Физическая культура в системе научной — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Физическая культура в системе научной

2017-06-02 430
Физическая культура в системе научной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организации труда

 

Суть научной организации труда заключается в достижении высокой

производительности труда и эффективного использования техники не

только за счет непрерывного научно-технического прогресса, но и за счет

использования научно обоснованных методов и форм организации трудовой

деятельности. Так, занятия физическими упражнениями способствуют

укреплению здоровья трудящихся, их гармоническому физическому

развитию, формированию и совершенствованию прикладных двигательных

умений и навыков, профессионально важных психофизических качеств.

В результате научно-технического прогресса, дальнейшей комплексной

механизации и автоматизации, компьютеризации производства меняется

характер труда: уменьшается объем физических нагрузок и двигательной

деятельности, работа приобретает операторский и все более монотонный

характер с повышенными требованиями, предъявляемыми к координации

движений и психомоторной подготовке специалиста. Все это ведет к

преждевременному утомлению организма и снижению работоспособности.

Повышение результата работы и поддержание высокой работоспособности -

основная цель внедрения физической культуры в производственный

процесс.

Научной основой внедрения физической культуры в производственный

процесс послужили труды выдающихся физиологов И.М. Сеченова, А.Н.

Ухтомского, И.П. Павлова. Смена одного вида деятельности другим

способствует более быстрому и более полному восстановлению организма,

чем при пассивном отдыхе. Это явление активизации физиологических

механизмов восстановления И.М. Сеченов назвал теорией активного

отдыха. Оно лежит в основе применения ФУ во время производственной

деятельности для восстановления утомленного организма и поддержания

достаточно высокой работоспособности.

Дальнейшее развитие теория активного отдыха получила в работах

А.Н. Ухтомского. Выполнение производственных действий в высоком

темпе и ритме происходит не одновременно с началом работы. Можно

выделить несколько фаз: колебание работоспособности на высоком уровне

и снижение работоспособности (период компенсированного утомления).

Период врабатывания может продолжаться от 20 мин. до 2-х часов, в

зависимости от характера труда и квалификации рабочего. Выполнение

активных движений, тождественных предстоящей профессиональной

деятельности, сокращает период врабатывания за счет улучшения

функционального состояния ЦНС и более быстрого усвоения ритма рабочих

движений.

И.П. Павлов в своих работах, посвященных нервной деятельности,

изучал вопросы сохранения устойчивой работоспособности. Он пришел к

 

выводу, что поддержание устойчивой работоспособности на высоком

уровне зависит от чередования периодов работы и отдыха.

Все вышеперечисленные научные предпосылки и обусловили

разработку и применение различных форм занятий ФУ в процессе трудовой

деятельности на предприятиях и в учреждениях.

Конкретными задачами физической культуры в системе НОТ являются:

- совершенствование профессиональной деятельности и внедрение

наиболее

экономичных

двигательных

действий

для

конкретной

специальности;

- внедрение ППФП для более быстрого и качественного освоения

профессиональных двигательных действий;

 

 

- внедрение производственной гимнастики;

- организация активного отдыха, восстановительно-оздоровительных

мероприятий по окончании рабочего дня.

При решении организационно-методических вопросов, связанных с

внедрением производственной гимнастики и выбором средств оптимизации

работоспособности необходимо учесть ряд факторов. К ним относятся

особенности труда и характер производственной деятельности (рабочая

поза и профессиональные двигательные действия: их темп, амплитуда,

быстрота реакции, точность движений и др.), гигиенические условия,

степень психической нагрузки, характер утомления. Необходимо также

ознакомиться с контингентом работающих: их квалификацией, возрастом,

полом, физическим состоянием. Надо изучить режим рабочего дня: его

продолжительность

и

время

организованных

перерывов.

На

работоспособность человека влияет суточный и недельный режим.

Наивысшая работоспособность наблюдается часы утренней смены,

наименьшая - ночью. В недельном цикле отмечается более высокая

работоспособность во вторник, среду и четверг, ниже - в понедельник, т.к.

происходит врабатывание организма, в пятницу наступает утомление.

