труда имеет несколько разновидностей.

1. Прямая сдельная (индивидуальная или бригадная) система оплаты.

При системе прямой индивидуальной сдельной заработной платы заработок рабочего может быть определен по формуле:

,

где – расценка на i-й вид продукции или работы, руб.;

– количество обработанных изделий i-го вида.

,

где – часовая тарифная ставка основного рабочего, руб.;

- норма времени (затраты труда рабочего) на изготовление единицы продукции (выполнения ед. работ, услуг).

2. При сдельно-прогрессивной оплате туда за изготовление продукции в пределах установленной нормы выработки платят по неизменным расценкам. Продукция, произведенная сверх нормы, оплачивается по повышенным расценкам.

3. При сдельно-премиальной системе заработной платы кроме прямой сдельной оплаты начисляются премии за качество, экономию материалов, перевыполнение нормы и т. п.

4. При косвенно-сдельной системе заработной платы, применяемой прежде всего для оплаты труда вспомогательных рабочих, непосредственно занятых обслуживанием основных рабочих, определяются косвенно-сдельные расценки ().

,

где – тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб.;

– норма выработки основных рабочих, обслуживаемых данных вспомогательным рабочим.

Заработная плата рабочего может быть определена по формуле:

,

где – объем произведенной продукции основными рабочими, обслуживаемыми данным вспомогательным рабочим.

Сдельная оплата труда применяется, если выработка зависит в основном от работника, операции поддаются техническому нормированию и есть необходимость заинтересовать работника в увеличении количества выпускаемой продукции.

5. Аккордная система оплаты труда – разновидность сдельной системы оплаты труда. Её сущность заключается в том, что расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ (заранее определяется общая сумма заработной платы за обусловленный объем продукции) с указанием срока их выполнения.

На предприятии наиболее целесообразно применять аккордную систему оплаты труда в следующих случаях:

1. предприятие не укладывается в срок с выполнением какого-либо заказа, и при его невыполнении оно обязано будет заплатить значительные суммы штрафных санкций в связи с условиями договора;

2. при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, обвале, выходе из строя основной технологической линии по серьезной причине), которые приведут к остановке производства;

3. при острой производственной необходимости проведения отдельных работ или внедрении нового оборудования на предприятии.

 

При повременной оплате труда основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Эта форма оплаты применяется там, где невозможно установить норму выработки, где рабочий не может прямо повлиять на норму выработки или при высоком требовании к качеству продукции.

1. При простой повременной системе заработная плата работника () за определенный отрезок времени может быть определена следующим образом:

,

где ТС – часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.;

Т – фактически отработанное время, ч/дни.

2. Повременно-премиальная система оплаты предусматривает сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за достигнутые результаты.

Целесообразность применения сдельной или повременной системы оплаты труда зависит от многих факторов, которые сложились на момент решения.

Повременную систему оплаты труда наиболее выгодно применять, если:

· если на предприятии функционируют поточные и конвейерные линии со строго заданным ритмом;

· функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю за ходом технологического процесса;

· количественный результат труда не может быть измерен и не является определяющим;

· качество труда является важнее его количества;

· работа является опасной;

· работа неоднородна по своему характеру и нерегулярна по нагрузке;

· увеличение выпуска продукции может привести к браку.

Сдельную систему оплаты труда на предприятии наиболее целесообразно применять в следующих случаях:

· имеется возможность точного учета объемов выполненных работ;

· имеются значительные заказы на производимую продукцию, а численность рабочих ограничена;

· применение этой системы отрицательно не отразится на качестве продукции;

· одно из структурных подразделений предприятия (цех, участок, рабочее место) является «узким» местом, т.е. сдерживает выпуск продукции в других технологически взаимосвязанных подразделениях;

· существует острая необходимость в увеличении выпуска продукции в целом по предприятию.

Сдельную систему оплаты труда не следует применять в том случае, если:

· ухудшается качество продукции;

· нарушаются технологические режимы;

· ухудшается обслуживание оборудование;

· нарушаются требования техники безопасности;

· перерасходуется сырье и материалы.

В последние годы многие российские предприятия применяют различные виды систем оплаты труда, которые ставят заработок рабочего в полную зависимость от конечных результатов работы всего предприятия.

Система должностных окладов предусматривает выплату заработной платы в форме должностных окладов в зависимости от выполненной работы. Распространяется на руководителей, специалистов и служащих предприятия.

Систем оплаты много, и предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда. При этом должны быть выполнены все требования Трудового Кодекса РФ. Основой государственного регулирования оплаты труда является законодательно устанавливаемый размер минимальной заработной платы.

