Вопрос 1. Расстройства памяти и интеллекта. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос 1. Расстройства памяти и интеллекта.

2017-06-05 230
Вопрос 1. Расстройства памяти и интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Расстройства внимания.

Внимание – направленность сознания на определенный объект.

Выделяются два типа внимания - непроизвольное и произвольное. Непроизвольное (или пассивное) внимание возникает само по себе, без особого и специального усилия со стороны личности, в силу свойств вызвавшего его объекта и заключенного в нем самом интереса. Возникая непроизвольно, оно спонтанно же и затухает, чтобы вновь возникнуть под влиянием другого раздражителя. В отличие от этого, при активном, произвольном внимании человек сознательным усилием воли избирательно сосредоточивается на узком круге мыслей или нужных ему представлений. Типично отсутствие для субъекта интереса в самом объекте - группе мыслей или представлений, но нужность и полезность сосредоточенной работы над ним, так же, как и избирательность этого объекта внимания.

Расстройства внимания:

1. Отвлекаемость или слабость активного внимания и патологическое преобладание внимания пассивного. Человек не может сосредоточиться на нужном объекте или лишь на короткое время, сосредоточившись, больной тут же теряет связь с ними и переключается на другие объекты. Характерна для маниакальных состояний.

2. Прикованность, застреваемость внимания наблюдается при депрессиях, эпилепсии. Больные не могут переключиться на другие события, все мысли, воспоминания сконцентрированы на несчастье, на своих тоскливых переживаниях, обидах.

3. Истощаемость внимания проявляется в том, что человек не может долго концентрировать внимание на одном объекте, на выполнении определенного задания. При истощении внимания продуктивность падает, больной делает все больше ошибок. Истощаемость внимания наблюдается при астенических состояниях.

Вопрос 5. Волевые расстройства.

Воля – это сознательная целенаправленная психическая деятельность, направленная на преодоление препятствий, трудностей.

В волевом процессе различают 4 этапа:

1. Побуждение, осознание и постановка цели и стремление достичь её;

2. Выбор средств и путей достижения цели;

3. Преодоление борьбы мотивов;

4. Принятие одного из возможных решений и осуществление принятого решения.

Основным компонентом волевого процесса является мотивационная

сфера. Мотивационная сфера – это совокупность желаний, побуждений, стремлений. В мотивационную сферу включается как осознанное (волевое) действие, так и недостаточно осознаваемые действия на основе влечений, установок.

Влечение – наиболее элементарная психическая деятельность по удовлетворению потребностей. В основе влечения значительную роль играет инстинктивная деятельность. Инстинкт – несознательная деятельность, направленная на удовлетворение голода, жажды, сексуальной потребности и потребности в самозащите.

Волевые нарушения

III. Импульсивные влечения и импульсивные действия

Импульсивное влечение — предельно выраженное усиление низшего инстинктивного чувства (пищевого, полового, самозащитного и др.), захватывающее все поле сознания и овладевающее им; тормозящее все конкурирующие мысли и эмоции и определяющее все поведение больного. Импульсивные действия – внезапно совершаемое стереотипное немотивированное действие. К импульсивным влечениям относится дромомания (импульсивное влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях), клептомания (страсть, мания воровать вещи, в которых на самом деле человек не нуждается).

Нарушения самосознания.

Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, это не только осознание своей личности, но и своего тела, своих психических функций во всем их многообразии (мысли, чувства, желания, интересы и т.д.). Оно включает в себя также осознание своего отношения к миру, своей деятельности в нем. Создавая в процессе своего труда какие-то ценности, человек отличает себя от предметов этой деятельности.

Самосознание характеризуется чувством единства своего «Я», его постоянством, однако сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, переживаний, способностью оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу своих мыслей, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.

Синдромы нарушения самосознания проявляются в виде дереализации и деперсонализации.

I. Деперсонализация – это нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя. Чувство отчуждения от собственного «Я» может касаться как личности в целом, так и отдельных психических и соматических функций.

1. Витальная деперсонализация – клинически наиболее тяжелая, когда у больного исчезает само чувство жизни: «я как мертвый», «не пойму, живу я или нет», «я вроде бы и не существую совсем».

2. Аутопсихическая деперсонализация – отчуждение психических функций, своего «Я»: «Я стал каким-то другим, чувствую это, а описать не могу», «это и я, и не я», «мысли не мои», «речь свою слышу как бы со стороны», «не пойму, спал я или нет». Иногда чувство отчуждения касается какого-то периода жизни больного, а может быть и всего его прошлого. Например, больная заявляет: «Мое прошлое, это как бы и не мое прошлое». К кругу аутопсихических деперсонализаций относится и болезненная психическая нечувствительность (чувство мучительного бесчувствия).

3. Соматопсихическая деперсонализация – выражается в виде чувства чуждости своего тела либо отдельных его частей. Этот вид деперсонализации необходимо дифференцировать от патологии в виде расстройства схемы тела. При соматопсихической деперсонализации нет ощущения изменений пропорций тела или его размеров, больные просто не чувствуют его: «ног вроде бы у меня нет», «знаю, что голова лежит на подушке, а как будто бы и нет ее». Больной не может понять сыт он или голоден, есть у него позывы на акт мочеиспускания или нет.

