Порядок выбора обучающимся профильной направленности ВКР и государственного экзамена — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Порядок выбора обучающимся профильной направленности ВКР и государственного экзамена

2017-06-05 263
Порядок выбора обучающимся профильной направленности ВКР и государственного экзамена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студенты, обучающиеся по профилям География. Биология имеют возможность выбора профиля ВКР (География или Биология) и профиля гос. экзамена (География или Биология): Студенты, выбравшие ВКР по географии, сдают гос. экзамен по биологии; выбравшие ВКР по биологии, сдают гос. экзамен по биологии (решение Ученого совета ЮУрГГПУ от 25.11.2016 г., протокол № 4).

 

2. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

2.1. КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ В ХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

Компетенции, проверяемые в ходе государственного экзамена

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
Готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)   Знать: возрастные и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические основы обучения. Соотношение теоретических и эмпирических знаний. Уметь: вычленять из содержания основное, вносить коррективы, отражающие события современной жизни. Владеть: дидактическими и методическими приемами и навыками организации учебно-воспитательного процесса. Знать: ключевые вопросы психолого-педагогических дисциплин и методики обучения географии. Уметь: опираться на теоретические, психолого-педагогические и методические знания при решении практических учебно-воспитательных задач. Вычленять из содержания ключевые знания, имеющие системообразующее значение. Планировать учебный процесс исходя из поставленных целей темы или урока, прогнозировать познавательную деятельность учеников. Владеть: общеучебными и специальными умениями и навыками для успешного освоения учащимися всех компонентов содержания школьной географии.
Способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)   Знать:основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; основные способы математической обработки информации. Уметь:критически анализировать получаемую информацию, выделять основные тезисы из текста, делать выводы. Владеть: структурированием текста, логичным изложением материала. Знать:сущность информации; назначение и виды информационных технологий; назначение и виды информационных моделей; основные технологии обработки информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств. Уметь:использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых географических объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических географических задач. Владеть:логической культурой географического мышления, которая позволяет правильно выстраивать причинно-следственные связи между общегеографическими понятиями.
Способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)   Знать: теоретические основы духовно-нравственного воспитания. Уметь: реализовать процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся. Владеть: навыками разработки программ духовно-нравственного воспитания обучающихся. Знать: задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Уметь: отбирать методы, приемы, средства воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Владеть: современными технологиями духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4) Знать: основы развития современного информационного общества, устройства и деятельности государства. Уметь: формировать суждения по научным и информационным проблемам; ориентироваться в информационной безопасности; выбирать правильные решения. Владеть: методами критического анализа, сравнения, научного исследования. Знать: программные продукты геоинформационных систем. Уметь:использовать программное обеспечение компьютеров для планирования географических исследований, анализа экспериментальных данных и подготовки научных публикаций. Владеть:навыками работы с программными информационными географическими продуктами «Живая география», «Регионы России».
Способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7)   Знать: психолого-педагогические основы сотрудничества обучающихся. Уметь:актуализировать и внедрять педагогические и психологические знания в образовательный процесс. Владеть: технологиями развития активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся. Знать: современные теории и концепции развития обучающихся. Уметь:разрабатывать программы развития творческих способностей обучающихся. Владеть: навыками реализации программ развития творческих способностей обучающихся.
Способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9)   Знать: современные образовательные технологии. Уметь: проектировать и применять современные образовательные технологии при изучении географических дисциплин. Владеть: современными педагогическими технологиями. Знать: сущность и содержание технологии сотрудничества в целом и метода проектов в частности. Уметь: применять современные образовательные технологии при изучении географических дисциплин на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях. Владеть: навыками поиска и оценкой качества интернет ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении проектной работы /реферата
Готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)   Знать: теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности. Уметь:адаптировать современные достижения науки к образовательному процессу. Владеть: способами осмысления и критического анализа научной информации. Знать: системно-эволюционный и системно-синергетический подходы к научно исследовательской деятельности по географии. Уметь: использовать особенности системного подхода при проектировании научно-исследовательской деятельности по географии. Владеть: самостоятельного научного исследования в области географии.
Способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Знать: теоретические основы организации учебно-исследовательскойУметь:адаптировать современные достижения дидактики к образовательному процессу. Владеть: способами осмысления и критического анализа учебной информации. Знать: современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности по географии. Уметь: использовать особенности системного подхода при проектировании учебно-исследовательской деятельности по географии. Владеть: навыками самостоятельного дидактического исследования в области географии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

На государственном экзамене по географии происходит последняя проверка подготовленности будущего учителя в области географических наук, основы которых ему предстоит преподавать в школе. По своему содержанию и методике проведения этот экзамен должен существенно отличается от курсовых экзаменов по отдельным предметам.

