Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-02 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Физического воспитания
К общепедагогическим методам относят методы словесного
(вербального) и наглядного воздействия, т.к. они используются во всех
сферах обучения и воспитания человека. В физическом воспитании они
применяются как при выполнении движений, так и при создании
предпосылок к их исполнению. Естественно, особенности применения
общепедагогических методов в процессе ФВ обусловлены двигательной
деятельностью.
М е т о д ы с л о в е с н о г о в о з д е й с т в и я занимают ведущее
место среди общепедагогических методов, т.к. без слова невозможно
общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. По
назначению все словесные методы можно условно разделить на 3 группы:
I группа: методы, в которых слово используется как средство передачи
знаний (рассказ, описание, объяснение). Рассказ создает широкое
представление об изучаемом действии и деятельности: об истории,
значении, перспективах и ближайших задачах по его овладению.
О п и с а н и е используется при ознакомлении с техникой действия,
содержанием и правилами игры. О б ъ я с н е н и е - что и как делать при
выполнении задания, предполагаемые длительные ощущения. Желательно,
чтобы они были образными при занятиях с детьми. Могут быть также
сопроводительные пояснения по ходу демонстрации физического
упражнения.
2 группа: методы управления деятельностью занимающихся (команды,
распоряжения, приказания). К о м а н д ы - метод оперативного управления,
как
правило,
коллективной
деятельностью
занимающихся:
одновременности действий и распределения усилий, регулирования темпа и
ритма деятельности. Р а с п о р я ж е н и я и п р и к а з а н и я отличаются
|
от команд более полным набором слов и спокойным тоном. Могут
предшествовать (при перестроениях), сопровождать (“Потянуться”,
”Наклонитесь”), завершать деятельность (“Убрать места занятий”).
Приказания отличаются более волевым тоном: “Всем построиться”,
”Подойти ко мне!”.
И н с т р у к т и р о в а н и е - точное изложение правил деятельности,
способов решения задач и избежания травм. Занимает промежуточное
положение между I-й и 2-й группами. У к а з а н и е - словесное воздействие
для исправления движений: “Быстрее”, “Свободнее” и др.
3 группа: методы анализа и оценки деятельности занимающихся
(разбор, замечание, отчет, словесная оценка). Р а з б о р - форма беседы с
анализом и оценкой деятельности, намечаются пути дальнейшего
совершенствования. Он может быть индивидуальным и групповым.
З а м е ч а н и е - краткая форма словесного воздействия. Оценивается
качество и указываются ошибки. От разбора отличается односторонней
направленностью. С л о в е с н а я о ц е н к а - может быть краткой и
развернутой. В последнем случае она приближается к разбору, но
однонаправлено. Преподаватель должен иметь педагогический такт и
помнить о педагогической роли оценки: захваливание ведет к
самоуспокоению, постоянное ”плохо” - к неверию в свои силы.
С л о в е с н ы е о т ч е т ы - способ углубления восприятия, самооценки и
самоконтроля.
Некоторые авторы (Л.П.Матвеев, Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян) к словесным
методам
относят
методы
психоуправления:
самоприказы
и
самопроговаривания”. Они основаны на связи с действием. Самоприказ
перед выполнением двигательного действия рассматривается как фактор
самоуправления этим процессом. Самопроговаривание способствует
созданию кинестетического образа движений.
М е т о д ы н а г л я д н о г о в о з д е й с т в и я основаны на
привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Это
способствует созданию у занимающихся более разностороннего
|
представления об изучаемом действии. Особенно важно использование
наглядного восприятия у детей. В физическом воспитании применяются
общепедагогические методы наглядного воздействия: зрительные и
слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).
М е т о д ы з р и т е л ь н о й н а г л я д н о с т и преимущественно
используются
для
оценки
и
корректировки
пространственных
характеристик движений. Основными из них являются следующие:
- непосредственный показ для создания представления о двигательном
действии;
- натуральный показ движения целиком и в совершенном исполнении
для создания общего целостного представления;
- адаптированный показ - в замедленном темпе, с остановками в
промежуточных положениях и пояснениями применяется при разучивании.