На основании изучения вышеперечисленных факторов и анализа

динамики работоспособности определяются наиболее рациональные формы

производственной гимнастики, их чередование в режиме рабочего дня для

разных смен и на протяжении недельного цикла. Определяется содержание

комплексов производственной гимнастики, подбираются упражнения

наиболее полезные и эффективные для данной профессии. Правило

адекватности предполагает соответствие содержания комплексов ПГ

особенностям трудовых действий и фаз динамики оперативной

работоспособности. Так, исследованиями подтверждается, что применение

вводной гимнастики может сократить период врабатывания в 2 раза,

повышая и производительность труда в это время. Применение

физкультурной паузы или физкультминуток способствует поддержанию

работоспособности на более высоком уровне, чем в предшествующий

период. Соблюдение оптимального режима чередования работы и активного

 

отдыха позволяет поддерживать достаточно высокую работоспособность на

протяжении рабочей смены при отсутствии чрезмерного утомления. Эффект

от внедрения ФК в производство выражается в повышении

производительности труда, уменьшении потерь рабочего времени и

производственного травматизма.

Производственная гимнастика проводится в цехах, отделах,

лабораториях перед началом смены и в специальные перерывы в течение

рабочего дня. Наибольшее распространение получила трансляция

комплексов упражнений с музыкальным сопровождением по радио в цех,

отдел, управление. Общественные инструктора (по 2 человека на 25-30

работающих) организуют и руководят занятиями ПГ в своем цехе,

демонстрируя упражнения. Для подготовки инструкторов-общественников

организуются семинары и систематически проводятся инструктажи.

Изучаются теоретические основы ПГ, разбираются комплексы упражнений

для конкретных профессий и приобретаются навыки в проведении их.

При составлении комплекса подбирают простые, доступные для

изучения и выполнения упражнения, оказывающие разностороннее

воздействие на организм. Предпочтение следует отдавать динамическим

упражнениям с широкой амплитудой движений. Упражнения должны легко

дозироваться. Физическая нагрузка в большинстве случаев постепенно

повышается к середине комплекса, а затем снижается. Для профессий с

тяжелой физической работой нагрузку снижают уже к середине комплекса,

применяя упражнения для расслабления мышц всего тела. Чтобы

упражнения не стали физиологически привычными для организма, следует

усложнять и разнообразить их дополнительными движениями. Через 2-3

недели комплекс рекомендуется заменить сразу или постепенно, сохраняя

преемственность упражнений. Подбирать и дозировать упражнения следует

соответственно контингенту занимающихся и характеру производственной

деятельности. Физическая нагрузка должна не утомлять занимающихся, а

обеспечивать восстановление. Проводить занятия следует живо и

эмоционально, положительно тонизируя настроение занимающихся.

 

Формы занятий производственной гимнастикой

 

В в о д н а я г и м н а с т и к а - организованные, систематические

занятия перед началом рабочей смены, направленные на ускорение

протекания физиологических процессов в организме, повышение

эмоционального тонуса занимающихся, сокращение периода врабатывания

организма. ВГ проводится в течение 5-8 минут и включает 6-7 упражнений;

ее можно проводить на свежем воздухе или в свободных помещениях в

непосредственной близости от рабочих помещений. Темп движений

возрастает ступенчато: от медленного до умеренного и от умеренного до

повышенного. В процессе выполнения комплекса рекомендуется повысить

 

рабочий темп движений для быстрого усвоения ритма трудовых движений.

Комплекс ВГ завершается выполнением упражнений, идентичных по

характеру профессиональным действиям, тем самым физиологически

подготовив организм к конкретному виду труда.

Для работников, чья производственная деятельность связана с

физическими

нагрузками,

подбирают

динамические

упражнения,

задействующие рабочие группы мышц. Работники с повышенными

психическими нагрузками, не связанные с физическим трудом, выполняют

упражнения на различные мышечные группы и сложно координированные

действия, требующие повышенного внимания.

 

Принцип подбора упражнений при составлении комплекса:

- упражнения организующего характера и в потягивании;

- для туловища;

- для ног;

- упражнения общего воздействия (ходьба, бег, подскоки);

- на расслабление мышц;

- на координацию, точность и внимание, тождественные по характеру

профессиональным действиям.