На государственном экзамене выпускник ЮУрГГПУ должен показать, прежде всего, понимание основных законов, закономерностей географии, ее практического значения и перспектив развития. В то же время он должен продемонстрировать свое умение ориенти­роваться в фактическом материале, знание важнейших источников его пополнения и обновления, показать знакомство с трудами и деятельностью крупнейших ученых, с фундамен­тальными научными исследованиями и периодическими изда­ниями.

Настоящая программа по географии охватывает все географические дисциплины с подразделением их на физико-географический и зкономико-географический циклы. Однако в программу включены не все разделы соответствующих курсов, а только узловые проблемы. Предпочтение отдается вопросам теоретического, типологического характера, для их раскрытия широко привлекается материал по крупным регионам и субрегионам, странам, районам. Естественно, что в наибольшей мере региональные аспекты раскрываются на примере Российской Федерации.

Наряду с этим в экзаменационные билеты включены вопросы общегеографического, комплексного характера, вынесенные в раздел «Введение». Включение в билеты нескольких дополнительных вопросов по Уральскому экономическому району и федеральному округу России целесообразно в связи с тем, что выпускники будут востребованы именно в этом регионе.

 

Введение

Этапы формирования современной географии. Развитие географической науки. Современное представление о системе географических наук, ее методологические основы. Системный подход в географии.

Физическая география (общее землеведение, региональная физическая география, частные физико-географические дисцип­лины). Объект, задачи, методы исследования. Главные этапы развития. Основные научные школы. Труды Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова, Л.С.Берга, А.А.Григорьева, С.В. Калесника, К.К. Маркова.

Экономическая география (общая и региональная экономическая география, отраслевые экономико-географические дисциплины). Объект, задачи и методы исследования. Главные этапы развития. Основные научные школы. Труды Н.Н. Баранского.

Картография. Сущность и свойство географических карт, их практическое и научное, значение. Карта как источник знаний. Классификация карт. Тематическое картографирование. Географические атласы, в т.ч. региональные.

Понятие о «пограничных» направлениях в развитии географической науки. Страноведение и краеведение, их содержание. Историческая география. Политическая география. Географическое ресурсоведение. Медицинская география. Рекреационная география.

Роль географии в эпоху научно-технической революции, усиление ее преобразовательного (конструктивного) значения. Проблема взаимодействия общества и природы. Охрана и преобразование окружающей среды, рациональное использование природных ресурсовобщая задача физической и экономической географии. Глобальные проблемы и современная география. География и экология. Проблема рационального размещения производительных сил. Современные методы географических исследований. Основные этапы исследования территории России. Географический прогноз. Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в географии.

Географическая литература: основные картографические, статистические и иные источники, монографии, периодические издания. Учебники и учебные пособия по географии. Географические организации в РФ и за рубежом.

Физическая география

Земля как планета. Фигура и размеры Земли. Положение Земли в мировом пространстве.

Движения Земли и их следствия. Смена дня и ночи, времена года.

Современные представления о составе и строении Земли. Земные оболочки (сферы) – литосфера, гидросфера, атмосфера. Понятие о географической оболочке и биосфере (по А.А. Григорьеву и В.И. Вернадскому).

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Земная кора и подкорковая часть. Строение земной коры и основные типы пород. Материковые и океанические типы коры. Основные этапы эволюции Земли до неогена. События неоген-антропогенового времени и их значение для формирования современных природных условий. Основные структурные элементы земной коры. Древние платформы; молодые платформы, эпигеосинклинальные орогенные пояса, современные геосинклинальные пояса, рифтовые зоны. Труды советских ученых по общей и региональной геотектонике.

Полезные ископаемые. Минералогический состав, условия залегания и размещения рудных, нерудных полезных ископаемых. Важнейшие месторождения металлических руд, угля, нефти.

