Соблюдение последовательности в действиях. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Соблюдение последовательности в действиях.

2017-06-05 263
Соблюдение последовательности в действиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждую часть тела следует вымыть одну за другой в предписанной последовательности. Совершающий омовение не должен отделять обмывание различных частей тела делами, не связанных с омовением, поскольку это считается отходом от принципов омовения. Такой является Сунна, и так поступали мусульмане ранних и поздних поколений.

Протирание ушей.

 

Сунной является протирание внутренней части ушей указательными пальцами, а внешней части большими пальцами с водой, которая используется для обтирания головы, поскольку уши являются частью головы.

 

Аль-Микдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения омовения протер свою голову и уши изнутри и снаружи. Он также вставил свой палец во внутрь уха (прочищая его)». Этот хадис передали Абу Дауд 121, Ибн Маджах 442 и ат-Тахави. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 112].

 

При описании омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Амир, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Он протер свою голову и уши одним протиранием». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд 133. [Шейх аль-Албани сказал: «Очень слабый хадис /да’иф джиддан/». См. «Да’иф Абу Дауд» 20].

В другой версии этого хадиса говорится: «Он обтер свою голову и внутреннюю часть ушей указательными, а внешнюю большими пальцами».

[Примечание не из книги]:

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер голову заодно с ушами снаружи и изнутри. (Ат-Тирмизи/36. Хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль» 90).

 

Данные действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются наглядным разъяснением того, как необходимо выполнять веление Аллаха об обтирании головы, упомянутое в Коране.

Со слов ‘Абдуллаха ас-Сунабихи сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда верующий раб Аллаха, совершая омовение, поласкает рот, его прегрешения выходят изо рта. Когда он высмаркивается, его прегрешения выходят из носа. Когда он моет лицо, его прегрешения выходят из лица, выходя даже из-под век. Когда он омывает руки, его прегрешения выходят из рук, выходя даже из-под ногтей. Когда он обтирает голову, его прегрешения выходят из головы, выходя даже из ушей. Когда он омывает ноги, его прегрешения выходят из ног, выходя даже из-под ногтей на ногах». (Ан-Насаи/103; Малик в «Аль-Муватта» 1/31. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих аль-Джами’» 449).

 

В хадисе от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Промывайте нос дважды, а уши относятся к голове». (ат-Табарани 10/391/10784. Иснад сообщения удовлетворительный).

 

Шейх аль-Альбани привел данный хадис в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (1/81-90), и он является достоверным в силу существования множественных свидетельств подкрепляющих его, которые шейх также привел в этом труде. Вообще шейх аль-Альбани сделал превосходное исследование по этому вопросу, с которым можно ознакомиться в этом же томе «ас-Сильсили ас-Сахиха», начиная со стр. 903.

 

Хафиз Ибн Хаджар по поводу этого хадиса писал следующее: «Любой, кто беспристрастно взглянет на совокупность всех путей передач этого хадиса, поймет, что у него есть основа, и что он не относится к сообщениям, которые можно отбросить». (См. «Ан-Нукат» 1/415).

 

Хадисы с таким же смыслом передаются со слов Абу Умамы, Абу Хурайры, Ибн ‘Умара, ‘Аиши, Абу Мусы, Самуры ибн Джундуба, ‘Абдуллаха ибн Зейда. И, как уже было сказано, все эти хадисы с подробным иснадом шейх аль-Альбани привел в своем сборнике достоверных хадисов «ас-Сильсиля ас-Сахиха». Это же передается от целой группы предшественников (саляф), таких как Ибн аль-Мусайиб, Ибн Сирин, Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Абу Джа’фар, Са’ид ибн Джубейр и Ибрахим ан-Наха’и.

Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: «Уши относятся к голове». (‘Абдур-Раззак 1/11; Ибн Абу Шейба 1/17. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

 

То же самое передается от Ибн ‘Аббаса и Абу Мусы аль-Аш‘ари (Ибн Абу Шейба 1/17), однако в иснаде этих сообщений присутствует некоторая слабость.

Учитывая все это, можно заключить, что обтирать уши является обязательным, так же как и голову.

 

Шейх аль-Альбани писал: «Большинство ученых последовало мнению о том, что обтирание ушей является лишь желательной Сунной, как об этом сказано в «Фикх ‘аля аль-Мазахиб аль-Арба’а» (1/56). Однако мы не нашли ни одного довода, на который бы они могли опереться и противопоставить его этому хадису, за исключением слов ан-Науауи в «Аль-Маджму’» (1/415) о том, что рассматриваемый хадис является слабым со всех путей его передач. Узнав, что, на самом деле, все обстоит не так, как сказал ан-Науауи, и что одна часть путей передач данного хадиса достоверная сама по себе, о чем ему не было известно, а другая достоверная в силу подкрепляющих их свидетельств, вы сами можете понять, насколько слабым аргументом являются слова ан-Науауи. Также становится очевидным, что обязательно придерживаться того, на что указывает данный хадис, а именно обязательности обтирания ушей во время омовения, и что они в этом отношении подобны голове. А в качестве примера, достойного подражания, в этом вопросе для вас будет достаточно имама Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, а также опередивших его в этом сподвижников, имена которых мы упомянули в ходе приведения источников данного хадиса». (См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 1/91).