Деперсонализация в виде отдельных элементов соматопсихического характера может встречаться у детей с 8-10 лет, но в типичном своем виде феномен отчуждения появляется только с подросткового периода. Субъективно деперсонализация всегда неприятна, тягостна для больных. В том или ином виде она может встречаться практически при всех заболеваниях, то существуя длительно, то возникая приступами. В виде отдельных эпизодов феномен отчуждения может встречаться и у здоровых людей в связи с перенапряжением, утомлением, волнением, недосыпанием.

II. Дереализация. При синдроме дереализации больные ощущают изме­нение окружающей среды при сохранности восприятия физических пара­метров реальных объектов (цвет, форма, протяженность в пространстве).

Больные с синдромом дереализации утверждают, что окружающий их мир кажется им «каким-то измененным, не таким как раньше». Хорошо знако­мая обстановка может восприниматься как увиденная впервые. Синдром дереализации может также сопровождаться ощущением того, что ситуация, в которой находится больной ранее уже была. В некоторых случаях, может наблюдаться явление изменений субъективного ощущения. При этом больные могут отмечать, что время застыло, либо, наоборот, течет крайне стремительно.

Вопрос 1. Расстройства памяти и интеллекта.

Память – особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Различают несколько видов памяти: Краткосрочная память; Долговременная память; Оперативная память (ее объем складывается из актуальной на текущей момент информации. Например, удержание в памяти (в уме) нескольких чисел, которые используются в более сложных расчетах); Механическая память (способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта. Таким образом обычно запоминаются числа, имена, названия); Ассоциативная (смысловая) память (запоминание происходит с образованием логических связей, аналогией между отдельными понятиями).

Расстройства памяти:

1. Гипермнезия – кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страница когда-то прочитанных, но забытых произведений. Характерна для маниакальных состояний (когда высказывания больных изобилуют механическими ассоциациями, в частности, по сходству и созвучию (рифмование) на фоне снижения обобщающего уровня используемых больным понятий), некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно переносится перед глазами.

2. Гипомнезия - снижение памяти заключается в несовершенстве фиксации и удержании нового материала, в ослаблении воспроизведения прошлого опыта и проявляется не только в различной степени, но и поразному при различных мозговых процессах. Как правило, снижаются все три функции. Нарушается процесс запоминания, уменьшаются запасы памяти и ухудшается воспроизведение. Наблюдается при любых органических заболеваниях головного мозга.

3. Амнезия – отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой период времени, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, переводчик после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно ранее владел. В данном случае речь идет о частичной амнезии).

Выделяют следующие ее разновидности: Ретроградная амнезия - это выпадение из памяти событий на период времени до начала заболевания. Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев. Антероретроградная амнезия, представляющая собой сочетание обоих этих видов амнезии, состоит в выпадении из памяти событий, как предшествовавших психозу или бессознательному состоянию, так и непосредственно следовавших за ним. Палимпсест – выпадение из памяти отдельных, чаще важных, деталей своего поведения и событий в состоянии алкогольного опьянения. Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти (отсутствие фиксации поступающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом. Прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным ослаблением, а затем утратой памяти на текущие события. Из памяти, прежде всего, выпадают события наиболее позднего периода жизни больного. Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе (не знает как его зовут, сколько лет, где живет). Истерическая амнезия – провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий.

4. Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется различной информацией, определяющий вид парамнезий. Выделяют следующие виды этой патологии: конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии.

Конфабуляции – это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной абсолютно верит. Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Криптомнезии (присвоение воспоминания) - провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит на яву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах мысли считает своими собственными.

 

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, стремление приобретать новые знания. Интеллект помогает адаптироваться в ситуации, понимать смысл происходящего, критически оценивать себя в этой ситуации. Хорошо развития логическая память, целенаправленное мышление и высокая волевая активность являются предпосылками формирования интеллекта.

Интеллект предполагает сосуществование и взаимодействие практических навыков, конкретно-ситуационных представлений и способности к абстрагированию.

В мировой психиатрии различают две основные формы патологии интеллекта: врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); приобретенное слабоумие – деменция.

Слабоумие – патология интеллекта в виде стойкого необратимого

дефекта.

Врожденное слабоумие. К врожденному виду слабоумия (врожденное недоразвитие) относится олигофрения. Причины олигофрении: наследственные заболевания, интоксикации, инфекции, эндокринная патология, травмы, резус-конфликт, генные девиации. В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении – идиотия (тяжелая степень), имбецильность

(средняя степень) и дебильность (легкая степень).

Приобретенное слабоумие. Деменция это слабоумие, развившееся в результате каких-то заболеваний, где отмечается угасание интеллекта. При деменции прежде всего страдает творческое мышление, теряется способность к абстрактным рассуждениям.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.