Рельеф Земли. Учение о морфоструктуре и морфоскульптуре. Основные типы рельефа геосинклинальных и эпигеосинклинальных орогенных поясов, континентальных платформ и эпиплатформенных орогенных поясов. Основные черты макрорельефа материков и дна океанов. Основные черты макрорельефа Российской Федерации.

Геологические, тектонические и геоморфологические карты, карты четвертичных отложений. Их легенды и содержание.

Атмосфера. Закономерности распределения тепла и влаги на Земле. Радиационный и тепловой баланс Земли. Тепловые пояса. Карты изотерм.

Осадки, их распределение в зависимости от распределения тепла и движения воздуха. Карты осадков. Зоны избыточного, умеренного и недостаточного увлажнения.

Атмосферное давление и ветер. Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Общая атмосферная циркуляция и господствующие ветры (пассаты, ветры умеренных широт, ветры высоких широт, муссоны).

Погода. Типы погод. Проблема прогнозов погоды.

Климат. Определение понятия. Факторы климатообразования. Классификация климатов. Обзор климатов Земли. Климатические пояса и области по Б.П. Алисову.

Климатическое районирование материков. Климатическое районирование РФ (по Б.П. Алисову, А.А. Григорьеву и М.И. Будыко).

Гидросфера. Круговорот воды на Земле, его значение и основные звенья. Их место в общей системе круговорота. Сток и его роль в круговороте воды.

Мировой океан. Физические и химические свойства морской воды. Температурный режим. Морской лед. Динамика океанских вод. Ресурсы Мирового океана, их использование и охрана. Современные исследования Мирового океана. Гидрологические особенности, происхождение и основные черты структуры дна Тихого, Атлантического, Индийского, Северного и Южного Ледовитых океанов и их основных морей. Гидрологическая характеристика морей РФ.

Воды суши. Подземные воды. Поверхностные воды (реки, озера, водохранилища), их хозяйственное значение. Типы режимов. Ледники. Болота.

Особенности стока и характер водной сети материков. Комплексные характеристики наиболее крупных водных объектов (реки Нил, Амазонка, Конго, Янцзы, Миссисипи, Волга, Лена, Обь, Енисей: озера Каспийское, Аральское, Байкал, Великие Северо-Американские, озера Восточной Африки). Проблема загрязнения и охраны вод.

Биосфера. Биогенные компоненты биосферы. Роль живого вещества в развитии атмосферы, литосферы и гидросферы.

Понятие о почве и факторы почвообразования. Основные закономерности географии почв. Отражение различных почвенно-географических категорий на картах разного масштаба.

Растительность. Основные типы растительного покрова и их связь с климатом и почвами. Растительность и флора. Флористическое районирование Земли.

Растительность и растительные ресурсы материков и территорий РФ. Изменение растительного покрова человеком. Карты растительности. Охрана растений.

Животные и их связь с географической средой. Зоогеографическое районирование Земли. Охрана животных в РФ и других странах. Международная Красная книга и Красная книга РФ (редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений).

Географическая оболочка. Географическая оболочка и биосфера. Структура и основные закономерности географической оболочки. Целостность и пространственная дифференциация. Космические и общепланетарные воздействия на географическую оболочку.

Зональная структура географической оболочки и учение о природной зональности. Взгляды В.В. Докучаева, Л.С. Берга, А.А. Григорьева.

Горизонтальная зональность и высотная поясность. Основные типы зональных ландшафтов. Проявление зональной структуры географической оболочки и особенности зональности на каждом из материков и на территории РФ.

Частное и комплексное физико-географическое районирование, различные взгляды на проблему районирования. Система таксономических единиц в физической географии. План географической характеристики региона. Природные ресурсы и их оценка.

Крупнейшие физико-географические регионы материков, их подразделения, степень использования и изменения природы в связи с деятельностью человека, охраняемые объекты. Западная Европа, Средиземноморье, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, Северная Африка (Сахара и Судан), Восточная Африка, Экваториальная Африка, Восток Северной Америки, Кордильеры, Восток Южной Америки, Анды. Общие особенности природы и внутренние различия Австралии, Океании и Антарктиды.