 

ТЕМА 9. РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия в своей деятельности совершают как материальные, так и денежные затраты на производство и реализацию продукции, на простое и расширенное воспроизводство основных средств, нематериальных активов и оборотных средств и другие цели.

Затратами являются использованные предприятием ресурсы, выраженные в денежной форме.

Затраты предприятия очень разнообразны и для единообразия их понимания, правильности формирования, учета и решения конкретных задач на предприятии проводят их классификацию.

Снижение себестоимости продукции за счет экономного использования сырья и материалов, а также использования сырья и материалов по более низким ценам, применения заменителей, совершенствования ассортимента и структуры производимой продукции, а также за счет сокращения брака.

Поскольку материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. Следует отметить, что сбережение сырья, материалов, топлива и энергии во многом зависит от использования современных безотходных технологий.

Определить изменение величины себестоимости продукции за счет изменения норм и цен на материальные ресурсы можно следующим образом:

, где

- индекс норм на материальные ресурсы;

- индекс цен на материальные ресурсы;

- доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции за счет всех трех вышеперечисленных факторов составит соответственно:

4. Источником снижения себестоимости продукции предприятия также является сокращение затрат на обслуживание производства и управления (общепроизводственных и общехозяйственных расходов). Чем меньше сумма этих расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия. Резервы сокращения общезаводских расходов заключаются прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Поскольку в состав общезаводских расходов включается также заработная плата вспомогательных рабочих, то проведение мероприятий по механизации труда вспомогательных рабочих приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии общезаводских расходов.

ТЕМА 10. ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Функции цены

Функция цены — это ее роль в управлении национальным хо­зяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены

1. Учетная функция. Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты тру­да, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рын­ке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улуч­шении его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и размера прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции производи­тели должны постоянно контролировать издержки.

2. Стимулирующая функция. Эта функция заключается в воз­действии на производство и потребление товаров и услуг. Цены долж­ны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.

3. Распределительная функция. Эта функция связана с коле­баниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о рас­пределении и перераспределении национального дохода между от­раслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в эконо­мике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования спроса и предложения. По­средством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спро­сом и предложением и, следовательно, между производством и по­треблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, вы­ражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов произ­водства.

11.2 Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования.

Ценообразование – процесс формирования цен, определения их уровней и соотношений.

Установление определённой цены необходимо для осуществления последующей продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой, поскольку именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

 

Процесс ценообразования складывается из ряда последователь­ных этапов.

1. выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен

2. постановка целей ценообразования

3. выбор метода ценообразования

4. формирование ценовой стратегии предприятия

5. разработка тактики ценообразования

6. установление первоначальной цены на товар

7. рыночная корректировка цены

8. страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий

Процесс ценообразования на предприятии не является неизменным. Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздей­ствием определенных факторов цена может быть скорректирована. Так, трудно переоценить значение и влияние на установление цен факторов внешней среды, например конъюнктуры рынка, конкурен­ции, спроса. Под действием этих факторов изменяется стратегия це­нообразования, от которой зависит работа предприятия в долгосроч­ной перспективе.

Выбранный метод ценообразования может также модифици­роваться, поскольку на него будут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, по­ведение конкурентов, изменение методологии учета затрат и налого­обложения и пр.

Существенным моментом является рыночная корректировка цены, проводимая тогда, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу. На этом этапе особенно важно установление различного рода ски­док к цене в целях привлечения дополнительных потребителей.

Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определен­ные границы, в которых может действовать предприятие. Прежде все­го, эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию

1. Потребители. Во многом деятельность предприятия в облас­ти ценообразования зависит от покупателей. Для того чтобы правиль­но оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенно­стях поведения покупателей на рынке. Прежде всего, речь идет о пси­хологических аспектах поведения покупателей: потребностях, моти­вации при выборе товара и услуги, способах потребления, отношении к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительности потреби­теля к ценам и качеству товаров и услуг.

Помимо психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены по­стоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед вы­бором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар приобретать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки и отвечает его финансовым возможностям.

2. Рыночная среда. Рыночная среда формируется под влиянием большого коли­чества экономических, политических и других факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точ­ки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление ры­ночной цены. Максимальное влияние может быть оказано в условиях монополии, минимальное — на рынке совершенной конкуренции. Цену на рынке могут контролировать отдельное предприятие, груп­па предприятий, государство и сам рынок.

3. Участники каналов товародвижения. Товародвижение — это процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конеч­ному потребителю. Существуют три основных вида каналов товаро­движения:

■ прямые каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;

■ косвенные каналы — товары и услуги доставляются конечно­му потребителю с помощью одного или нескольких посредников;

■ смешанные каналы — имеют особенности первых двух видов каналов.

