Цели, задачи, основные принципы комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цели, задачи, основные принципы комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей.

2017-06-05 820
Цели, задачи, основные принципы комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель данной программы: создание системы комплексной помощи в реабилитации и социальной адаптации семьям с детьми, с синдромом Дауна.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Получение полной информации об уровне развития каждого ребёнка с синдромом Дауна и выявление причин, препятствующих адек­ватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внут­рисемейную жизнедеятельность.

2. Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье, переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания, коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских);

3. Совершенствование системы абилитационных и реабилитационных мероприятий, позволяющей детям с синдромом Дауна компенсировать нарушенные психические функции и способствовать успешной социальной адаптации ребенка.

4. Формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

5. Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению различных мероприятий (мастер-классов, развлекательных мероприятий) для детей с синдромом Дауна и их родителей.

 

Принципы построения данной программы:

 

1. Доступность предлагаемого материала, соответствующего индивидуальным особенностям детей.

2. Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).

3. Личностно-ориентированный подход к детям.

4. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.

5. Взаимосвязь с игровой деятельностью.

6. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).

7. Деятельностный подход (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в тех видах деятельности, которые доступны детям).

8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).

Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с синдромом Дауна и их родителей.

 

Используются следующие методы и приёмы:

 

По источнику знаний:

Ø словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;

Ø наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин; дидактический материал; показ приёмов исполнения; использование образцов;

Ø практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.

 

По характеру познавательной деятельности:

Ø репродуктивные: ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.

Ø частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Ø творческие: образно-пластическое перевоплощение.

 

Стимулирующие методы:

Ø поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.

 

В комплексной программе по реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей данные методы применяются на пределе возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».

 

 

Основные формы комплексной реабилитации:

1. Диагностическое обследование.

2. Индивидуальные занятия со специалистами.

3. Фронтальные занятия.

4. Интегрированные занятия.

5. Логоритмические занятия.
6. Работа с родителями.
7. Культурно-массовые мероприятия.


Специалисты используют нетрадиционные формы проведения занятий, которые предоставляют детям возможность свободно размещаться на занятиях (в кругу, полукругом, около логопеда, психолога и т. д.). Это способствует повышению продуктивности реабилитационных занятий.

Режим

1 раз в неделю (суббота), продолжительность еженедельных встреч составляет 2 – 2,5ч.
14.00—16.00 — занятия со специалистами.
16.00—16.30 — проведение совместных с родителями мероприятий.

Индивидуальная работа специалистов с ребенком проходит по согласованному графику. Длительность индивидуальных занятий (15-30 минут) будет зависеть от индивидуальных особенностей де­тей с синдромом Дауна и от их возможностей. Длительность занятий фронтальных занятий – 40-50 мин.

Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого ребёнка. Не зная особенностей развития детей, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения педагога и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

 

Система работы с родителями

( в структуре этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с РЦДПОВ «Надежда», образовательные запросы родителей)):

 

· Педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и групповые консультации, лекции, практические занятия, «круглые столы»).

· Информирование родителей о состоянии и перспективах работы клуба «Радуга надежды» через групповые собрания, конференции.

· Включение родителей в реабилитационный процесс (привлечение родителей к участию на занятиях, мероприятиях, демонстрация личностных достижений детей).

· Проведение психологических консультаций с родителями в зависимости от заявленной проблемы.

· Оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.

· Распространение буклетов для родителей.

· Создание папки «Шпаргалки для родителей»:статьи, список литературы об особенностях содействия развитию детей с синдромом Дауна (Приложение №1).

· Организация помощи молодым родителям (родитель-родителю).

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

· Создание семейного клуба «Радуга Надежда» как средства сплочения родителей детей с синдромом Дауна в системе комплексной реабилитационной помощи для решения их проблем.

· Дифференцированное обследование семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

· Разработка индивидуальной программы и составление коррекционного маршрута.

· Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно разработанным индивидуальным программам - по 24 занятия у каждого из специалистов (логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФК и социального педагога) для 40 детей – всего 3000 услуг.

· Реализация программы по логоритмике – 24 занятия.

· Реализация программы социальной адаптации «Круг» - 10 занятий.

· Индивидуальные и групповые консультации для родителей – не менее 300 консультаций.

· Проведение информационно-практических семина­ров, тренингов, мастер-классов по использованию реа­билитационных технологий в условиях семейного вос­питания – 5 занятий, общий обхват – 46 родителей.

· Обучающие лекции, направленные на формирование моделей поддержки и обучения родителей детей с нарушениями интеллекта, взаимоотношений детей и родителей, детей и окружающей среды – 5 занятий.

· Разработка и издание информационных, методических и справочных материалов для родителей, воспитываю­щих детей-инвалидов с синдромом Дауна – 5 выпусков по 40 штук (будут распространены во время проведения клуба, а так же представлены на стендах отделения).

· Повышение уровня интеллектуального, речевого развитие ребенка синдромом Дауна на индивидуальных, групповых, интегрированных занятиях.

· Создание условий для развития личности ребенка синдромом Дауна и его креативных способностей.

 

· Создание оптимальной нагрузки на коррекционно-развивающих занятиях (применение здоровьесберегающих технологий) на ребенка с целью защиты его от переутомления.

 

· Наличие полноценного наглядно-дидактического, технического инструментария.

· Организация и обеспечение игрового пространства для семей с детьми с синдромом Дауна.

· Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна.

· Создание ин­формационного стенда «Радуга Надежды» (1 шт.). Информирование об деятельности семейного клуба «Радуга Надежды».

· Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению развлекательных и познавательных мероприятий для детей с синдромом Дауна (не менее 18 студентов-волонтёров).

· Проведение еженедельных совместных досуговых мероприятий для семей и детей с синдромом Дауна «В субботу мы вместе».

Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна (25семей).

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их индивидуальные особенности.

 

 

Кадры.

 

1. Логопед.

2. Педагог-психолог.

3. Музыкальный педагог.

4. Инструктор по физической культуре.

5. Специалист по социальной работе.

 

Условия.

 

1. Логопедический кабинет.
2. Кабинет психолога.

3. Спортивный зал.

4. Музыкальный зал.

 

Раздел № 3


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.