Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-02 | 478 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В ы н о с л и в о с т ь - способность индивидуума длительное время
выполнять работу без снижения ее интенсивности (или противостоять
утомлению в какой-либо деятельности - физиологическое определение).
При длительном выполнении работы определенной интенсивности у
человека возникает чувство усталости (утомления). Внешне это проявляется
рядом признаков: бледностью, усиленным потоотделением, увеличением
числа совершаемых ошибок или нарушением координации движений и др.
Утомление в этом случае выполняет защитную функцию организма и
снижает работоспособность заблаговременно, т.е. до истощения
работающих органов и систем, его энергетических запасов. При волевых
усилиях со стороны индивидуума он может определенное время
продолжать
работу
без
снижения
ее
эффективности - фаза
компенсированного утомления. В дальнейшем наступает 2-я фаза:
декомпенсированного утомления - снижение работоспособности, несмотря
на возросшее волевое напряжение. Следовательно, в педагогическом
процессе воспитания (тренировки) для противостояния утомлению следует
адаптировать организм к неблагоприятным факторам, возникающим в
конце работы.
В зависимости от характера деятельности утомление может
развиваться в нервно-мышечном аппарате (при физической работе), в
анализаторах (при деятельности сенсорного характера), в коре головного
мозга (при умственной работе). По масштабу утомление может быть
локальным - в отдельном звене тела или мышце, региональным -
задействована часть мышц, тотальным - задействованы все или
большинство
мышц,
предъявляются
повышенные
требования
к
энергетическому обеспечению активной двигательной деятельности,
|
сердечно-сосудистой и дыхательной системам. На характер утомления
значительное влияние оказывает не только объем задействованных мышц,
но и интенсивность работы. По мере повышения интенсивности раньше
наступает утомление.
Способность занимающегося противостоять утомлению или уровень
развития
выносливости
обусловлен
следующими
факторами:
энергетическими запасами организма, функциональными возможностями
органов и систем, техническим мастерством и волевыми качествами
спортсмена. Все эти факторы взаимосвязаны. Так, функциональные
возможности
при
выполнении
ФУ,
требующих
выносливости,
определяются как наличием двигательных навыков, так и энергетическими
возможностями организма. Причем с ростом интенсивности выполняемых
упражнений эта зависимость усиливается.
Энергетическое обеспечение активной двигательной деятельности
является одним из важнейших факторов, определяющих выносливость. При
выполнении незначительных по интенсивности упражнений в большей мере
выносливость зависит от аэробных возможностей занимающихся (а не от
степени совершенствования двигательного навыка). Поэтому некоторые
авторы определяют выносливость как проявление дееспособности
функциональных систем доставки энергии. В зависимости от длительности
и интенсивности физической нагрузки различают выносливость аэробного
или смешанного характера.
КТФ (алактатный механизм
10 с: 83%
(анаэробной)+ 17% (О2)
энергообеспечения)
1 мин.: 60% + 40%
Гл. (лактатное энерго-
2 мин.: 40% + 60%
обеспечение)
10 мин.: 9%
+ 91%
О2 (аэробный
механизм энерго-
обеспечения)
2-3 с 1,5-2 мин 4-5 мин
Таким образом, функциональные возможности выносливости при
наличии техники определяются аэробными и анаэробными возможностями
(в зависимости от зоны мощности работы). О б щ а я в ы н о с л и в о с т ь
(аэробная) - способность к длительной работе умеренной интенсивности,
|
включающая функционирование всего мышечного аппарата ( 2/3 всех
мышц). Физиологической основой выносливости являются аэробные
возможности, обеспечивающиеся вдыхаемым кислородом.
Аэробные возможности работы большой и умеренной мощности
склонны к переносу с одного вида деятельности на другой, т.к. слабо
зависят от формы движений (циклические виды: бег, ходьба, плавание,
гребля, велоспорт). Высокие требования предъявляются к сердечно-
сосудистой, дыхательной системам.
Выносливость к определенному виду деятельности называют
с п е ц и а л ь н о й (выносливость бегуна, прыгуна, штангиста). В
большинстве случаев - это анаэробная выносливость при работе
максимальной и субмаксимальной мощности, которая определяется
функциональными возможностями работы организма в условиях недостатка
кислорода. Она в значительной степени обусловлена экономичностью
двигательной деятельности. Энергия образуется за счет биохимических
реакций.
