Социальная защита населения в современной России — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Социальная защита населения в современной России

2017-06-05 405
Социальная защита населения в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, – это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, цель которой – освоение новых ролей в группе и с помощью группы, коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арт-терапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник – клиент».

Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уров­не можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.

Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в на­чале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важ­но знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него ус­тановки и предубеждения, которые в конечном счете и обуслов­ливают его социальные действия по отношению и к себе, и к окружающим. Од­ной из методик в процессе консультирования клиента, разрабаты­ваемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работ­ника за поведением клиента.

Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни в качестве биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществле­ния и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. В рамках витально-ориентированной социальной работы существуют различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: патронажная работа – индивидуальная социальная ра­бота с отдельными клиентами и (или) их семьями; групповая со­циальная работа – работа с малыми группами; коммунальная социальная работа – работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.

Вопрос

Социальная реабилитация.

Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Установление правового статуса человека, оформление пенсии или пособий, закрепление за ним, положенного жилья и имущества.

Социально-бытовая реабилитация - обучение правилам гигиены, умению вести быт, развитию социальных навыков.

Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Социально-бытовая реабилитация включает:

• Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

• Обучение пациента самообслуживанию.

• Адаптационное обучение семьи пациента.

• Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

• Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др. Программа социальной реабилитации - это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно...

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

Программы реабилитации носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разрабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категории населения разрабатываются службами социальной реабилитации

6 билет

1 вопрос Социальная защита и социальное обслуживание как категории социальной работы

Социальная защита (глоссарий Е.И. Холостова) - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантии, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствие с конкретными условиями общественного развития;

Социальное обслуживание (глоссарий Е.И. Холостова) - комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи;

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека. Основные цели социальной защиты - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

2 вопрос Технологии социальной профилактики в социальной работе с семьей и детьми

Социальная профилактика – это совокупность госуд-х,обществ-х,соц-мед-х,организац-х и иных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих соц. отклонения.

. Виды профилактики:

1. Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.

2. Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющих девиантное поведение:

• Недопущение совершения подростком более тяжкого проступка или преступления;

• Оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, который находится в сложной жизненной ситуации.

3. Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного действия, (проводится с наркоманами, в спец. школе, с лицами из МЛС).

Принято различать профилактику общую и специальную.

Общая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех ил иных проблем в обозримом будущем человека, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальная профилактика - это система мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика суицида у подростка и т.п.).

В зависимости от направленности профилактики на категорию населения можно выделить следующие стратегии:

- работа с «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сети социально-поддерживающих учреждений;

- работа в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ;

- работа с семьей;

- профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах;

- профилактика с помощью средств массовой информации;

- работа с «группами риска» в неорганизованных коллективах (на улицах), с безнадзорными, беспризорными детьми);

- систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

- массовая мотивационная профилактическая активность.

В зависимости от времени воздействия выделяют три категории профилактических программ: постоянные, систематические и периодические.

Объектами социальной профилактики могут являться:

Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;

• Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органах управления;

• Негативные стороны межличностных отношений и поведения людей;

• Негативные стороны сознания и мышления человека.

Направления профилактической работы:

1. Организация соц среды

2. Информирование людей о последствиях тех или иных соц негатив явлений

3. Активное обучение социально-значимым навыкам

4. Организация альтернативной деятельности

5. Организация зож

 

 

Билет 7

 

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется целый ряд виды социальных услуг.

Билет

Социальная защита населения в современной России

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также 1в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)2. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 3 Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели. Социальная защита4 представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни5. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп. В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства6. Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двуступенчатой системы правовых актов – федерального и регионального законодательства. Социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

2. Т ехнологии социальной работы с семьей в сфере производства. Производство как система жизнедеятельности человека. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Человековедческие технологии: сущность, задачи, виды, особенности внедрения. Технологии производственного обучения, стимулирования труда, трудового соревнования, наставничества, социального планирования. Технологии социальной помощи, социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования. Правовое поле технологий социальной работы в сфере производства. Алгоритм социальной поддержки молодой семьи на предприятии.

Защита и поддержка семьи – приоритетное направление социальной политики предприятия. При рождении ребенка дополнительно к пособию, установленному законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие за счет средств предприятия. Оказывается материальная поддержка многодетным семьям. Это немаловажно, особенно в сегодняшней непростой экономической ситуации. Есть и другие выплаты, которые подробно описаны в коллективном договоре. Все дети в возрасте до 14 лет включительно получают бесплатные новогодние подарки, билеты на корпоративные новогодние ёлки В летний период дети сотрудников отдыхают не только в лагерях и санаториях Пермского края, но и на море в городе Анапе. Всем детям из многодетных семей путевки предоставляются бесплатно. Родителям предоставляется компенсация при оплате стоимости путёвки в загородные оздоровительные и санаторные учреждения детям, не достигшим 15 лет. На предприятии работает свыше 4000 молодых специалистов, работа с которыми является приоритетом в кадровой политике предприятия. Молодым рабочим - выпускникам технических училищ, колледжей, лицеев устанавливается доплата в размере 10%, производятся денежные единовременные выплаты после увольнения с военной службы и др. Молодые работники принимают участие в научно-практических конференциях, международных выставках, воплощают свои идеи в районных и городских проектах. Работающую молодежь предприятия объединяет Совет молодежи «Пермские моторы». Это команда молодых работников с активной жизненной позицией, объединенных общими целями и задачами. Совет организует и проводит обучающие тренинги и семинары, туристический слет, творческие и интеллектуальные конкурсы. Предприятие не забывает о своих ветеранах и пенсионерах. Для них предусмотрена материальная помощь, организуются праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню пожилого человека, по рекомендации Советов ветеранов пенсионеры проходят курс оздоровительных процедур в местных санаториях.

 

 

 

2 билет

1 вопрос.. Закономерности социальной работы.

Важнейшим структурным элементом социальной работы как любой другой отрасли социального знания являются ее закономерности.

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо явления.

Закономерность социальная - это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого либо явления. Закономерность социальная – это объективно существующая повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение функционирования и развития общества как целостной системы, либо его отдельной подсистемы.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде, характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношения к социальной ситуации клиента. В качестве основных закономерностей можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Введение социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности способствовало переориентации социальной политики с больших групп населения на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этим обусловлена также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. В социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. В связи с этим можно выделить два уровня социальной работы с присущими им закономерностями:

1. Организационно-управленческий уровень (чиновичный)

2. Непосредственно-контактный уровень

Рассмотрим каждый уровень более подробно:

1). Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно-оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих функционированные права и обязанности, деятельность определяется следующими закономерностями:

а. Зависимость эффективности социальной защиты от структуры и завершенности системы органов социального управления и учреждения социального обслуживания.

b. Зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления.

с. Взаимосвязь и взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью цели и социальной защиты населения.

2). На непосредственно-контактном уровне эффективность осуществления цели социальной работы будет зависеть от таких факторов как:

а. Совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.

b. Целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

с. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

d. Соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.