Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна

2017-06-05 808
Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна

 

Разработчик:

С.В. ГУМЕННАЯ

логопед

 

г. Сыктывкар – 2013г.

 

Раздел № 1

Актуальность проблемы

 

Развитие ребёнка - это неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач реабилитации на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.
Подобный государственный подход к решению проблем «особых» детей при несоблюдении прав ребенка, отсутствии в стране законов о гражданских правах инвалидов и о специальном образовании, привел к кризисной ситуации, как на уровне дошкольного и школьного образования детей, профессиональной подготовки и социально-трудовой реабилитации взрослых с синдромом Дауна, так и на уровне подготовки кадров для работы с этой категорией населения России.
Попытки изменить создавшуюся ситуацию со стороны государственных и правительственных структур в последние годы социально-политических преобразований в Российской Федерации выразились в принятии ряда законов и нормативных актов. Эти нормативно-правовые документы рассматривают лиц, имеющих проблемы в интеллектуальной, физической, психологической сферах, как объект особой общественной заботы и помощи. А отношение общества к таким людям становится критерием оценки уровня его цивилизованности и развития.

Проблема оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Эффективность решения проблемы определяется многими условиями, в том числе и изучением специфики структуры дефекта у детей, с синдромом Дауна - представительной и специфической популяции среди лиц с умственной отсталостью (9-10%).

Интенсивная разработка основ коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев) и результативность психолого-педагогических исследований по проблеме ранней коррекции (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко) создали научные предпосылки для анализа состояния проблемы, касающейся детей с синдромом Дауна, которые, несмотря на глубину и своеобразие интеллектуального нарушения располагают возможностями к развитию психической деятельности.

Практический опыт работы РЦДПОВ «Надежда» г. Сыктывкара по реабилитации детей с синдромом Дауна (в течение 10 лет) свидетельствует в пользу положительной социальной комфортности в ближайшем для них окружении, что является показателем общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Но помощь детям с синдромом Дауна требует социально-психологической поддержки всей семьи. Традиционно работа с родителями, имеющих детей с синдромом Дауна ограничивалась консультациями по поводу развития и воспитания ребёнка, но при этом упускался из виду серьёзный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Работая с родителями, имеющих детей с синдромом Дауна мы убеждались в том, что всем семьям нужна психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не стеснялись своего ребёнка. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и совместно с нами решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости организации семейного клуба «РАДУГА НАДЕЖДЫ», который будет реализовать следующую деятельность:

Комплексное проведения реабилитационных мероприятий для детей и подростков с синдромом Дауна.

Оказание психологической и методической поддержки родителям, имеющих детей и подростов с синдромом Дауна.

Комплексная программа клуба «Радуга надежды» составлялась с учетом опыта зарубежных*, отечественных специалистов и нашего пятилетнего опыта работы с детьми с синдромом Дауна.

 

*Программа ранней педагогической помощи "Маленькие Ступеньки" (Университет Маккуэри, Австралия, авторы М.Питерси, Р. Трилор).

Раздел № 2.

Режим

1 раз в неделю (суббота), продолжительность еженедельных встреч составляет 2 – 2,5ч.
14.00—16.00 — занятия со специалистами.
16.00—16.30 — проведение совместных с родителями мероприятий.

Индивидуальная работа специалистов с ребенком проходит по согласованному графику. Длительность индивидуальных занятий (15-30 минут) будет зависеть от индивидуальных особенностей де­тей с синдромом Дауна и от их возможностей. Длительность занятий фронтальных занятий – 40-50 мин.

Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого ребёнка. Не зная особенностей развития детей, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения педагога и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

 

Система работы с родителями

( в структуре этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с РЦДПОВ «Надежда», образовательные запросы родителей)):

 

· Педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и групповые консультации, лекции, практические занятия, «круглые столы»).

· Информирование родителей о состоянии и перспективах работы клуба «Радуга надежды» через групповые собрания, конференции.

· Включение родителей в реабилитационный процесс (привлечение родителей к участию на занятиях, мероприятиях, демонстрация личностных достижений детей).

· Проведение психологических консультаций с родителями в зависимости от заявленной проблемы.

· Оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.

· Распространение буклетов для родителей.

· Создание папки «Шпаргалки для родителей»:статьи, список литературы об особенностях содействия развитию детей с синдромом Дауна (Приложение №1).