Ф и з к у л ь т у р н а я п а у з а - организованное занятие физическими

упражнениями, проводимое в режиме рабочего дня и направленное на

обеспечение активного отдыха, восстановления высокой работоспособности

и снижение профессионального утомления. Длительность ФП - до 8-10

мин., выполняются 5-7 упражнений, проводятся обычно 2 раза - в первой и

во второй половине рабочей смены. В фазе высокой и устойчивой

работоспособности достигается максимальная производительность труда. В

дальнейшем она снижается по мере утомления. Утомлению, в первую

очередь, подвержена ЦНС, психомоторные функции. В результате

ухудшается

внимание,

быстрота,

точность

и

координация

профессиональных двигательных действий. ФП проводят за 1,5-2 часа до

обеденного перерыва и до окончания рабочей смены при первых признаках

утомления, поэтому целесообразно провести предварительное исследование

динамики работоспособности для конкретной профессии. ФП в

определенной степени компенсирует также дефицит двигательной

деятельности и способствует восстановлению правильной осанки.

При проведении ФП во второй половине рабочей смены объем

физической

нагрузки

уменьшается

на 30-40%. Желательно

дифференцировать нагрузку с учетом возраста, пола и состояния здоровья.

Так, для лиц пожилого возраста и со значительными отклонениями в

здоровье ее снижают приблизительно на 20%. ФП, как и ПГ, проводят под

музыку. Упражнения выполняются в среднем и быстром темпе, задействуя

нерабочие группы мышц.

 

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, создавать

бодрое настроение у занимающихся и соответствовать динамике

упражнений. Плотность занятия повышается при поточном выполнении

упражнений на одно музыкальное произведение. Комплекс упражнений

меняется ежемесячно. ФП проводится около своих рабочих мест.

Упражнения для комплекса ФП подбираются с обязательным учетом

специфики профессиональной деятельности занимающихся. Эффект

активного

отдыха

достигается

устранением

застойных

явлений,

вовлечением в работу недостаточно напряженных групп мышц,

расслаблением мышц плечевого пояса, кистей и предплечий, активно

выполнявших рабочие движения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к и - самостоятельное выполнение упражнений,

проводимое в режиме рабочего времени и направленное на усиление

деятельности функциональных систем организма, устранение застойных

явлений в мышцах. Продолжительность ее 1-3 мин., выполняются 2-3

упражнения.

Физкультминутки

проводятся

при

непрерывном

технологическом процессе, по мере ощущения личной потребности в

непродолжительном отдыхе. Они дополняют физкультпаузы.

Рекомендуется

следующая

последовательность

выполнения

упражнений:

- выпрямление спины и отведение плеч назад;

- упражнения для туловища;

- упражнения махового характера для рук и для ног.

В процессе работы утомление может носить субъективный характер и

возникать в различных частях тела. Поэтому рекомендуется серия

комплексов, каждый из которых выполняется при локальном утомлении

конкретной группы мышц. Для снятия напряжения в процессе

физкультминутки выполняются упражнения на расслабление.

М и к р о п а у з а выполняется работающими по необходимости в

течение 20-30 с на рабочем месте. Она заключается в расслаблении или

выполнении I-2-х упражнений для снятия местного утомления мышц. С

целью достижения большего эффекта расслабление может сочетаться с

использованием приемов самомассажа.

 

Дополнительные формы занятий

 

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я в о в р е м я о б е д е н н о г о

п е р е р ы в а имеют место на отдельных предприятиях, в учреждениях и

активизируют отдых, поднимают общий тонус организма и настроение.

После пассивного отдыха выполняются комплексы общеразвивающих

упражнений, прогулочной ходьбы, некоторые спортивные игры:

настольный теннис, бадминтон. Применяются физические упражнения при

длительном обеденном перерыве, занятия прекращаются за 5-10 мин. до

 

начала работы. Все упражнения выполняются непродолжительное время, в

медленном темпе, в сочетании с глубоким дыханием: ОРУ - 3-5 мин.,

ходьба - 10-15 мин. Спортивные игры продолжительностью 15-20 мин. в

спокойном темпе рекомендуются работникам умственного труда.

Применяется также аутотренинг, самомассаж, водные процедуры.

Проведение г и м н а с т и к и в п о с л е р а б о ч е е в р е м я нашло

применение на ряде предприятий с экстремальными и неблагоприятными

условиями труда. Она проводится по окончании рабочей смены с целью

скорейшего

восстановления

и

профилактики

профессиональных

заболеваний, т.е. носит оздоровительный характер. Гимнастика после

работы может проводиться на рабочих местах, в спортивных сооружениях и

реабилитационных центрах предприятий, в профилакториях. Выполнение

оздоровительно-профилактических комплексов способствует:

- повышению приспособляемости к неблагоприятным условиям труда

за счет укрепления организма и повышения его функциональных

возможностей;

- профилактике функциональных нарушений и профзаболеваний;

- сокращению времени восстановления рабочих органов и

функциональных

систем,

непосредственно

подвергающихся

неблагоприятным воздействиям.

