Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста

2017-06-02 651
Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нарушение слуха прежде всего сказывается на психике школь-ника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предмет-ным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредова-ния ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышле-ния, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятель-ности в целом (Выготский Л. С, 1924; Власова Т.А., 1954; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1968; и др.).

 

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические из-менения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Роза-нова Т.В., 1978; Гоголева А.В., 1981). Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения (Тимохин В.П., 1955; Дьячков А.И., 1957).

 

Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализато-ра, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы ана-лизаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сен-сорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной кате-гории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.


 

 

Глава 3    
   

 

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеоб-

 

разие двигательной сферы глухих школьников:
-ф- недостаточно точная координация и неуверенность движений,
что проявляется в основных двигательных навыках;
-ф- относительная замедленность овладения двигательными на-
выками;  
-ф- трудность сохранения у глухих статического и динамическо-
го равновесия;  
•ф- относительно низкий уровень развития пространственной ори-
ентировки; v

 

-ф- замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом; •ф- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звень-ев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокуп-ность которых характеризует нарушения координационных способ-

 

ностей; -ф- отставание в развитии жизненно важных физических спо-

 

собностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, ха-рактеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

 

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школь-ников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими при-чинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состояни-ем двигательного анализатора, степенью функциональной активно-сти вестибулярного анализатора.

 

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на коор-динационных способностях, так как они реализуются на дефектнойоснове сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординаци-онных навыков значительно больше времени (Костанян А.О., 1963; Ляхова И.Н., 1992), имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам (Рябичев В.А., 1964; Какузин В.А., 1973).

 

Большая часть авторов объясняют сниженный уровень двига-тельной сферы глухих и, в частности, координационных способно-стей (особенно равновесия) недостаточной функциональной активно-стью вестибулярного аппарата (Дзюрич В.В., 1975; Бессарабов Н.С., 1979; и др.).


110 Частные методики адаптивной физической культуры

 

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений (Бабенкова Р. Д., 1967).

 

Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равнове-сия у глухих школьников является «мышечное чувство». А. О. Коста-нян (1963) пришел к выводу, что на точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совер-шенства двигательного анализатора. Между тем качественные харак-теристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.

 

По данным В.А. Какузина (1973), И.Н. Ляховой (1992), у глу-хих 7—13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не пре-вышали 70—74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в по-казателях динамического равновесия отстают от слышащих сверст-ников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.

 

В исследованиях Н.А. Попова (1920) глухонемые показали пол-ное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сни-женной функцией вестибулярного анализатора не развивается синд-ром укачивания.

 

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вес-тибулярного анализаторов приводят к снижению чувства простран-ственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ори-ентации в схеме тела, упражнениях с предметами (Кудряшов В.В., 1978).

 

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возрас-та держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрыты-ми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная раз-ница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.

 

И. С. Беритов (1956) обнаружил, что глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия меж-ду глухими и слышащими особенно выражены в 11—14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет (Хохрякова Е.В., 1959). Причину уменьше-ния с возрастом различий у глухих B.C. Фарфель (1975) объясняет


 

 

Глава 3    
   

 

более длительным стажем ходьбы. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче.

 

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональ-ное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые пораже-ния периферических и центральных структур, проявляющиеся в за-медленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Харак-терная замедленносяъ двигательных актов у большинства неслыша-щих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций.

 

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигатель-ные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом дви-жений, скоростными качествами.

 

Результаты анализа особенностей проявления скоростных ка-честв в условиях, требующих различного уровня концентрации вни-мания, показали выраженные различия между глухими и слышащи-ми. Средние величины скорости сенсорно-двигательной реакции при снижении интенсивности звукового информационного потока оказа-лась меньше, чем при нормальном функционировании слухового ана-лизатора.

 

Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от ла-тентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в этих группах в младшем школьном возрасте составляет 72 мс, в среднем — 43 мс, старшем — 35 мс. Различие в регистрируемых величинах среди лиц в возрасте 18—45 лет составляет всего 6—7 мс. Тенденция изменения скорости реагирования на световой раздражи-тель у слабослышащих такая же, как у глухих.

 

Анализ индивидуальных показателей позволил распределить всех лиц с нарушением слуха на три группы. В первую вошли лица, у кото-рых латентный период реакции короче, чем у нормально слышащих. Таких оказалось в младшем и среднем возрасте 7%, старшем — 10%, а среди взрослых — 14%. Вторая группа показала результаты, соответ-ствующие среднегрупповым показателям нормально слышащих. По воз-растным группам их количество выражало соответственно 16, 31 и 46%. Испытуемые третьей группы реагировали на световой сигнал с опозданием. Среди детей младшего и среднего школьного возраста та-ких испытуемых обнаружено 53 и 77%, а среди взрослых — 40%.