· Организация помощи молодым родителям (родитель-родителю).

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

· Создание семейного клуба «Радуга Надежда» как средства сплочения родителей детей с синдромом Дауна в системе комплексной реабилитационной помощи для решения их проблем.

· Дифференцированное обследование семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

· Разработка индивидуальной программы и составление коррекционного маршрута.

· Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно разработанным индивидуальным программам - по 24 занятия у каждого из специалистов (логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФК и социального педагога) для 40 детей – всего 3000 услуг.

· Реализация программы по логоритмике – 24 занятия.

· Реализация программы социальной адаптации «Круг» - 10 занятий.

· Индивидуальные и групповые консультации для родителей – не менее 300 консультаций.

· Проведение информационно-практических семина­ров, тренингов, мастер-классов по использованию реа­билитационных технологий в условиях семейного вос­питания – 5 занятий, общий обхват – 46 родителей.

· Обучающие лекции, направленные на формирование моделей поддержки и обучения родителей детей с нарушениями интеллекта, взаимоотношений детей и родителей, детей и окружающей среды – 5 занятий.

· Разработка и издание информационных, методических и справочных материалов для родителей, воспитываю­щих детей-инвалидов с синдромом Дауна – 5 выпусков по 40 штук (будут распространены во время проведения клуба, а так же представлены на стендах отделения).

· Повышение уровня интеллектуального, речевого развитие ребенка синдромом Дауна на индивидуальных, групповых, интегрированных занятиях.

· Создание условий для развития личности ребенка синдромом Дауна и его креативных способностей.

 

· Создание оптимальной нагрузки на коррекционно-развивающих занятиях (применение здоровьесберегающих технологий) на ребенка с целью защиты его от переутомления.

 

· Наличие полноценного наглядно-дидактического, технического инструментария.

· Организация и обеспечение игрового пространства для семей с детьми с синдромом Дауна.

· Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна.

· Создание ин­формационного стенда «Радуга Надежды» (1 шт.). Информирование об деятельности семейного клуба «Радуга Надежды».

· Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению развлекательных и познавательных мероприятий для детей с синдромом Дауна (не менее 18 студентов-волонтёров).

· Проведение еженедельных совместных досуговых мероприятий для семей и детей с синдромом Дауна «В субботу мы вместе».

Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной - развивающей помощи детям с синдромом Дауна (25семей).

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их индивидуальные особенности.

 

 

Кадры.

 

1. Логопед.

2. Педагог-психолог.

3. Музыкальный педагог.

4. Инструктор по физической культуре.

5. Специалист по социальной работе.

 

Условия.

 

1. Логопедический кабинет.
2. Кабинет психолога.

3. Спортивный зал.

4. Музыкальный зал.

 

Раздел № 3

Таблица №1.

Таблица №2.

 

Перспективный план коррекционно-логопедических занятий для детей с синдромом Дауна с общим недоразвитием речи II уровня.