Д ы х а т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я способствуют восстановлению и

совершенствованию

нарушенных

навыков

дыхания

в

условиях

запыленности и загазованности воздуха. Полное дыхание достигается за

счет удлиненного вдоха.

К о р р и г и р у ю щ и е у п р а ж н е н и я используются для

исправления деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп; при этом

силовое напряжение сочетается с растягиванием.

С и л о в ы е, с к о р о с т н о - с и л о в ы е упражнения улучшают

кровообращение и повышают обмен веществ, оказывают благоприятное

влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Они

способствуют восстановлению силы и скорости сокращения мышц (общее и

местное воздействие на организм).

У п р а ж н е н и я н а р а с т я г и в а н и е применяются для

восстановления подвижности в суставах в результате укорочения мышц,

связок, сухожилий под воздействием статических напряжений во время

работы.

И з о м е т р и ч е с к и е у п р а ж н е н и я оказывают локальное

воздействие, предупреждая атрофию мышц.

У п р а ж н е н и я н а к о о р д и н а ц и ю д в и ж е н и й

способствуют восстановлению ритма и темпа рабочих движений,

психологическому настрою на работу.

 

У п р а ж н е н и я на р а в н о в е с и е совершенствуют функции

вестибулярного аппарата, активизируют трофические и вегетативные

рефлексы, способствуют правильной осанке.

У п р а ж н е н и я н а р а с с л а б л е н и е улучшают

кровообращение, активизируют выделение углекислого газа. Тем самым

способствуют более быстрому устранению утомления.

При

составлении

комплекса

оздоровительно-профилактической

гимнастики целесообразно выдерживать соотношение объема специальных

и развивающих упражнений I:2 ли I:3. Всего в комплекс рекомендуется

включать 12-14 упражнений.

В послерабочее время физические упражнения выполняются в

комплексе с гигиеническими, физиотерапевтическими, бальнеологическими

и другими факторами восстановления и профилактики: сауной,

гидропроцедурами,

восстановительным

массажем,

сеансами

психорегуляции, ультрафиолетовым облучением и др.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Сущность и задачи профессионально-прикладной физической

подготовки.

2. Характеристика средств ППФП.

3. Формы занятий ППФП.

4.

Научные

основы

внедрения

физической

культуры

в

производственный процесс.

5.

Организационно-методические

основы

производственной

физической культуры.

6. Содержание и построение вводной гимнастики.

7. Назначение и проведение физкультурной паузы на производстве.

8. Физкультминутки и микропаузы в рациональной организации труда.

9. Дополнительные формы занятий физическими упражнениями.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М., 1988.

2. Боген М.М. Методологические основы теории обучения

двигательным действиям: Учебное пособие. – М.: ГЦОЛИФК, 1985.

3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей

человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

4. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие /Под

ред.Л.П.Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

5. Выдрин В.М. Введение в специальность: Учебное пособие. - М.:

Физкультура и спорт, 1980.

 

6. Геллер Е.М. Основные функции подвижных игр и проблемы их

дальнейшего внедрения в практику физкультурного движения // Теория и

практика физической культуры. – 1987. - № 3.

7. Дербин А.П. Технология профессионального обучения студентов

физкультурных вузов легкоатлетическим упражнениям. – Краснодар,

КГАФК, 1998.

 

Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф.Лесгафта о физическом упражнении

как двигательном действии // Теория и практика физической культуры. –

1987. - № 3.

 

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического

воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1972.

 

Коростылев В.Н. Слагаемые здоровья. – М., 1990.

 

Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие / Под ред.

В.А.Маслякова. – М.: Высшая школа, 1991.

 

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для

институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

 

Мильнер Е.Г. Формула жизни. – М., 1991.

 

Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания

школьников: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.

 

Наталов Г.Г. Теория физического воспитания. Учебное пособие. – Алма-

Ата, 1976.

 

Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе

физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. –

1987. - № 6.