С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников процесса товародвижения на рост цен. Чем большее чис­ло посредников находится между производителем товара и его ко­нечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия — изготовите­ля данной продукции. В итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое в свою очередь стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации товародвижения.

4. Государство. Различают методы прямого и косвенного регу­лирования цен государством.

При прямых методах регулирования цен государство непосред­ственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, уста­новления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену или другими аналогичными методами.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулиро­вание учетной ставки процента, налогов, уровня минималь­ной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразо­вание, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды про­дукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены па энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю эко­номику страны. Таким образом, устанавливая и регулируя цены па эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и на­ходятся во взаимосвязи и взаимодействии. Взаимозависимость и взаимодействие цен обусловлены двумя фак­торами:

- формирование цен базируется на единых зако­нах — законах стоимости, предложения и спроса;

- хозяйственная деятельность всех предприятий взаимосвязана,они используют продукцию друг друга. Например, изменение та­рифов на грузовые перевозки, электроэнергию находит быстрое от­ражение в ценах практически на любую продукцию.

Основные блоки системы цен характеризуются следующим об­разом.

Оптовые цены — цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.

Оптовые цены предприятия цены производителей продук­ции, по которым они реализуют свою продукцию другим предприя­тиям, а также сбытовым и посредническим организациям. В состав оптовой цены предприятия включаются издержки производства продукции, прибыль, надбавки или скидки к цене, НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является транс­фертная цена — цена, по которой реализуется продукция при ее пе­редаче от одного подразделения другому в рамках одного предприя­тия. Трансфертные цены обычно бывают заниженными, что дает предприятию, закупающему по ним продукцию, определенные допол­нительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издерж­ки собственного производства.

Оптовые цены промышленности — цены, по которым пред­приятие и организации-потребители оплачивают продукцию сбыто­вым организациям, реализующим продукцию оптом. В состав опто­вой цены промышленности включаются оптовая цена предприятия, скидка (наценка), в которую входят издержки и прибыль снабженческо-сбытовой организации, акцизы, НДС.

Основную роль в системе цен играют цены базовых отраслей промышленности — электроэнергетики, угольной, газовой, нефтяной промышленности.

Разновидностью оптовой цены промышленности считается цена биржевых сделок, которая формируется на основе биржевых котиро­вок, надбавок и скидок к ним в зависимости от расстояния до места поставки и качества товара.

Закупочные цены — это оптовые цены, по которым происхо­дит реализация сельскохозяйственной продукции.

Розничные цены — цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. В состав розничных цен включаются оптовая цена промышленности, торговая надбавка (скидка), в которую входят издержки обращения и прибыль торгового предприятия, акцизы, НДС. Разновидностями розничной цены считаются:

аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. От­личительная особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного това­ра. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;

коммерческая цепа — цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существен­но отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов:

■ сметная стоимость строительства отражает уровень предель­ных затрат на строительство определенного объекта;

■ прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продук­ции объекта строительства, например 1 кв. м. площади;

■ договорная цена — цена, которая устанавливается по соглаше­нию между заказчиком и подрядчиком строительства.

Тарифы на услуги транспорта — плата за перемещение гру­зов и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, мор­ского, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Тарифы на услуги, оказываемые населению — тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.

Приведенные цены различаются динамикой (изменением во времени), структурой (определенным соотношением элементов, выраженным в долях или процентах), уровнем (денежным).

 

11.3 Методы ценообразования

 

Метод «себестоимость », или затратный.

При расчете цены на товар за основу цены принимается себестоимость изделия плюс норма прибыли, определяемая желаемым уровнем рентабельности:

где р – цена товара;

с – себестоимость товара;

– норма прибыли;

d – рентабельность товара.

При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои потребности в массе прибыли и ограничения по рентабельности.

Этот метод наиболее распространен среди российских предприятий, особенно в дореформенный период. Несомненными его достоинствами являются простота и универсальность. Однако затратный метод обладает одним принципиальным недостатком. Нет никаких гарантий, что данная цена обеспечит тот объем продаж, исходя из которого она была рассчитана. Если реальный объем продаж ниже желаемого уровня, то для сохранения рентабельности необходимо дополнительно повысить цену. При эластичности спроса это ведет к дальнейшему сокращению объема продаж. Постоянные издержки при этом распределятся на меньшее количество товара, и получится, что при ориентации на фиксированную рентабельность необходимо будет вновь повысить цену.