Месяцы, недели Тема занятий Программное содержание индивидуальных занятий
Словарная работа, грамматический строй и связная речь Произношение звуков
Октябрь I неделя «Овощи»   1.Существительные, прилагательные, глаголы по теме. 2. Существительные в ед.ч., мн.ч. Прилагательные в ед.ч., мн.ч. Глаголы (повелительное наклонение глагола «хотеть»). 3. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». 4. Обобщающие слова, группировки. 5. Составление предложений. 6. Показ и рассматривание предмета, демонстрация и называние предмета. 7. Упражнение на развитие логического мышления (Что ты видел? Где ты видел?).   Звук «У». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «У» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Повтор простых предложений по теме за логопедом.
II неделя «Фрукты» 1. Существительные, прилагательные, глаголы по теме 2. И.п. существительных (ед.ч., мн.ч.). «Один-много». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 4. Глаголы (повелительное наклонение). 5. Наречие (вкусно, кисло). 6. Обобщающие слова, группировки. 7. Показ предмета и активные действия с ним. Звук «А». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука (гласный). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме.  
III неделя «Грибы» 1. Накопление словаря по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р., ед. ч.). 4. Д.п. сущ. ед.ч. (без предлога). 5.Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 6. Составление предложений типа «Дети собирают грибы». 7. Создание воображаемых ситуаций.   Звук «И». Ø Артикуляция звука, Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений со словами на звук «И».
IV неделя «Осень» (деревья, кустарники) 1.Словарь по теме. 2. Р.п. существительных в ед.ч., мн.ч. («Один-много»). 3. Упражнение на развитие логического мышления (Отгадай, что взял Петрушка?»). 5. Осенние месяцы. 6. Составление предложений типа «Мальчик собирает жёлтые листья». 7. Создание воображаемых ситуаций.   Звуки «А-У-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «А-У-И» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме.  
Ноябрь I неделя «Домашние птицы» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. П.п. существительных ед.ч. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 4. Упражнение на развитие логического мышления «Что взять мальчику (девочке)?». 5. Образование глаголов от звукоподражаний. 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Бабушка кормит большого петуха».   Звук «О». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звука «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме.  
II неделя «Птицы (лесные) перелётные» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог «НА» (В.п.) 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Местоимения «Я, ТЫ, МЫ». 6. Упражнение, направленное на формирование диалогической речи. Дидактическая игра «Найди пару». 7. Составление предложений типа «Ночная сова ловит мышей».   Звуки «О-У-А». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Произношение звуков «О» в прямых, обратных слогах, в начале слова. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «О», «У». Выделение из ряда звуков А, У, О, П, Т, К, М, Н, Ф. Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме.  
III неделя «Домашние животные и их детёныши» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог «НА» (В.п.) 4. Притяжательные прилагательные (Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.) 5. Местоимения «ОН, ОНА, ОНИ». 6. Формирование диалогической речи. Дидактическая игра «У кого? У меня!» 7. Дидактическая игра «Повтори» (звукопроизношение).   Звуки «П, Пь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «П», «Пь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 2-4 слов со словами по теме.  
IV неделя «Дикие животные и их детёныши» 1.Словарь по теме. 2.Притяжательные прилагательные (Чей? Чьи?) ед.ч. (ж.р., м.р.). 3. Предлог «НА» (П.п.) 4. «Кто что делает?» (Д.п.). Накопление глагольного словаря. 5. Формирование диалогической речи. 6. Дидактическая игра «Какая игрушка появилась?». 7. Составление предложений типа «Хитрая лиса ловит трусливого зайца».     Звуки «Б, Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки «Б, Бь». Ø Образование прямых слогов с гласными звуками «А, О, У, И». Ø Составление предложений из 3-5слов.
Декабрь I неделя «Рыбы» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающие слова, группировки. 3. Предлог «НА», «ПОД» (В.п.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч.). 5. Упражнение на развитие логического мышления. «Какая рыбка приплыла?». 6. Дидактическая игра «Что умеет делать рыба?» 7. Составление предложений типа «Добрый мальчик дал вкусный корм».   Звуки «П-Б, Пь-Бь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слова». Ø Составление предложений из 3-5 слов.  
II неделя «Зима» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. 3. Предлоги «НА», «У», «ПОД». 4. Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежный и т.п.). 5. Упражнение на развитие логического мышления «Что можно делать зимой?». 6. Формирование диалогической речи. 7. Составление предложений типа «Белый, пушистый, мягкий снег».   Звуки «Ф, Фь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай звуки». Ø Дидактическая игра «Поймай слоги». Ø Отобрать картинки на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов.  
III неделя «Зимние развлечения» 1.Словарь по теме. 2. Предлог «НА», «У», «ПОД» (В.п.). 3. Обобщающее слово. 4. Д.п. существительные ед.ч. с предлогом «К». 5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 6. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). Звуки «В, Вь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный слог». Ø Отбери картинки на нужный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов.  
IV неделя «Новогодняя ёлка» 1.Словарь по теме. 2. Предлог «ЗА» (Т.п.). 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р., ед.ч., мн.ч). 5. Составление распространённых предложений (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи.   Звуки «Ф-В, Фь-Вь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Поймай слоги. Ø Отбери картинки на заданные звуки. Ø Составление предложений из 3-5 слов.  
Январь I неделя «Семья» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Предлог «ОТ» (Р.п.) 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Распространение предложений по вопросам (Какой? Чей? Как?). 6. Формирование диалогической речи. 7. «Когда мы это делаем?» (развитие логического мышления). Звуки «К, Кь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Развитие звукового внимания. Дидактическая игра «Поймай звуки». Ø «Повтори слоги». Ø Убери лишнюю картинку. Ø Составление предложений из 3-5 слов со словами по теме.  
II неделя «Дом и его части» 1.Словарь по теме. 2. Предлоги «НА», «У», «ПОД», «К», «ЗА», «ОТ». 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звуки «Г, Гь». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов.  