Различают
скоростную,
силовую,
скоростно-силовую
выносливость.
С к о р о с т н а я в ы н о с л и в о с т ь - способность к поддержанию
предельной и околопредельной быстроты в действиях (скоростных
параметров движений - скорости, темпа) в течение определенного времени
без
значительного
снижения
их
эффективности. (Спринтерская
выносливость - способность к максимальной работе; собственно-скоростная
- к субмаксимальной работе).
С и л о в а я в ы н о с л и в о с т ь - способность к выполнению силовых
упражнений максимальной, субмаксимальной и большой мощности в
течение определенного времени (в ряде случаев различают статическую
выносливость). Скоростно-силовая выносливость - способность организма
противостоять утомлению при относительно длительной скоростно-силовой
работе (повторяемые мышечные усилия превышают треть максимальной
величины).
Д в и г а т е л ь н о - к о о р д и н а ц и о н н а я в ы н о с л и в о с т ь
проявляется
в
деятельности
с
повышенными
требованиями
к
координационным
способностям
(гимнастическое
многоборье,
совокупность технико-тактических действий в спортивных играх).
Выносливость измеряется временем выполнения работы без снижения
ее эффективности. Мерой при этом может быть:
1) объем работы заданной интенсивности: время работы в 1/2
|
мощности на велоэргометре или по стадиону, на тредбане (чаще в
лабораторных условиях);
2) интенсивность работы заданного объема - бег 5000 м, 3000 м, с
барьерами (чаще в соревновательной обстановке).
Средства и методы.
Основными
средствами
воспитания
выносливости
являются
двигательные действия, которые требуют ее проявления. Дополнительные
средства:
- дыхательные упражнения и постановка дыхания (в процессе
физической работы);
- направленное использование факторов внешней среды (среднегорье -
в условиях недостатка О2).
Средства развития общей выносливости:
- циклические упражнения умеренной мощности (бег 20-42 км 150 м,
спортивная ходьба 10-15 км, лыжные гонки 15-70 км, плавание 5-50 км)
- циклические упражнения большой мощности (кросс 3-10 км, лыжные
гонки 5-10 км, плавание 800-1500 м, подводное плавание 600-1000 м, гребля
1,5-2 км, спортивная ходьба 3-10 км и др.).
Средства развития силовой (динамической) выносливости:
- упражнения с внешним сопротивлением;
- упражнения в преодолении собственного веса.
Средства
развития
силовой
(статической)
выносливости -
изометрические упражнения.
Средства развития скоростной выносливости:
- циклические упражнения максимальной мощности;
- циклические упражнения субмаксимальной мощности;
- спортивно-игровые упражнения;
- упражнения в единоборствах.
Главное методическое требование - довести работу до утомления.
Методики воспитания общей и специальной выносливости не
тождественны, т.к. различны причины утомления и, прежде всего,
энергетических возможностей организма (в первом случае - аэробных, а во
втором – преимущественно анаэробных). Поэтому и различают методику
воспитания аэробной и анаэробной выносливости.
Методика воспитания аэробной выносливости
Поскольку при длительной работе умеренной и большой мощности
преобладает аэробный (окислительный) процесс, постольку кислородные
показатели (вдыхаемого кислорода) являются прямыми показателями
качества освобожденной энергии. Т.е. уровень максимального потребления
кислорода (МПК), по существу, является показателем аэробных
|
возможностей (общей выносливости) организма. В зависимости от уровня
МПК можно предсказать скорость передвижения и наоборот, в зависимости
от скорости передвижения можно вычислить величину МПК на 1 кг веса и
определить градации интенсивности нагрузок. Поэтому, развивая аэробные
возможности организма, одновременно решают следующие задачи:
увеличение МПК, поддержание уровня МПК длительное время, а также
совершенствование быстроты развертывания дыхательных процессов до
максимальной величины.
1. Метод строго регламентированного упражнения со стандартной
непрерывной нагрузкой.