Метод удельных показателей.

Этот метод используется для формирования цены на продукцию, характеризующуюся наличием одного основного параметра, величина которого во многом опреде­ляет цену продукции. Метод применим для небольших групп изделий. Его недостатком является отсутствие учета спроса и предложения, других не менее значимых свойств продукции, например его полез­ности, ценности в глазах потребителей, возможности альтернатив­ного использования, а также наличия товаров-аналогов и товаров-заменителей.

При использовании данного метода сначала определяют удель­ную цену (Цуд) продукции по формуле

Цуд = Цб: Пб,

где Цб — цена базисного изделия;

Пб — величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):

Цн = Цуд х Пн,

где Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствую­щих единицах измерения.

Балловый метод.

На основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваи­вается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Основным достоинством данного метода является возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения, и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).

При использовании данного метода сначала определяют цену одного балла (Цу) по формуле

Цу = Цб: ∑(Ббi х Vi),

где Цб — цена базового изделия;

Ббi, — балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Vi— весомость параметра.

Затем рассчитывают цену нового изделия по формуле

Цн = ∑(Бнi х Vi)Цу,

где Бн, — балловая оценка i-го параметра нового изделия.

Агрегатный метод.

Согласно этому методу суммируется стои­мость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Данный метод применяется при определении цен товаров, кото­рые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а так­же товаров, которые продаются вместе.

Достоинством метода является простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек па производство каждого изде­лия или элемента; недостаток — возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.

Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции обеспечивают динамическое развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:

- расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

- приобретение новых предприятий;

- диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Предпринимательские фирмы могут осуществлять инвестиции в различных формах, так как существует достаточное многообразие объектов инвестиций.

Рис. Объекты инвестиционной деятельности

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам (рис. 23).

Рис. Классификация инвестиций по основным признакам

Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения.

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода эти инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:

1. «Вынужденные инвестиции», необходимые для соблюдения законодательных норм по охране окружающей среды, охраны труда, безопасности товаров, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования управления;

2. Инвестиции для повышения эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

3. Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

4. Инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечивают создание новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся предприятием товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволяет предприятию предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для него рынки;

5. Инвестиции в исследования и инновации.

Такая классификация обусловлена различным уровнем риска, с которым они сопряжены.

Логика такой зависимости определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы предприятия после завершения инвестиций. С этих позиций исследования и инновации, сопряжены с очень высокой степенью неопределенности, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

Финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.

Следующий признак классификации инвестиций – период инвестирования, на основании которого выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года. Как правило, финансовые инвестиции фирмы являются краткосрочными.

Долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. Основной формой долгосрочных инвестиций фирмы являются ее капитальные вложения в воспроизводство основных средств.

По характеру участия фирмы в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.

В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Кроме этого, отдельно выделяют венчурные инвестиции. Венчурные инвестиции – это рискованные вложения капитала, обусловленные необходимостью финансирования мелких инвестиционных фирм в областях новых технологий. Это вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим уровнем риска. В расчете на быструю окупаемость вложенных средств венчурные инвестиции направляются в проекты, не связанные между собой, но имеющие высокую степень риска.

 

13.5 Особенности инвестиционной деятельности

1. Инвестиционная деятельность фирмы является составной частью общей экономической стратегии развития предпринимательской фирмы. Объемы инвестиционной деятельности фирмы позволяют оценить темпы ее экономического развития и характеризуются двумя показателями:

- валовые инвестиции – это общий объем инвестиционных средств в определенном периоде, направленных на создание, расширение или обновление основных фондов, приобретение нематериальных активов, прирост запасов товарно-материальных ценностей;

- чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций за определенный период, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за этот период. Когда сумма чистых инвестиций положительна, значит на предприятии обеспечивается расширенное воспроизводство внеоборотных активов и такое предприятие является растущим. Если сумма чистых инвестиций отрицательна, то можно сделать вывод о том, что предприятие “проедает” свой капитал. Когда сумма чистых инвестиций равна нулю, у предприятия отсутствует экономический рост, несмотря на инвестиции.

2. Особенностью инвестиционной деятельности предприятия является ее цикличность, определяемая:

- необходимостью накопления и формирования инвестиционных ресурсов;

- влиянием внешней среды на активность инвестиционной деятельности;

- постепенностью формирования внутренних условий для так называемых “инвестиционных рынков”.

3. В процессе инвестиционной деятельности предприятия затраты носят долговременный характер, в результате чего между этапом осуществления затрат и этапом получения инвестиционной прибыли проход


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.