При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», значит это ответ «Нет» (ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности). При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Тест Филлипса оценивает 8 факторов школьной тревожности: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Факторы
| №№ вопросов и общая сумма баллов
|
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
| 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
∑ = 22
|
2. Переживание социального стресса– эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
| 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36,39,42,44
∑ = 11
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
| 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
∑ = 13
|
4. Страх самовыражения– негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей
| 27, 31, 34, 37, 40, 45
∑ = 6
|
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей
| 2, 7, 12, 16, 21, 26
∑ = 6
|
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок
| 3, 8, 13, 17, 22
∑= 5
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям «стрессогенного характера, повышающие, вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
| 9, 14, 18, 23, 28
∑ = 5
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
| 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
∑ = 8
|
Таблица для подсчета несовпадений (Да «+», Нет «–»)
№ вопроса
| ключ
| № вопроса
| ключ
| № вопроса
| ключ
| № вопроса
| ключ
| № вопроса
| ключ
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| -
|
| -
|
| +
|
| -
|
| +
|
| -
| | |
| -
|
| +
|
| +
|
| -
| | |
Методика «. Изучение познавательных затруднений»
Цель: Определение познавательных затруднений учащегося
Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.
I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?
1. Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
2. Грубое отношение учителей (каких?)
3. Враждебное отношение к тебе одноклассников
4. Отсутствие порядка и дисциплины
5. Отсутствие свободы и самостоятельности
6. Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
7. Частые пропуски по болезни
8. Быстро устаю на уроке
9. Болит голова, живот и др.
II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?
1. Не всегда понимаю новый материал
2. Не могу применить свои знания на практике
3. Плохая память
4. Нет достаточного трудолюбия и терпения
5. Не умею организовать свои занятия
6. Не хватает времени
7. Мешает болезнь
8. Не могу долго быть внимательным
III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
1. Хочу научиться правильно организовывать свой день
2. Хочу знать свои способности и возможности
3. Хочу преодолеть трудности в учении
4. Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
5. Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
6. Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
7. Хочу избавиться от болезни
Обработка результатов
На основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.