Методические требования к показу: выбор правильной плоскости
движения по отношению к занимающимся. В дошкольном и младшем
школьном возрасте выполнение многих движений детьми основано на
копировании, подражании. Схемы, рисунки, фотографии воссоздают
отдельные фазы движения: особенно если невозможно непосредственно
показать их. Предметно-модельная демонстрация (муляжи - макеты
человеческого тела) позволяет последовательно продемонстрировать
положение тела и отдельных его частей в динамике (большие обороты на
перекладине и др.). Макетная демонстрация (тр*ассы, поля, фигурки
игроков) позволяет разобрать различные варианты тактических действий.
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация позволяет изучить детали
техники движений.
М е т о д ы з р и т е л ь н о г о о р и е н т и р о в а н и я облегчают
правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Так,
разметки, дополнительные ориентиры позволяют выдержать нужную
траекторию и широкую амплитуду. Светолидеры регламентируют скорость
и темп передвижения (на беговой дорожке, вдоль стенок бассейна).
Электромишени и световые сигналы на щитах сообщают о точности
попадания.
М е т о д ы з в у к о в о й н а г л я д н о с т и позволяют уточнить
временные и пространственно-временные характеристики движений.
Звуковым сигналом можно подсказать момент главного усилия,
группировки или разгруппировки тела, момент отрыва от снаряда.
Звуколидеры помогают поддержать темп движения. Звуковая сигнализация
|
способствует более быстрому овладению рисунком движения.
При подаче звуковых сигналов необходимо учитывать быстроту
реакции занимающихся.
М е т о д ы д в и г а т е л ь н о й н а г л я д н о с т и заключаются в
развитии мышечных ощущений, поступающих от проприорецепторов
двигательного аппарата, и использовании их для управления движениями.
Мышечные ощущения впоследствии играют решающую роль в комплексе
ощущений. Методические приемы: “проводка” по траектории движения,
“фиксация” положений тела или его частей в отдельные моменты
двигательного действия (“Кипа” в кругах на коне, положение руки перед
броском гранаты или метанием копья и др.). Используются тренажеры для
ограничения пространственных характеристик и создания мышечного
ощущения (например, станок Семенова для обучения работе ногами стилем
“брасс”).
М е т о д ы с р о ч н о й и н ф о р м а ц и и (В.С.Фарфель с
сотрудниками) позволяют оперативно получить срочные сведения о
характеристиках движения с целью внесения коррекции. Как правило, это
различные
технические
устройства
(например:
тензометры
в
легкоатлетическом манеже сообщают величину усилия в момент
отталкивания при прыжках; длительность опорной фазы в беге; частоту
шагов, изменение скорости при разбеге и динамику усилий). Методы
срочной
информации
относятся
к
сенсорно-информационным,
используются, как правило, в спортивной тренировке.
В заключение следует отметить, что в учебно-тренировочном процессе
используются все общепедагогические и практические методы, т.к. не
существует универсальных методов. Обычно применяется несколько
методов одновременно, но решающая роль принадлежит конкретным из
них, в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Успеха в своей
деятельности быстрее достигает тот преподаватель физического воспитания
или тренер по виду спорта, который владеет всем комплексом методов и
методических приемов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Общая характеристика методов:
- отличительные особенности понятий метод, методический прием,
методика;
|
- разновидности методов по направленности и по составу.
2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения:
- объем и интенсивность нагрузки;
- роль и типы интервалов отдыха.
3. Методы строго регламентированного упражнения:
-
расчлененно-конструктивного
и
целостно-конструктивного
упражнения;
- стандартно-повторный и вариативный (переменный) методы;
- комбинированные методы;
- метод “круговой” тренировки.
4. Игровой и соревновательный методы.
5. Общепедагогический и другие методы:
- вербального воздействия;
- сенсорного воздействия;
- психорегулирующие методы.
Тема 4
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!