Упражнения выполняются в течение 10-30 мин., ЧСС 130-150 и 150-
170 уд/мин. Метод способствует повышению аэробной выносливости и
создает базу для применения различных методов тренировки. Он
обеспечивает высокие величины ударного объема сердца и высокий уровень
потребления кислорода. Рекомендуется применять на ранних этапах
воспитания выносливости. Суть метода: преодоление дистанции с
постоянной скоростью, постепенно увеличивая длину дистанции.
Длительность работы должна определяться преподавателем-тренером с
учетом уровня физической подготовленности занимающихся. Нагрузка
низкой интенсивности (ЧСС 130 уд/мин) не обеспечивает существенного
изменения аэробных возможностей.
2. Метод строго регламентированного упражнения со стандартной
интервальной нагрузкой.
Большой эффект в развитии аэробных возможностей дает анаэробная
работа в виде кратковременных повторений с небольшими интервалами
отдыха (интервальный метод со стандартной или переменной нагрузкой).
Продукты анаэробного распада, образующиеся при выполнении
кратковременной интенсивной работы, являются мощным стимулятором
дыхательных процессов и функциональных возможностей сердца во время
пауз отдыха. В первые 10-90 с отдыха (после напряженной работы)
возрастает МПК и ударный объем сердца. Продолжительность работы в
условиях кислородного долга 1-3 мин. Интенсивность работы 75-85% от
max (ЧСС достигает 170-180 уд/мин). Паузы отдыха 45-90 с в зависимости
от длительности работы и физической подготовленности занимающихся
(снижают ЧСС до 120-130 уд/мин). Восстановление неполное.
Стандартное
упражнение
с
жесткими
интервалами
отдыха
обеспечивает прирост аэробных возможностей через 6-12 недель и
достигает 10-30%.
Число повторений или длительность непрерывной работы в
вышеназванных
методах
зависит
от
возможностей
спортсмена
поддерживать устойчивое состояние, т.е работать с потреблением
кислорода на высоком уровне. Начинают с 3-4-х повторений.
Методы строго регламентированного упражнения со стандартной
|
непрерывной и интервальной нагрузкой являются основными в воспитании
общей выносливости. Стимулирует рост выносливости метод переменной
нагрузки: смена интенсивности нагрузки при непрерывной или
интервальной работе (ЧСС от 170-180 уд/мин до 140 уд/мин в низко
интенсивной
части).
Смена
интенсивности
способствует
совершенствованию быстроты и одновременной перестройке всех
физиологических функций на новый уровень.
Учебно-тренировочные
занятия
рекомендуется
проводить
в
естественных условиях местности. Более эффективны упражнения,
требующие высокого потребления кислорода, максимальных величин
производительности сердечной и дыхательной систем с большим
количеством
задействованных
мышц
(поэтому
лыжные
гонки
предпочтительнее бега). Упражнения рекомендуется выполнять с
интенсивностью, близкой к критической.
3. Метод “круговой тренировки” при воспитании общей выносливости
комплексного характера:
- слитная “круговая тренировка”: на каждой точке работают ПМ в
течение 1 мин. без отдыха, количество кругов - до суммарного ПМ;
- “интервальная” круговая тренировка со значительными силовыми и
скоростными моментами - интервальная работа субмаксимальной и
переменной интенсивности. Кратковременные упражнения с отягощениями
при сохранении значительного темпа и многократных повторениях.
Методика воспитания анаэробной (скоростной) выносливости
Методика решает задачи:
- увеличения запасов креатинфосфата и гликогена в мышцах;
- выработки ферментов, активизирующих (ускоряющих) анаэробные
процессы в организме.
Повторный метод со стандартной и переменной нагрузкой является
основным методом строго регламентированного упражнения. Используется
также непрерывное стандартное выполнение упражнений максимальной и
субмаксимальной
мощности.
Рост
анаэробной
выносливости
у
квалифицированных спортсменов составляет 15-20% за 8-12 недель.
1. Совершенствование алактатных возможностей (КТФ-механизма).