 

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

 

Основы теории и методики физической культуры: Учебник для

техникумов физической культуры /Под ред. А.А.Гужаловского. – М.:

Физкультура и спорт, 1986.

 

Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя

физкультуры. – М.: Просвещение, 1980.

 

Пономарев Н.И., Дмитриев С.В. Проблемные вопросы теории

построения двигательных действий // Теория и практика физической

культуры. – 1990. - №№ 6, 7.

 

Пономарев Н.И. Теоретические проблемы физической культуры //

Теория и практика физической культуры. – 1986. - №№ 5, 8.

 

Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение,

1991.

 

Программа физического воспитания населения СССР // Теория и

практика физической культуры. – 1990. - № 3.

 

Программа физического воспитания студентов высших учебных

заведений. – М.: Просвещение, 1996.

 

Программа физического воспитания учащихся I-XI классов. – М.:

Просвещение, 1996.

 

 

Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» //

Вестник. – 1996. - №№ 7,8.

 

Ратов И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для

массовой физической культуры// Теория и практика физической культуры. –

1990. - №№ 1, 2.

 

Ромашин Н.Г. Методическое пособие к практическим занятиям. –

Краснодар: КГАФК, 1996.

 

Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на

воздухе. – М.: Просвещение, 1991.

 

Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие /Под ред.

Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

 

Теоретико-методические основы физической культуры и спорта:

Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Дворкина. – Краснодар:

КГАФК, 1995.

 

Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов

физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова. – М.:

Физкультура и спорт, 1976.

 

Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие /Под ред.

Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988.

 

Трупан В.В. Сетевое планирование в гимнастике. – Краснодар: КГИФК,

1989.

 

Чернышенко Ю.К. Научно-методическое обоснование инновационных

направлений в системе физического воспитания детей дошкольного

возраста. – Краснодар: КГАФК, 1998.

 

Шуртихина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме

учебного дня для школы. – М.: Просвещение, 1992.

 

Янсон Ю.А. Технология урока физической культуры. – Ростов-на-Дону,

1989.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 4

 

 

Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ……… 6

1. Физическое воспитание как педагогический процесс …….. 7

2. Система физического воспитания в России ……………….. 10

3. Цель и задачи физического воспитания …………………. 16

 

Тема 2. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………… 17

1. Физическое упражнение – основное средство физического

воспитания …………………………………………………… 18

2. Классификация физических упражнений………………….. 22

3. Структура системы движений. Технические характеристики

движений …………………………………………………… 24

4. Педагогическое значение физических упражнений …….. 25

5. Вспомогательные средства физического воспитания …… 28

 

Тема 3. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ …………… 29

1. Типологическая характеристика методов …………………. 31

2. Структурная основа процесса упражнения ……………….. 32

3. Специфичекие методы физического воспитания ………… 34

4. Общепедагогические и другие методы в практике

физического воспитания …………………………………. 39

 

Тема 4. ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……… 42

 

 

1. Законы «упражнения» и «гармонии» …………………….. 43

 

 

2. Дидактические принципы………………………………… 45

 

 

3. Специфические принципы………………………………… 47

 

 

Тема 5. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ………… 51

 

 

1. Двигательные действия как предмет обучения ………… 51

 

2. Закономерности формирования двигательных умений

 

и навыков…………………………………………………… 53

 

3. Средства и методы обучения движениям………………… 56

 

4. Структура процесса обучения движениями……………… 57

 

 

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ …………… 61

 

 

1. Физические качества и закономерности

их развития……………………………………… 62

 

 

2. Сила и методы ее воспитания …………………….

 

3. Быстрота и методы ее воспитания ……………….

 

4. Выносливость и методы ее воспитания ….….

 

5. Ловкость и методы ее воспитания ……………..

 

 

6. Гибкость и методика ее развития …………………

 

 

Тема 7. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ………………………………………

 

1. Основные требования, предъявляемые

к планированию………………………………… 89

2. Исходные данные и направления педагогического

планирования процесса физического воспитания…

3. Виды, формы и методы планирования……………..

 

4. Основные документы планирования в школе……..

 

Тема 8. КОНТРОЛЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ …..

 

 

1. Учет и контроль………………………………………

 

2. Направления педагогического контроля………….

 

3. Виды педагогического контроля ……………………

 

4. Средства и методы контроля на уроке физической

 

 

культуры……………………………………………..

 

Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………

 

 

1. Общая характеристика форм построения занятий.