III неделя «Мебель» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово. Обобщающая группировка. 3. Существительные в ед., мн.ч. 4. Образование относительных прилагательных (ж.р., м.р.,ед.ч.). 5. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «А». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звуки «К-Г, Кь-Гь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Поймай нужный звук». Ø Скажи наоборот (прямые, обратные слоги): КА-АК, ГА-АГ, КИ-ИКЬ, ГИ-ГИТЬ. Ø Составление предложений из 3-5 слов.
Февраль I неделя «Человек и части его тела» 1.Словарь по теме. 2. Предлог «ПО» (Д.п.) 3. Дидактическая игра «Когда мы это делаем?» 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р.,м.р.,ед.ч.). 5. Согласование числительного с существительным. 6. Составление сложносочинённого предложения с союзным словом «потому что» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звук «Э». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Э» из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Дидактическая игра «Повтори слова со звуком «Э» (в начале слова).
II неделя «Продукты питания» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. существительного ед. с предлогом «ПОСЛЕ». 4. Относительные прилагательные (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Сложносочинённые предложения с союзным словом «если» (по типу рассуждения). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звук «Ы». Ø Артикуляция звука. Характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделение звука «Ы» из ряда звуков. Ø «Скажи наоборот» (прямые, обратные слоги). Ø Выбери картинки на звук «Ы».    
III неделя «Посуда» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ед.ч., мн.ч.). 5. Сложноподчинённые предложения с союзным словом «чтобы». 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звуки «А-Э, Ы-И». Ø Сравнение артикуляций звуков «А», «У», «И». характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги, слова».
IV неделя «Одежда» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Р.п. с предлогами «До», «Вместе». 4. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 5. Составление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений. 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звуки «Т, Ть». Ø Артикуляция звуков, характеристика звуков. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Дидактическая игра «Повтори слоги». Ø Запомни картинку на заданный звук. Ø Составление предложений из 3-5 слов.
Март I неделя «Обувь» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающие группировки. 3. Д.п. существительных с предлогом «ПО». 3. Относительные прилагательные (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Составление сложноподчинённых предложения с союзными словами «ТОГДА», «КОГДА» (тип рассуждений). 6. Формирование диалогической речи. 7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Звуки «Д-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук из ряда звуков. Ø Повтори прямые, обратные слоги.. Ø Называть слова со звуками «Д-Дь» в начале слов.
II неделя «Весна» 1.Словарь по теме. 2. Дидактическая игра «Кому что надо?». 3. Повелительное наклонение глаголов «Беги!», «Поезжай!» 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Подбор родственных слов. 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ.   Звуки «Т-Д, Ть-Дь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь».
III неделя «Весна. 8 Марта» 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть» (хочу. Хотеть, хотим). 3. Дидактическая игра «Кому что?» (профессии мамы, бабушки и др. женщин). 4. Относительные прилагательные (ед.ч., мн.ч., ж.р.. м.р.) 5. Родственные слова (ж.р., м.р., ед.ч.). 6. Обучение рассказыванию. Составление предложений по действиям детей и объединение их в небольшой рассказ.   Звуки «М-Мь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Дидактическая игра «Поймай слоги» (прямые, обратные). Ø Называть слова со звуками «Т-Д, Ть-Дь».  
IV неделя «Город (улица)» 1.Словарь по теме. 2. Сравнение города с деревней (дачей). 3. Относительные прилагательные (ед.ч., ж.р., м.р.) 4. Глаголы в повелительном наклонении: «Поезжай!», «Иди!», «Стой!», «Беги!». 5. Предлоги «НА, В, ПОД». 6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.   Звуки «Н-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь».  
Апрель I неделя «Игрушки» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «У, К, ЗА». 4. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (ж.р., м.р., ед.ч., мн.ч.). 5. Местоимения «МОЙ, МОЯ, МОИ». 6. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов по 2-3 сюжетным картинкам.   Звуки «М-Н, Мь-Нь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуками. Ø Называть слова со звуками «Н-Нь».  
II неделя «Транспорт» (наземный, водный) 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ОТ, ПО, ДО». 4. Дидактическая игра «Собери машину (лодку) из частей». 5. Отгадывание загадок. 7. Составление рассказов, носящих цепной характер (по серии сюжетных картинок).   Звуки «С-Сь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «С» в начале слова.
III неделя «Транспорт» (воздушный) 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «ПОСЛЕ», «ВМЕСТО». 4. Дидактическая игра «Собери самолёт (вертолёт) из частей». 5. Отгадывание загадок. 6. Запоминание предложений по опорным картинкам и восстановление всего текста по опорным картинкам. Звуки «З-Зь». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звуки из ряда звуков. Ø Образовывать обратные слоги, отбирать картинки со звуком «З» в начале слова. Ø Выделять звуки в начале слова.  
IV неделя «Профессии» 1.Словарь по теме. 2. Обобщающее слово, обобщающая группировка. 3. Предлоги «В», «У». 4. Родственные слова. 5. Заучивание стихов, загадок. 6. Дидактическая игра «Кто что делает?». 7. Запоминание и восстановление текстов из 3-4 предложений с опорой на картинку, вопросы и план. Звуки «Л-Ль». Ø Артикуляционные упражнения (характеристика звуков). Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять из ряда звуков. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Повторение: Обрабатывать обратные слоги, выделять звуки «Л-Ль» в начале слова.  
Май I неделя «Цветущие растения» 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку.   Звук «Ч». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Выделять звуки в начале слов.  
II неделя «Комнатные растения» 1.Словарь по теме. 2. Спряжение глагола «хотеть», (хочу, хотеть, хочет, хочешь). 3. Подбор прилагательных к существительному. 4. Дидактическая игра «Найди растение по описанию». 5. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на картинку Звук «Ш». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Звуковые схемы прямых слогов. Ø Отбирать картинки со звуком «Ш» в начале слова.  
III неделя «Насекомые» 1.Словарь по теме. 2. Существительные с числительными от1до 5. 3. Дидактическая игра «Кто (что) летает? Кто ползает?». 5.Заучивание стихов, загадок. 6. Составление сравнительных и описательных рассказов с опорой на схему. Звук «Ж». Ø Артикуляция звука, характеристика звука. Ø Дыхательная гимнастика. Ø Пальчиковая гимнастика. Ø Выделять звук «Ж» из ряда звуков. Ø Повторять обратные слоги, слова со звуком «Ж» в начале (звуковые схемы) слова.

