Способы активизации творческого процесса. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Способы активизации творческого процесса.

2017-06-02 667
Способы активизации творческого процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

МЕТОД АНАЛОГИЙ

«Аналог - нечто представляющее соответствие, сходство или подобие другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии. Аналогия же – это сходство, соответствие подобие предметов, различных по происхождению, но выполняющих одинаковую функцию, например: стебель растения и колонны здания. Метод аналогий - не метод поверхностных сравнений между явлениями, а метод выявления сходства вещей по существу, возникшего в сходных условиях развития, метод выявления общих законов развития в их конкретном проявлении».

 

1. Прямая аналогия (Э. де Боно, В.Н. Соколов, С.П.Нечаев,

«бионический метод»)

Рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой области или даже живой природы (бионика). Так, например, применение форм живой природы (пропорций, ритмики) может быть механическим (без учета их назначения, технологических проблем). Или это может быть органический синтез, где ведущим параметром будет не аналогичность форм (изоморфизм), а аналогичность движения, развития живой природы (изофункционализм). На этой основе можно применить готовое решение из другой области путем переноса каких-либо характерных качеств (форма, строение, действие) на объект проектирования.

 

   

2. Личная аналогия (эмпатия) или телесная. (П.Хилл «персональная аналогия», В.Н.Соколов, А.Б. Ван Ганди)

Рассматривает возможность отождествления проектировщика с объектом (процессом). Решая задачу, автор вживается в образ объекта, тем самым пытается на уровне чувств добиться лучшего ее понимания, условий и ведущих факторов ее решения. Данный вид аналогии может быть представлен как субъективное ощущение через свое тело работы конструкции (сжатие, изгиб) и как передача художественного образа. Затем следует прорисовка телесных движений и поиск образов на тектонику состояния тела.

 

 

3. Символическая аналогия. (А.Б. Ван Ганди, В.Н.Соколов)

В целом, это аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу (девиз), которая отражает желаемую суть создаваемой формы. Эта фраза становится символом (идеей) будущего художественного образа. Так символическим значением слова «пламя» может быть фраза «видимая теплота». Кроме того, при создании образа может выполняться перенос на объект символов общественного значения. Привлекаются слова, которые могут отражать метафору, символику или знаковость будущей идеи. Намечаются первоначальные идеи, включающие обозначенные словесно символы.

 

 

4. Фантастическая аналогия. (В.Н. Соколов)

Основывается на введении в задачу фантастических средств, которые направлены на выполнение ее требований. Для создания подобных аналогий необходимо представить вещи такими, какими они не являются, но какими бы их хотели видеть (нереальные мечты). Для этого можно использовать любые сюжеты на основе фантазии (фантастические рассказы, легенды, притчи, сказки, необычные стихи и т.д.). Сначала идея излагается текстом, затем делаются пояснения к тексту в виде рисунков первоначальных образов.

 

 

МЕТОД ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Метод преобразований строится на комбинаторских приемах. При участии ассоциативного человеческого сознания. Комбинаторику архитектор наблюдает в двух видах: концептуальная и формальная комбинаторики.

1. Концептуальный уровень - это генерирование разных концепций, использование нескольких идей в разных сочетаниях между собой и вариантная интерпретация принципов, значений и целей.

2. Формальный уровень – это геометрические формы и их характеристики.

Первая относится к области творчества и, конечно, является всецело прерогативой человека, его профессионального мышления. Трудоемкую формальную комбинаторику очень удобно поручить компьютеру. Формальная комбинаторика сама по себе не приводит к рождению композиции. Множество вариантов создает только комбинаторное поле возможностей.

Придать формальной комбинаторике целенаправленность, открыть пути к определению того, что и как комбинировать должна идея, выполняющая функцию управления в обязательном присутствии некоего постоянного (инварианта) и необходимого переменного (варианта). В качестве постоянного могут быть концепции или некоторые материальные составляющие, а также идеи, характерные только для одного мастера: геометрические показатели, конструктивно – технологические особенности, архитектурно – художественные качества.

Архитектурная комбинаторика становится возможной, если определены идея, комбинируемые элементы, комбинаторные операции, правила и ограничения операций, критерии для оценки и отбора вариантов.

Метод преобразований, как изменения в комбинаторном слое идей и функций – это больше, чем геометрическая игра с формой или ее свойствами. Механика действий должна наполняться смыслом.

 

МЕТОД СЛОВ – ТРИГГЕРОВ

(Т. Вуджек «слова-триггеры», Э. де Боно «слова-подсказки»), (метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований – модификация).

Это один из способов сделать более легким доступ к «библиотеке» личного опыта. Перед началом моделирования необходимо посмотреть орфографический или толковый словарь в поисках слов, ассоциирующихся с темой, над которой идет работа. Это может быть запас слов ранее сформированный и дополненный в период работы над конкретной темой. Слова будут влиять на композиционное решение, либо могут помочь в поиске образа. Например, косые, прямые, ломаные, волнистые, спираль, решетка, пронизывание, ступень, скорлупа, треугольник, овал, квадрат, двухслойность, диагональ, зигзаг, угол, стержни, перепад, уступ, консоль, отверстие, перелом, скругление, изгиб, смещение, наклон, круг, раскос и т.д.

Из списка можно выбрать 3-4 слова к каждой идее. Они могут служить девизом, отражающим основную композиционную идею, либо использоваться в качестве идей комбинаторных операций для преобразований.

МЕТОД «ВЖИВАНИЯ В РОЛЬ»

«Вживание в роль» как состояние заставляет учитывать механизм действия системы архитектор – объект архитектуры – потребитель. Необходимо взять на себя роль будущего потребителя, прогнозируя его возможную реакцию на окружающую ситуацию.

Кроме того, сформулировать название, фразу, отражающую суть основной идеи и сценарий, где будет изображен образ функционирующего пространства. Предполагается диалог пользователя и архитектора в одном лице, отбрасывая личные предпочтения.

 

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.