 

 

2. Характерные черты и разновидности уроков

 

 

физической культуры ………………………………

 

3. Структура урока физической культуры …………..

 

4. Особенности самодеятельных форм занятий……..

 

 

Тема 10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………….

 

 

 

1. Возрастные особенности физического развития

 

 

детей…………………………………………………

 

2. Периодизация возрастного развития детей

 

дошкольного возраста ………………………………

 

3. Задачи и содержание физического воспитания в

 

детском саду……………………………………….

 

4. Формы организации занятий………………………..

 

5. Особенности методики проведения занятий………. 123

 

Тема 11. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ……… 125

 

1. Характеристика школьных программ по

 

физическому воспитанию…………………………..

 

2. Возрастная периодизация и задачи физического

 

воспитания школьников…………………………. 128

 

3. Возрастные особенности индивидуального

 

развития и обучения двигательным действиям……

 

4. Возрастные особенности воспитания физических

 

качеств………………………………………………..

 

 

Тема 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ В ШКОЛЕ..………………………. 136

 

 

1. Деятельность учителя на уроке физической культуры….. 137

 

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в

 

ежиме дня школы…………………………………………. 143

 

3. Основы методики внеклассных занятий ……………… 145

 

4. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия….. 146

 

5. Организация и содержание работы школьного

 

коллектива физической культуры………………………. 149

 

Тема 13. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССОИНАЛЬНО-

 

ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ И СРЕДНИХ

 

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ………… 151

 

 

1. Обязательный курс физического воспитания в

профессионально-технических училищах……………… 152

2. Дополнительные формы физического воспитания в

профессионально-технических училищах……………… 158

3. Физическое воспитание в средних специальных

учебных заведениях……………………………………… 162

 

Тема 14. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ…………………………….

 

 

1. Организация и функции кафедры физического

воспитания………………………………………….

 

2. Содержание и построение учебного процесса……

3. Организационно-методические особенности занятий

в различных отделениях вуза……………………… 178

 

4. Самодеятельные формы занятий……………………

 

 

Тема 15. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ

ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА…………………………..

 

 

1. Повседневно-бытовые формы занятий…………….

 

2. Рекреативно-оздоровительные формы……………..

 

3. Общеподготовительные формы занятий…………..

 

 

4.

Спортивные секции…………………………………

5. Физическая культура в жизни людей старшего

поколения……………………………………………..

 

Тема 16. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ ФОРМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………… 195

 

1. Профессионально-прикладная физическая

культура (ППФК)………………………………….

2. Физическая культура в системе научной

организации труда…………………………………

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

для студентов институтов физической культуры

 

 

Корректор С.С.Деркачева

Подписано к печати _________________________ Формат 80х84 1/16

Объем ___________ п.л.

Тираж ____________ экз.

Бумага для множительных аппаратов

Заказ _________________________________________________________

 

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма

350015, г.Краснодар, ул.Буденного, 161, тел.55-35-17

 

 

Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры теории, истории и

методики физической культуры Кубанского государственного университета

физической культуры, спорта и туризма, кандидатом педагогических наук

В.Л.Динером.

 

 

Печатается по решению ученого совета Кубанского государственного

университета физической культуры, спорта и туризма.

 

Рецензенты:

М.М.Шестаков – заведующий кафедрой теории, истории и методики

физической культуры, профессор, доктор педагогических наук;

Л.С.Дворкин – заведующий кафедрой тяжелой атлетики, бокса и

борьбы, профессор, доктор педагогических наук.

 

 

В учебном пособии излагаются теоретико-методическое основы

теории и методики физического воспитания. Публикуемый материал

логично дополнен результатами исследований 1991-1998 гг. Излагаемый

материал систематизирован в соответствии со структурой читаемого курса.

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений

академий и институтов физической культуры, а также для преподавателей и

преподавателей-общественников, работающих с различными возрастными

группами населения.

 

 

 

Document Outline

Государственный комитет Российской Федерации ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Составляю- Тема 2 Таблица 1 Соотношение эффекта, вида контроля и планирования Н е у р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста Организационные формы занятий ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕЙ И Таблица 2 Теоретический Практический Контрольный Оценка в очках ЛИТЕРАТУРА Тема 5. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ………… 51 4. Основные документы планирования в школе…….. 94 Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ Тема 16. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ ФОРМЫ

 


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.427 с.