Схемы физико-географического районирования Российской Федерации. Важнейшие физико-географические страны (Восточно-Европейская равнина, Кавказская и Уральская горные страны, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восток Сибири, Камчатско-Курильская вулканическая страна, Амурско-Приморская страна, Байкальская и Алтайско-Саянская горные страны), их особенности и внутренние различия, природные ресурсы. Труды по региональной физической географии РФ. Региональные и областные комплексные атласы.

Основы учения о ландшафте. Определение понятия «ландшафт». Ландшафт и локальные геосистемы. Динамика ландшафтов. Классификация и систематика ландшафтов. Методы ландшафтных исследований. Ландшафтные карты. Теоретическое и практическое значения ландшафтоведения. Труды советских ученых по ландшафтоведению (Л.С. Берга, Н.А. Солнцева, В.Б. Сочавы и других).

Экономическая география

Зарождение и развитие социально-экономической (общественной) географии как науки. Основные труды основоположников отечественной экономической географии (К.И. Арсеньев, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Д.И. Менделеев, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.Э. Дэн, Н.Н. Баранский, И.Г. Александров, Н.Д. Кондратьев, Н.Н. Колосовский) и их значение.

Объекты экономико-географического исследования. Источники знаний по экономической географии. Место экономической и социальной географии в средней школе. Роль экономической географии в решении важнейших проблем современности. Концепция устойчивого развития.

Историко-географические особенности развития мирового хозяйства. Промышленные революции и их роль в развитии мирового хозяйства и отдельных стран. Циклический характер экономического развития и его географические следствия. Центр и периферия в региональном развитии.

Современная политическая карта мира и её историческое развитие. Понятие о политической географии и геополитике. Оценка геополитических концепций прошлого и современности. Формы правления и политико-административного деления государств мира. Состав государственной территории. Российская Федерация на политической карте мира. Политико-географическое положение как историческая категория.

Экономико-географическое положение. Оценка ЭГП стран и отдельных регионов, населённых пунктов.

Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая оценка природных ресурсов. Мировые природные ресурсы и проблемы ресурсообеспеченности мирового хозяйства, отдельных регионов и стран. Минерально-сырьевой потенциал России. Комфортность среды обитания в России.

Предмет и задачи географии населения. Народонаселение планеты и его основные количественные и качественные характеристики. Пространственные различия в демографических структурах и воспроизводстве населения. Концепция демографического перехода. Демографическая политика: её цели и результаты в различных странах. Этносы. Этнические процессы. Этногенез. География мировых и национальных религий. Трудовые ресурсы и занятость населения в России и мире. Закономерности расселения населения в России и мире. География внешних и внутренних миграций населения. Географические формы расселения. Урбанизация – глобальный процесс современности и его особенности в России. Географические следствия урбанизации. Сельское расселение. Важнейшие тенденции в развитии народонаселения мира и России; глобальные и региональные прогнозы. Гипотеза стабилизации численности населения Земли. Глобальная продовольственная проблема. Понятие о географическом разделении труда. Движущие силы международного и внутригосударственного географического разделения труда. Технико-экономические особенности важнейших отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Факторы и принципы размещения промышленного и сельскохозяйственного производства. Сдвиги в размещении производства под воздействием НТР. Основные теории размещения производительных сил. Географические формы организации производства: концентрация, специализация и кооперирование, комбинирование. Территориально-производственные комплексы. Отраслевая структура экономики России. География топливно-энергетического комплекса России и мира. География металлургического комплекса России и мира. География машиностроительного комплекса России и мира. География химико-лесного комплекса России и мира. География аграрно-промышленного комплекса России и мира. География инфраструктурного комплекса России и мира.

Экономическое районирование России в трудах дореволюционных и советских географов. Многовариантность экономического районирования России на современном этапе. Особенности регионального развития России. Региональная политика в России. Экономико-географическая характеристика отдельных экономических районов России: Центрального, Северо-западного, Волго-Вятского, Центрально-Чернозёмного, Европейского Севера, Европейского Юга, Поволжского, Уральского, Западносибирского, Восточносибирского, Дальневосточного.

Место и роль России в мировой экономике.

Географическая модель мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства. Экономическое районирование зарубежного мира. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны: место и роль в мировой экономике. Причины неравномерности социально-экономического развития мира. Региональная политика в зарубежных странах. Содержание проблемно-страноведческих характеристик. Экономико-географическая характеристика отдельных макрорегионов и стран зарубежного мира. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и их географические следствия.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.