 

Сопоставление параметров изменения времени реакции у глу-хих при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего ап-


112 Частные методики адаптивной физической культуры

 

парата также не обнаружило существенных различий. Правда, время реакции на световой стимул находится в определенной зависимости от степени глухоты. Среди обследованных с врожденной глухотой время реакции оказалось самым длительным как в среднем, так и в старшем школьном возрасте (355 и 290 мс). Разница по сравнению со средними величинами больше на 64 и 49 мс. У детей с потерей слуха до 4—5 лет (речь в основном утрачена) также имеются опоз-дания при реагировании на световой стимул (348 и 293 мс). Неслы-шащие, у которых потеря слуха наступила к 7 годам, обладают более коротким периодом зрительно-моторной реакции (275 и 229 мс). При сравнительном анализе вырисовывается такая картина: чем дольше остатки слухового восприятия, тем короче период реакции.

 

Показатели сложной сенсорно-двигательной реакции слабослы-шащих приближаются к показателям у слышащих и носят индиви-дуальный характер.

 

Количество сенсорно-двигательных реакций, по данным тепинг-теста, за 15 с у глухих 8-ми лет составляет 44,3 ед., а у слышащих — 53,6; в среднем и старшем школьном возрасте (13—17 лет) коли-чество нанесенных черточек в чистом прямоугольнике увеличива-ется у всех обследуемых групп.

 

Движения рук у глухих медленнее, чем у слышащих: в 13—14 лет — на 13%, в 15—17 лет — всего на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13—14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быст-роты движений не наблюдается (Костанян А.О., 1963).

 

В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школь-ников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгу-честь, мышечная сила в них на 20—60% ниже (Бессарабов Н.С., 1979). Автор утверждает, что именно эти качества и координацион-ные способности нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте. У подростков 13—16 лет их рост незначителен, а у дево-чек стабилизируется к 13—14 годам. 11—12-летним глухим школь-никам автор рекомендует на общеразвивающие упражнения отво-дить 25%, на специальные — 35%, на обучение и совершенствование игровых действий — 40% времени урока.

 

Г.Ф. Козырнов (1972) при исследовании особенностей развития быстроты глухих подростков установил, что занятия фехтованием поло-жительно влияют на повышение скорости простой двигательной реакции глухих на световой сигнал, значительно приближая результаты глухих фехтовальщиков к результатам слышащих спортсменов 17—18 лет.


 

 

Глава3    
   

 

Глухие школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9, 11, 12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников.

 

Н.И. Букун (1986) отмечает, что мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1—4 кг, а в 14—15 лет прирост составляет 5—9 кг. До 13—14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек. Отмеченная разница силы мышц между веду-щей и неведущей рукой недостоверна. Показатели асимметрии бо-лее выражены у глухих (разница достигает у них 1—5 кг, у слыша-щих — 0,5—2 кг).

 

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовыхкачеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения.У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет — от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см (Н. Г. Байкина, B.C. Багрин, О.В. Касьян).

 

У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7—8 лет ниже, чем у слышащих. К 9—10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слы-шащим. В возрасте 13—15 лет у всех школьников наблюдается невы-раженное снижение статической выносливости, а к 16—17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.

 

Слабослышащие по показателям общей выносливости прибли-жаются к слышащим. Если в динамике силы мышц резкий рост наблюдается в 14—15 лет, то выраженный скачок выносливости ха-рактерен в 17—18 лет.

 

Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слы-шащих 8-ми лет выражаются соответственно в 9—26 с и 17—28 с. В последующие возрастные периоды (13—16 лет) колебания статичес-кой выносливости составляют 14—21 -и 30—44 с у глухих и 23—31 и 36—50 с у слышащих.

 

Рассмотренные изменения мышечной силы, статической и об-щей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двигательного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц

и их готовность к нагрузкам.

 

К 16—17 годам уровень общей выносливости подростков с не-достатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слы-шащих и зависит главным образом от состояния кардиореспиратор-ной системы.

 

Таким образом, своеобразие психического и физического разви-тия глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функ-


  Частные методики адаптивной физической культуры Глава 3    
   
     

циональным нарушением отдельных физиологических функций, об-щей соматической ослабленностью, отставанием в психическом раз-витии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было пока-зано в исследованиях общей и специальной психологии (Выготский

 

Л. С, Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Лубовский В. И., Лурия А. Р.).

 

3.3. Методика занятий физическими

 

упражнениями с детьми, имеющими нарушение слуха

 

3.3.1. Методика коррекции двигательных нарушений

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.