 

Также стоит отметить, что часть ученых, среди которых в частности имам аш-Ша’би и некоторые другие, полагали, что передняя часть ушей относится к лицу, а задняя к голове. Они опирались на хадис от ‘Али, да будет доволен им Аллах, об описании омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором среди прочего сказано следующее: «…после чего он погрузил обе руки в сосуд и, набрав ими пригоршню воды, хлопнул ими вместе с этой водой по лицу, заведя при этом большие пальцы в переднюю часть ушей». (Абу Дауд/117; Ахмад 1/82; ат-Тахави 1/19-21; аль-Байхакъи 1/53, 74. Хадис хороший /хасан/. См. «Ируа аль-Галиль»/91).

 

Однако данный хадис не может служить прямым и однозначным доводом в пользу мнения этих ученых, так как:

Во-первых, упомянутое обтирание передней части ушей можно истолковать как подготовку к тому, чтобы в дальнейшем обтереть их вместе с головой, а не как то, что они были омыты вместе с лицом, потому что составляют с ним единое целое.

И во-вторых, под передней частью ушей могла иметься в виду начальная граница уха, которая с другой стороны является конечной границей лица.

А раз данный текст имеет различные варианты толкования, то оставлять на его основе достоверно установленные хадисы, с предельно ясными и прямыми указаниями не допускается.

[Конец примечания].

Удлинение «полос света».

 

Что касается удлинения «полос света» на голове, то это означает обмывать переднюю часть головы, которая является дополнением к обязательному обмыванию лица. Что касается удлинения «полос света» рук и ног, то это значит мыть локти и щиколотки. Также это относится к обмыванию выше локтей и лодыжек.

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения люди из моей общины придут с сияющими белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах от следов омовении».

Абу Хурайра сказал: «И если кто-либо из вас сможет увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали Ахмад 9184, аль-Бухари 136 и Муслим 246.

 

Абу Зур’a сообщил: «Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. И совершая омовение он вымыл свои руки выше локтей, а ноги выше щиколоток. Я спросил: «Что это?» Он сказал: «Это - степень приукрашивания». Этот хадис передал Ахмад 2/232 (7166) и текст принадлежит ему, хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима.

[Примечание не из книги]:

Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Что касается утверждения о том, что локоть также является частью руки и должен быть омыт во время омовения, то это является мнением большинства ученых. Этого придерживались Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Ханифа и его соратники, за исключением Зуфара». (См. «Аль-Истизкар» 2/23).

Существует два мнения ученых относительно выхода при мытье конечностей за пределы той области, мытье которой обязательно (фард). Из них более достоверным является мнение, что обмывание участков тела выше установленной границы не относится к рекомендованным действиям (то есть не является мустахабб). Данного мнения придерживался Имам Малик и жители Медины, а также Шейху-ль-Ислям Ибн Теймия и его ученик Ибн Аль-Къайим. Они привели следующие доводы:

1) Для того чтобы считать выход за пределы участков тела, мытье которых при совершении малого омовения предписано (фард), видом поклонения, нужно иметь соответствующие доказательства из Корана или Сунны, однако доказательств на это, как таковых, нет.

2) Что касается слов “И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”, то это дополнение в хадисе, вероятнее всего, относится к словам Абу Хурейры, а не к словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это утверждали многие знатоки хадисов. На’им Аль-Муджмир, передавший данный хадис от Абу Хурейры, объясняя это, сказал: “У меня нет уверенности относительно того, является ли это дополнение словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же словами Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен, добавленными им от себя”.

3) Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые описывали его омовение, не упоминали о том, чтобы он дополнительно обмывал участки тела за пределами предписанных, а передали, что он ограничивался обмыванием лица и рук до локтей включительно, а также обмыванием стоп до щиколоток включительно.

4) Ибн Аль-Къайим сказал: “Наш учитель (Ибн Таймийа) говорил, что эти слова не могут принадлежать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь “аль-гурра” не бывает ни на руках, ни на лице; она находится на голове, однако ее удлинение невозможно, так как в таком случае она уже не будет называться аль-гуррой, то есть звездочкой во лбу.

5) Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, старался не совершать такой вид омовения перед людьми, для того чтобы у них не возникло убеждение, что подобная строгость является правильной. Муслим приводит сообщение, переданное от Ибн Хазима, где говорится: «Я находился позади Абу Хурейры, когда он совершал малое омовение для намаза. Обмывая руки, он доходил до подмышек. Я спросил его: «О Абу Хурейра, почему ты совершаешь омовение таким образом?». Он же ответил: «О Ибн Фарух, разве вы здесь?! Если бы я знал, что вы были тут, я не совершал бы такого омовения».

Абу Ханифа, Аш-Шафи’и, Ахмад и их последователи считали желательным (мустахабб) выходить при омовении за пределы участков, мытье которых предписано (фард). Данное мнение (хотя оно менее достоверно) разделяет большинство ученых, которые приводят последнюю часть вышеприведенного хадиса в качестве доказательства (“И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”). Ответ на эту точку зрения уже приведен выше.

Шейх Ибн Баз, один из крупнейших ученых, в своем комментарии к книге “Фатху-ль-Бари” пишет: “Наиболее правильно в этом шариатском вопросе считать, что удлинение касается именно ат-тахджиль и подразумевает мытье рук выше локтя и ног выше лодыжек в дополнение к тому, что предписано (фард) из мытья рук и ног. Это сообщил Абу Хурейра, ссылаясь на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в версии хадиса, приведенной Муслимом, хотя Аллаху сие ведомо лучше”.

Один их хадисов, приведенных в “Ас-Сахихе” Муслима, на который указывает в своем комментарии шейх Ибн Баз, звучит следующим образом: “Он вымыл свои руки так, что затронул область выше локтя, и вымыл свои ноги так, что затронул голень”.

[Конец примечания].


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.