Продолжительность нагрузки - 5-10 с (бег 20-70 м, бег на коньках до 100 м,
плавание 8-20 м и т.п.). Интенсивность нагрузки 100% (лучше 95% для
предупреждения появления “скоростного барьера” и контроля за техникой
движения). Паузы отдыха между повторениями 2-3 мин. Т.к. запасы КТФ
невелики и к 3-4 подходу они исчерпываются, этим числом повторений
вначале и ограничиваются. Весь планируемый объем работы разбивают на
серии - 4-6 серий (вначале, затем в 2 раза больше), интервал отдыха между
сериями - 6-10 мин. Такой интервал достаточен для окисления значительной
части молочной кислоты и поддержания возбудимости нервных центров. В
эти интервалы можно включать упражнения низкой интенсивности на
работающие группы мышц (ходьба).
2. Совершенствование лактатных возможностей (гликолитического
механизма) для специализирующихся в беге на средние дистанции и в
аналогичных упражнениях. Продолжительность разовой нагрузки от 30 с до
2 мин. (бег 200-500 м; плавание 50-150 м). Интенсивность упражнения 85-
95% от предельной скорости. Паузы отдыха между повторениями 10-45 с,
количество повторений - 4-12. Объем планируемой работы также разбивают
на серии - 4-10 серий (в зависимости от уровня подготовленности);
интервалы отдыха не менее 15-20 мин. для ликвидации значительной части
лактатной фракции молочной кислоты, кислородного долга (по Н.И.
Волкову: 3-4 рабочих фазы с первым интервалом 5-8 мин. и убыванием
отдыха в последнем интервале до 2-4 мин. Количество серий в занятии - 4-6.
Применяют квалифицированные легкоатлеты - средневики).
Воспитание способности использовать энергию гликолитического
процесса является базой выполнения двигательной деятельности за счет
энергии креатинфосфокиназной реакции.
На данном этапе научного обоснования спортивной тренировки
развитие выносливости в циклических видах перемещения осуществляется
не только за счет анаэробных возможностей, но в большей степени за счет
повышения аэробных возможностей (многие ведущие спортсмены
совмещают разные по мощности виды. Пловец Сальников 4 х 200 м, 800 м,
1500 м и др. Наша землячка Казанкина бежала 800 м, 1500 м, 3000 м.
Конькобежец Хайт бежал 5 дистанций через день и за 10 дней завоевал 5
медалей)
Методика воспитания силовой выносливости
Абсолютные показатели силовой выносливости существенно зависят
от уровня силы, с увеличением внешнего сопротивления эта зависимость
усиливается. Методы воспитания силовой выносливости во многом
аналогичны методам по воспитанию силы. Повторное преодоление
значительных сопротивлений (больше 80% от max силы) способствует и
развитию выносливости. Рекомендуется динамический режим работы мышц
с преодолевающим и уступающим характером работы. Используют и
упражнения в статическом режиме. Силовая работа более длительна.
При
выполнении
упражнений max и
кратковременной
субмаксимальной мощности величина отягощения - 70-100%; в более
продолжительных упражнениях большой мощности отягощения - 40-60%.
Длительность упражнения 30 с - 2 мин. (в статических упражнениях - 10-30
с). При кратковременных повторениях интервалы отдыха должны
обеспечить восстановление ЧСС до 110-120 уд/мин (в воде 120-150 уд/мин).
При значительной длительности - 2-10 мин. - интервалы отдыха должны
обеспечить относительно полное восстановление работоспособности (ЧСС
100-110 уд/мин).
По Л.П. Матвееву выносливость к целевым упражнениям достигается:
- упражнениями большей продолжительности работы, но с меньшей
интенсивностью (мощностью);
- большей мощностью работы, но с меньшей продолжительностью (по
“отрезкам” делят дистанцию с необходимой соревновательной скоростью
прохождения и с min отдыхом, суммарная длина превышает целевую).
В завершение рассмотрения вопроса коснемся возрастных аспектов
развития выносливости у детей школьного возраста. В действующей
комплексной программе предусмотрено развитие выносливости уже в
младших классах (бег до 2 км, передвижение на лыжах до 2 км, кросс до 1,5
км, подвижные игры с повышенной моторной плотностью и др.). У
младшеклассников лучше развивать общую выносливость к работе
умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей высоких
требований к анаэробно-гликолитическим способностям организма.
В средних классах следует также уделять внимание развитию
анаэробных возможностей: воспитанию скоростной выносливости.
Сенситивным периодом для старшеклассников является воспитание общей
и силовой выносливости.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!