 

 

Целенаправленная логопедическая работа способна помочь большинству детей с синдромом Дауна овладеть вербальными средствами коммуникации, но наиболее эффективным считается раннее вмешательство логопедического воздействия в процесс развития ребёнка.

Приложения программы коррекционно-логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна:

· Приложение № 2 «Дыхательная гимнастика».

· Приложение№ 3 «Пальчиковый игротренинг».

· Приложение № 4 «Дыхательная гимнастика».

· Приложение № 5 «Комплексы артикуляционных гимнастик».

· Приложение № 6 «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов».

В приложениях описываются простые и доступные упражнения, которые можно выполнять с малышом с синдромом Дауна с самого рождения в процессе режимных моментов, игр, занятий.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отдельных школьных предметов.

 

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение.
Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

 

Эмоции.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.

Раздел № 5.

План реализации комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна.

 

№ п/п Содержание деятельности Сроки исполнения
1.1. Организация прохождения психологической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия).   Весь период
1.2 Организация прохождения логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия)   Весь период  
1.3 Оказание консультативной помощи; информационно-просветительской работы для семей имеющих детей с синдромом Дауна на ранних стадиях развития. Весь период; по запросу
1.4 Организация и проведение клубной деятельности («Радуга надежды») на базе центра РЦДПОВ «Надежда» Весь период
1.5 Организация и проведение культурно -досуговых мероприятий по календарным датам с детьми с синдромом Дауна и их родителей Календарные даты
2.1 Разработка интегрированных занятий по развитию речевой деятельности с применением методов сказкотерапии, изотерапии и речевой терапии.     I квартал
2.2 Разработка коррекционной программы с элементами песочно-водной терапии «Игры на песке» для проведении занятий с детьми с синдромом Дауна   II квартал
2.3 Самостоятельное изучение и внедрение новейших методов в процесс реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей. Весь период
2.4 Пополнение кабинетов логопеда, психолога центра РЦДПОВ «Надежда» методическим, дидактическим материалами. Весь период  

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.