Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.)

2017-06-05 590
Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение. Согласно Л.И. Божович мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории.

Первая связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; к ней относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Вторая – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Она связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет...

социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.» (3).

Инструкция: «Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:

4 – всегда

3 – почти всегда

2 – иногда

1 – очень редко

0 – никогда

В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам.

1. Мне нравится узнавать новые факты

2. Мне нравится самому искать и находить новые знания

3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения

4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии

5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе

6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям

7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне

8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете

9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью

10. Я учусь ради своего будущего

11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере

12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим

13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений

14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач

15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях

16. Мне нужно учиться

17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют

18. Я помогаю другим в обучении

19. Мне интересно понимать закономерности явлений

20. Мне нравится самому объяснять новые факты

21. Мне нужны знания для самосовершенствования

22. Я учусь, так как этого требуют

23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе

24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими

25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня

26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний

27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком

28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности

29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю

30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса

Бланк ответов

                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Обработка полученных данных

По каждой строчке вычисляют среднее значение.

Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.

Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.

Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К. Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.

Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.